Политические конфликты и политические кризисы
Цель темы:изучение теории происхождения политических конфликтов; рассмотрение содержания политического конфликта как социального явления; анализ правовых способов и методов предупреждения и разрешения политических конфликтов и политических кризисов.
Основные понятия для изучения: политический конфликт, его корни, классификация, специфика, функции и стадии; пути прогнозирования, предупреждения и разрешения политических конфликтов; политический кризис, его типология и этапы развития.
Изучение данной темы позволит обучаемому понять, почему сегодня конфликты охватывают всю сферу отношений человека с объективной действительностью. В то время как до конца XVIII в. мыслители, обращавшиеся к проблеме конфликта, сводили его лишь к вопросам господства и подчинения, разрешаемым прежде всего благодаря регулирующей деятельности государства. В дальнейшем свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила в конце XIX -начале XX вв. в рамках социологии.
Необходимо также уяснить, что в политической сфере многообразие конфликтов возникает на основе возникновения нескольких противоречий. Во-первых, это противоречия между публичной государственной властью и самоуправлением. Во-вторых, это противоречие между государством и обществом. В-третьих, это противоречие между элементами политической системы (субъектами государственной власти, различными политическими партиями, государством и общественными движениями и др.). В-четвертых, это противоречие в сфере национальных отношений (между государственной идеей и местным национализмом, между интернациональным и национальным, между общими интересами федеративной власти и органами власти субъектов Федерации, между национальными меньшинствами и коренной нацией внутри субъекта Федерации, между субъектами Федерации и др.).
Приступая к изучению типологии политических конфликтов, обучаемый должен осознать, что современный многообразный мир политических конфликтов нуждается в определенном упорядочении, в типологии. Разные типы обществ генерируют разные типы политических конфликтов. С этой точки зрения ценным представляется выделение открытого (демократического), закрытого (тоталитарного) и переходного между ними типов обществ. Таким образом, анализ политических конфликтов, включая их типологию, должен учитывать тот структурный контекст, в котором конфликты возникают.
В связи с этим типология политических конфликтов предполагает использование нескольких критериев для создания объемной картины рассматриваемого явления. Одним их таких критериев является выделение в рамках поля политики области, которая является политической по самой своей природе. Это политический режим и осуществление власти. Отсюда первой типологической группой политических конфликтов можно считать государственно-правовые конфликты, возникающие в самой системе государственной власти. Эти конфликты являются институционализированными и публичными. В тех случаях, когда такие конфликты протекают в правовых рамках, они не разрушают, а укрепляют политическую систему, выполняя конструктивные функции.
Другой тип политических конфликтов, статусно - ролевые конфликты, которые проистекают из иерархичности статусно - ролевой структуры политической сферы. Система политических статусов и ролей, во-первых, потенциально внутренне конфликтна, а во-вторых, динамична. Одни группы со временем повышают свой статус в системе властных отношений, а другие - наоборот переходят на более низкие позиции. Важнейшим источником конфликтов этого типа является расхождение статусных ожиданий и политической реальности.
Третьим в иерархии политических конфликтов являются конфликты на основе существенных расхождений в политической культуре. Речь идет не просто о конфликтах из-за ценностей или расхождения в идеалах, а о конфликтах способов восприятия реальности, способов политического мышления и действия. Расколы, разделяющие современное российское общество, предстают часто как противоборство различных политико-культурных общностей. Это, в частности, цивилизационный раскол по принципу "западничество-самобытность" и сопутствующий ему идентификационный кризис; утрата чувства исторической перспективы и понижение уровня самооценки нации; разрыв единого духовного пространства и разрушение национального консенсуса по поводу базовых ценностей.
