Внутренняя и внешняя политика франции в конце 5 страница

Это привело в лагерь «комунерос» кастильских крестьян. В апреле 1521г. Хунта заявила о своей поддержке крестьянского движения, направленного против грандов, как врагов крестьянства и всего королевства. Это привело к дальнейшему размежеванию сил – дворянство и знать перешли в лагерь противников движения. Лишь незначительная часть дворян осталась в составе Хунты. Главную роль в ней стали играть средние слои городов. Началась деморализация и дезертирство. 23 апреля 1521 года совет Хунты решил вести свои войска в бой. Он произошел в местечке Вильяларе. Войска наместника Карла V нанесли поражение восставшим. Руководители движения были захвачены в плен и обезглавлены.

Авторы хроник рассказывают, что когда осужденных вели на эшафот, то глашатай объявил: «Таково наказание, совершаемое над этими кабальеро по приказу короля и от его имени. Им отрубят головы, как изменникам и возмутителям народа и как похитителям власти. Один из руководителей, Браво, с негодованием ответил: «Лжешь ты, и лжет тот, кто тебя послал: мы не предатели, а ревнители народного блага и защитники свобод королевства». Конвоир ударил его палкой, а Падилья (руководитель восстания) заметил: «Сеньор Хуан Браво, вчера нужно было драться по-рыцарски, а сегодня надо умирать по-христиански».

Говоря о причинах поражения в этом бою, хронисты называют: сильный ливень; измену артиллерии.

Но видимо, главное в том, что войска Падильи просто не смогли оказать достойного сопротивления.

Правда, город Толедо держался еще шесть месяцев, там движение возглавила жена Хуана де Падильи Мария Пачеко. Она даже обращалась за помощью к французскому королю Франциску I. Хронисты описывают такой случай, что и после сдачи Толедо, Мария находилась в городе и надеялась на подъем движения. В это время 1 февраля 1522 года в Толедо праздновали избрание кардинала Андриана римским папой. Город был иллюминирован, и Марию Пачеко обнаружили, но она, переодевшись в мужское платье, бежала со своей служанкой-мавританкой в Португалию.

До 1524 года в Испании было не спокойно. Волнения проходили в Валенсии, на острове Майорка. Но и здесь очаги сопротивления постепенно были подавлены.

Движение «комунерос» было сложным по своему составу и противоречивым по выдвигаемым требованиям. Оно было начато грандами и средневековым бюргерством и быстро распалось из-за внутренних противоречий между ними. Вероятно, можно согласиться с точкой зрения Маркса о том, что в основе движения «лежали защита вольностей средневековой Испании против притязаний современного абсолютизма».

Бюргерство использовало эти события для защиты своих старых прав и привилегий. Союза городов с абсолютизмом не было. Нарождающаяся буржуазия плохо представляла себе выгоды от союза с королевской властью, да и Карл V вряд ли предоставил бы ей эти выгоды. Время Карла V (I) (1516-1555) было временем становления испанского абсолютизма. Каковы его особенности?

1). Испанский абсолютизм опирался на разветвленный государственный аппарат- бюрократию. Этот аппарат обладал самостоятельностью, она проявлялась: в слабости испанской буржуазии; в силе дворянства и католической церкви (их интересы отражал испанский абсолютизм).

2). В Испании сохранились сословно-представительные органы кортесы. Они существовали в провинциях, и тем самым несли в себе некие сепаратистские тенденции.

3). Степень централизации Испании была слабее, чем во Франции и Англии.

Подавление движения «комунерос» имело отрицательные последствия для дальнейшего развития Испании.

1). Крестьянство Кастилии было отдано в полную власть реакционным грандам, которые примирились с абсолютизмом.

2). В ходе восстания было сломлено могущество городов, сокращены их старинные вольности, ухудшилось их экономическое и политическое положение. Это отразилось и на позиции испанской буржуазии.

