А.п. солдатов в.а. мельников

А.П. СОЛДАТОВ В.А. МЕЛЬНИКОВ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рекомендовано Евразийской Академией административных наук в качестве учебника для юридических высших и средних специальных учебных заведений

"Феникс" - 2006, 347 стр.

Солдатов А.П. (Особенная часть), Мельников В.А. (Общая часть) Административное право Российской Федерации. Учебник. 2006.

Рецензенты:

Юсупов В.А. заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Денисенко В.В. доктор юридических наук, профессор.

Учебник подготовлен в соответствии с программой дисциплины «Административное право» на основании положений Конституции Российской Федерации 1993 года и действующего российского законодательства.

В нем освещаются вопросы общей части предмета, а также административно-правовая организация управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами в условиях проводимой в настоящее время административной реформы.

Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.

СОДЕРЖАНИЕ:

Оглавление………………..

Предисловие……………….

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ I.Административное право в правовой системе Российской федерации……………………….

Глава 1. Административное право как отрасль права……….

§ 1. Предмет административного права……………..

§ 2. Метод административного права………………..

§ 3. Система административного права……………..

§ 4. Понятие и виды источников административного права……

§ 5. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры………

Глава 2. Административно-правовые отношения…………….

§ 1. Понятие и структура административно-правовых отношений……

§ 2. Основные черты административно-правовых отношений………..

§ 3. Виды административно-правовых отношений…………………...

РАЗДЕЛ II.Субъекты административного права...

Глава 1. Граждане как субъекты административно-правовых отношений

§ 1. Понятие индивидуальных субъектов административно-правовых отношений

§ 2. Понятие и элементы административно-правового статуса граждан…….

§ 3. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан…………

§ 4. Содержание и виды административно-правового статуса граждан……

Глава 2. Общественные объединения……….…………………

§ 1. Понятие и виды объединений граждан…………

§ 2. Понятие и основы административно-правового статуса общественных объединений…

§ 3. Общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений…….….

Глава 3. Президент Российской Федерации.………………….

§ 1. Президент РФ в системе государственной власти...

Глава 4. Органы исполнительной власти………………………

§ 1. Понятие и основы правового статуса органа исполнительной власти…

§ 2. Виды органов исполнительной власти………….

§ 3. Система органов исполнительной власти……...

Глава 5. Предприятия и учреждения……………………………

§ 1. Понятие и виды предприятий, учреждений…….

§ 2. Основы административно-правового статуса предприятий, учреждений

Глава 6. Государственная служба……………………………….

§ 1. Понятие и принципы государственной службы..

§ 2. Понятие и виды государственных служащих…..

РАЗДЕЛ III.Административно-правовые формы и методы…………………………………………...

Глава 1. Формы и методы государственного управления…..

§ 1. Формы государственного управления…………..

§ 2. Методы государственного управления………….

Глава 2. Правовые акты управления……………..…………….

§ 1. Понятие и основные черты правовых актов управления…………

§ 2. Виды правовых актов управления……………….

Глава 3. Административное принуждение………..……………

§ 1. Понятие административного принуждения…….

§ 2. Виды мер административного принуждения…..

РАЗДЕЛ IV.Ответственность по административному праву…

Глава 1. Дисциплинарная ответственность………………..….

§ 1. Понятие дисциплинарной ответственности…....

§ 2. Основания дисциплинарной ответственности…

§ 3. Субъекты дисциплинарной ответственности….

§ 4. Дисциплинарные взыскания………………………

§ 5. Порядок наложения дисциплинарных взысканий…………….

Глава 2. Материальная ответственность по административному праву……

§ 1. Понятие, основания и содержание материальной ответственности по административному праву…………………….

Глава 3. Административная ответственность…..…………….

§ 1. Понятие и основные черты административной ответственности………

§ 2. Основания административной ответственности…

§ 3. Административные наказания…………………….

§ 4. Субъекты административной ответственности..

§ 5. Производство по делам об административных правонарушениях……

Глава 4. Понятие и содержание административного процесса…………

§ 1. Понятие и содержание административного процесса……………………..

