Конституция соединенных штатов америки
В период обсуждения и принятия этой Конституции доктрины лидеров политических группировок отнюдь не совпадали. Наиболее важные из них, которые в результате и оказали влияние на текст принятой Конституции - доктрины А.Гамильтона и Т.Джефферсона. Гамильтон представлял интересы крупных промышленников Северо-Востока и поэтому отстаивал необходимость централизованного государства, способствующего развитию капиталистической системы хозяйствования. Джефферсон же, будучи выразителем идей фермерства и мелкой буржуазии, указывал на незавершенность буржуазной революции, настаивал на отмене рабства и позднее уже после принятия Конституции 1787 года был одним из инициаторов принятия Билля о правах. Джефферсон преувеличивал роль сельского хозяйства в экономике Соединенных штатов, считая его основой для накопления богатства общества, и был сторонником окончательного решения аграрного вопроса демократическим путем.
Надо отметить, что после образования США в них сохраняли свое действие английские законы, действовавшие на момент провозглашения независимости, если они не противоречили Конституции и новым законам. На основе этих норм в штатах складывались нормы общего права, порой сходные, но часто и различающиеся, т.к. уже в этот период судебный прецедент играл важную роль в праве_.
В тексте самой Конституции мы практически не найдем определенного упоминания о правах граждан. Здесь мы встретим упоминание об избирательных правах, а также о правах в области суда. Более расширенный список прав добавляет Билль о правах. В нем закрепляется право на свободу совести, свобода слова и право на обращение народа с петициями, право народа на мирные собрания, право ношения оружия_, право на скорый и беспристрастный суд и суд присяжных и ряд иных прав.
В американской правовой доктрине по вопросам прав человека действует расширительный принцип толкования Конституции, который закреплен поправкой IX, и в соответствии с ней все права, упомянутые в Конституции, не могут толковаться как отрицание или умаление иных прав, сохраняемых за народом. Более поздними поправками в соответствии с развитием прогрессивных взглядов в обществе были декларированы дополнительные права: право на судебную защиту жизни, свободы и имущества; избирательные права для женщин и некоторые другие.
C самого начала своего существования Североамериканские Соединенные штаты развивались как президентская республика. Однако принцип разделения властей ("checks and balances" - сдержки и противовесы) был заложен во все проекты Конституции, которые обсуждались. Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду и др. органам.
В законодательной области полномочия палат считаются равными, однако Сенат имеет исключительное право одобрять международные договоры и утверждать назначения президентов на должности министров, послов и др. В свою очередь Палата представителей имеет некоторые привилегии в области принятия финансовых биллей.
Наиболее интересной особенностью развития США как президентской республики стало постоянное повышение значения поста президента в политической системе государства. Возможно даже сами "отцы-основатели" не предполагали, что президент будет играть столь важную роль на внутриполитической арене. По Конституции 1787 г. (ст. II, разд. 2) президент являлся главнокомандующим, он имел право заключать международные договоры с одобрения Сената, назначать американских послов и принимать иностранных, право помилования и т.д. Все это несравнимо с положением, занимаемым президентом сейчас. В настоящее время президент и его администрация практически полностью определяют и проводят внешнюю политику, да и во внутренней политике его роль превосходит роль Конгресса. Хотя в законодательной практике Соединенных Штатов нечасто случалось, чтобы президент прибегал к праву своего отлагательного вето, однако такое право за ним закреплено и преодолеть его Конгресс может, лишь повторно приняв законопроект квалифицированным большинством в 2/3 в обеих палатах. Кроме этих полномочий, установленных Конституцией, президент в соответствии с актом 1921 года несет ответственность за подготовку бюджета.
Суд в англо-саксонской системе права традиционно является если не нормотворческим органом, то уж несомненно основным институтом, которому предоставлено право толкования законов. Действительно Конституция США закрепляет за Верховным судом исключительное право толкования Конституции и действующих законов. Более того, в результате рассмотрения известного дела Marbury vs. Madison Верховный суд в решении по этому делу объявил себя полномочным объявлять неконституционными акты Конгресса, президента и штатов, т.е. самостоятельно взял в свою компетенцию осуществление конституционного надзора. Деятельность ВС в этой области весьма значительна: с 1803 по 1972 гг. им были признаны неконституционными полностью или частично 92 акта Конгресса, 796 положений конституций и законов штатов и 93 постановления муниципальных органов. За этот же период было отменено или изменено 143 своих собственных решения, что говорит о стремлении ВС США приспособить эти решения к меняющимся условиям жизни общества.
Избирательная система Соединенных Штатов является одной из наиболее стабильных и всеохватывающих. Различного рода выборы проходят в Америке практически постоянно и характеристику всей электоральной системы заслуживает отдельной работы. Если говорить об основополагающих принципах, то Конституция в ст. I разделе 2 устанавливает, что правом избирать представителей в Конгресс обладают те же граждане, которые избирают наиболее многочисленную палату в Законодательном собрании штата, т.е. отдает право определения граждан, обладающих активным избирательным правом в компетенцию штатов. К сфере избирательных прав относятся также 4 поправки (XV, XIX, XXIV и XXVI), которые последовательно расширяли круг избирателей. В настоящее время все граждане, достигшие 18-летнего возраста, могут принять участие в федеральных выборах, хотя в большинстве штатов сохраняются цензы оседлости от 1 месяца до 1 года.
Конституция США является одной из наиболее "жестких" конституций. Юридический текст Конституции может быть изменен лишь путем внесения поправок. Более чем за 200 лет действия Конституции Конгрессом была одобрена 31 поправка, а ратифицированы были 26, из которых 10 приходятся на 1789 год, а введение и отмена "сухого закона" (XVIII и XXI поправки) представляют в настоящее время лишь исторический интерес. Нельзя сказать, что на разных этапах развития государства не возникала необходимость внесения дополнительных поправок (так за 200 лет в Конгресс было внесено более пяти тысяч проектов предложений об изменении Конституции), однако сложность процедуры их принятия и ратификации привели к тому, что эти предложения не были приняты. Процесс изменения Конституции проходит в 3 этапа: 1) внесение поправок; 2) принятие поправок; 3) ратификация поправок. Согласно Конституции поправки могут быть внесены либо Конгрессом по решению 2/3 членов каждой из палат, либо специальным конвентом, созываемым Конгрессом по требованию 2/3 законодательных собраний штатов. Ратификация осуществляется либо 3/4 законодательных собраний штатов, либо конвентами в 3/4 штатов. Способ ратификации предлагается Конгрессом.