Принципы разделения властей.

4.5. Законодательная власть:

Осуществляется представительными органами власти. В РФ – это федеральное собрание, в США – конгресс.

Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать общественные отношения путем принятия законов. Парламент состоит из депутатов, считающихся представителями народа, но не обязанных выполнять наказы жителей своего округа. Депутаты не могут быть досрочно отозваны избирателями. Во многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом, т.е. они не могут быть подвергнуты полицейскому аресту, против них не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является.

Парламент формирует или принимает участие в формировании высших органов государства. В РФ Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение председателя правительства. Парламент ратифицирует международные договоры, заключенные правительство, объявляет амнистию, принимает бюджет, осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти.

4.6. Исполнительная власть и ее функции:

Исполнение принятых законов, распорядительная деятельность.

Во главе исполнительной власти стоит глава государства, как конституционный орган и должностное лицо государства. Он представляет гос-во и вовне и внутри его. Глава гос-ва – символ государственности, наравне с флагом, гербом и гимном.

В некоторых странах глава государства рассматривается как непосредственная часть парламента (Великобритания, Индия). В других гос-вах глава гос-ва – глава исполнительной власти (США, Египет). В отдельных странах он не может входить в состав какой-либо ветви власти (Германия). Глав гос-ва – национальный символ (Япония). Глава гос-ва – единоличный правитель (Саудовская Аравия). Глава государства бывает единоличным и коллегиальным.

Правительство:

Состоит из министров и осуществляет административно распорядительную деятельность. Под его руководством находятся государственные учреждения, ВС, финансы, международные дела.

4.7. Судебные органы:

Осуществляют правосудие, а органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, должностными лицами и гражданами.

4.8. Формы государства:

Существуют две формы правления: монархия и республика. В монархиях формальным источником власти является одно лицо, получающее свой пост по наследству. Виды монархического правления: абсолютная и конституционная. Последняя бывает дуалистической и парламентской (правительство формируется парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту).

Республика:

Источник власти – народное большинство. Высшие органы власти избираются гражданами. Виды:

1) Президентская:

Президент – глава гос-ва и правительства, которое ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом. Президент имеет право издавать указы, имеющие силу закона.

2) Полупрезидентская (парламентско-президентская):

Президент – глава гос-ва, но разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства. Правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства, он имеет право издавать указы только с санкции правительства.

3) Парламентская:

Президент – глава гос-ва, а исполнительная власть принадлежит главе правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Президент имеет право издавать распоряжения, согласованные с правительством.

4.9. Формы национально-государственного устройства:

1) Унитарное государство:

Единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Для него характерна единая система гражданства, права, государственного аппарата, суда, налогообложения, мононациональное население. Унитарное гос-во бывает:

а) централизованным (Великобритания, Швеция, Дания), могут предоставлять широкую самостоятельность местным низовым органам управления;

б) децентрализованные (Франция, Испания, Италия), крупные регионы пользуются широкой автономией.

2) Федерация:

Устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенной между ними и центром компетенции, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, конституцию, а часто и право на двойное гражданство. На федеративном уровне создается двухпалатный парламент, верхняя палата выражает интересы субъектов федерации, а нижняя – страны в целом.

3) Конфедерация:

Постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение ограниченного числа вопросов.

4.10. Избирательные системы:

Выборы – процедура формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц путем голосования.

Политический режим является демократическим, если он обеспечивает реализацию ряда условий:

1) Все взрослое население должно иметь право участвовать в голосовании за кандидатов в государственные органы.

2) Выборы должны проводиться регулярно.

3) Ни какую существующую группу взрослого населения нельзя лишить права формировать партии и выставлять кандидатов на выборах.

4) Все места в законодательной палате должны быть заняты в результате конкуренции.

5) Компании должны проводиться честно и справедливо.

6) Голоса должны подаваться свободно и тайно и обнародоваться честно.

Функции выборов:

1) Выборы лигитируют власть.

2) Служат барометром политической жизни.

3) Являются средством отбора политических руководителей.

4) На современном этапе появляется апсонтизм, т.е. неучастие в выборах.

Совокупность установленных критериев и процедур, с помощью которых определяются результаты голосования, называются избирательной системой. Он бываем мажоритарной и пропорциональной.

