Языковые особенности публицистического стиля речи
Лексические средства
· Общественно-политическая лексика: демократия, избирательная кампания, митинг, прогрессивный, политическая партия
· O Термины (науки, искусства, спорта, военного дела): арена политической борьбы, информационные технологии, диалог между странами, инновационные открытия.
· O Речевые стереотипы (клише): по данным из информированных источников, век развития коммуникаций, эра Интернета.
· O Неологизмы: модифицированный, планшет, гаджет, ньюсмейкер.
Морфологические и словообразовательные средства
- Активное использование интернациональных приставок: анти-, контр-, нео-, псевд-, ультра - и т. п.: ультрасовременный, антиглобалист, псевдоискусство.
- слова с суффиксами -ость, -ств, - ени, интернациональными суффиксами - ци(я), изацш(я), - ист, - изм, - ант: гуманизм, информатизация, модернизация.
- Существительные, имеющие собирательное значение: человечество, студенчество.
- Императивные формы глаголов, выражающие призыв к совместному действию: должны начать, обновляйте, будем продолжать.
Синтаксические средства
O Риторические вопросы: Кто такой герой нашего времени? С этим вопросом мы обратились к нашим зрителям.
O Повторы: Мы часто даже не знаем всех возможностей наших гаджетов, не знаем и не хотим узнавать.
O Восклицательные предложения: Какой удивительный мир открывается перед человеком, впервые «познавшим» Интернет!
O Обращения: Уважаемые слушатели! Сегодня мы поговорим о новинках в сфере IT-технологий.
Задание 5. Прочитайте данный текст. Отметьте черты, характерные для публицистического стиля. Найдите все языковые средства, характерные для публицистического стиля.
Составьте вопросы к тексту. При составлении вопросов особое внимание обратите на неологизмы, связанные с технологиями.
Перепишите текст так, чтобы он имел форму интервью (или нескольких интервью с разными людьми). Вы можете добавлять дополнительную информацию или использовать только то, что дано в тексте.
ИнтерДа или ИнтерНЕТ?
Первая в истории человечества премия под названием «Технология тысячелетия» была присуждена Тиму Бернерсу Ли – изобретателю Интернета.
Работая в 80-е годы XX века в Европейском центре ядерных исследований, Бернерс Ли придумал и внедрил метод, названный гипертекстом. Этот метод и лёг в основу передачи информации по компьютерной сети.
Осенью 1990 года появился первый в мире интернет-сервер и интернет-браузер – так родилась «документированная вселенная», о которой мечтали многие ученые XX века.
К сожалению, всемирная паутина давно превратилась в глобальную помойку. Здесь можно найти всё – порносайты, информацию о наркотиках и взрывных устройствах и т. д. Можно на странице интернет-форума оскорбить как угодно кого угодно и не понести за это никакой ответственности. Здесь уже нельзя отличить правду от лжи. «Сейчас анонимность Интернета граничит с хаосом, – говорит разработчик антивирусных программ Евгений Касперский. – Отсутствие правил поведения, наблюдательных органов напоминает ситуацию на дорогах, где нет правил, знаков, водительских прав, номеров. Причем даже если 99% пользователей будут вести себя корректно, 1% хулиганов сможет нарушить работу всей Сети».
Выход можно найти или в модернизации Интернета, или в создании Интернета-2, параллельного и надежно защищенного. Ведь это большое заблуждение, что Всемирная паутина анонимна. Человек выходит в Сеть – и все его передвижения фиксируются у провайдера. Значит, эту информацию можно использовать для организации новой Всемирной паутины, для определения каждого пользователя (что-то наподобие водительских прав).
Впрочем, по мнению Касперского, Интернет – в том виде, в каком существует сейчас, – доживает свои последние годы. Уже сейчас есть вирусы, способные за считанные часы «убить» его. Просто их до поры до времени не выпускали за пределы узкого круга специалистов.
Если же хакеры совершат глобальную атаку на Сеть и выведут
из строя несколько суперсерверов (это основа Интернета – их всего чуть больше десяти), то Всемирная паутина окажется разорванной на части. И пользователи из разных регионов просто не смогут связаться друг с другом. И тогда мы вернёмся к старым средствам
связи – почте, телефону и телеграфу. Наверное, и о книгах на полках вспомним... Неужели такое возможно? (По Д. Писаренко)
Задание 6.Выберите из газетно-журнальных текстов не менее 10 публицистических устойчивых словосочетаний. Покажите на их примере положительно-оценочную и отрицательно-оценочную окрашенность в публицистических контекстах.
Например: Словосочетания, имеющие положительно-оценочную окрашенность: Мир цифровых технологий энергично развивается в различных направлениях: компьютерном, цифровом, бытовом. Словосочетания, имеющие отрицательно-оценочную окрашенность: Сегодня интернет-провайдеры не пытаются вставлять друг другу палки в колеса, так как этот рынок практически свободен.