Продолжая исследование классификации политических конфликтов обучаемому целесообразно обратить внимание на то, что в основу классификации политических конфликтов может быть положен также функциональный аспект, раскрывающий, прежде всего, форму протекания конфликта. В этом случае можно учитывать, во-первых, степень и характер нормативной регуляции конфликта, позволяющих выделить институциализированный и неинституциализированные конфликты. Во-вторых, функциональную роль конфликтов в политической жизни, которая бывает конструктивной или деструктивной. В-третьих, формы, в которых развертываются политические конфликты - насильственные или мирные. В-четвертых, стратегии поведения конфликтующих сторон - субъектов политического конфликта - рациональные или иррациональные. Наконец, в-пятых, степень публичности конфликтов - латентные (скрытые) или открытые.
Следующим шагом в постижении содержания темы должно стать изучение условий возникновения и стадий развития политических конфликтов. При этом требуется запомнить, что специфика политического конфликта определяется объективной и субъективной сторонами, которые в своей совокупности определяют его качественную природу. Если сторонники марксистской концепции конфликта подчеркивают, например, решающее значение объективной материально-экономической основы политического конфликта, то большинство западных социологов на первое место ставит чисто субъективные моменты. Последние специфику политических конфликтов выводят из того обстоятельства, что человек, включенный в политические действия, оперирует в своем сознании "символическими политическими образами" и представлениями. За политическими символами стоят определенные установки и доктрины.
В повседневной жизни даже те политические конфликты, которые на первый взгляд кажутся обусловленными объективными материальными причинами, например, из-за собственности, на деле оказываются связаны с политическим престижем, с уважением личности политического лидера. Чтобы политический символ стал источником конфликта, должна существовать неопределенность его значения, а также двусмысленность относительно того, что именно он собой представляет. Неустойчивость символики является следствием раздвоенности сознания человека на два элемента - открытый и скрытый. Последний элемент также подразделяется на две части: ту, которую человек прячет от других, сознательно скрывает, и ту, которая прячется даже от себя (бессознательная часть сознания). С этой точки зрения, всякая политическая борьба - это проявление противоречий в сфере сознания и бессознательного. В результате революций одна система символики уступает место другой. Любая революция - установление нового политического режима в интересах господства новой системы политических символов.
В тоже время следует понять, что приведенная интерпретация политических конфликтов является односторонней, т.к. сводит причины их возникновения лишь к психологическим факторам. Практика же свидетельствует о том, что предпосылки и условия возникновения внутриполитических конфликтов весьма разнообразны. Политическая жизнь нашего общества в настоящее время характеризуется: возрастанием роли личности в политической жизни, разрушением воинственно-атеистического стереотипа в подходе к оценке окружающей жизни, подъемом массовых демократических движений. Кроме того, отмечаются такие негативные процессы как легализация теневой экономики, падение морали во всех сферах человеческой жизнедеятельности, возрастание национализма и сепаратизма, люмпенизация и маргинализация больших слоев населения и т.д. Все это может стать предпосылками и условиями возникновения конфликтных ситуаций.
Особое внимание необходимо обратить на противоречия, которые присущи политической жизни общества на любом этапе его развития. Однако следует запомнить, что они не всегда являются причиной политического конфликта. В современной политологии высказывается мысль о том, что задача состоит не в конструировании бесконфликтного общества, а в том, чтобы правильно, в рамках политической культуры научиться разрешать конфликты. В странах с развитой демократией большая часть конфликтов разрешается не государством, а другими политическими институтами. Государство вмешивается лишь в следующих случаях: когда конфликты серьезно угрожают жизни людей; при совершении людьми, участвующими в конфликте, актов насилия, недопустимых с точки зрения закона; когда существует угроза превращения конфликта в причину массового насилия одних членов общества над другими.
Изучая стадии развития политического конфликта, их нужно разделить на следующие этапы: скрытая стадия, обусловленная неравным положением двух (или более) групп, стремлением к улучшению своего статуса и превосходству; стадия напряженности, которая может быть нулевой, средней степени и высокой; стадия антагонизма, как следствие высокой напряженности, особенно при сочетании ее структурной и конъюнктурной разновидностей; несовместимость, как следствие высокой напряженности или, собственно, конфликт.
