Социальная стратификация по веберу
М. Вебер, подобно К. Марксу, также выделял в социаль& ной структуре классы и использовал для этого экономичес& кий критерий — богатство, т. е. накопленный доход. В свою очередь, этот показатель он связывает и с отношениями соб&
|
ственности на средства производства, и в целом с системой рынка, прежде всего с рынком труда. Поскольку последний сложился только в эпоху капитализма, то и говорить о клас& сах в более ранний период, по мнению Вебера, не приходит& ся. Люди одного класса имеют примерно одинаковые жиз& ненные шансы, т. е. возможность получить общественные блага. Понятно, что они выше у тех, кто владеет собствен& ностью. Но и те, кто не имеет ее, однако обладает знания& ми, квалификацией, могут быть востребованы на рынке тру& да, а следовательно, иметь достойный доход.
Помимо классов, Вебер выделяет более четкие и значи& мые для каждого человека группы, названные им статус ними (подробнее понятие «статус» мы рассмотрим в отдель& ном параграфе). Такие группы могут возникать как в рамках общественного класса, так и вне их. К последним можно от& нести касты, сословия. Особой статусной группой выступает бюрократия, занимающая важное место в системе управле& ния. Критерии выделения статусных групп многообразны, среди них — этническая принадлежность, территориальная общность, религиозные взгляды, общность профессии. Но одной из важнейших характеристик этих групп и одновре& менно критерием их выделения является престиж — оценка их социального положения общественным мнением.
Если классы различаются жизненными шансами, то ста& тусные группы — стилем (образом) жизни. Вспомните, к примеру, известные вам из курса истории различия в обра& зе жизни дворянства и крестьянства в эпоху Средневековья.
Классовая и статусная позиции человека или группы да& леко не всегда совпадают. Например, аристократия с разви& тием капитализма утрачивала свое материальное богатство и слабела как класс, но ее престиж в обществе был еще высок. Не случайно среди разбогатевших промышленников было немало тех, кто стремился приобрести дворянские титулы.
Вебер выделил еще один тип стратификации, основанный на власти. С этих позиций в обществе можно выделить груп& пы, влияющие на принятие политических решений (поли& тический класс, элита) и лишенные такой возможности. Особую роль социолог отводил партиям и другим организо& ванным группам, стремящимся к власти.
Подводя итог, можем сказать: веберовский подход к стратификации основывается на трех главных критери& ях — собственность, престиж, власть. Более многомерная, чем у Маркса, модель социальной стратификации давала возможность полнее и глубже отразить реальность общест& венной жизни, точнее выявить тенденции ее изменения.
Однако есть исследователи, считающие, что марксист&
ская позиция в этом вопросе имеет существенные преиму&
|
щества перед веберовской. О том, какие приводятся аргу& менты в защиту этого тезиса, вы можете узнать, прочитав отрывок, помещенный в рубрике «Поработайте с источни& ком».
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ
«ЛИФТЫ»
Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого мес& та и как оно происходит?
Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобиль& ности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход челове& ка в группу, расположенную на том же уровне, что и преж& няя, например переход из одной семьи в другую при повтор& ном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом че& ловек может совершать как социальный подъем (от мелко& го служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неква& лифицированного рабочего).
Примером «закрытого» общества с малой социальной мо& бильностью может служить кастовый строй в Индии. Чело& веку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напро& тив, индустриальные, «открытые» общества характеризуют& ся высокой социальной мобильностью.
Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его разви& тия. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся арис& тократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов&профессионалов. В то же время в те& чение нескольких лет на вершину политической, экономи& ческой, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.
Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоя& нии. Какими путями происходит перемещение людей из од& ной группы в другую?
|
По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.
Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала воз& можность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских им& ператоров 36 достигли этого высокого социального положе& ния благодаря ратным подвигам.
В Средние века отдельные простолюдины таким же обра& зом становились генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизнен& ный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.
Значительное влияние на перемещение людей по ступе& ням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последовате& лями этого вероучения на начальных этапах были в основ& ном представители низших социальных слоев: рабы, ремес& ленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них бла& годаря церкви получали свободу и достигали высокого по& ложения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.
Еще одним социальным «лифтом» выступает школа. Об& разование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.
Учитывая значение школы как важного средства соци& альной мобильности, правящие группы в ряде стран пыта& лись закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где гово& рилось, что ни один крепостной не должен отправлять де& тей в школу, чтобы не дать им возможности продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «цир& куляр о кухаркиных детях», изданный в России в
1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию детей из низших сословий.
ЛЮМПЕНЫ И МАРГИНАЛЫ
Эти две группы населения, причем каждая по&своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры об& щества.
Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen — «лох&
мотья». К люмпенам относят людей, опустившихся на дно
|
общественной жизни, — бродяг, нищих, бомжей. Как прави& ло, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация насе& ления) опасно для общества, так как она служит питатель& ной средой для разного рода экстремистских организаций.
Иное положение и другая социальная роль у марги& нальных слоев (от лат. marginalis — «находящийся на краю»). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основ& ных каналов маргинализации — массовая миграция из се& ла в город. Такой процесс происходил, например, в конце
1920&х — 1930&е гг. в нашей стране. Развернувшаяся инду& стриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским ук& ладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальны& ми связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общест& венным положением, стремились к твердому, установленно& му государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима, замет& но снижало революционное ожидание перемен.
Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же вре& мя нельзя не признать, что нередко выходцы из этих групп населения бывают наиболее предприимчивыми и успешны& ми в профессиональной деятельности.