3). Карлу удалось покончить и с политической ролью дворянства. В 1539 году кортесы отказали королю в вотировании налогов, и Карл удалил из них оппозиционеров. Для кортесов это был смертельный удар. После 1539 г. их собрания все более напоминали обычную придворную церемонию. Да и количественно они сократились до 36 человек. Сами заседания проходили не чаще одного раза в 3-4 года.

После поражения движение «комунерос» политика испанского абсолютизма определялась интересами паразитирующих групп. Это гибельно сказалось на испанской экономике, о чем речь шла выше.

4. Внешняя политика Испании в конце XV-XVI вв.

Во внешней политике Испании можно выделить два хронологических периода.

1. Время Фердинанда и Изабеллы и Карла I (V).

2. Время Филиппа II Испанского.

В первый период Испания устремилась на поиски новых земель, играя главную роль в географических открытиях. Основным ее конкурентом и противником была Португалия. Путешествия Колумба (1492-1502) и Магеллана (1519-1522) привели к созданию испанской колониальной империи. Багамские острова и Куба были только началом продвижения испанцев в Новом Свете. Через 50 лет после открытия Колумба испанцы захватили два самых цивилизованных государства Южной Америки – Мексику в 1519-1521 гг., Перу в 1531-1533 гг. Кругосветное путешествие Магеллана имело вполне реальные политические цели. Отважный мореплаватель и его спутники, пользуясь покровительством Карла V, стремились доказать, что Молуккские и Филиппинские острова находятся «еще» в Западной полушарии (т.е. в испанской сфере по Тордесильясскому договору), а не «уже» в Восточном полушарии (т.е. в португальской сфере). В 1524 году испанское правительство заявило свои права на Молуккские и Филиппинские португальские острова. Спорить с Карлом V, могущественным государем Европы, португальцы не решились.

Следующим направлением внешней политики в этот период было участие Фердинанда Католика и Карла V в Итальянских войнах (1494-1559). Промежуточные результаты этих войн явно устраивали Испанию: в 1504 году Испания оккупировала Неаполь, в 1512 году испанцы завоевали Наварру, Фердинанд V принял титул наваррского короля. В 1513 году Испания вышла из войны, сохранив юг Италии. Участие Карла в войнах это скорее имперская политика, чем испанская. (О ней речь шла в лекциях по истории Германии и Франции).

В середине XVI века в стране наблюдается экономический застой. Он отразился на внешней политике сына Карла Филиппа II (1556-1598).

В 1555 году, на торжественном собрании нидерландской и испанской знати Карл V сложил с себя испанскую и имперскую корону. Распалась всесветная монархия. Корона империи досталась брату Карла Фердинанду, а Испании – со всеми европейскими и внеевропейскими владениями – его сыну Филиппу.

По своему характеру Филипп II был ярким воплощением испанского абсолютизма. Молчаливый и недоверчивый, вникавший во все мелочи управления, достаточно образованный, но с весьма ограниченным умственным кругозором – этот монарх делом своей жизни считал беспощадную борьбу с ересями. Последнее ему завещал отец: преследовать еретиков без пощады и поддерживать «святую инквизицию». Сама резиденция монарха гармонировала с его обликом. Филипп сменил прежнюю столицу Испании город Толедо на город Мадрид, находившийся на пустынном и безжизненном кастильском плоскогорье. Недалеко от Мадрида был сооружён обширный дворец Эскуриал, бывший одновременно и монастырём, и резиденцией, и усыпальницей кастильских королей. Это величественное, богатое памятниками искусства здание, мрачно выделялось на фоне мёртвой пустыни и как бы символизировало собой испанскую монархию и ее главу, вершителя судеб европейской истории, яростного ревнителя католической религии. Основными своими целями монарх считал: возрождение величия Испании; укрепление позиций католицизма. Т.Н. Грановский писал: «Два ложных убеждения преимущественно погубили Филиппа: с одной стороны, исключительный, узкий католицизм испанский, заставлявший его смотреть на протестантов с горячим желанием

внутренняя и внешняя политика франции в конце 5 страница - student2.ru истребить их с лица земли; он истощил все силы Испании в этой бесплодной борьбе; с другой стороны, его погубило намерение уничтожить все особенности в своих областях и провести в них один общий уровень». Филипп II вел многочисленные войны: он продолжает участвовать в Итальянских походах. Като-Камбрезийский мир 1559 года открыл новый этап во внешней политике Испании. Условия раздела Империи Карла V в 1556 году были выгодны для Филиппа. Ему достались не только все земли испанской короны, но и имперские владения – Нидерланды, Милан, Франш-Конте. Испания завладела обоими «полюсами богатства» Европы – Нидерландами и Италией.