Причем требуется уяснить, что конфликт может быть прерван на любой из стадий, на определенное время или окончательно, если будет устранена коренная причина.
Рассматривая пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов, целесообразно обратить внимание на то, что власть, не справившаяся с конфликтами, неизбежно терпит поражение. При этом сдерживающими факторами конфликтов в политической области является высокий уровень социально-экономического развития и политической культуры общества, а также доверие к власти и закону. Следует остановиться на изучении искусства политического маневрирования как средства предупреждения конфликта.
В заключение, при проработке теории процесса разрешения конфликта необходимо обратить внимание на то, что он может идти различными путями. При определенных условиях это может произойти как бы самопроизвольно, когда предмет конфликта исчезает. При этом основными методами являются следующие: во-первых, это метод избегания конфликта (однако избегание конфликта не означает его фактического разрешения, т.к. само противоречие, лежащее в основе конфликта противоборствующих сторон, остается); во-вторых, это отрицание или подмена конфликта, способ отношения к конфликту, когда ему дают возможность тлеть и перемещают в другую плоскость; в-третьих, разрешение конфликта методом конфронтации; в-четвертых, это метод откладывания конфликта (сдача "на милость победителя" - действие довольно распространенное в практике политической борьбы; следует отметить тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом); в-пятых, примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника; в-шестых, третейское разбирательство или арбитраж (считается, что этот метод имеет существенные недостатки, т.к. его применение может привести лишь к затягиванию конфликта на долгие годы); в-седьмых, переговоры, которые необходимы для того, чтобы избежать применения насилия (они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов).
Основная литература
Зеленков М.Ю. Политология для юристов. М.: Юридический институт (МИИТа), 2003.
Матвеев Р.Ф. Общая политология. М., 1997.
Общая и прикладная политология: учебное пособие/ Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997.
Политология для юристов: курс лекций/ Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М.:Юристъ, 1999.
Политология в логических схемах и таблицах/ Под ред. А.В. Миронова. М., 1995.
Политология: курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1999.
Политология в вопросах и ответах/ Под ред. Ю.Т. Волкова. М., 1999.
Пугачев В.П. Политология. Справочник студента. М., 1999.
Дополнительная литература
Бабков В.Г. Межнациональные противоречия и конфликты// Социально-политический журнал, 1994. № 7-8.
Галаганова С.Г., Ушков А.М., Фролова М.А. Сравнительная политология: Запад - Восток - Россия. М., 1994.
Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта// Социс, 1994. № 5.
Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998.
Зеркин Д.П. Политический конфликт и оппозиция// Социально-политический журнал, 1998. № 5.
История политических и правовых учений/ Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1988.
Краснов Б.И. Конфликты в обществе// Социально-политический журнал, 1993. № 5.
Политология/ Под ред. М. Василика. Учебник для ВУЗов. М., 1999.
Политология. Практикум по курсу/ Под ред. М.Василика. М., 1999.
Пугачев В., Соловьев А. Введение в политологию. М., 1996.
Соловьев А. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2000.
Социология конфликтов/ Национальная доктрина России. М., 1994. № 5-8.
Сперанский В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации//Социально-политический журнал, 1995. № 4.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990.
Юридический конфликт: сферы и механизмы. М., 1994.
Тема 4.
Политический анализ
Цель темы:знакомство с сущностью и содержанием термина «политический анализ»; изучение основных этапов политического анализа; определение роли и места политического анализа в системе политических отношений.
Основные понятия для изучения: политический анализ; методы политического анализа; политическая жизнь.
При изучении данной темы обучаемому прежде всего необходимо обратить внимание на то, что результатом политического анализа всегда является заключение. Однако не каждое заключение будет являться политическим анализом. Это заключение должно быть связано с общественно значимыми решениями и быть подвержено действию социальных ценностей. Политический анализ, проводимый либо в общественной, либо в частной обстановке, имеет клиентов, которые принимают участие в выработке решений. Таким образом, простейшее определение политического анализа состоит в том, что это ориентированное на клиента заключение полезное для общественных решений и подверженное действие социальных ценностей.
