Верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни

С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как господство закона (права),поскольку сувере­нитет предполагает правовую организацию верховной государ­ственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.

Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития, быть воплощением справедливости. Поэтому в правовом государстве ни один государственный орган, долж­ностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность.

В правовом государстве предметом судебного разбирательства может стать не только юридический спор, но и сам закон. Для этого в государстве существует Конституцион­ный суд.

Следует добиваться соответствия внутреннего закона общепризнанным международным нормам, «Всеобщей дек­ларации прав человека», принятой ООН 10 декабря 1948 года, и др. международным правовым актам.

Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в стра­нах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, кото­рые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права.

Таким образом, правовое государство принимает форму строгой законности.

Взаимная ответственность государства и личности

Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях: "Все что не запрещено индивиду, ему дозволено" - "Все, что не дозволено власти, ей запрещено".

Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол:

- юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;

- политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;

- политическая ответственность депутатов перед своими избирателями и т.д.

На тех же правовых основаниях должна строиться ответственность личности перед государством.

Разделение властей

Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей.Разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возмож­ность злоупотребления властью.

Основателем концепции разделе­ния властей обычно принято считать известного французского просветителя Ш.-Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, и в принципе на начале разделения властей было основано государственное ус­тройство Римской республики.

Идея о создании государственного механизма исключает со­средоточение власти в одних руках. Каждая из властей в госу­дарстве (законодательная, исполнительная, судебная) самосто­ятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других.

"Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга", - утверждал выдающийся французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье. Здесь речь идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаи­мное ограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой «системы сдержек и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимного контроля и ограничения друг друга. Такой государст­венно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной влас­ти — законодательной, что характерно, например, для Англии.

Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде со­временных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная — организовывать их выпол­нение, а судебная — решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно испол­нительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Это объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложнен­ные формы и часто требует оперативного властного вмешатель­ства, которое является функцией прежде всего правительства.

При этом важно то, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.

В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения:между федерацией и ее субъек­тами.

Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; матери­альной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.

Наши рекомендации