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. ОТРАСЛЕВЫЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НАЧАЛА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

§ 1. Отрасли и сферы государственного управления

§ 2. Соотношение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области организации государственного управления

§ 3. Функции, методы и формы управления в современных условиях

§ 4. Административная реформа как механизм совершенствования форм и методов государственного управления

§ 5. Межотраслевые начала в государственном управлении

§ 6. Субъекты и организация межотраслевого государственного управления

Содержание и виды административно-правового статуса граждан

В административном праве выделяется три вида административно-правового статуса граждан: общий для всех административно-правовой статус гражданина, специальный статус определенных групп граждан и индивидуальный статус конкретных лиц.

В содержание общего административно-правового статуса гражданина входят лишь общие для всех субъективные права и обязанности и не включаются многочисленные и разнообразные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от выполнения ими тех или иных профессиональных функций, общественного положения, характера правоотношений, в которые они вступают, других обстоятельств. Основные права и обязанности граждан, определяющие его общий административно-правовой статус, содержатся в главе 2 Конституции РФ, но, кроме того, они могут содержаться и в Законах РФ. К числу прав этой группы относятся следующие права: на участие в государственном управлении; личные и имущественные права и свободы; на получение содействия аппарата управления в реализации прав и законных интересов и др. Общими являются обязанности: соблюдать законность; оказывать содействие аппарату управления (в установленных законодательством случаях) и т. д.

Специальный административно-правовой статус граждан характерен для определенных групп граждан и закрепляет особенность их правового положения в сфере государственного управления. Д. Н. Бахрах выделяет четыре основных признака, по которым классифицируются все группы граждан, имеющих специальный административно-правовой статус: 1) члены административных коллективов; 2) субъекты административной опеки; 3) жители территорий с особым административно-правовым режимом; 4) субъекты разрешительной системы[31].

Под членами административного коллектива понимаются граждане, состоящие в устойчивых правовых отношениях с каким-либо административным коллективом (учебным заведением, государственным органом, местом отбывания наказания в виде лишения свободы и т. д.). Специальное правовое положение этих граждан и обусловливается необходимостью иметь дополнительные права и обязанности, связанные с членством в данном административном коллективе. Возникают такие специальные права и обязанности у граждан с момента принятия их в члены административного коллектива и прекращаются с момента прекращения этого членства.

Под административным коллективом в данном случае следует понимать любой организованный коллектив людей, чья внутренняя организационная структура в той или иной юридической форме признана государством.

Под субъектами административной опеки понимаются лица, нуждающиеся в защите государства в связи с некоторыми демографическими неблагоприятными факторами, техническими и экологическими катастрофами и т. д. Не следует путать административную опеку с социальной (выплата пенсий). Субъекты административной опеки имеют специальное правовое положение в обществе ввиду того, что государство признало необходимость их дополнительной защиты.

Вместе с тем надо отметить слабую теоретическую разработку в административном праве содержания термина «административная опека» и ее отличия от опеки социальной. Исследования ученых-административистов в этой области внесли бы сегодня большой вклад в науку.

Жители территорий с особым административно-правовым режимом имеют специальный административно-правовой статус по территориальному признаку. Этот специальный статус определяется особенностями правового положения той или иной территории (зоны). Особый административно-правовой режим могут иметь следующие территории: приграничные зоны; закрытые города; заповедники, заказники; территории, на которых введено чрезвычайное положение; карантинные территории; свободные экономические зоны и т. д.

Как правило, особый правовой режим этих территорий заключается в ужесточении правового режима (за исключением свободных экономических зон).

В названии этой категории граждан, имеющих специальный административно-правовой статус, имеется термин «жители». По нашему мнению, даже оговорка о постоянных и временных жителях территории не охватывает всех носителей комплекса специальных прав и свобод по данному признаку. Более правильным было бы распространить этот признак не только на жителей, но и на лиц, находящихся на территориях с особым административно-правовым режимом, так как на них также распространяются особые права и обязанности, необходимые для поддержания особого правового режима этой территории.