В то же время следует обратить внимание на то, что политические исследования основное внимание обращают на взаимосвязь между переменными, которые отражают социальные проблемы, и другими переменными, которые могут изменяться под действием общественной политики. Связано это с тем, что политические исследования и политический анализ отделяет очень тонкая грань, ибо политические исследования менее тесно связаны с лицами, принимающими общественные решения.
Хотя один или несколько таких лиц и могут быть заинтересованы в результатах этих исследований, исследователи обычно склонны ассоциировать себя в первую очередь как члены академической дисциплины. Редко основным стимулом для проведения таких исследований является личная финансовая заинтересованность или желание видеть, как результаты исследования влияют на политику. Гораздо чаще представители этого направления заинтересованы в публикации своих работ в профессиональных журналах в той же степени, как и в использовании их лицами, принимающими решения.
Обучаемый должен усвоить общие черты планирования, которое может быть определено как определение целей, достижение которых приведет к лучшему обществу, и затем определение наиболее эффективных путей достижения этих целей. Необходимым условием для эффективного планирования является централизация власти для создания и выполнения плана. Одним из проявлений парадигмы планирования является системный анализ, который распространил операционные исследования за пределы узких приложений.
Необходимо уяснить, что политический анализ, подобно политическим исследованиям, применяет теории общественных наук и эмпирические методы для предсказания последствий альтернативных политических курсов. Например, подобно журналистике, политический анализ требует способности собирать информацию и доводить конечный продукт до потребителя. С другой стороны, политический анализ не столь узок, как старая школа общественного управления, и не столь широк, как классическое планирование.
В процессе изучения темы обучаемый должен усвоить сущность трех очень важных ценностей, лежащих в основе политического анализа: аналитическая честность, ответственность перед клиентом, приверженность индивидуальным концепциям лучшего общества. Связано это с тем, что конфликты между этими тремя ценностями приводят к этическим проблемам.
Как правило, в ходе проведения политического анализа одна из трех ценностей выбирается основной. Две другие ценности при необходимости могут приноситься ей в жертву. Если же позволяют условия, аналитик должен стремиться к защите всех трех ценностей. Этические проблемы возникают, когда необходимо решать, "сколько" из каждой ценности можно принести в жертву.
Необходимо также изучить так называемые инструментальные ценности.
Первая такая ценность - политическая осуществимость. Ни одно политическое решение не может способствовать защите существенных ценностей, до тех пор, пока оно не выполнено успешно. Другая инструментальная ценность - достижение благоприятных социально-экономических индикаторов. Такими индикаторами являются, например, валовой национальный продукт, уровни безработицы и инфляции, платежный баланс, уровень преступности, продолжительность жизни, уровень образования. При измерении каждого из этих показателей существуют различные системы измерения. Каждое общество осуществляет распределение материальных благ методами, основанными на сочетании индивидуальных и общественных решений. Большинство индивидуальных решений выражается участием в рыночных отношениях на основе свободного обмена. Эти решения обеспечивают такие ценности как эффективность и свобода. В случаях же ошибок рынка индивидуальные решения наносят ущерб общественным ценностям.
Особо целесообразно остановиться на рассмотрении коллективных решений, которые осуществляются через правительственные структуры и дают возможность для исправления ошибок индивидуальных решений. Однако так как индивидуальные действия не всегда способны поддерживать общественные ценности, то такая возможность есть при коллективных решениях. Поэтому необходимо учитывать не только возможности ошибок рынка, но и последствия ошибок правительства. При этом основными источниками ошибок правительства могут быть: проблемы, типичные для прямой демократии; расплывчатость мандата; обязанность меньшинства нести на себе издержки; проблемы, типичные для представительной демократии; влияние организованных интересов; географическая база поддержки избирателей; электоральные циклы; влияние общественного внимания; проблемы, связанные с бюрократией; неэффективное использование организационных ресурсов; неэффективность, являющаяся следствием малой гибкости и др.
