Особенности государственного устройства
ВВЕДЕНИЕ
Респу́блика Се́рбия (серб. Репу̀блика Ср̀бија) — государство в юго-восточной Европе, в центральной части Балканского полуострова и частично Паннонской низменности, не имеющее выхода к морю. Член ООН с 2000 года, 1 марта 2012 года официально приобрела статус кандидата в члены Евросоюза.
Согласно конституции Сербии, в её составе находятся два автономных края: Воеводина и Косово и Метохия. Косово с 1999 года согласно резолюции СБ ООН 1244 находится под протекторатом ООН и властями Сербии не контролируется. Институты временного местного самоуправления, в которых албанцы составляют большинство, односторонне провозгласили независимость края 17 февраля 2008 года, которую признали 108 государств-членов ООН. Сербия отказалась признать де-юре суверенитет республики Косово, но признала независимость Косова де-факто, подписав договор о нормализации отношений с Косово в Брюсселе 19 апреля 2013 года и ратифицировав его 22 апреля.
На севере Сербия граничит с Венгрией, на северо-востоке — с Румынией, на востоке — с Болгарией, на юге — с бывшей Югославской Македонией, на юго-западе — с Албанией (только де-юре) и Черногорией, на западе — с Хорватией и с Боснией и Герцеговиной.
Площадь страны занимает 88 361 км²
Численность населения Сербии по итогам переписи, прошедшей в октябре 2011 года — 7 186 862 человека.
После завершения Первой мировой войны Сербия была основателем государства Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, позже стала частью государства Королевства Югославия. После Второй мировой войны Сербия была государством в составе Социалистической Федеративной Республики Югославия. С 1992 года Сербия и Черногория были основателями и государствами в составе федераций: Союзной Республики Югославия и Государственного Союза Сербии и Черногории. В 2006 году Государственный Союз Сербии и Черногории распался, Сербия и Черногория стали отдельными полноправными государствами.
Цель работы: Исследовать политические процессы.
Объектом данного исследования является: Политическая сфера общества.
Предмет исследования: Выявление особенностей, анализ политической сферы в республике.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГМУ
Государственное управление - это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его граждан. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса - необходимость исполнения нескольких функций: защитной (оборонной), социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.
Государственная власть распространяется на находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами объекты.
Главными признаками государственной власти являются:
1. целостность;
2. неделимость;
3. суверенность.
Государственное управление реализует следующие функции.
1. Институциональную - через утверждение необходимых для решения государственных вопросов социально-экономических, политических, гражданских институтов для распределения властных полномочий.
2. Регулятивную - через систему норм и законов, устанавливающих общие правила, регулирующие поведение субъектов.
3. Целеполагающую - через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития страны; реализацию поддерживаемых большинством населения программ.
4. Функциональную - через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.
5. Идеологическую - через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.
Основные принципы формирования системы государственного управления таковы:
1. разделения властей;
2. комплементарности;
3. субсидиарности;
4. суверенности;
5. демократизма;
6. гомогенности.
Принцип разделения властей предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы: исполнительную; законодательную; судебную. Это должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата.
Принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Он предполагает равномерное распределение властных функций в разрезе всей вертикали управления по всем территориальным уровням.
Принцип субсидиарности предполагает процедуру распределения (и перераспределения) полномочий между управленческими уровнями государственной власти, т.е. последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих органов перед населением. Передача полномочий на более высокий уровень управления в соответствии с этим принципом может быть осуществлена только при условии невозможности их исполнения на низшем уровне. Принцип субсидиарности имеет два измерения: вертикальное и горизонтальное.
Вертикальное включает распределение властных полномочий между уровнями власти в направлении от местной власти к государственной.
Горизонтальное измерение охватывает процедуру распределения полномочий между ветвями власти на федеральном, региональном и местном уровнях.
В соответствии с принципом субсидиарности власть должна быть распределена между властными структурами главным образом в связи с сокращением дистанции между населением и представляющей его властью.
Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства. Государственный суверенитет означает "верховенство и независимость власти, подчиненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных полномочий и независимость государства в рамках международного порядка". Будучи атрибутивным признаком государства, суверенитет предполагает набор специальных институтов, обеспечивающих статус самостоятельного субъекта международных отношений.
Принцип демократизма нацеливает население на необходимость активного участия: в принятии решений государственного и муниципального значения; избрании государственных и муниципальных органов власти; разработке программ территориального развития, базирующихся на овладении механизмами вовлечения общественности в текущие дела региона либо муниципалитета; выделение зон полномочий за организованными на территориях общественными объединениями.
Принцип гомогенности определяет преимущества федерального права перед региональным.
Сущность принципа гомогенности проявляется в соответствии с подчиненностью регионального законодательства федеральному, чем обеспечиваются единство государства и всеобщая подчиненность всех институтов власти Основному закону (Конституции РФ).
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ
2.1 КРАТКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
В период раннего средневековья на территориях, которые в 1918 г. стали республиками Югославии, существовали отдельные, в общем, независимые государства. (До этого эти территории входили в Римскую империю.) Королевство Сербия, занимавшее центральное место в обширной Балканской империи в XIV в., было наиболее важным. С конца XIV в. и до середины XV в. большая часть восточной, южной и центральной Югославии - Босния и Герцеговина, Македония и Сербия - была завоевана турками и вошла в состав Османской империи. Исключение составила лишь Черногория, которая осталась независимым княжеством.
В результате восстания против турецкого владычества в начале XIX в. Сербия получила значительную степень независимости. В 1878 г. она стала полностью независимой. Во время Балканских войн 1912-1913 гг. новое королевство Сербия пыталось расширить свои территории за счет Турции и Болгарии. Хорватия и Словения освободились от иностранного владычества в декабре 1918 г., после падения Австро-венгерской империи. Появилось новое Королевство сербов, хорватов и словенцев во главе с конституционным монархом сербом Петром Карагеоргиевичем (1844-1921). Петром I. Монарх правил вместе с избираемым Законодательным собранием. Черногория вошла в союз после того, как ее граждане проголосовали за низложение короля Черногории Николаса.
Петр I умер в августе 1921 г. Его место на троне занял его сын и регент Александр (1888-1934). Александр I переименовал страну в Югославию, или Государство южных («Юго») славян. Столкнувшись с внутренней оппозицией со стороны хорватских федералистов и с внешней угрозой со стороны Италии, в январе 1929 г. он установил сербскую военную диктатуру. В этот период страна все еще считалась экономически отсталой. Более трех четвертей населения были заняты в сельском хозяйстве.
Александр I был убит в Марселе в октябре 1934 г. македонцем, связанным с хорватскими диссидентами. Престол унаследовал его малолетний сын Петр II. В стране был установлен режим регентства во главе с дядей Петра II - Павлом. Югославия ощущала все более и более сильное воздействие со стороны нацистской Германии и Италии. В марте 1941 г. регентский режим был свергнут в ходе переворота, совершенного профашистскими офицерами военно-воздушных сил. Это лишь ускорило успешное завоевание Югославии немецкими войсками. Петр II (1923-1970 гг.; правил в период 1934-1945 гг.) укрылся в Англии, а в Югославии движение сопротивления возглавили две партизанские группы. Первая - под руководством генерала Драза Михаиловича (1893-1946) - представляла собой группу сербских роялистов-четников, или Армию Отчизны. Вторая - группа партизан-коммунистов, или Народно-освободительная армия, возглавляемая Йосипом Брозом, позже получившим имя маршала Тито (1892-1980).
Партизаны-коммунисты (к концу войны их численность достигла 800 тысяч человек) одержали победу в борьбе с фашистскими войсками, и в освобожденном городе Яйце в Боснии в ноябре 1943 г. Тито возглавил временное правительство, названное Исполнительным комитетом национального освобождения. Два года спустя, в ноябре 1945 г., после изгнания оставшихся немецких войск (в этом определенную помощь оказала Советская Армия) была провозглашена Федеративная Народная Республика Югославия. С 1945 года по 1991 год Сербия входила в состав СФРЮ на правах Союзной Республики.
