К. фон Меттерних – практик консерватизма
- на страже «старого порядка»: дипломатическая деятельность К. фон Меттерниха;
- от практики к теории консерватизма: толкование Меттернихом причин и сущности изменений в общественно-политической жизни Европы I половины XIX в.
- эволюция консерватизма: сравнение идейных положений труда Меттерниха «…о состоянии умов в Европе и об обязанностях правительств» и сочинений Э. Берка и Ж. де Местра.
Источники:
1. Берк Э. Размышления о революции во Франции. http://larevolution.ru/Books/Burke1.html
2. Де Местр Ж. Рассуждения о Франции. http://www.twirpx.com/file/580550/
3. Местр Ж. де. Петербургские письма. СПб, 1995.
4. Местр Ж. де. Письма русскому дворянину об испанской инквизиции, СПб, 2007.
5. Миттерних К. Записки князя Меттерниха о состоянии умов в Европе и об обязанностях правительств. http://www.twirpx.com/file/623311/?mode=submit
Литература:
1. 3ак Л. А. Монархи против народов. Дипломатическая борьба на развалинах наполеоновской империи. М., 1966.
2. Бердяев Н.А. Жозеф де Местр и масонство. М., 2008.
3. Берлин И. Жозеф де Местр и истоки фашизма // Философия свободы. Европа. М., 2001.
4. Виат О. Граф Жозеф де Местр // Местр Ж. де Санкт-Петербургские вечера. СПб., 1998.
5. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. М., 2006.
6. Галкин А.А., Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М., 1987.
7. Гениффе П. «Рассуждения о Франции» Ж. де Местра и Французская революция. // Французский ежегодник 2003. М., 2003.
8. Деборин А.М. Социально-политические учения нового времени: В 2-х т. Т.1-2. М., 2009.
9. Консерватизм: идеи и люди / под ред. П.Ю. Рахшмира. Пермь, 1998
10. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. М., 2007.
11. Манхейм К. Консервативная мысль // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С.572 – 668.
12. Мирзоев Е. Б. Легитимистская доктрина Жозефа де Местра и консерватизм в России (начало XIX века) // Новая и новейшая история. 2008. № 6.
13. Национализм, консерватизм и либерализм в новой и новейшей истории Запада. Калининград, 2006.
14. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М., 2010.
15. Оберман К. О роли Меттерниха в европейской дипломатии 1813 г. // Освободительная война 1813 г. против наполеоновского господства. М., 1965.
16. Раковский Х.Г. Князь Меттерних. Его жизнь и политическая деятельность. СПб., 1905.
17. Рахшмир П. Ю. Князь Меттерних: человек и политик. Пермь, 1999.
18. Савин А. Жозеф де Местр. Очерк его политических идей // Вестник Европы. СПб., 1900. Т. I. Кн. 2.
19. Тесля А. Мистика власти: политическая философия Жозефа де Местра // Правовые основы деятельности граждан в современной России: Сборник научных трудов. / Под ред. И. М. Филяниной. Хабаровск, 2005.
20. Фагэ Э. Политические мыслители и моралисты первой трети XIX века. /Под ред. Н.Н. Шамонина. М., 1900.
21. Чичерин Б.H. Политические мыслители древнего и нового мира. М., 2007.
22. Чубарьян А. О. Эволюция европейской идеи (до конца XIX века) // Вопросы истории. 1981. № 5.
23. Чудинов А.В. Размышления англичан о Французской революции: Э. Бёрк, У. Годвин, Дж. Макинтош. М., 1996.
24. Шедивы Я. Меттерних против Наполеона. М., 1991.
Методические рекомендации
1) Подобно либерализму консервативная идеология зародилась в эпоху масштабных социально-экономических изменений II половины XVIII – I половины XIX вв., однако, в отличие от него, стала выражением взглядов не «наступающей» буржуазии, а «обороняющейся» аристократии. В условиях, когда прежние идейные концепции, восходившие ещё к эпохе средних веков, более не могли убедительно обосновывать её монополию на власть, требовалось выработать адекватную сложившимся условиям политическую теорию. Таким образом, сама природа консерватизма определяет структуру семинарского занятия, начать которое требуется с выявления ущерба, понесённого аристократией в ходе событий конца XVIII – I половины XIX вв. Подумайте, с опорой на материалы курса Политическая история зарубежных стран, каковы были социальные, экономические и политические потери «благородного сословия» в ходе Французской революции и либеральных реформ в Великобритании?Как вы думаете,почему к середине XIX в. социальная база консерватизма пополнилась крупной буржуазией(для этого раскройте значение, которое в исторической литературе придаётся понятию«термидор» - откуда пошло это выражение и что под ним понимают историки)? С опорой на материалы курса Политическая история зарубежных стран объясните, почему консерваторам удалось привлечь на свою сторону часть рабочего класса?
2) Далеенеобходимо перейти к общим характеристикам идеологии консерватизма, рассмотренным в лекционном курсе:
- иерархизм и патернализм
- традиционализм
- ограниченный реформизм
- морализм и иррационализм
- монархизм, приоритет сильной государственной власти
- критика капитализма и товарно-денежных отношений, «средневековый» романтизм
- элитизм и антидемократизм
С опорой на сочинения мыслителей требуется продемонстрировать, как каждый из них использовал в своих трудах вышеобозначенные принципы.
Важно: Ключевой составляющей ответа является цитирование используемого источника!
3) Назаключительном этапе семинарского занятия требуется приступить к анализу политико-государственных концепций идеологов консерватизма.
Э. Берк. Часто называется основателем консервативной идеологии, хотя и не является её «классическим» выразителем, сочетал в своих взглядах элементы и либерализма, и консерватизма. Изучение биографии и политической деятельности мыслителя необходимо для того, чтобы понять, почему представитель партии вигов придерживался взглядов, позже характерных для тори. Ключевой темой в эволюции политических взглядов мыслителя стала Великая французская революция. Ответьте на вопросы: как Э.Берк объяснял её причины, в чём видел негативные стороны и считал неприемлемым, какие предлагал альтернативы революционным изменениям жизни общества?Объясните,что мыслитель понимал под естественной аристократией, каково было его отношение к политическим традициям и реформам, каков идеал организации политической жизни общества.
Ж. де Местр. Данный мыслительявляется ярким представителем консервативной идеологии. Его труды позволяют составить наиболее полное представление об этом течении в общественно-политической мысли. Как и в случае Э. Берка, тема Великой Французской революции является чрезвычайно важной в творчестве Ж. де Местра. Необходимо ответить на вопросы: как Ж. де Местр объяснял её причины, в чём видел негативные стороны и считал неприемлемым, какие предлагал альтернативы революционным изменениям жизни общества? Какое место уделял мыслитель религии в жизни общества? Как относился к реформам? Каков был его идеал государственно-политического устройства?
К. фон Меттерних. Был не только теоретиком, но и практиком консерватизма. На семинарском занятии требуется, прежде всего, осветить его деятельность на дипломатическом поприще: участие в Венском конгрессе, европейской дипломатии 1820-40-х гг. Каковы были принципы политики Меттерниха? Что являлось его целями и достижениями как дипломата?Далее необходимо приступить к разбору его сочинения «Записки о состоянии умов в Европе» и ответить на вопросы: как Меттерних объяснял причины революционных изменений в Европе, в чём видел негативные стороны либеральных реформ, какие предлагал альтернативы революции и реформе, каков был его идеал государственно-политического устройства?
В заключение занятия требуется провести сравнение идейных платформ изученных мыслителей, выявить общие и отличительные черты.