Для понимания специального административно-правового статуса субъектов разрешительной системы необходимо определиться с понятием «разрешительная система». Под разрешительной системой обычно понимается форма административной деятельности милиции как способ охраны общественного порядка и безопасности. Но это понимание в «узком» смысле слова. Под разрешительной системой в нашем случае следует понимать совокупность правил и саму деятельность, осуществляемую в определенном порядке, предполагающем получение разрешений на ее осуществление. Носителями комплекса специальных прав и свобод по данному признаку будут являться граждане, уже получившие такие разрешения (на управление транспортным средством, ношение и хранение огнестрельного оружия и т. д.) Рассматриваемый вид статуса призван обеспечить гражданам нормальную реализацию своих прав и обеспечить при этом должную общественную безопасность путем исполнения ими специальных обязанностей.

Очевидно, что каждая из этих четырех родовых общностей состоит из множества видовых категорий граждан, обладающих комплексом специальных прав и обязанностей, предоставленных им нормами административного права.

Наряду с общим и специальным административно-правовым статусом каждый гражданин обладает и статусом индивидуальным. Поскольку индивидуальные права и обязанности в содержание правового статуса не входят, можно сделать вывод о том, что индивидуальный административно-правовой статус определяется комплексом общих прав и обязанностей и тех специальных прав и обязанностей, носителем которых является конкретный человек (индивид).

Как неповторимы отпечатки пальцев каждого человека, так неповторим его индивидуальный административно-правовой статус в силу того, что поведение регулирует большой круг норм административного права, и каждый имеет множество различных прав и обязанностей в сфере государственного управления.

Глава 1. Дисциплинарная ответственность

§ 1. Понятие дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, следовательно, для нее характерны все признаки юридической ответственности. Она наступает за противоправное, виновное, наказуемое деяние и заключается в применении мер государственного принуждения.

Основные отличительные черты дисциплинарной ответственности в том, что она налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку является ответственностью перед работодателем, то налагается только в порядке подчиненности по службе. Дисциплинарная ответственность заключается в основном в применении морально-правовых санкций (предупреждение, выговор, строгий выговор и т. д.).

Дисциплинарная ответственность может быть регламентирована не только нормами административного, но и трудового, исправительно-трудового и других отраслей права. Нормы административного права регулируют дисциплинарную ответственность лишь тогда, когда работодателем является государство, т. е. в отношении государственных служащих.

Сущность (содержание) дисциплинарной ответственности заключается в наложении дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой или служебной дисциплины на подчиненных уполномоченными на то органами (должностными лицами).

Исходя из данного определения, для всестороннего изучения дисциплинарной ответственности необходимо рассмотреть четыре основных момента:

– основания (ответственность за что?);

– субъекты ответственности (в отношении кого?);

– дисциплинарные взыскания (путем применения чего?);

– порядок наложения дисциплинарных взысканий (в каком порядке?).

§ 2. Основания дисциплинарной ответственности

Основаниями дисциплинарной ответственности являются:

1) дисциплинарный (должностной) проступок – противоправное, виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

Под нарушением трудовой или служебной дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка (присягой, указаниями вышестоящих начальников и т. д.);

2) административное правонарушение. В отношении отдельных категорий государственных служащих (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники железнодорожного, морского, речного транспорта и т. д.) в определенных законом случаях за совершение административного правонарушения ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность их привлечения не к административной, а к дисциплинарной ответственности;

3) нарушение норм морали, нравственности. Статья 26 Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает дисциплинарную ответственность «за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести...». Пункт «м» ст. 19 Закона РФ «О милиции» в качестве одного из оснований увольнения сотрудника милиции со службы предусматривает «совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции». Это одни из немногочисленных вызывающих дискуссию случаев применения юридической ответственности не за правонарушение. По нашему мнению, здесь возникает противоречие принципу права, согласно которому любая юридическая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих юридических обязанностей. Воинская честь и честь сотрудника милиции чаще всего определяются нормами морали, нравственности, не установленными нормами права. Наступление юридической ответственности за их нарушение является довольно спорным и приводит к многочисленным проблемам в правоприменительной деятельности.