После выборов в Учредительное собрание, которые проходили по одному списку кандидатов-коммунистов из Народного фронта, в январе 1946 г. была принята новая федеральная конституция советского стиля.
В 1948 г. Тито порвал отношения со Сталиным и начал вводить свою собственную, независимую модель коммунизма. Став самым влиятельным человеком в Югославии, Тито также занял созданный в 1953 г. пост президента. На этом посту он пробыл до самой смерти в мае 1980 г.
В сфере внешней политики Югославия, которую исключили из Комиинформа в июне 1948 г. и которая так и не вошла ни в Организацию Варшавского Договора, ни в СЭВ, пыталась занять нейтральное положение между Востоком и Западом, а в 1961 г. сыграла ведущую роль при создании движения неприсоединения.
После смерти Тито в мае 1980 г. пост президента, который в соответствии с конституцией 1974 г. он занимал пожизненно, был отменен. Вместо него был введен институт коллективного, сменяющегося (между республиками) президентства. В этих условиях начали вспыхивать региональные конфликты.
В 1987-1988 гг. федеральное правительство во главе с премьер-министром Бранко Микуличем (род. в 1928 г.; босниец по происхождению), пытаясь реорганизовать экономику, ввело в действие пакет радикальных «рыночно-социалистических» реформ.
Югославское федеральное правительство прекратило свое существование в сентябре-октябре 1991 г., когда из него вышли представители Хорватии, Словении, Боснии и Македонии. 5 декабря 1991 г. Стип Мешич ушел с поста президента, объявив, что «Югославии больше нет».
С 1992 года по 2003 год Сербия входила в состав федеративной Малой Югославии (Союзная Республика Югославия).
1999 год - конфликт в Косово и Метохии, начало Натовских бомбардировок.
24 марта 1999 г, НАТО приняло решение начать широкомасштабную воздушно-бомбовую операцию объединенных сил против сербских военных баз и коммуникационных средств с применением управляемых со спутника крылатых ракет и бомб с лазерным наведением. По словам президента США Билла Клинтона, воздушные атаки использовались для того, чтобы предотвратить дальнейшие нападения сербов на жителей Косова и чтобы ослабить военный потенциал Сербии.
На деле бомбардировке подверглись не только военные базы и группировки сербской армии, но и жилые кварталы Белграда, а также объекты, играющие ключевую роль в экономике Сербии и находящиеся далеко за пределами зоны косовского конфликта.
Кампания НАТО по нанесению воздушно-бомбовых ударов по Югославии длилась 11 недель. О ее эффективности можно судить по тому факту; что из 250 югославских танков на территории Косова были уничтожены только три. Действенными оказались и экономические санкции, которые ослабили экономику Югославии. В результате 9 июня 1999 г. президент Милошевич наконец-то согласился подписать мирный договор по Косову, разработанный Россией, США и ЕС.
С 2003 года по 2006 год Сербия являлась союзной республикой-членом конфедеративного союза Сербия и Черногория (Государственный Союз Сербии и Черногории).
3 июня 2006 года Черногория вышла из конфедеративного Государственного Союза Сербии и Черногории. Таким образом, с этого времени Сербия стала суверенным государством, а международная правосубъектность Сербии и Черногории перешла к Республике Сербии.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Парламент Республики Сербия является представительным и законодательным органом власти.
К ведению Парламента Республики относятся:
- принятие и внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики;
- утверждение изменения границ Республики;
- принятие решения о введении чрезвычайного или военного положения;
- объявление амнистии;
- ратификация международных договоров;
- принятие законов и иных правовых актов Республики Сербия;
- назначение выборов Президента Республики;
- назначение референдума;
- принятие и контроль за исполнением годового бюджета Республики;
- назначение и освобождение от должности председателя Верховного Суда Республики, председателя Верховного кассационного суда;
- назначает и освобождает от должности председателя Народного банка Сербии;
- избирает и назначает Уполномоченного по правам человека Республики;
- решает вопрос о доверии Правительству Республики;
и иные функции установленные действующим законодательством и Конституцией.
Парламент Республики состоит из 250 депутатов избранных путем прямого голосования сроком на 4 года. Выборы Парламента назначаются Президентом Республики за 90 дней до даты проведения голосования.