Мажоритарная: избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов, которое делятся на относительное большинство (избирается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, и партия, получившая большинство мест в парламенте, может сформировать устойчивое правительство) и абсолютное большинство (для избрания необходимо более 50% голосов. Их число может быть: а) от общего числа зарегистрированных избирателей;

б) от общего числа поданных голосов;

в) от общего числа поданных действительных голосов).

Пропорциональная: каждая политическая партия, избирательное объединение получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.

В ряде стран применяются смешанные избирательные системы.

4.11. Политическая идеология:

Политическое сознание – система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений, по средствам которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами.

Политическое сознание образует несколько уровней:

1) Государственное сознание (выработка законопроектов, программ, обоснование существующего политического режима).

2) Теоретическое сознание (разработка политических концепций, идей).

3) Обыденное сознание (участие в политическом процессе)

4) Идеология (выражается в виде политических теорий, концепций, принципов и лозунгов).

Этапы развития идеологии:

1) XVII – XVIII века: идеи борьбы против феодально-религиозной идеологии.

2) XIX – начало XX века: либеральные и коммунистические идеи.

3) ХХ век: обоснование несостоятельности коммунистических идей и поиски новых идеологических обоснований современного общества.

Идеология выражается в виде политических теорий и концепций, политических идей и идеалов, принципов и лозунгов.

Феномен идеологии проявляется на трех уровнях:

1) Теоретико-концептуальный (формирование основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы нации и государства).

2) Программно-аналитические (разработка программ, манифестов и лозунгов)

3) Актуализированный (степень освоения гражданами целей и принципов идеологии, форма их политического участия).

Идеология оформлена в политических партиях, движениях, союзах и выполняет ряд функций:

1) Образовательно-воспитательная

2) Интегрирующая (сплочение общества на базе общегосударственных , патриотических или групповых ценностей)

3) Пропагандистская (создание позитивного образа проводимой политической линии).

Идеологические направления:

1) Либерализм (учение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства).

Первыми либеральным документом была Декларация Независимости США 1776 года и Декларация Прав Человека и Гражданина 1789 года во Франции (человек рождается свободным и равным в правах с другими, право на собственность и пр.)

Идеалом либерализма является индивидуализм, «человек сам, лучше любого правительства знает, что ему нужно». Частная собственность – гарант и мера свободы, господство принципов свободного рынка и свободной конкуренции, а государство играет роль «ночного сторожа».

На современном этапе существует неолиберализм – признание необходимости участия масс в политическом процессе. Неолибералы стояли у истоков идей всеобщего благоденствия, информационного общества и конвергенции.

Основные принципы либерализма:

а) Приверженность парламентскому строю

б) Негативное отношение к вмешательству государства в экономику

в) Необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона.

г) Обеспечение политических прав и свобод граждан

д) Компромисс в решении важных политических проблем.

2) Консерватизм (сохранение и поддержание исторически-сложившихся форм государственной и общественной жизни):

Принципы:

а) Общество – система норм, обычаев, традиций и общественных институтов, уходящих корнями в историю

б) Ориентация на государственный авторитет

в) Пессимизм в оценке возможностей человеческой природы

г) Неверие в возможность социального равенства между людьми

д) Признание частной собственности в качестве гаранта личной свободы и социального порядка

3) Социал-реформизм (социально-политическое учение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ):

Принципы:

а) Отрицание всякой диктатуры как формы политического режима

б) Приверженность принципу демократического парламентаризма

в) Политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем

г) Приоритет мирных демократических средств в достижении поставленных целей

д) Государственное регулирование экономики и развития рыночных механизмов

е) Социальная замкнутость трудящихся

ж) Мирное сосуществование различных государств.

4.12. Политические режимы:

Это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране.

1) Тоталитаризм – политическая система, опирающаяся на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сферы жизни общества. Существует единственная массовая партия, членство в которой открыто для небольшой части населения, партия обладает олигархической структурой, переплетенной с государственной бюрократией. Управление осуществляется по средствам террора, управляемого партией и тайной полицией. СМИ находятся под жестким контролем властей. Партия и правительство контролируют также и экономическую жизнь.