Основная задача политического анализа - основываясь на конкретных целях и критериях выделить те стратегии, которые имеют лучшие перспективы для улучшения социальных условий. Рынок имеет потенциал для эффективного распределения материальных благ. Поэтому обеспечение функционирования рыночных механизмов является одним из способов, который принимается во внимание при выработке конкретной политики. В связи с этим обучаемый должен осознать, что установление правил имеет свои преимущества и недостатки по сравнению со стимулированием. Оно происходит в двух основных формах: установление рамочных правил, включающих гражданское и уголовное право; регуляции, включающие в себя ограничения цен, количества или качества товара или информации (обязательное предоставление информации), а также регистрация, сертификация и лицензирование участников рынка.
Далее обучаемому необходимо рассмотреть основные стадии политического анализа. Первой фазой будет мета-анализ собственного аналитического склада ума. Такой анализ может основываться либо на прошлых попытках проводить политический анализ, либо на опыте написания академических работ. Большинство аналитиков относятся к одной из двух категорий: линейной или нелинейной. Линейные аналитики разрешают проблемы, последовательно продвигаясь от одного логического шага к другому. Нелинейные аналитики рассматривают проблемы, двигаясь от одних стадий анализа к другим в обоих направлениях, по мере того как разные части проблемы становятся более ясными и занимают свои места в аналитических схемах. Практика показывает, что ни один из подходов не является лучшим или худшим. Оба имеют как сильные, так и слабые стороны.
В таких науках, как математика, статистика или экономика можно выделить правильные и неправильные ответы, однако политический анализ редко бывает столь определенным. Это не означает, что нет плохого или хорошего политического анализа. Это означает лишь то, что рекомендации, которые аналитик дает клиенту, сами по себе не определяют качество анализа. Хороший анализ заключается в умении задавать верные вопросы и творчески (но в соответствии с логикой) отвечать на них. Подход к анализу, который избирает каждый конкретный аналитик, доложен помочь ему устранять или хотя бы сводить к минимуму его слабые стороны в мышлении и представлении результатов работы.
Подробнее следует остановиться на основных слабых сторонах, присущих политическим аналитикам? Обычно люди с линейным мышлением страдают от явления, известного под названием "паралич анализа". Линейные аналитики начинают с исходной точки проблемы и затем, работая шаг за шагом, продвигаются к ее разрешению. При этом они придерживаются так называемого рационалистского подхода. Если они не могут (в силу специфики самой проблемы или недостатка данных) последовательно завершить все эти стадии исследования, анализ парализуется. Нелинейные аналитики напротив имеют множество идей, которые они хотят применить при проведении анализа. Однако при этом они испытывают трудности с представлением этих идей в структурированной, организованной форме. Поэтому результаты их исследований часто трудно поддаются пониманию. В связи с этим первое правило политического анализа гласит, что аналитики с линейным мышлением должны использовать нелинейные стратегии исследования, а аналитики с нелинейным мышлением должны использовать линейные стратегии для представления результатов своих исследований.
Поскольку политический анализ всегда должен быть ориентирован на клиента, вне зависимости от того, какая ценность является главной для аналитика, обучаемый должен твердо усвоить, что в ходе политического анализа необходимо рассматривать именно ту проблему, которую ставит клиент. Опыт академических исследований часто не в состоянии подготовить аналитика к жесткому следованию этому правилу, поскольку в академической среде присутствует гораздо большая свобода выбора темы исследования или подхода к нему. Это связано с тем, что представители академического сообщества в основном заинтересованы в развитии процесса познания. Реальные же клиенты заинтересованы в ответе на свои вопросы. Поэтому два других правила политического анализа гласят, что почти всегда лучше ответить неопределенно на вопрос, который был задан, чем ответить определенно на вопрос, ответа на который клиент не ждет, и хороший анализ вовсе не является несовместимым с неопределенностью (будь то в отношении фактов или теорий).