Депутаты Парламента Республики не могут заниматься предпринимательской и иной деятельностью, приносящей доход, за исключением научной и преподавательской. Депутат Парламента Республики не может быть привлечен к уголовной, административной или другой ответственности в момент исполнения им своих прямых обязанностей, как депутата Парламента. На депутатов Парламента распространяется неприкосновенность.
Депутатская неприкосновенность может быть снята в случаях утвержденных действующим законодательством и только с одобрения Парламента.
Последние выборы в Парламент Сербии (серб. Народна Скупштина) прошли 11 мая 2008 года. Большинство голосов получили Демократическая партия и Сербская Радикальная партия. Правящая коалиция состоит из Демократической партии, Г17+, социалистов, сербского движения обновления и представителей меньшинств.
Руководство:
Председатель - Славица Джукич-Деянович (Социалистическая партия Сербии)
Заместители председателя - Гордана Чомич (Демократическая партия), Божидар Делич (Сербская прогрессивная партия), Наташа Йованович (Сербская радикальная партия), Радойко Обрадович (Демократическая партия Сербии - Новая Сербия), Никола Новакович (Г17+), Юдита Попович (Либерал-демократическая партия).
2.3ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики. Правительство Республики состоит из Председателя Правительства Республики, заместителей Председателя Правительства Республики и отраслевых министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Парламента Республики.
Кандидат на должность Председателя Правительства Республики вносит в Парламент программу работы Правительства и предлагает состав формируемого Правительства.
Парламент Республики одновременно голосует за предлагаемую программу работы Правительства Республики, кандидатуру, предложенную Президентом на должность Председателя Правительства и предложенный состав формируемого Правительства.
Мандат Правительства Республики действителен до истечения срока мандата Парламента Республики, который его назначал. При роспуске Парламента Республики, одновременно прекращается срок действия мандата Правительства.
Членом Правительства Республики не может быть назначен депутат Парламента Республики, депутат законодательного собрания автономного округа и представитель законодательного собрания местного самоуправления, член исполнительного веча автономного округа или органа исполнительной власти местного самоуправления.
Правительство Республики Сербия наделено следующими полномочиями:
- разрабатывает и представляет в Парламент бюджет Республики и обеспечивает его исполнение;
- представляет Парламенту Республики отчет об исполнении бюджета;
- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики Республики;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- осуществляет управление государственной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики и действующим законодательством.
В нынешнем правительстве Сербии четыре заместителя и 25 министров. Состав действующего Правительства сформирован коалицией из Демократической партии (ДС), Г17+, Социалистической партии Сербии (СПС) и партиями меньшинств. Кабинет министров Мирко Цветковича получил одобрение в Скупщине Сербии (127 голосов из 250).
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Правосудие в Сербии осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и неприкосновенны. Судьи подчиняются только Конституции Республики Сербия и действующему законодательству. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Верховный кассационный суд является высшим судом Республики. Председатель Верховного кассационного суда по предложению Высшего совета судей и соответствующего комитета Парламента Республики назначается путем голосования Парламента сроком на пять лет и по истечению срока больше не может быть избран на эту должность.
Высший совет судей Республики является независимым и самостоятельным органом, который обеспечивает и гарантирует независимость судопроизводства. Высший совет судей состоит из 11 членов совета, назначенных сроком на 5 лет. В состав Высшего совета входят председатель Верховного кассационного суда, Министр юстиции и председатель соответствующего комитета Парламента Республики. Остальные восемь членов Высшего совета судей избираются Парламентом Республики в соответствии с действующим законодательством, из числа граждан имеющих высшее юридическое образование и практику профессиональной деятельности не мене 15 лет.
Конституционный суд является независимым государственным органом и рассматривает спорные вопросы установления законности и прав человека и гражданина в соответствии Конституцией Республики.