§ 3. Субъекты дисциплинарной ответственности

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только физические лица. При этом у данных физических лиц с субъектом применения дисциплинарных взысканий должны быть отношения подчиненности. Поскольку отношения подчиненности возможны только в рамках трудовой или служебной деятельности, то логично предположить, что субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только лица, являющиеся членами какого-либо административного коллектива (имеются лишь некоторые исключения, допускающие дисциплинарную ответственность без отношений подчиненности. Например, наложение дисциплинарных взысканий комендантом студенческого общежития на студентов, проживающих в общежитии). Возрастные ограничения субъектов дисциплинарной ответственности определяются возрастными ограничениями, предъявляемыми к членам того административного коллектива, в рамках которого они привлекаются к дисциплинарной ответственности. Представляется, что аналогичным способом опосредуются и требования к установлению вменяемости правонарушителя.

Дисциплинарные взыскания

Дисциплинарные взыскания могут быть установлены только нормативными актами. Эти нормативные акты не обязательно должны иметь силу закона, они могут иметь и силу подзаконных актов (Дисциплинарный Устав ВС РФ, утвержденный Указом Президента РФ, и т. д.). Для различных категорий граждан могут быть предусмотрены различные меры дисциплинарного принуждения.

статья 192 Трудового кодекса РФ предусматривает три вида дисциплинарных взысканий для всех работающих и служащих:

1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (перечень исчерпывающий).

Для тех государственных служащих, которые охватываются Законом РФ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г., помимо указанных Трудовым кодексом предусмотрено еще два (ст. 14): строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии.

Для такой разновидности государственных служащих, как сотрудники органов внутренних дел, ст. 38 Положения о службе в ОВД РФ от 23.12.92 г. № 4202-1 предусматривает, кроме пяти имеющихся, еще пять видов дисциплинарных взысканий: понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из ОВД. В учебных заведениях МВД РФ, кроме того, – назначение вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения (перечень исчерпывающий). По такому же принципу построена система дисциплинарных взысканий и у членов других административных коллективов.

Применение мер дисциплинарного принуждения, не закрепленных соответствующими нормативными актами, не допускается.

§ 5. Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Порядок наложения дисциплинарных взысканий устанавливается законами и подзаконными актами в зависимости от категорий лиц, к которым они применяются. Поэтому рассмотрим основные, характерные почти для всех привлекаемых к дисциплинарной ответственности требования к порядку наложения дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные взыскания могут быть наложены с учетом соблюдения ряда процессуальных требований:

– они налагаются только уполномоченными на то органами либо должностными лицами;

– до наложения взыскания требуются письменные объяснения нарушителя;

– они должны быть наложены не позднее 10 суток с момента, когда соответствующему начальнику стало известно о факте совершения проступка, а в случае проведения служебной проверки, – не позднее одного месяца с момента окончания проверки;

– за один проступок может быть наложено лишь одно взыскание;

– взыскания не могут быть наложены по истечении шести месяцев с момента совершения проступка;

– факт наложения взыскания может быть обжалован в установленном порядке и т. д.

Административные наказания

Административные наказания являются одной из групп мер административного принуждения. В юридической литературе административные наказания определяются по-разному: как один из видов правовых санкций; как карательные санкции административного права; совокупность мер правоохраны; меры административной ответственности. Все данные определения не имеют смысловых расхождений, но наиболее показательное из них, на наш взгляд, последнее. Действительно, административные взыскания – это разновидность мер государственного принуждения, применяемых за совершение административных правонарушений.

При рассмотрении административных наказаний необходимо определить цели их применения. Согласно ст. 3.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

По смыслу данной нормы права целей применения административных наказаний две: предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем и предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами.

Если признать в качестве одной из целей применения административных наказаний предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем, то приходим к курьезным выводам. Во-первых, например, при систематическом нарушении кем-либо общественного порядка, за которые нарушитель был неоднократно привлечен к ответственности, возникает ситуация, в которой привлекать его к ответственности в очередной раз будет юридически необоснованно. Ведь цели предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем в этом случае мы заведомо не достигнем. Во-вторых, достижение указанной цели наиболее рационально путем применения самых строгих мер наказания. При этом принцип индивидуализации наказания не имеет никакого значения (что на самом деле не так).