В обыденной жизни мы часто стремимся к определенным и недвусмысленным ответам. В политическом анализе часто более эффективным является подчеркивание, а не затушевывание неопределенностей. Если клиент не узнает об этих неопределенностях от своего аналитика, ему укажут на них другие аналитики или его политические оппоненты. Подчеркивание неопределенностей, однако, не должно быть предлогом для туманных заключений и плохо проведенного анализа. Вместо такого подхода необходимо изложить различные подходы к проблеме и варианты ее решения. Подчеркивание неопределенностей не должно вести и к отсутствию аналитических заключений. Например, если не ясно, является исследуемая политическая проблема результатом ошибки рынка, или нет, необходимо привести существующие аргументы за обе точки зрения и проинформировать клиента о возможном недостатке данных или доказательств.
Касаясь практики политического анализа, обучаемому следует запомнить следующее правило: если аналитик полностью уверен, что клиент неправильно поставил вопрос, необходимо объяснить ему, почему аналитик считает, что постановка вопроса неверна. Иногда клиент может задавать вопросы, которые не являются неправильными, а просто неверно сформулированы. В этом случае задача аналитика - помочь клиенту с формулировкой проблемы.
Рассматривая основные стадии рационалистского подхода к политическому анализу, целесообразно обратить внимание на происхождение слова "анализ", которое происходит от греческого слова, означающего разбиение чего-либо на составные части. В связи с этим процесс политического анализа состоит из нескольких компонентов, являющихся последовательными этапами этого процесса. Двумя основными этапами являются анализ проблемы и анализ путей ее решения. При таком подходе процесс политического анализа может быть представлен следующим образом:
сбор информации: поиск и организация относящихся к предмету исследования данных, теорий и фактов для оценки проблемы и предсказания последствий нынешних и будущих альтернативных политических курсов;
анализ проблемы: понимание проблемы (получить проблему в формулировке клиента; проанализировать ошибки рынка и ошибки правительства, связанные с исследуемой проблемой; создать модель проблемы; выделить переменные, связанные с политикой); выбор соответствующих целей и ограничений для достижения этих целей; выбор метода решения проблемы;
анализ путей решения проблемы: выбор критериев оценки; спецификация альтернативных политических курсов; предсказание последствий альтернативных политических курсов и оценка этих последствий с точки зрения выбранных критериев;
выработка рекомендаций по конкретным действиям;
доведение результатов анализа в виде рекомендаций до клиента.
Следует помнить о важности всех составных частей анализа. Анализ, который уделяет большее внимание анализу проблемы, не будет заслуживать доверия с точки зрения представляемых альтернативных политических курсов и причин выбора между ними. Такой анализ может убедительно вскрыть причины проблемы, но не предложить удовлетворительных путей ее решения. С другой стороны, рекомендованные пути разрешения проблемы не будут выглядеть убедительно при отсутствии анализа самой проблемы, выбора целей и путей их достижения.
Подробнее следует рассмотреть пять существующих подходов к политическому анализу: формальный анализ издержек и выгод; качественный анализ издержек и выгод; модифицированный анализ издержек и выгод; анализ соотношения между затратами и эффективностью; многоцелевой политический анализ.
Формальный анализ издержек и выгод должен быть основным методом решения проблемы, если единственной целью является эффективность. Такой подход сводит все влияния предлагаемого политического курса к единой единице влияния (например - рубль). Если все воздействия могут быть измерены в рублях, может быть подсчитана и их сумма. Если граждане платят за что-то, что они хотят иметь - это будет являться выгодой. Если они платят, что бы избежать чего-то - это издержка. Все выгоды суммируются, а все издержки вычитаются из общей суммы. Таким образом, в формальном анализе издержек и выгод цели могут быть измерены в денежном выражении.
