Тема 7. Массовые коммуникации.
План: 1. Слухи и их разновидности. Сплетни.
2. Средства массовой коммуникации.
3. Система массовой коммуникации.
4. Эффекты массовой коммуникации.
1.Исторически возникновение и развитие масс и массового поведения связано с каналами неофициальной, неформальной информации – с циркуляцией слухов.
Слухи – это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации), распространяющаяся исключительно в устной форме и функционирующая исключительно в звуковой форме.
Слухи – это «массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу».
Типологии слухов:
Абсолютно Просто Относительно Близкие к
недостоверные недостоверные недостоверные действительности
По степени недостоверности
СЛУХИ
По эмоциональным характеристикам
«Слух-желание» «Слух-пугало» «Агрессивный слух» «Нелепый слух»
Известны два фундаментальных условия, совпадение которых делает возможным возникновение слуха.
Наличие интереса массовой аудитории к определенной проблеме, которую отличает высокая актуальность и связь с потребностями людей.
Неудовлетворенность интереса и информационных потребностей. Жизнь сама должна порождать потребность в информации на ту или иную тему. Потребность должна быть актуальной, т. е. неудовлетворенной. При этом условии почти любое сообщение будет заполнять информационно-пртребностный вакуум и пользоваться успехом, передаваясь в виде слуха. Ощущение неудовлетворенности интереса возникает в двух случаях. Либо это всякое отсутствие информации на данную тему вообще, либо же ситуация, в которой имеющаяся информация не представляется аудитории надежной.
Обычно это является следствием явного недоверия к источнику информации. Достаточно частый и типовой вариант — недоверие к официальным, правительственным источникам информации.
Уровень эмоционального напряжения в общности, в которой возникает слух, и связанная с этим потребность в эмоциональной разрядке посредством интенсификации массового общения. Потребность в регуляции эмоциональных состояний является условием формирования масс. Это относится и к их информационному поведению.
Длительное пребывания общности в эмоционально обедненной, «скучной» ситуации, и потребность в эмоциональной «подзарядке», в эмоциональном насыщении. Такая потребность требует удовлетворения.
По мнению Р. Л. Росноу, специально занимавшегося исследованием психодинамики слухов, слухи как особый информационный феномен играют сильную эмоционально-облегчающую и «очищающую», почти катарсическую роль.
Это подтверждает закон Г. Олпорта-Л. Постмэна.
Закон Г. Олпорта-Л. Постмэна гласит: интенсивность слуха (вероятность возникновения, скорость и масштаб распространения, степень влияния на поведение толпы) — функция, производная от значимости его содержания и уровня неопределенности информации по интересующему вопросу:
интенсивность слуха= заинтересованность х неопределенность информации.
В упрощенном виде это выглядит следующим образом:
С = И х Д,
где С — слух, и — интерес, Д — дефицит. Знак умножения означает, что при нулевом значении одного из сомножителей произведение равно нулю. Неопределенность информации — это дефицит, но не всякой, а субъективно надежной информации. Он обратно пропорционален количеству официальных сообщений (КС) и доверию к источнику (ДИ):
ДИ =
Если соединить две приведенные формулы, то
С=
В специальных экспериментах было установлено, что содержательная значимость слуха — не самый существенный фактор. Весьма существенны такие факторы, как тревожность и эмоциональная неуверенность общности, способствующие принятию и распространению слуха, причем значимость последнего зависит от того, порождены ли слухи ситуацией или имманентно присущи данной общности, т. е. порождены ей самой.
На возникновение слухов влияют и мелкие детали. К ним относится, например, демонстративная «закрытость», «секретность», эксклюзивность сообщения.
Трансляция «засекреченного» сообщения – фактор повышения социального статуса источника, подчеркивает его «информативность», вхожесть «в сферы». Важной деталью оказываются ссылки на «авторитетные источники».
Особенности циркуляции слухов.
