Политические учения Средних веков и Нового времени
В Средние века в Западной Европе возникла христианская концепция политики, которая постепенно вытеснила философско-этическую концепцию. Основоположником этого течения был Августин Блаженный (354-430), христианский мыслитель. Основной труд, в котором изложены его политические взгляды – «О граде Божием».
В этом трактате он рассматривает два противоположных вида человеческой общности: «град земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе доведенной до презрения к Богу» и «град Божий» - духовную общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». По Августину, насилие есть результат греховной испорченности человека. Оно достойно презрения, но неизбежно, а потому необходима государственная власть. Государство рассматривалось им как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог.
Фома Аквинский (1225-1274гг.) рассматривал вопросы политики в трактате «О правлении государей». Ф. Аквинский, вслед за Аристотелем, считал, что в людях изначально заложено стремление объединяться и жить в государстве, цель которого – «общее благо». Власть он трактовал как порядок отношений господства и подчинения. По его мнению, власть имеет божественный характер и потому она всегда благо, а всякое выступление против власти считается смертным грехом.
Новое время религиозная концепция политики потеряла свое влияние. Возникла система взглядов на государство, общество, личность, которая получила название гражданской концепции. Ее отправной точкой являлся индивид-гражданин.
Основателем этой концепции былНикколо Макиавелли(1469-1527гг.), итальянский общественный деятель, политический мыслитель и историк. Его труд, посвященный политической проблематике, называется «Государь». Он пришел к выводу, что политическая наука – наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. По Макиавелли политику определяет не Бог, а естественные законы жизни и человеческая психология. Государство признается им высшим проявлением человеческого духа, а служение государству – целью, смыслом и счастьем человеческой жизни. Он разработал целый комплекс методов борьбы за власть.
Макиавелли считал, что все средства дозволены для достижения политических целей. Впоследствии макиавеллизмом стали называть действия или политику, пренебрегающую нормами морали при достижении политических целей.
Важный вклад в гражданскую концепцию политики внес английский философ Томас Гоббс (1588-1679гг.). Основные политические труды – «Левиафан», «О гражданине». По мысли Гоббса, государство возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния общества, когда люди жили разобщено и находились в состоянии «войны всех против всех». Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности. Функция монарха – охранять закон.
Дальнейшее развитие гражданской концепции связано с именем английского философа и политического мыслителя Джона Локка (1632-1704гг.). Его социально-политическая концепция изложена в «Двух трактатах о государственном правлении».
В своем втором трактате о государстве он впервые личность поставил выше общества и государства. Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными правами. Его считают родоначальником либерализма.
Существенный вклад в развитие политической мысли внес Шарль Монтескье (1689-1755гг.), французский философ, писатель и историк. Важнейший его труд «О духе законов». Главная тема его творчества – политическая свобода. Согласно Монтескье она состоит не в том, чтобы делать то, что хочется. Он писал: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами».
Заслуга Монтескье состоит в том, что он проанализировал и теоретически осмыслил британскую политическую систему, где был создан механизм разделения властей. Верховенство права, на его взгляд, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы они могли взаимно сдерживать друг друга.
На рубеже XVIII-XIX вв. происходит трансформация гражданской концепции политики в социальную политическую концепцию. Отправной точкой политики провозглашается не индивид, а социальная группа, класс или нация; государство рассматривается с точки зрения его развития; усиливается интерес к экономическим проблемам жизни.
К числу представителей данного течения относится французский мыслитель и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778гг.). Он исследовал причины возникновения имущественного и социального неравенства между людьми с тем, чтобы найти пути его ликвидации. Выход, предложенный им, состоял в наделении всех людей относительно равной частной собственностью. Руссо высказал мысль о неправомерности власти, которая ополчается против народа и его жизненных интересов и обосновал право народа на революционное ниспровержение всякой антинародной власти.