В случае если все воздействия не могут быть выражены в денежном выражении, необходимо применять качественный анализ издержек и выгод. Так же как и стандартный анализ издержек и выгод, он начинается с предсказания последствий. Некоторые из последствий могут быть выражены в естественных единицах измерения (часы задержки, тонны ядовитых веществ, выброшенных в атмосферу). Другие могут быть качественными (например - нарушение пейзажа). Если невозможно выразить одно или несколько из последствий в денежном измерении, невозможно и вычислить денежное выражение чистого дохода. Вместо этого необходимо сделать качественные оценки об очередности важности не выражаемых в деньгах воздействий. Часто последствия не могут быть выражены в денежном виде из-за технической трудности их оценки. Иногда этому мешают ограничения времени или других ресурсов. Поэтому даже высокопрофессиональные экономисты прибегают к качественному анализу издержек и выгод, когда они пишут о политических вопросах. Например, они решают, как сравнить определенную (и исчисляемую в денежном выражении) стоимость выполнения политической программы с крайне неопределенными результатами, которые она принесет.
В ходе изучения этого вопроса можно подумать, что в случае, если клиент стремиться защитить равенство или любую другую единственную ценность, отличную от эффективности, эффективностью можно пренебречь. Однако это не так. Например, если единственной ценностью является равенство, любое вмешательство в рынок для перераспределения материальных благ приведет к потерям этих благ. Поэтому, если пытаться достичь определенного распределения необходимо минимизировать потери (чтобы было, что распределять). Другими словами, необходимо стремиться к максимально возможной эффективности распределения. Поэтому при проведении политического анализа нельзя рассматривать только одну ценность (если только эта ценность - не эффективность, когда применяют формальный анализ издержек и выгод). Чтобы избежать подобного одностороннего рассмотрения прибегают к модифицированному анализу издержек и выгод. Например, если второй после эффективности целью является равенство в распределении дохода, модифицированный анализ издержек и выгод будет учитывать издержки и выгоды, выпадающие на долю различных имущественных групп. Результатом этого будет анализ издержек и выгод с учетом фактора распределения. Преимуществом подобного метода будет то, что, введя вопросы распределения в анализ, можно подходить к сравнению различных политических альтернатив с единой меркой. Недостаток метода заключается в том, что такая единая мерка становится возможной только, если принять эффективность и равенство соизмеримыми величинами (что не всегда так).
Анализ соотношения между затратами и эффективностью применим, когда эффективность и еще одна цель могут быть в выражены в количественном измерении, но при этом другая цель не может иметь денежного выражения. Другими словами две цели являются несоизмеримыми. Этим он отличается от модифицированного анализа издержек и выгод, где обе цели могут быть выражены в денежном выражении, и поэтому являются соизмеримыми. Существуют два подхода к анализу соотношения между затратами и эффективностью. Первый (часто называемый фиксированным бюджетом) заключается в установлении данного уровня расходов (фиксировании его) и нахождении такой политической альтернативы, при которой выгоды будут максимальными. Второй подход (фиксированная эффективность) заключается установлении необходимого уровня выгод и нахождении такого альтернативного политического курса, при котором этот уровень будет достигнут с минимальными затратами.
Многоцелевой политический анализ применяется в случае, если имеются три или более цели. В принципе все другие методы поиска решения проблемы могут рассматриваться как частные случаи многоцелевого анализа.
Далее обучаемому следует изучить форматы представления результатов анализа, которые являются важным фактором в определении того, насколько эффективно результаты анализа будут доведены до клиента. Клиенты различаются по уровню грамотности, в соответствии с чем оформляются результаты анализа. Однако все клиенты обычно имеют три свойства. Во-первых, клиенты хотят влиять на анализ, но не хотят делать его сами. Во-вторых, они слишком заняты, чтобы поддаваться влиянию внешних временных ограничений. В-третьих, клиенты неохотно используют результаты неиспытанного политического анализа.