Задание 7.Ознакомьтесь с рядом советов по овладению речевым мастерством.
· Найди самого себя, свой образ оратора, индивидуальную манеру, стиль личности, применительно к собственным возможностям, особенностям аудитории, места и времени речи. В речи должны чувствоваться личность, воля и своеобразие говорящего.
· Учись говорить практически, приобретай опыт речевых «сражений», опыт реальной речевой борьбы: по словам древних, поэтами рождаются, ораторами становятся.
· Анализируй собственные и чужие выступления, учись находить в них достоинства и недостатки, перенимая первые и отказываясь от последних.
· Найди образец и у него учись.
· Изучай законы и правила риторики (законы — теоретические положения, выведенные из практики ораторского красноречия или речевого общения в целом. Из законов выводятся правила для практического пользования речью).
· Знакомься с творчеством писателей и ораторов разных эпох и стилей (в судебном красноречии — Плевако, А. Ф. Кони, Пороховщиков и др, в академическом красноречии — Т. П. Грановский, В. О. Ключевский, И. И. Давыдов, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский, В. В. Виноградов, в духовном красноречии — митрополит Кирилл, в политической риторике — Феофан Прокопович, Александр 1, Столыпин, Витте, В. И. Ленин и мн. др.): невозможно стать хорошим оратором, не зная образцовых сочинений той культуры, в которой вы родились и формируетесь как личность.
· Упражняйся и практикуйся в написании и произнесении текстов речей, чтобы представить себя в будущих ситуациях речевой борьбы.
· Читай образцовые тексты (прозаические и поэтические), анализируй их содержание и стиль, декламируй вслух образцы текстов ораторских речей, постепенно выучивая их наизусть, возможно, записывая себя на диктофон, видеокамеру с целью последующего анализа недостатков своего образа оратора (в частности, анализа темпа речи, уместности пауз, интонационных особенностей, словесных повторов, умения стоять или двигаться, использовать жестикуляцию, наличия боязни говорить и ненужной скованности, сосредоточенности на себе, а не на слушателе и материале своей речи и т. д.).
· Занимайся техникой речи, используя комплекс упражнений на разработку, постановку дыхания, развития ясного и четкого произношения, полетности голоса (По В. И. Аннушкину).
1.При каких условиях возможно общение? Дайте развернутый ответ на 1-2 мин.
Задание 8. Прочитайте речь Ф.Н. Плевако «В защиту крестьян Севского уезда, обвиняемых в участии в преступном скопище» (см. Приложение 1), проанализируйте ее, используя в качестве алгоритма анализа следующие вопросы:
1. Представьте себя на месте судьи, слушающего речь Ф.Н. Плевако. Какие чувства она у вас вызывает? Возникает ли желание поддержать позицию знаменитого адвоката, встать на его точку зрения? Почему?
2. В основе риторической стратегии Ф.Н. Плевако, как правило, лежит психологическая аргументация. Подтверждается ли это представление данным текстом? Докажите свое мнение примерами.
3. Обратите внимание на фактическую сторону речи. Какую роль в ней играют факты и детали, связанные с делом? Почему?
4. Дает ли оратор характеристику подсудимым? В чем ее особенность? Подтвердите ответ двумя - тремя примерами из текста.
5. Перечитайте начало речи. Здесь формируется психологическая установка на восприятие риторического текста, позволяющая впоследствии реализовать скрытый пока замысел адвоката. В чем, на ваш взгляд, заключается эта установка? Как следует воспринимать первые два предложения речи?
6. Для чего Ф.Н. Плевако понадобилось выступать «от лица подсудимых»? Укрепило или ослабило это его ораторскую позицию? Докажите свое мнение.
7. Использует ли Ф.Н. Плевако аргументы к этосу? С какой целью? Приведите примеры.
8. Найдите в тексте речи наиболее удачные, с вашей точки зрения, изобразительно-выразительные средства. Какие функции они выполняют?
9. Конец речи представляет собой короткий, наполненный пафосом призыв к судьям - проявить милосердие к «бедному люду». Насколько убедительно звучит такой призыв (исходя из композиционной структуры всей речи)? Можем ли мы утверждать, что Ф.Н. Плевако удалось значительно снизить в глазах слушателей степень общественной опасности совершенного преступления и пробудить чувство ответственности за судьбу ближнего?
10. Составьте партитуру речи Ф.Н. Плевако. Подготовьтесь к выступлению на практическом занятии.
Задание 9.Придумайте рекламу:
-предмета «Русский язык и культура речи» ( Расскажите об этом предмете: почему он вам нравится, что он дает в жизни, что вы изучили, будете изучать; почему его нужно изучать на вашем факультете; призовите всех изучать этот предмет).
- своему учебному заведению;
–любимой вами телевизионной передачи (призовите регулярно ее смотреть) фильму, книге;
- предложите свою тему.