Что касается цели предупреждения совершения новых правонарушений другими лицами, то эта цель достигается независимо от воли органа административной юрисдикции, налагающего административное наказание. Однако названная цель достигается методом косвенного воздействия на волю других лиц. Это метод убеждения. Сами административные наказания являются методом принуждения, всегда выражающимся лишь в прямом воздействии на волю управляемых лиц.

Показательно, что новый Кодекс РФ об административных правонарушениях исключил имевшуюся в прежнем Кодексе третью цель применения административных наказаний: воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе уважения к закону и правопорядку. Нам представляется это верным по указанным выше аргументам. Кроме того, новый Кодекс изменил термин «административные взыскания» на «административные наказания». Он также определил административные наказания в качестве меры ответственности за совершение административного правонарушения.

Принимая во внимание изложенное, следует признать, что цель применения административных наказаний одна – наказать виновного за совершенное им правонарушение. В этом случае рассмотренные нарушения принципов права будут устранены.

Виды административных наказаний закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях:

1) предупреждение (ст. 3.4; 32.1);

2) административный штраф (ст. 3.5; 32.2; 32.3);

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6; 32.4);

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7; 32.4);

5) лишение специального права (ст. 3.8; 32.5; 32.6; 32.7);

6) административный арест (ст. 3.9; 32.8);

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10; 32.9; 32.10);

8) дисквалификация (ст. 3.11; 32.11).

Этот перечень административных наказаний исчерпывающий. Расширен он может быть только путем внесения соответствующих изменений в Общую часть Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ни одна другая мера административного принуждения не может быть использована с целью, с которой применяются административные наказания, и ни одно из наказаний не может применяться с другими целями.

Перечисленные виды административных наказаний сложно распределить по степени их тяжести. Их различают не по этому признаку. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает противоправность различных деяний, в том числе и довольно специфичных. Естественно, что за их совершение необходимо предусмотреть и специфичные меры ответственности. Но при этом немаловажным остается принцип индивидуализации наказания, которому также отвечает наличие широкого круга административных наказаний.

Предупреждение является административным наказанием, выраженным в официальном порицании физического или юридического лица, которое налагается за малозначительные (не представляющие большой общественной опасности) административные правонарушения. В санкциях статей, определяющих составы административных правонарушений в Кодексе РФ об административных правонарушениях, предупреждение всегда применяется на альтернативной основе наряду с другими административными наказаниями.

Трудно согласиться с существующим мнением о том, что предупреждение – административное наказание только морального характера. Помимо морального воздействия, выраженного в отрицательной оценке государством противоправного поведения правонарушителя, вынесение предупреждения порождает и правовые последствия. При повторном совершении административного правонарушения в течение года с момента вынесения административного наказания в виде предупреждения данное правонарушение может квалифицироваться как иное административное правонарушение (если такое предусмотрено законом), либо факт наложения административного наказания в виде предупреждения будет являться обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение (п. 2 ст. 4.3 Кодекса).

Предупреждение следует отличать от замечания. Во-первых, факт вынесения предупреждения подразумевает признание лица виновным в совершении административного правонарушения и является актом привлечения к административной ответственности со всеми вытекающими правовыми последствиями. Во-вторых, в отличие от замечания, предупреждение может вынести только лицо (орган), уполномоченный принимать решения по делам об административных правонарушениях (орган административной юрисдикции).

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях предусматривал вынесение предупреждения в письменной или иной установленной законом форме. Ранее закон предусматривал и иную форму в виде просечки в талоне предупреждений. В настоящее время иная форма вынесения предупреждения (кроме письменной) непосредственно законом не установлена. Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает вынесение предупреждения только в письменной и ни в какой иной форме (ст. 3.4 Кодекса).

Административный штраф является денежным взысканием, налагаемым на правонарушителя в качестве меры ответственности за совершенное им правонарушение. Следует отметить, что штраф – наиболее распространенная мера административного наказания, которая предусмотрена практически за все административные правонарушения.

В соответствии со ст. 3.5 Кодекса штраф может быть трех видов и выражаться в величине, кратной: 1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – минимальный размер оплаты труда); 2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; 3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Административный штраф следует отличать от штрафа как уголовно-правовой санкции за совершение преступления и от гражданско-правового штрафа как разновидности неустойки.

Возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – два самостоятельных административных наказания. Между ними есть различия, но много схожих черт.

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии орудия правонарушения или предмета правонарушения и последующей его реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Конфискация, в отличие от возмездного изъятия, состоит в принудительном безвозмездном изъятии указанных предметов и обращении их в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации. Конфискации подлежат лишь не изъятые из оборота вещи, поскольку изъятые из оборота вещи не конфискуются, а изымаются (а это мера принуждения, относящаяся к другой группе мер и не являющаяся административным наказанием).

Из положений Кодекса следует, что возмездное изъятие и конфискация могут применяться только к собственнику изымаемой вещи. Допускаются конфискация и возмездное изъятие не любого имущества правонарушителя, а только орудия правонарушения, либо предмета административного правонарушения, как это указано в Кодексе.

В соответствии с требованиями Кодекса конфискация и возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не могут применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Конфискация – достаточно распространенная мера административного наказания. Кодекс предусматривает возможность наложения данного административного наказания по 79 составам административных правонарушений (в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях – всего по 32). В отличие от конфискации, возмездное изъятие самое редко применяемое административное наказание из всех. Возможность возмездного изъятия допускается лишь за три административных правонарушения (чч. 2, 3 ст. 20.8; 20.13).

Лишение специального права также не является распространенным административным наказанием.

Лишение на срок от одного месяца до двух лет физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях. В этом и заключается содержание рассматриваемого административного наказания.

Возможность применения лишения специального права предусмотрена лишь пятнадцатью статьями Кодекса. В Особенной части Кодекса предусмотрена возможность лишения лишь двух специальных прав (в предыдущем Кодексе их было три): управления транспортным средством и права охоты.

Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью. Это положение Кодекса не предусматривает наличие каких-либо специальных требований к транспортному средству (оборудование ручным управлением, опознавательным знаком «Инвалид» и т. д.). Достаточно того факта, что данным транспортным средством управляет инвалид.

Однако законодатель установил и случаи-исключения из данного правила. Так, за некоторые наиболее тяжкие нарушения правил дорожного движения законодателем установлена возможность лишения права управления транспортным средством даже лиц, пользующихся транспортным средством в связи с инвалидностью. К таким основаниям законодатель отнес: случаи управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Данный перечень исключений является исчерпывающим.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до тридцати суток. Поскольку сроки административного ареста исчисляются в сутках, то минимальный срок административного ареста – одни сутки.

Административный арест является самым суровым административным наказанием, поскольку ущемляет одно из основных прав личности – право на свободу и личную неприкосновенность. Именно поэтому законодатель допускает возможность наложения административного ареста лишь в исключительных случаях, когда исчерпаны иные меры воздействия, и с учетом личности правонарушителя. Дополнительной гарантией от необоснованного применения данного административного наказания является законодательное закрепление возможности наложения административного ареста только решением суда.

Возможность применения административного ареста предусматривается лишь в 14 статьях Кодекса. Следует признать, что возможность его применения значительно увеличена по сравнению с предыдущим Кодексом, в котором такое административное взыскание было предусмотрено лишь по семи составам административных правонарушений.

В соответствии с требованиями законодателя административный арест не может быть наложен на беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетних, а также инвалидов I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Данная мера административного принуждения как самостоятельное административное наказание была закреплена в Кодексе РСФСР об административном правонарушении позже остальных – лишь со 2 февраля 1995 г.

Вследствие специфичности данного административного наказания оно является малораспространенным, хотя в силу происходящих в последнее время в Российской Федерации изменений миграционной политики приобретает все большую значимость. Об этом свидетельствует следующий факт: если раньше возможность административного выдворения была предусмотрена лишь двумя статьями Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ст. 183.1 и 183.3), то в действующем Кодексе – уже пятью (ст. 18.1, 18.4, 18.8, 18.10, 18.11). При этом, если раньше рассматриваемое административное наказание применялось лишь за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации, то теперь, помимо этого, и за нарушение режима пребывания иностранных лиц или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; нарушение миграционных правил и правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы.

Исполняется данное административное наказание органами и войсками пограничной службы или органами внутренних дел.

Дисквалификация –

Наши рекомендации