«СГЛАЖИВАНИЕ»
процесс циркуляции
Слух «ЗАОСТРЕНИЕ» Модификация слуха
«АДАПТАЦИЯ»
Одна из разновидностей слухов — сплетни. Словарь С. И. Ожегова определяет сплетню как «слух о ком-чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях».
Внешне сплетни обычно всеми осуждаются как проявление поверхностных интересов, «погоня за сенсациями», проявления «интриганских методов» и т. д. Тем не менее, сплетня сохраняет живучесть и определенное место в общественных отношениях. Это обусловлено многообразием ее социальных и психологических функций. Главная из них, как и у слухов, — информационное самонасыщение масс по собственным каналам. Как и слух, сплетня — особый механизм формирования психологии масс.
В отличие от слуха, который всегда недостоверен, под сплетней понимают ложную или истинную, проверенную или не поддающуюся проверке, неполную, пристрастную, но правдоподобную информацию о делах, которые рассматриваются как личные, но могут иметь широкий резонанс, и об обстоятельствах, касающихся достаточно закрытых сторон жизни элитных групп.
Слухи касаются всех — в этом залог их массовости. Сплетни касаются немногих, но эти немногие интересны многим. Механизм иной, хотя результат сходный. Как и слухи, сплетни удовлетворяют определенную информационную потребность. Однако это потребность не в жизненно важной, а как бы в дополнительной информации о жизни популярных персон и закрытых для большинства общностей. Сплетни более информативны, конкретны и детализированы, но менее эмоциональны.
Обычно сплетни носят более локальный и «интимный» характер. Они имеют оттенок непристойности и касаются как бы запретных, сокрытых в силу их «неприличности» тем. Сплетня — это информация, о которой нельзя написать. Она принципиально относится к разряду «непечатной». Как правило, сплетни передаются секретно, с ощущением принадлежности сплетников к определенному «кругу», и касаются тех вопросов, на публичное и гласное обсуждение которых обычно накладывается табу.
Психологические функции сплетен.
Информационно- Аффилиативно- Развлекательно-
познавательная интеграционная игровая
функция функция функция
СПЛЕТНИ
Проекционно- Функция социального Тактическая
компенсаторная контроля функция
функция
2. Массовая коммуникация (от латинского communicatio — «сообщение, передача») или массовая информация — процесс производства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения и общение людей как членов «массы», осуществляющееся с помощью технических средств. Индустриальное развитие человечества, сопровождаясь ускоренной урбанизацией, скоплением в городах огромных масс людей, оказавшихся вырванными из прежнего привычного окружения, делало малоэффективными прежние способы социальной взаимосвязи, требовало новых форм общения. Такой формой и стала массовая коммуникация — особая среда формирования, распространения и функционирования различных образцов восприятия, мышления и поведения, через усвоение которых происходит воспроизводство «массы».
Материальной предпосылкой возникновения массовой коммуникации в первой половине XX века стало создание технических устройств (прежде всего, массовое распространение радио), позволявших осуществлять очень быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов вербальной, образной и музыкальной информации. Комплексы этих устройств, обслуживаемых профессионалами, принято называть «средствами массовой информации» или «средствами массовой коммуникации».
Массовая коммуникация — особая деятельность, осуществляемая специалистами ради воздействия на объективно несвязанные между собой группы и отдельных индивидов ради массовизации их сознания и поведения. М. Вебер прямо рассматривал прессу как «капиталистическое предприятие». Р. Парк, Ч. Кули, У. Липман и др. трактовали массовую коммуникацию как «особый способ общения массы» — возникающей на волне индустриализации «коллективной группировки», объект интересов членов которой лежит вне локальных групп и культур, к которым они принадлежат.
Поначалу массовая коммуникация трактовалась исследователями как новый способ общения индивидов в пределах большого города, где они вырваны из привычных условий взаимодействия и действуют независимо от социальных ролей, определяемых их положением в группах. В такой ситуации надличностная коммуникация соединяет людей, образуя некоторую общность. Подразумевалось, что чтение газет, прослушивание радио и просмотр телепрограмм выступают как механизм, формирующий массу, что называется, на «ровном месте».
