Виды процедур размещения государственного заказа
Планирование заказа начинается со сбора и анализа информации о потребностях муниципального образования. Выявляются основные направления заказа, объемы необходимых товаров, услуг, рассматриваются источники финансирования и софинансирования.
Сообщения о торгах публично представляются на официальном сайте для того, чтобы любой российский производитель независимо от его месторасположения мог участвовать в торгах.
Система государственных закупок призвана регулировать контрактные отношения между государственными, муниципальными заказчиками и поставщиками товаров, работ и услуг.
Для государства понятны цели и задачи эффективной деятельности в сфере – повышение уровня конкуренции, обеспечение гласности госзаказа, упрощение процедур для заказчиков и участников при использовании электронных торгов и повышение итоговой результативности госзаказа.
В широком понимании государственный заказ - это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, и т.д. В узком смысле государственным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти. Например, Федеральная пограничная служба Российской Федерации размещает заказ на поставку горюче-смазочных материалов для службы автотранспорта.
Под понятием «государственный заказчик» обычно понимается орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий потребности в товарах, работах, услугах, и средства на удовлетворение этих потребностей.
Для удовлетворения своих потребностей этот орган власти формирует заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, и размещает этот заказ на свободном рынке с использованием тех или иных процедур.
Согласно Гражданскому Кодексу РФ, государственные нужды - это потребности органов государственной власти (прежде всего исполнительной, а также законодательной и судебной) в различного рода товарах, работах, услугах.
Связь между такими понятиями, как «государственный заказ» и «государственные закупки» прямая и непосредственная. Органы государственного управления осуществляют размещение государственного заказа путем закупок (то есть приобретения, покупки) товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки и называются государственными. В ходе процедур государственных закупок определяются конкретные исполнители (поставщики, подрядчики), которые поставляют товары, работы и услуги для государственных нужд.
Таким образом, госзакупки - это часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия).
Потребности органов государственной власти в товарах, работах, услугах возникают на всех уровнях властной вертикали: на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне органов местного самоуправления.
Аналогично, потребности органов местного самоуправления в товарах, работах и услугах, финансируемых за счет средств местных бюджетов, принято называть "муниципальными нуждами".
Государственный заказ может производиться несколькими способами:
– конкурсы,
– торги,
– аукционы,
– запрос котировок.
Аукцион - торги, где главную роль играет цена. Существует понятие "обратного" аукциона. Это когда заказчик выставляет стартовую цену, а претенденты соревнуются и предлагают цену ниже. Выигрывает тот, кто предложит самую низкую цену.
Открытый конкурс - наиболее предпочтительная форма размещения заказов на закупку продукции путем проведения открытых конкурсов. Из практики следует, что минимальный срок проведения открытого конкурса составляет два с половиной месяца.
Закрытый конкурс проводится в случаях, когда:
а) продукция в силу уровня технической сложности или специального характера может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков;
б) цена государственного контракта составляет менее 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, а также, когда время и расходы, необходимые для рассмотрения и оценки большого числа заявок на участие в торгах (конкурсе), значительны по сравнению со стоимостью закупаемой продукции, - по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом.
Способ запроса котировок применяется при закупках имеющейся в наличии продукции, которая производится или предоставляется не по конкретным заявкам заказчика и для которой существует сложившийся рынок, при условии, что цена государственного контракта не превышает 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда. Длительность такой процедуры в среднем составляет около двух недель.
В основу системы госзакупок заложены следующие принципы:
- открытость;
- равноправие (справедливость);
- экономичность;
- эффективность;
- ответственность.
Чрезвычайно важно, что указанные принципы необходимо реализовывать в комплексе.
В большинстве развитых стран и в России в настоящее время сложилась определенная система государственных закупок, которая включает в себя государственных заказчиков, поставщиков, и контролирующие организации.
Система государственных закупок основывается на организованных определенным образом потоках товаров, работ и услуг, потоках финансовых средств и потоках информации.
Государственные закупки осуществляются в соответствии с определенными нормами, процедурами и правилами, установленными действующим законодательством и сложившейся деловой практикой.
Одним из явных противоречий системы госзакупок в России является отсутствие органа власти, напрямую контролирующего весь процесс размещения и исполнения госзаказа. Фактически госзакупками в той или иной степени занимаются сразу несколько ведомств - Министерство экономического развития, Федеральная антимонопольная служба, Федеральное казначейство, Счетная Палата.
Государственные заказчики в обеспечении своих нужд и профильной деятельности руководствуются Законом № 44-ФЗ. Он строго регламентирует способы и порядок реализации закупочной деятельности. Заказчики обязаны планировать, размещать информацию о закупках в ограниченные сроки, оперативно отвечать на запросы участников и при необходимости вносить изменения или отменять недостаточно проработанные закупки.
В соответствии с законодательством, существует несколько основных способов размещения государственных заказов. При крупных закупках лучшие предложения обычно удается получить, проведя открытый конкурс (тендер) – способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
Согласно Федеральному закону от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ, используется следующие виды процедур размещения госзакупок:
- запрос котировок (в основном при закупке товаров услуг не более чем на 500 тыс руб.);
- электронный аукцион - несомненно, наиболее популярная конкурентная процедура, из осуществляемых в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ее отличительной особенностью является универсальность, позволяющая применять этот способ практически в любой ситуации.
- открытый конкурс (для определения исполнителя по принципам профессионализма и опыта);
- конкурс с ограниченным участием;
- двухэтапный конкурс;
- запрос предложений (для малых закупок). Данную процедуру заказчик вправе проводить только в установленных случаях, предусмотренных частью 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.;
- закупка у единственного поставщика (большая часть при закупках до 100 тыс руб.).
Проведение государственных закупок может быть:
- открытым;
- селективным (заявки имеют права подавать любые кандидаты, но в дальнейших состязаниях участвуют только компании, отобранные заказчиком);
- закрытым (участники торгов приглашаются только организаторами).
Закупки могут проходить в один или два этапа. При одноэтапных конкурсах или аукционах требования к заказу в течение всего периода торгов не могут изменяться. В ходе двухэтапных продаж условия могут претерпевать некоторые изменения.
Глава 2 Анализ организации процессов государственных закупок в интересах лечебных учреждений