Возниковение и развитие политико-правовых доктрин в России (Илларион, Нестор, Владимир Мономах, Даниил Заточник). Российская политико-правовая мысль XV-XVI вв. Концепция Москва – третий Рим
Формирование политических и правовых представлений в Древней Руси связано с
монахами-летописцами
В XI в. на Руси появляются первые литературные произведения Они посвящены
проблемам устройства общества, власти, политике и праву Ярким произведением того
периода является произведение митрополита киевского Иллариона «Слово о законе и
благодати» Он поднимает проблемы взаимоотношения светской и духовной власти и др.
Илларион делит библейскую историю на два периода – период правления закона (описан
в Ветхом Завете; базируется на идее богоизбранности еврейского народа) и период
благодати (описан в Новом Завете; характеризуется распространением христианства).
В последний включается и принятие христианской религии русским народом. Он
подчеркивает религиозно-духовную и политическую автономию Руси от Византии.
Илларион выступает как сторонник сильной княжеской власти.
Автор «Повести временных лет» монах Нестор (начало XII в.) отвергает мнение о
влиянии Византии на Русь Русские для установления порядка пригласили к себе
варягов под предводительством Рюрика. Именно Рюрику принадлежит заслуга создания
Русского государства.
Нестор призывает знать сплотиться перед внешней угрозой в лице кочевых племен
вокруг киевского князя. Его он называет старшим братом для всех русских князей.
Все больше политический раскол на Руси находит свое выражения и в писаниях политических
деятелей. Киевский князь Владимир Мономах в «Поучении» своим сыновьям пишет о
необходимости укрепления государственной власти. Он говорит о необходимости
четко выстраивать взаимоотношения с другими князьями, заботиться о своих
подданных. Княжеские добродетели – это храбрость в бою, забота об обездоленных,
справедливость в судебных делах
В «Слове о полку Игореве» описывается неудачный военный поход князя Игоря
Святославовича на кочевников-половцев
В «Слове» проводятся идеи:
1) о единстве интересов всех русских княжеств;
2) о необходимости сплотиться перед лицом внешнего врага
Главной причиной бедственного положения Руси были междоусобные войны князей Всем
князьям нужно забыть о корыстных интересах и совместными усилиями победить
общего врага В этом заключается подлинное предназначение княжеской власти.
Идеи «Слова о полку Игореве» получают свое дальнейшее развитие в «Молении
Даниила Заточника». Автор призывает князя обратить свой взор на бедственное
положение подданных, на произвол княжеской администрации Автор «Моления»
поддерживает идею о необходимости сильной княжеской власти Он видит опору
общества в сильной власти князя. В «Молении» идеализируется власть князя
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОФЕЯ – «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием «Москва-третий Рим», был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосиф-лянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе (или, может быть, настоятеле) Псковского Елизарова монастыря Филофее, известно немногое. Наиболее подробно у Филофея разработан вопрос о значении законной царской власти для всей русской земли. В Послании к великому князю Василию Ивановичу он возводит династическое родословие русских князей к византийским императорам, указывая Василию III, что править ему следует по заповедям, начало которым было положено великими прадедами, в числе которых называются «великий Константин... Блаженный святой Владимир и великий и Богоизбранный Ярослав и прочие». Много внимания он уделял теме о божественном происхождении царской власти. Многократно обращается Филофей к описанию образа держателя верховной власти, разрешая его традиционно. Царь строг ко всем, кто отступает от «правды», но заботлив и справедлив в отношении всех своих подданных. Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. В обязанности государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях. Духовная власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными пастырями права «говорить правду» лицам, облеченным высокой властью. Он, как и его предшественники, настаивает на необходимости законных форм реализации власти. В своих посланиях Филофей поднялся до понимания исторических перспектив политического развития России, видел и понимал значение объединительной политики и ее ближайших и отдаленных последствий. Анализ современных мыслителю исторических событий, определивших судьбу его родины в острополитической ситуации конца XV – начала XVI в., приводит автора к мысли, что именно сейчас и наступил тот момент, когда Россия стала объектом высшей провиденции. Ее судьба не может представляться религиозному мыслителю отдельно от судьбы православной христианской религии. Только верное православию государство может быть объектом промысла божия, и в данный момент, считал Филофей, есть все доказательства, что им стала Россия. Сохранившая верность православию, Россия непобедима, она сбросила татарское иго, ныне успешно обороняет свои границы и возвышается в глазах современников еще и благодаря успехам на дипломатическом поприще. Величие и славу России Филофей сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии. Ее блеск, слава и могущество не исчезли, а перешли к стране, возглавляемой великим русским князем. Развитая Филофеем в политическую теорию формула «третьего Рима» была не нова для литературы XV–XVI столетий. Сказания о наследовании той или иной страной религиозно-политического величия были известны еще в Византии. Перо Филофея приблизило их к современным условиям политико-правовой жизни русского общества. Политическая программа Филофея не исчерпывается только вопросами, касающимися организации и деятельности общерусской государственной структуры под главенством единого великого князя (а затем и царя). Большое внимание уделялось Филофеем и формам идеологического воздействия на население со стороны государственной власти, вопросам внутренней свободы православного христианина в государстве. Он резко осуждал свободу суждений и научные исследования. Видимый мир, по его мнению, не только не следует преобразовывать, но грешно даже изучать. Теория Фило-фея получила большое распространение и была усвоена русским общественным мнением.