В ведение Конституционного суда входят следующие вопросы:
- рассмотрение действующего законодательства, нормативных актов принимаемых Президентом, Парламентом, Правительством на предмет соответствия действующей Конституции;
- рассмотрение действующих международных договоров на предмет соответствия Конституции;
- рассмотрение общих правовых актов на предмет соответствия с действующим законодательством и Конституцией;
- рассмотрение законодательных актов автономных округов на предмет соответствия действующему законодательству и Конституции;
- рассмотрение споров между республиканскими органами власти, органами местного самоуправления и органами власти автономных округов;
- рассмотрение спорных вопросов в процессе выборов в Парламент;
и иные вопросы, установленные действующим законодательством.
В состав Конституционного суда Республики входят 15 судей назначаемых сроком на 9 лет. Пять судей Верховного суда избираются Парламентом Республики, пять судей назначаются Президент Республики, а пять судей назначает Верховный кассационный суд Сербии.
Финансирование судов производится только из бюджета Республики и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с действующим законодательством.
СЕРБСКАЯ РАДИКАЛЬНАЯ ПАРТИЯ
Сербская радикальная партия (СРП) - ведущая правая партия сербских националистов. Берет свое начало с сербской Радикальной партии, существовавшей до 1945 г. и бывшей крупнейшей партией Сербии и Югославии. В 1990 г. восстановлена диссидентами-националистами как Сербское движение свободы, которое объединилось с Сербским народным обновлением в Сербское движение обновления. Позднее партия была переименована в Сербское четническое движение, а с 1991 г. носит имя СРП.
Современная СРП резко осуждает «исторические болезни» «югославизма» и коммунизма и считает образование югославянского государства ошибкой, приведшей в итоге к разъединению и «геноциду» сербского народа. Партия провозглашает своей целью объединение всех сербов и создание государства, охватывающего Сербию, Черногорию, сербские районы Боснии и Хорватии, а также Македонии. СРП выдвигает на первый план развитие сербского национального сознания и патриотизма, национальное и православное воспитание молодежи и укрепление сербских традиций, выступает за то, чтобы сербский народ «с помощью государства вернулся под крыло своей церкви». Партия ратует за унитарную и централистскую парламентскую республику, против любого федерализма и какой-либо автономии внутри государства. Вся власть должна принадлежать однопалатному парламенту и избираемому им правительству. В области экономики СРП объявила о своей верности «индивидуалистическо-либеральным» концепциям: она считает право собственности основным правом и основополагающей свободой человека, требует полной приватизации (за исключением телекоммуникации, энергетики и путей сообщения) и свободной конкуренции. Роль государства, по мнению радикалов, должна ограничиться защитой частной собственности, обеспечением свободы на рынке, привлечением капиталовложений и обеспечением международной конкурентоспособности. В социальной области СРП предлагает защищать только самые нуждающиеся слои и отказаться от «субсидирования всего общества». Обязательное социальное страхование партия призывает заменить на добровольное и частное.
На протяжении 1990-х годов политика СРП колебалась между оппозицией и сотрудничеством с администрацией Милошевича. На выборах 2000 в сербскую Скупщину партия собрала 8,6% голосов и получила в ней 23 места. Лидер СРП - Томислав Николич.
ЛИГА СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ ВОЕВОДИНЫ (ЛСДВ)
Лига социал-демократов Воеводины (ЛСДВ) основана в 1990 г. Добивается предоставления Воеводине статуса республики в рамках федеративной Сербии, осуществления «социал-демократических принципов организации общества», укрепления многопартийной парламентской системы и равноправия народа Воеводины. ЛСДВ призывает к утверждению «социального государства», которое делает возможным существование «гуманного, справедливого и солидарного общества» и несет обязательства в таких областях, как здравоохранение, образование, забота о подрастающем поколении, стариках, нетрудоспособных, безработных и т.д. Частные инициативы в этих сферах должны, по мысли социал-демократов Воеводины, служить лишь дополнением.
