Тема 4 Политические и правовые учения в Европе в период ранних антифеодальных революций
Учебные вопросы
1.Политическое учение Никколо Макиавелли.
2. Политическое учение Жана Бодена.
3.Политико-правовые идеи раннего социализма.
4. Теория естественного права.
5.Учение Джона Локка о праве и государстве.
6.Политико-правовая мысль в России XVII- первой половины XVIII в.в.
1. Политическое учение Никколо Макиавелли. Если основная тема средних веков — град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествление человеческого начала в искусстве и государстве. Поэтому мировоззренческая основа Возрождения — гуманизм (от лат. humanus — человечный). Если в средние века предметом восхищения был Бог, которого нельзя увидеть, то в эпоху Возрождения — человек и зримый человеческий мир. Если в средние века чтили святых, то в эпоху Возрождения — людей прославленных, великих. Если в средние века гордыня считалась худшим из пороков, то теперь возник культ героев и гениев.
Реформация ставила перед собой цель обновить на основе Евангелия жизнь каждого христианина, обращалась тем самым к широким массам. Реформация отвергла догму католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и Богом. Начало Реформации связывают с выступлением в 1517 г. Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций.
Факторы, обусловившие Возрождение и Реформацию:
•развитие книгопечатания: к 1500 г. оно было известно в12 странах Европы;
•децентрализация Италии (итальянское Возрождение) и децентрализация Германии (Реформация в немецких землях).
Основные направления политико-правовой мысли, сформировавшиеся во время Возрождения и Реформации:
•буржуазные политико-правовые теории (Макиавелли, Боден);
•теории утопического социализма (Мор, Кампанелла).
Никколо Макиавелли(1469—1527)— итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения, основатель политической науки Нового времени. Автор концепции политической этики — этики главы государства («макиавеллизм»).
Эпоха.Политическая раздробленность Италии. Постоянная угроза нападения со стороны централизованных государств (Испания, Франция).
Биография.Родился во Флоренции, в семье юриста. Принадлежал к обедневшему старинному роду. В течение 14 лет(1498—1512гг.) был секретарем флорентийской республики, затем — отстранение oт должности и ссылка в личное имение, находясь в котором он создает свои политические и литературные произведения.
Логическое основание политического учения.Эмпиризм, согласно которому единственный источник получения знания, в частности, о политике — это опыт. Разрабатывая свое политическое учение, Макиавелли обращается к политическому опыту Древнего Рима, изучая его историю, а также использует свой собственный опыт государственной службы.
В рассуждениях Макиавелли происходит радикальный отказ от средневекового теоцентризма, который заменяется на антропоцентризм. Это означает, что в центре мира у Макиавелли не Бог, а человек. Соответственно политический универсум у Макиавелли имеет только человеческое измерениеи никак не связан с Богом.
Из опыта следует, что в основе политическогоповедения лежат не каноны христианской морали, а выгода и сила.По Макиавелли, грандиозные дела творили как раз те князья, которые не считались с обещаниями и действовали хитростью и обманом.
Основные работы:«Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия», «Принцепс», «История Флоренции» и др.
Содержание политического учения.Политическоемышление Макиавелли сосредоточивается на государстве как важной составляющей человеческого космоса: «Судьбе было угодно, чтобы я не умел говорить ни о шелке, ни о хлопчатобумажной ткани, ни о наживе, ни о потере, — я должен говорить о государстве».
1. Причины политического упадка Италии.Макиавелли сравнивает величие Древнего Рима с современной ему Италией. Как образовалась пропасть между возвысившимся до мирового господства Римом и постоянно ожидающей нашествий Италией?
Причины упадка:
—>христианская религия, которая ориентировала людей на потусторонний мир, сделав их чуждыми государству, что и привело к ослаблению государства;
—>папство, которое имело престол в Риме, владело частью Италии и препятствовало ее объединению.
2. Понятие государства.Макиавелли вводит в политическую лексику новый политический термин — «stato» (от лат. — «status»), которым он обозначает общее понятие государства, независимо от его конкретных форм. Stato, т.е. государство, — это политическое состояние, которое предполагает наличие отношений господства-подчинения.
Наряду с уже известными к XVI в. политическими терминами «республика», «княжество», «королевство», «власть», «империя», «город», «правление», «тирания», «монархия» Макиавелли ввел новый политический термин, которым и сегодня обозначают общее понятие государства.
Государство — это дело рук человеческих. В конкретный момент времени форма правления государства представляет собой результат борьбы двух сил: народа и знати. Борьба народа и знати — вот источник развития государства: «Народ и знать есть в каждом городе, и чувства их всегда различны, а происходит это оттого, что народ не хочет, чтобы знатные им распоряжались и угнетали его, а знатные хотят распоряжаться и угнетать народ; эти два разных стремления приводят в городе к одному из трех последствий: к единовластию, свободе или произволу какойнибудь партии».
Классификации форм правления государства.Вслед за Аристотелем Макиавелли называет три правильные формы правления (монархия, аристократия, демократия) и три неправильные (тирания, олигархия, распущенность).Новация Макиавелли заключалась в следующем: все государства есть либо республики, либо единовластные по форме правления государства. К XIX в. эта классификация государств на республики и монархии станет в науке о государстве преобладающей.
Концепция политической этики главы государства (концепция «макиавеллизма»).Макиавелли разрабатывает политическую этику принцепса (единоличного главы государства), которая позволила бы объединить Италию и превратить ее в сильное государство.