Однако уже в 1940 году П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и Г. Годэ показали, что дело обстоит не так просто. Они установили, что массовая коммуникация на самом деле не такая уж и массовая с точки зрения внутренней структуры ее воздействия. Распространяемые ею сообщения первоначально усваиваются так называемыми «лидерами мнений», в большинстве неформальными, а уже от них поступают к менее активным последователям. Так было установлено наличие двух уровней коммуникационного процесса. «Верхний» уровень — опосредованное общение между достаточно большими массами людей. «Нижний» уровень — межличностная коммуникация, способствующая усвоению коммуникации массовой через адаптацию ее сообщений с помощью «лидеров мнений». Оба уровня (особенно последний) имеют непосредственную связь с источниками массовой коммуникации.
В русле выявления зависимости массовой коммуникации от широкого социального окружения возникли теории «диффузии инноваций» и «обратной связи» от аудитории к коммуникатору (схема Дж. Райли, Ф. Балль). Затем стали активно изучаться функции массовой коммуникации. Надо отметить, что существующие концепции места и роли массовой коммуникации в обществе многообразны. Одни видят в массовой коммуникации концентрацию власти «верхов» над «низами» (Р. Миллс). Другие рассматривают ее как способ духовного контроля над массами (П. Лазарсфельд, Р. Мертон). Третьи — как решающую сферу борьбы политиков за обеспечение господства в мире (X. Шиллер). Особое место занимают оригинальные теории М. Маклуэна и А. Моля, рассматривающие массовые коммуникации и создаваемую ими «массовую культуру» как новый этап социального общения.
Социальные функции массовой коммуникации.
Информационная функция — основная, непосредственная задача массовой коммуникации.
Социализирующая функция (или функция воспитания) связана с формированием или изменением интенсивности и направленности социально-политических установок, ценностей или ценностных ориентации аудитории, с которой идет коммуникационный процесс. Это обучение нормам, ценностям и образцам поведения.
Организационно-поведенческая функция связана с прекращением или, напротив, инспирированием какого-либо действия аудитории, а также с изменением конкретного действия или всей деятельности,
Эмоционально-тонизирующая функция. Массовая коммуникация создает и поддерживает определенный эмоциональный уровень аудитории, стимулируя ее эмоциональные реакции.
Коммуникативная функция, с одной стороны, связана с усилением, поддержанием или, напротив, ослаблением связей между разными индивидами или частями аудитории. С другой стороны, она связывает коммуникатора с аудиторией.
Психологические функции массовой коммуникации.
Функция формирования массовой психологии и массы как субъекта социально-политического действия является стратегической для массовой коммуникации.
Остальные функции выполняют роль инструментов в решении основной задачи.
Интеграционно-коммуникационная функция связана с созданием общего эмоционально-психологического тонуса аудитории.
Информационная функция обеспечивает аудиторию определенным набором информации, создает единую систему координат в ее восприятии.
Социализирующе-воспитательная функция формирует единые установки, ценности и ценностные ориентации.
Функция организации поведения стимулирует действия сформированной массы в определенном направлении.
Две последние задачи важны для коммуникатора. Для массы они не имеют принципиального значения. После реализации трех первых задач масса формируется как самодостаточная общность, которая сама может выбрать установки, ценности, ориентации и удобное для себя поведение.
Из сказанного следуют два вывода. Во-первых, массовая коммуникация объективно является особым способом общения разобщенных индивидов, неизбежно способствующим их самоорганизации в массу. Это мало зависит от коммуникатора. Во-вторых, помимо объективной, вынужденной для коммуникатора функции формирования естественных масс (без этого нет массовой коммуникации как особого феномена), массовая коммуникация может формировать и массы искусственные. Это уже субъективный процесс, зависящий от коммуникатора. Он происходит при осуществлении двух последних функций и связан с манипулированием возникшим массовым сознанием.