Лига - за существование различных форм собственности и предпринимательства, причем их выбор должен определяться соображениями экономической эффективности, интересами граждан и общества. Партия ратует за полную занятость, гарантии прав наемных работников и их участие в принятии экономических решений. В 2000 г. ЛСДВ завоевала 5 мест в Скупщине Сербии в рамках блока ДОС; лидер партии Ненад Чанак был избран председателем регионального парламента Воеводины. В настоящее время партия входит в правящую коалицию Мирко Цветковича, но не представлена в правительстве министрами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Известный сербский историк, Сима Чиркович считает, что Сербская государственность и ее исторические перипетии неотделимы от этнической истории сербов, однако первична, по его мнению, именно последняя. Он подчеркивает, что истоки формирования сербской национальной общности восходят к VII в., к эпохе миграции славянских племен на Балканском полуострове, но он утверждает, что процесс формирования сербского народа не закончился ни в XIX, ни в XX в. Драматические события, последовавшие за распадом Югославии, только подтверждают его точку зрения.
Следуя примеру сербского историка можно сказать, что и политическая система Республики Сербии ещё окончательно не сформировалась. Сербы обрели своё государство и создали систему управления на своей территории.
По конституции Сербия является демократическим государством, сербского народа и всех проживающих в ней граждан, граждане которого должны соблюдать демократические принципы, закрепленные Конституцией. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция и республиканские законы имеют верховенство на всей территории Сербии.
Реально же в стране множество проблем как с соблюдением законов и конституции, так и в самой структуре власти. Ярким тому примером является ситуация в Косово. В целом политическую ситуацию в республике можно характеризовать как посткризисную.
Властям Сербии надо заняться решением социально-экономических и правовых проблем, которые ждут своего решения с конца 80-х гг. При этом политики зачастую отвлекают общественное внимание от насущных проблем формирования устойчивого экономического развития и социальной модернизации. Многие считают, что сильная Сербия - это Сербия, обладающая максимально возможной территорией, а вовсе не Сербия с развитым обществом, эффективными институтами государственной власти и сильной социальной политикой. Поэтому много общественных сил уходит на «собирание» территорий и борьбу за исконные сербские ценности. Такое положение дел можно характеризовать как политический, экономический и нравственный тупик, ясный и явный выход из которого не просматривается до сих пор. Таким образом система эта далека от совершенства и нуждается в серьёзном реформировании.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Республики Сербия 2006 г.
2. Чарский, В.В. Сербский язык. Справочник по грамматике / В.В. Чарский. - М.: Живой язык, 2013. - 224 c.
3. Дербишайр Дж.Д. Политические системы мира. В 2 т. - Т. 1. ? Рипол Классик, 2014. – 487 с.
4. Цветкович В.Н. Партийная борьба и СМИ в Сербии. / Сербия о себе: Сборник. / Сост. М. Йованович - М.: Европа, 2005. - 520 с.
5. Чиркович С.М. История сербов. - М.: Весь мир, 2011.-158 с.
6. Никифоров К.В. Сербия на Балканах. XX век. — Москва: Индрик, 2012. — 176 с.
7. Љубоја, Бранко. Организација власти у локалној самоуправи у Републици Србији. — Београд: Стална конференција градова и општина — Савез градова и општина Србије, 2013. — 57 с.
8. Цонић, Благоје Проблеми у обележавању територије и назива насељених места и утицај на безбедност саобраћаја – студија примера за општину уб (серб.) // VI стручни семинар «Улога локалне заједнице у безбедности саобраћаја». — Дивчибаре, 2011. — С. 102.
9. Попис становништва, домаћинства и станова 2011. у Републици Србији. Етноконфесионални и језички мозаик Србије / Др Ђурић В., Проф др Танасковић Д., Проф др Вукмировић Д., ЛаЂевић П.. — Београд: Републички завод за статистику, 2014. — 207 с.
10. Статистички годишњак 2015. — Београд: Републички завод за статистику, 2015. — 439 с.
11. Наратов Н.А. «Геополитика», М., «Юнити-Дана», 2011 г.- 874 с.
12. Кульба В.В., Косяченко С.А., Янич С.С. Подготовка исходных данных для моделирования сценариев развития Сербии и Черногории., 2003 г.- 121 с.