Авторитет Филиппа II как защитника веры усилила также его роль в борьбе с Османской империей. Укрепив свои позиции в Италии, испанский монарх в союзе с папой и Венецией развернул энергичную борьбу против Турции на Средиземном море. В 1571 году объединенный флот Испании и Венеции одержал победу над турками в битве при Лепанто. Она имела большое моральное значение, ибо развеяла ареал непобедимости Османской империи. Во всем же остальном турки отстояли свои позиции: в 1573 году Венеция признала их права на Кипр, в 1574 – Испания уступила туркам Тунис.

Крупнейшей победой испанского монарха стало присоединение Португалии. Так как мать Филиппа была португальской принцессой, он предъявил династические права на португальский престол. Они «подтвердились» военным походом герцога Альбы в Португалию. В 1580 году испанская армия вступила в Лиссабон. Уния объединила две гигантские колониальные державы.

Во всем же остальном Филипп терпит неудачи: первая его неудача связана с Англией. После смерти своей жены, королевы Англии Марии Тюдор, Филипп начинает вести борьбу с Елизаветой I. Особенно ущемляло интересы Испании вмешательство Англии в нидерландские дела. Поэтому, правительство Филиппа II поставило основной целью своей политики – сокрушить эту еретическую страну. Вначале Филипп надеялся изнутри подточить Англию, всячески поддерживая Марию Стюарт. После ее казни в 1587 году, отношения между Англией и Испанией перешли в вооруженную фазу. Испанская «Непобедимая Армада» была разгромлена английским флотом в 1588 году. Эта неудача не остановила Испанию.

Филипп вмешивается в гражданские войны во Франции, выставляя свою кандидатуру на французский престол. Но и здесь его ждет поражение, ибо французы предпочли Генриха Бурбона.

Но главный удар Испании, безусловно, нанесли Нидерланды, в ходе революции 1566-1609 гг. была образована независимая Республика Соединенных провинций. Испанские владения на Севере Европы существенно сократились.

Даже самоуверенный Филипп II к концу своего правления должен был признать, что почти все его планы потерпели крушение, а морское могущество Испании сломлено. Испания оказалась изолированной на международной арене. Филипп II сошел в могилу, вместе с ним ушло в прошлое и могущество испанской державы.

Испания XVII века при двух последних Габсбургах, Филиппе III (1598-1621) и Филиппе IV (1621-1665) представляла печальную картину глубокого экономического и политического упадка. Особенностями политического строя были в это время:

1. Небывалые размеры фаворитизма, который превратился в целую систему. Например, фаворит Филиппа III герцог Лерма был ничем не примечателен, кроме своих изящных манер.

2. Непомерное разрастание бюрократического аппарата.

3. Рост материального и политического могущества духовенства.

Таков путь Испании за 100 лет. От величия морской державы, первой прикоснувшейся к золоту Америки и имевшей все возможности использовать его в качестве одного из средств ПНК. Но исторического условия сложились так, что паразитические классы пропустили деньги сквозь пальцы, не дав испанской буржуазии приобщиться к этому источнику доходов. Государство антипротекционизмом своей экономической политики, бесконечными внешними амбициями и войнами, подавляло собственную промышленность в зародыше. Неудачи во внешней политике усугубили кризис. Уже Филипп II отказался выплачивать государственные долги, объявив свое государство банкротом.

Л Е К Ц И Я 16

Наши рекомендации