4. В современном мире борются две тенденции. Одна, уходящая, не признает наличия каких-либо особых «эффектов». Дж. Клэппер писал: «Массовая коммуникация не служит необходимой и достаточной причиной перемен в аудитории. Скорее, массовая коммуникация функционирует среди и через посредство промежуточных факторов и явлений. Эти сопутствующие факторы таковы, что, как правило, делают массовую коммуникацию дополняющим фактором, а не единственной причиной в процессе закрепления существующих условий». Однако время показало, насколько ошибочен этот вывод. Из специальных исследований и практики известен целый ряд важных эффектов массовой коммуникации.
«Эффект ореола». Иногда его еще называют также «эффектом нимба». Нимб— это светящийся круг, возникающий вокруг головы Бога, его апостолов или просто святых и великомучеников. Обычно под словами «эффект ореола» в современной массовой коммуникации понимается то «голубое свечение», которым отличаются телеэкраны и которое как бы передается часто «мелькающим» на телеэкране персонам. В традиционной социальной психологии под «ореолом» понималось распространение авторитета, популярности от конкретного лидера или же какого-то обобщенного символа на их последователей и сторонников.
Из повседневной жизни известно: человек, узнаваемый внешне по его частым появлениям на телеэкране, неизбежно воспринимается простыми людьми как «начальник». Даже затратив значительные усилия, простую аудиторию бывает просто невозможно переубедить в этом. Причина такого восприятия заключается в том, что массовая коммуникация действительно является массовой не только в чисто количественном, но и в качественном смысле.
Нет смысла повторять: не люди выбирают депутатов и президентов. Вначале их выбирает телевидение. После этого у «избранных» возникает «эффект голубого ореола». И только потом, уже автоматически, реальные избиратели выполняют волю телевидения, всплывающую из подсознания. Как писал Дж. Барбер, «главная задача кандидата на пост президента заключается не в организации коалиции единомышленников или союзов с другими кандидатами или политиками в своей партии или даже в завоевании голосов избирателей, чьи руки он пожимает, а в том, чтобы завоевать на свою сторону журналистов, которые и определят его успех или неудачу».
«Эффект бумеранга». Предыдущий пример касался механизмов «власти телевидения». Теперь — пример его бессилия или даже негативной роли для связанных с ним людей. Он называется «эффект бумеранга».
«Эффект бумеранга» принято рассматривать как дисфункциональный эффект плохой пропаганды. Известны многочисленные факты кумулятивного накопления пропагандистского влияния и наступления предела насыщения человека той или иной информацией. Превышение этого предела дает негативные результаты.
Современный телезритель, «перекормленный» однообразной информацией, способен на восстание против «телекратии» и навязываемых ей политиков: масса телезрителей, «перекормленная» одним и тем же персонажем, вначале начинает тихо, молчаливо ненавидеть его. Затем аудитория отказывает ему в доверии в социологических опросах. Наконец, она идет на откровенный бунт, тайно голосуя против него на выборах.
Д. Катц предупреждал: передозировка информации в коммуникационных процессах вызывает действие защитных психологических механизмов — так называемых «сопутствующих факторов на службе усиления» или «барьеров перед коммуникацией». Эти механизмы и порождают «эффект бумеранга», выражающийся в особого рода «конверсии» — решительном отходе аудитории от прежних взглядов и предпочтений. Наиболее склонны к этому люди, не имеющие устойчивых взглядов и испытывающие перекрестные воздействия разных источников, т. е. общая масса телезрителей.
Телевизионные «бумеранги» — распространенное явление. Поэтому использовать средства массовой информации в политике следует осторожно. Впрочем, сама жизнь снижает их влияние. С возрастанием количества телевизионных каналов, эффективность воздействия каждого из них будет уменьшаться. Уже в ближайшее десятилетие можно прогнозировать частичный закат эффективности телевизионного внушения. Правда, это не означает, что эффекты массовой коммуникации исчезнут вместе с этим процессом.