В своей работе «Принцепс» Макиавелли как естествоиспытатель формулирует ряд политических принципов, свободных от каких-либо моральных запретов, которые позволят принцепсу действовать эффективно на политическом поприще и добиться осуществления поставленной цели:
•овладевая государством, необходимо все жестокости совершать сразу, чтобы не пришлось каждый день их повторять;
•обиды нужно наносить разом, тогда меньше чувствуешь их в отдельности;
•все благодеяния надо делать понемногу, чтобы они лучше запоминались;
•принцепс должен иметь одновременно природу льва и лисицы: быть львом, чтобы устрашать волков, и быть лисицей, чтобы распознать западню;
•принцепс не может и не должен быть верным данному им слову, если такая честность обращается против него. При этом всегда можно найти причину, чтобы найти оправдание. Макиавелли ссылается на папу римского Александра VI, который всех обманывал, не держал слова и тем не менее многого добился;
•принцепс не обязательно должен обладать всеми добродетелями, — гораздо важнее казаться, что ими обладаешь;
•принцепс не должен трогать имущество подданных и задевать их честь. Подданные будут довольны жизнью, а принцепсу придется бороться лишь с честолюбием немногих;
•принцепс должен передавать другим дела, вызывающие недовольство подданных, а милости оказывать самому;
•принцепс должен каждым своим поступком создавать о себе молву как о великом и выдающемся человеке;
•принцепс должен рассчитывать не на любовь своих подданных, а на их страх, но не на их ненависть;
•чтобы судить об уме принцепса, надо видеть его окружение.
Никколо Макиавелли стоит у истоков политической науки Нового времени. Он оказал огромное влияние на итальянскую политическую мысль (Г. Моска, В. Паретто и др.). Б. Муссолини, находясь под впечатлением работы Макиавелли «Принцепс», рассматривал себя как нового принцепса. В языке политики сложилось понятие «макиавеллизм», в основе которого лежит идея, что для достижения выбранной цели в политике все средства допустимы.
2. Политическое учение Жана Бодена. Жан Боден(1530—1596)— французский правовед, выдающийся политический мыслитель.
Эпоха.Во второй половине XVI в. во Франции разгорелись религиозные войны между католиками и гугенотами. Лишь «сильное» государство могло остановить религиозный и связанный с ним политический хаос. Именно такой точки зрения придерживался Жан Боден, разрабатывая теорию государственного суверенитета. Именно Бодену принадлежит научное первенство в создании этой теории.
Биография. Родился в семье, принадлежащей к среднему сословию. Боден закончил факультет права Тулузского университета, некоторое время преподавал в родном университете римское право. Адвокатская практика в Париже.1575—1580гг. — судья. 1576 г. — депутат третьего сословия в Генеральных штатах в Блуа. С 1587 г. — королевский прокурор в Лане.
Основные работы: «Метод легкого познания истории» (1566 г), «Шесть книг о республике» (1576 г.).
Логические основания политического учения:
•теоцентризм;
•историзм;
•рационализм.
Содержание политического учения. После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет для людей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воздает «благодарность государству, которому, после бессмертного Бога, мы обязаны всем».Боден понимает государствокак «правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью».Именно правовое управление отличает государство от шайки разбойников.Основой государства является семья: «Государство не может существовать без семьи как город без домов или как дом без фундамента». Ослабление власти главы семьи приводит к деградации государства.
Важнейший элемент государства — суверенная власть,под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства: «Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, это:
—>власть постоянная, которая отличается от временной власти, подобной власти диктаторов Древнего Рима;
—>власть абсолютная, не ограниченная никакими условиями, носитель которой может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь три ограниченияабсолютной власти: суверен в своей деятельности связан с законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Поэтому Боден критикует утопийское государство Т. Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности, «было бы прямо противоположно законам Бога и природы»;
—>власть единая, т.е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден — противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.
Компетенция суверенной власти государства— комплекс исключительных прерогатив:
—>правоиздавать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согласия — это основная прерогатива суверенной власти;
—>право войны и мира;
—> право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;
—>правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц и граждан;
—> право помилования;—>чеканкамонет;
—> определение мер и весов;—>взимание налогов и податей.
Классификация форм правления государствав зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену:
—>демократия;
—>аристократия;
—>монархия.
В демократии все или большая часть граждан обладают суверенной властью над всеми. В аристократии меньшая часть граждан обладает суверенной властью над всеми. В монархии суверенная власть всегда принадлежит одному лицу, будь это король или тиран.
Эффективность различных форм правления государства для обеспечения общественного порядка. Демократию Боден оценивает отрицательно: «народ — это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел — это все равно, что спрашивать совета у безумного».
Недостаток аристократии — неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений.
Лучшая форма правления государства — монархия, так как она прямо отвечает природе суверенной власти: ее единству и неделимости. Боден приводит много доводов в пользу монархии, используя рассуждения по аналогии. Он повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Идеальная форма государства для Франции XVI в. — легитимная монархия. Это такая форма правления государства, при которой подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, подчиняются законам монарха, а монарх — законам божеским и естественным. Но монархия может превратиться в тиранию, если монарх начинает нарушать естественные законы, рассматривая собственность своих граждан как свою и относясь к гражданам как к рабам.
Боден признает право народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием. Но не признает такое право, если монарх, занимая свой пост на основе действующего закона о престолонаследии, ведет себя как тиран. Боден уповает только на божественный суд: «Считается незаконным для частного лица не только попытка убить своего законного государя, но даже и восставать против него без особого и недвусмысленного повеления Господа».
Факторы, определяющие нестабильность форм правления государства:
—>крайне неравномерное распределение богатства;—>отсутствие свободы вероисповедания.
Поэтому необходимы законы против ростовщичества и законы о наследовании имущества; необходимы также законы, допускающие веротерпимость.
Созданная Боденом теория государственного суверенитета до сих пор остается важным компонентом современной науки о государстве и руководством для принятия политических решений.