Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях включает несколько стадий. На наш взгляд, наиболее полно стадии производства по делам об административных правонарушениях раскрыли Д. Н. Бахрах и Э. Н. Ренов[107]. Графически их можно представить следующим образом:

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях - student2.ru

Административное расследование Производство по делам об административных правонарушениях - student2.ru Производство по делам об административных правонарушениях - student2.ru Рассмотрение дела Производство по делам об административных правонарушениях - student2.ru Производство по делам об административных правонарушениях - student2.ru Пересмотр постановления Производство по делам об административных правонарушениях - student2.ru Производство по делам об административных правонарушениях - student2.ru Исполнение постановления
Возбуждение дела     Подготовка дела к рассмотрению и слушанию   Обжалование, опротестование постановления   Обращение постановления к исполнению
Установление фактических обстоятельств   Анализ собранных материалов   Проверка законности постановления    
Процессуальное оформление результатов расследования   Принятие постановления   Вынесение решения   Непосредственное исполнение
Производство по делам об административных правонарушениях - student2.ru Направление материалов для рассмотрения по подведомственности   Доведение постановления до сведения Производство по делам об административных правонарушениях - student2.ru Производство по делам об административных правонарушениях - student2.ru Реализация решения    

Рис. 6. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

По поводу количества и названия стадий производства по делам об административных правонарушениях в юридической литературе не существует серьезных разногласий.

Некоторые ученые считают, что дела об административных правонарушениях настолько очевидны, что выделять административное расследование как стадию производства нецелесообразно. Зачастую это действительно так, но в настоящее время появилось множество административных правонарушений, влекущих наложение административных штрафов в достаточно крупном размере и представляющих определенные трудности при доказывании (налоговые, таможенные правонарушения и т. д.). Без стадии административного расследования производство по делам о таких правонарушениях невозможно.

Вместе с тем Кодекс РФ об административных правонарушениях 2002 г. впервые предусмотрел возможность осуществления по некоторым категориям дел об административных правонарушениях административного расследования как одного из процессуальных действий (ст. 28.7 Кодекса). Не следует путать это действие со стадией производства по делам об административных правонарушениях. При схожести терминов их содержание различно.

Глава 4. Понятие и содержание административного процесса

§ 1. Понятие и содержание административного процесса

Процесс – совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата. В праве под процессом чаще всего понимается порядок реализации материальных норм права.

К проблеме понятия и содержания термина «административный процесс» на сегодняшний день существует два различных подхода. Одна группа авторов считает, что административный процесс – это порядок реализации административно-правовых норм. Другие полагают, что это регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.

Первое определение административного процесса дано на основе «процедурной концепции», а второе – на основе «юрисдикционной концепции». Уяснив смысл этих концепций, можно понять разницу данных подходов к определению административного процесса.

Сторонники «процедурной концепции» определяют понятие административного процесса как совокупность всех действий, совершаемых органами государственного управления (их должностными лицами) по реализации возложенных на них задач и функций. Здесь под административным процессом понимается порядок (процедура) осуществления государственно-управленческой деятельности.

Нормы права, регламентирующие порядок осуществления государственно-управленческой деятельности различными ее субъектами, разрозненны, зачастую отданы на откуп ведомственным интересам либо по некоторым вопросам вообще отсутствуют. Их единообразие возможно только в случае кодификации в едином источнике, что является перспективной задачей законодателя, идущего по пути построения правового государства. Форма такого единого источника нам представляется в виде Административного кодекса, имеющегося сегодня в ряде развитых демократических государств, либо в виде Закона «Об административных процедурах», проект которого в Российской Федерации находится в стадии принятия.

Применительно к рассматриваемой проблеме речь идет об административных процедурах или об административно-процедурных правилах, регламентирующих государственно-управленческую деятельность. Именно поэтому концепция определения административного процесса, использованная первой группой авторов, получила название «процедурной».

Вторая группа авторов определяет административный процесс более узко: как деятельность юрисдикционного характера. Термин «юрисдикция» произошел от латинского «jurisdictio» – судопроизводство. В свою очередь, это слово произошло от латинского «jus» – право и «dico» – говорю. В праве под юрисдикцией понимается установленная законом (или иным правовым актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т. е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям.

Это общераспространенное понимание юрисдикции, но вместе с тем этот термин иногда отождествляется с судопроизводством, правосудием, иногда – с подведомственностью, подсудностью разрешаемых дел и даже с системой соответствующих юрисдикционных органов.

Мы будем использовать данный термин в общераспространенном смысле. Уяснив смысл термина «юрисдикция», можно понять, почему концепция определения административного процесса второй группой авторов получила название «юрисдикционной».

Поскольку обе рассмотренных точки зрения имеют право на существование, нецелесообразно выяснять правильность какой-либо из них. Необходимо лишь уточнить, что административный процесс в определении по процедурной концепции – это понятие в широком смысле, а административный процесс в юрисдикционной концепции дан в узком смысле. Следует также отметить, что некоторые авторы под административным процессом понимают еще более узкое понятие – производство по делам об административных правонарушениях. Одной из посылок к такому пониманию административного процесса явился существовавший в начале XX века на советской Украине Административно-процессуальный Кодекс, который регулировал лишь производство по делам об административных правонарушениях.

Перспективной задачей административного законодательства РФ является определение единообразного разрешения административно-правовых споров. Основы единого административного процесса для разрешения всех административно-правовых споров возможны только в том случае, если законодатель в соответствии с мировым опытом пойдет по пути создания в РФ системы органов административной юстиции.

Cистема административных судов в Российской Федерации сегодня находится в стадии становления. В стадии принятия Государственной Думой РФ и соответствующий кодекс, регламентирующий порядок разрешения административными судами споров, вытекающих из административно-правовых отношений.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Наши рекомендации