Первую проблему можно решить, предоставляя клиенту предварительный вариант анализа. Кроме того, готовя черновые варианты анализа на регулярной основе, аналитик помогает себе найти те пробелы в анализе, которые необходимо заполнить. При подготовке черновых вариантов необходимо разбивать анализ на составные части и делать представление материала внутри этих частей ясным и недвусмысленным.
Решению проблемы нехватки времени клиента помогает выполнение следующих правил: необходимо включать в работу краткое содержание и аннотированное изложение; необходимо устанавливать приоритеты в изложении информации (что более важно, а что менее); необходимо использовать заголовки и подзаголовки; следует стремиться к краткости изложения; более быстрому пониманию результатов анализа иногда помогает использование диаграмм, графиков, таблиц и т.д.
Повысить доверие к результатам анализа можно несколькими способами: во-первых, следует указать все источники, использовавшиеся в анализе; во-вторых, нельзя замалчивать неопределенности в данных, фактах, теориях и предсказываемых последствиях.
В заключение изучения темы стоит остановиться на порядке обзора литературы по исследуемой проблеме, который проводится по четырем главным направлениям: статьи в научных и профессиональных журналах, книги и диссертации; публикации и доклады групп давления, консультантов и мозговых центров; правительственные публикации; средства массовой информации. В дополнение к результатам исследования существующей литературы бывает полезно обратиться к первоисточникам. В качестве таких источников могут выступать публикации статистических данных. Кроме того, следует использовать полевые исследования, суть которых заключаются в опросах людей, сборе "сырых" данных, нахождении неопубликованных докладов или других документов. Эти задачи часто являются взаимосвязанными.
Основная литература
Зеленков М.Ю. Политология для юристов. М.: Юридический институт (МИИТа), 2003.
Матвеев Р.Ф. Общая политология. М., 1997.
Матвеев Р.Ф. Аналитическая и теоретическая политология. М.: Юридический институт (МИИТа), 2001.
Матвеев Р.Ф. Политологический анализ. М., 1997.
Общая и прикладная политология: учебное пособие/ Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997.
Политология для юристов: курс лекций/ Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М.:Юристъ, 1999.
Политология в логических схемах и таблицах/ Под ред. А.В. Миронова. М., 1995.
Политология: курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1999.
Политология в вопросах и ответах/ Под ред. Ю.Т. Волкова. М., 1999.
Пугачев В.П. Политология. Справочник студента. М., 1999.
Дополнительная литература
Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
Галаганова С.Г., Ушков А.М., Фролова М.А. Сравнительная политология: Запад - Восток - Россия. М., 1994.
Гиг Дж. Прикладная общая теория систем. Кн. 1,2. М., 1981.
Гончаренко А.Н. Прогнозирование и политика. Генезис и эволюция прогнозирования в системе национальной безопасности и внешнеполитическом механизме США. Киев, 1993.
Давыдов М., Лисичкин В. Этюды о прогностике. М., 1982.
Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998.
История политических и правовых учений/ Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1988.
Иудин А.А. Применение методов количественного анализа в социально-политических исследованиях и прогнозировании. М., 1984.
Катулев и др. Современный анализ критериев в задачах принятия решений. М., 1992.
Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М., 1996.
Основы политологии/ Под ред. В.П.Пугачева. М., 1992.
Политология/ Под ред. Б.И.Краснова. М., 1995.
Политология. Практикум по курсу./ Под ред. М.Василика. М., 1999.
Политология/ Под ред. М. Василика. Учебник для ВУЗов. М., 1999.
Пугачев В., Соловьев А. Введение в политологию. М., 1996.
Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М., 1993.
Соловьев А. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2000.
Философско-методологические основания системных исследований/ Под ред. В.Д.Гвишиани. М., 1983.
Цукерман А. Введение в политический анализ. М., 1995.
Шабров О.Ф. Системный подход и компьютерное моделирование в политологическом исследовании // Общественные науки и современность, 1996. №2.
Шаран П. Сравнительная политология. М., 1992.
Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. М., 1992.
Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решения. М., 1997.
Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986.
Тема 5.