13. Сариева Ш. К. Перспективы развития внутренней политики в Сербии: возможности и реальность // Наука, новые технологии и инновации. — 2015. — № 3. — С. 115
14. Кожемякин С. В. Внешняя политика Сербии в зеркале интеграционных процессов в Центральной Азии // Постсоветский материк. — 2014. — № 1 (1). — С. 105
Интернет-ресурсы
1. Википедия. Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.org
ВВЕДЕНИЕ
Респу́блика Се́рбия (серб. Репу̀блика Ср̀бија) — государство в юго-восточной Европе, в центральной части Балканского полуострова и частично Паннонской низменности, не имеющее выхода к морю. Член ООН с 2000 года, 1 марта 2012 года официально приобрела статус кандидата в члены Евросоюза.
Согласно конституции Сербии, в её составе находятся два автономных края: Воеводина и Косово и Метохия. Косово с 1999 года согласно резолюции СБ ООН 1244 находится под протекторатом ООН и властями Сербии не контролируется. Институты временного местного самоуправления, в которых албанцы составляют большинство, односторонне провозгласили независимость края 17 февраля 2008 года, которую признали 108 государств-членов ООН. Сербия отказалась признать де-юре суверенитет республики Косово, но признала независимость Косова де-факто, подписав договор о нормализации отношений с Косово в Брюсселе 19 апреля 2013 года и ратифицировав его 22 апреля.
На севере Сербия граничит с Венгрией, на северо-востоке — с Румынией, на востоке — с Болгарией, на юге — с бывшей Югославской Македонией, на юго-западе — с Албанией (только де-юре) и Черногорией, на западе — с Хорватией и с Боснией и Герцеговиной.
Площадь страны занимает 88 361 км²
Численность населения Сербии по итогам переписи, прошедшей в октябре 2011 года — 7 186 862 человека.
После завершения Первой мировой войны Сербия была основателем государства Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, позже стала частью государства Королевства Югославия. После Второй мировой войны Сербия была государством в составе Социалистической Федеративной Республики Югославия. С 1992 года Сербия и Черногория были основателями и государствами в составе федераций: Союзной Республики Югославия и Государственного Союза Сербии и Черногории. В 2006 году Государственный Союз Сербии и Черногории распался, Сербия и Черногория стали отдельными полноправными государствами.
Цель работы: Исследовать политические процессы.
Объектом данного исследования является: Политическая сфера общества.
Предмет исследования: Выявление особенностей, анализ политической сферы в республике.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГМУ
Государственное управление - это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его граждан. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса - необходимость исполнения нескольких функций: защитной (оборонной), социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.
Государственная власть распространяется на находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами объекты.
Главными признаками государственной власти являются:
1. целостность;
2. неделимость;
3. суверенность.
Государственное управление реализует следующие функции.
1. Институциональную - через утверждение необходимых для решения государственных вопросов социально-экономических, политических, гражданских институтов для распределения властных полномочий.
2. Регулятивную - через систему норм и законов, устанавливающих общие правила, регулирующие поведение субъектов.
3. Целеполагающую - через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития страны; реализацию поддерживаемых большинством населения программ.
4. Функциональную - через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.
5. Идеологическую - через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.
Основные принципы формирования системы государственного управления таковы:
1. разделения властей;
2. комплементарности;
3. субсидиарности;
4. суверенности;
5. демократизма;
6. гомогенности.
Принцип разделения властей предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы: исполнительную; законодательную; судебную. Это должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата.
Принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Он предполагает равномерное распределение властных функций в разрезе всей вертикали управления по всем территориальным уровням.
Принцип субсидиарности предполагает процедуру распределения (и перераспределения) полномочий между управленческими уровнями государственной власти, т.е. последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих органов перед населением. Передача полномочий на более высокий уровень управления в соответствии с этим принципом может быть осуществлена только при условии невозможности их исполнения на низшем уровне. Принцип субсидиарности имеет два измерения: вертикальное и горизонтальное.
Вертикальное включает распределение властных полномочий между уровнями власти в направлении от местной власти к государственной.
Горизонтальное измерение охватывает процедуру распределения полномочий между ветвями власти на федеральном, региональном и местном уровнях.
В соответствии с принципом субсидиарности власть должна быть распределена между властными структурами главным образом в связи с сокращением дистанции между на