Разновидности:

а) Фашизм

б) Национал-социализм

в) Коммунизм

2) Авторитаризм – неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающих аппозиции , но предоставляющих автономию личности во вне политической деятельности.

Черты:

а) Неограниченность власти

б) Опора на силу

в) Режим не прибегает к массовым политическим репрессиям

г) Не преследуется инакомыслие

д) Политическая элита назначается сверху

е) Полномочия местных органов власти минимальны

ж) Население превращается в объект политических манипуляций

з) Поощряются расовые националистические предрассудки

и) Пропагандируется образ врага.

Режимы могут существовать в форме монархий, деспотических диктатур и военных хунд.

3) Демократия:

а) Классическая демократия

б) Либеральная демократия:

Предполагает эффективное участие граждан в управлении, равенство граждан по отношению к принятию решений, возможность получать достоверную политическую информацию, наличие механизмов контроля граждан над политической повесткой дня. Государственные руководители избираются на свободных выборах, власть осуществляет большинство через прямые или косвенные выборы. Режим предполагает учет интересов меньшинства, принцип конституционализма, гарантии в отношении основных свобод граждан.

4.13. Политическая партия:

Специализированная, организованно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и служащая для завоевания и использования политической власти.

Политическая партия включает понятия:

1) Носитель идеологии

2) Организационная структура

3) Поддержка сторонников

4) Завоевание и использование власти.

Партии парламентского типа:

Формируются как кружки и клубы единомышленников, их цель – завоевание большинства в парламенте. Формирование целей государственной политики, как итог.

Партии внешнего происхождения:

Обладают большей централизацией, их члены связаны не только общностью политических целей, но и идеологическим родством. Первичные организации:

1) Партком (по территориальному признаку, имеет постоянный состав активистов). Такие партии еще называются кадровыми, их сила состоит в выборе престижного кандидата, в умении создать имидж, в искусстве применения государственных технологий, в возможности найти финансовые средства.

2) Секции (открыты для новых членов, живут за счет первичных взносов, строят работу по территориальному принципу). Благополучие партии пропорционально численности. Такие партии называются массовыми.

На современном этапе появились универсальные партии, как объединение избирателей разной классовой, социальной, экономической принадлежности для завоевания большинства голосов в ходе конкретных выборов.

Политические партии решают ряд задач:

1) Выражают интересы социальных групп

2) Проводят в жизнь политические решения

3) Определение коллективных целей, задач для всего общества

4) Создают политические элиты

5) Выступают в качестве референтных групп (группа, на которые индивид ориентирует свои политические предпочтения)

Множество партий образуют единую систему. Наличие 5 и более партий создает ситуацию «крайней многопартийности», что опасно для стабильного политического режима.

4.14. Общественные движения:

От политических партий отличаются тем, что не ставят задачи завоевания политической власти, а стремятся изменить поведение органов власти. Так, экологическое движение «Гринпис» (существует с 1971 года) ориентируется на экологические программы, участвуя в избирательных компаниях, работе органов власти). Существуют также антивоенное и пр. движения.

Некоторые объединения ставятся вне закона, запрещаются и преследуются. В РФ запрещены объединения, действия которых направлены на изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

4.15. Основные черты гражданского общества:

Аристотель считал, что все области человеческой деятельности политизированы. Гражданин – это тот человек, который участвует в суде и народном собрании. Следовательно, гражданское общество – это совокупность граждан и государства.

Джон Локк называет основы гражданского общества, говоря, что в его основе лежит уважение закона, прав собственности и личных свобод.

Монтескье: гражданское общество – ступень человеческой истории, пришедшая на смену естественному состоянию. Гражданское общество – общество вражды друг с другом, оно трансформируется в государство, а государство – это орган насилия для предотвращения вражды.

Гегель: гражданское общество может существовать при условии существования множества сословий, опираясь на разнородные, групповые и индивидуальные интересы.

Мыслители ХХ века рассматривают гражданское общество, как наиболее приемлемый тип социальной организации.

Существует две точки зрения на природу гражданского общества:

1) Гражданское общество – совокупность неполитических отношений организаций, движений и пр.

2) Гражданское общество – определенная стадия зрелости политических и социальных сфер общества.

Современное гражданское общество выполняет следующие функции:

1) Обеспечивает свободное развитие личности на экономической основе разнообразных форм собственности, возможности для каждого человека выбирать сферу хозяйственной деятельности.

2) Обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц, групп и организаций по средствам гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую политику в интересах всего общества.

3) Постоянная защита интересов каждого человека, его прав и свобод.

4) Взаимодействие государства и гражданского общества.

5) Осуществление самоуправления во всех сферах общественной жизни.

4.16. Политический плюрализм:

Теория гражданского общество дополнена теорией политического плюрализма.

Плюрализм – множественность.

Политический плюрализм – один из принципов политического устройства общества, по которому политическая жизнь должна представлять собой сосуществование множества различных взаимосвязанных и одновременно автономных политических групп, партий, организаций.

Каждый гражданин может придерживаться любых взглядов, заниматься их пропагандой, но он должен уважать такое же других и терпеливо относиться к любым проявлениям многомыслия.

Плюрализм базируется на признании противоречий, источниках социального и политического развития. Он утверждает неизбежность политических конфликтов, аппозиции, конкуренции политических сил. Отвергает любую монополию на власть, любые тоталитарные и авторитарные режимы. Властные структуры должны избираться народом. Предполагается принцип разделения властей. Государство воспринимается не как аппарат общественного принуждения, в котором исчезла бы и индивидуальность, а как общество свободных личностей, объединяющихся на солидарной основе.

4.17. Местное самоуправление:

Конституция РФ гарантирует гражданам право на местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.

Основные системы местного самоуправления сложились в Европе к XIX веку.

Система МСУ:

1) Английская:

Муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий, представители центра исключаются.

2) Французская:

Допускается контроль центральной властью через специально назначаемых представителей.

3) Германская:

Органы МСУ действуют по поручению государства.

В 1990 году принята европейская хартия, в которой определено значение органов МСУ. МСУ – реализуемое на практике право населения самостоятельно решать вопросы местного значения путем референдума, или путем выборов.

МСУ решает следующие вопросы:

1) Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью

2) Формирование и использование местного бюджета

3) Установление местных налогов и сборов

4) Содержание и развитие учреждений муниципального образования и здравоохранения.

5) Благоустройство территории

6) Социальная поддержка.

Для решения этих задач создаются органы МСУ. В РФ они именуются муниципальными образованьями, в С–Пб их 111. Создаются также представительные органы МСУ. Существуют административные органы, занимающиеся вопросом обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан. Возглавляет их глава муниципального образования.

4.18. Правовое государство:

Это государство, ограниченное в своих действиях правом. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, развитая и непротиворечивая правовая система, эффективный социальный контроль политики и власти в целом.

Признаки:

1) Верховенство закона

2) Гарантия прав и свобод граждан

3) Равенство всех граждан перед законом

4) Принцип разделения властей

5) Независимый суд

6) Приоритет международного права.

Современному государству свойственно сочетание правового и социального начала. Правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, а социальное государство призвано заниматься именно этими вопросами.

4.19. Политическая жизнь современной России:

Россия – федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Высшей ценностью признается человек, его права и свободы защищаются государством. Источник власти – многонациональный народ, который непосредственно осуществляет власть во время выборов и референдумов, и опосредованно, через органы муниципальной и федеральной власти.

Намечаются тенденции модернизации политической жизни: разработана концепция национальной безопасности государства.

К национальным внутренним интересам России относятся:

1) Сохранение стабильности конституционного строя и институтов государственной власти.

2) Обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства.

3) Завершение процесса становления демократического общества.

4) Нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий.

К национальным интересам в международной сфере относятся:

1) Обеспечение суверенитета.

2) Упрочнение позиций России как великой державы.

3) Развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами.

4) Соблюдение прав и свобод человека.

5) Недопустимость двойных стандартов.

К национальным интересам в военной сфере:

1) Защита независимости РФ, ее государственной и территориальной целостности.

2) Предотвращение военной агрессии против РФ и ее союзников.

3) Обеспечение условий для мирного демократического развития внутриполитической жизни.

Восстановление вертикали государственной власти:

На территории РФ создано 7 федеральных округов, работу которых возглавляют полномочные представители президента. Их задачи:

1) Организация на территории работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, определенной президентом.

2) Организация контроля за исполнением на местах решений федеральных органов власти.

3) Обеспечение кадровой политики, определенной президентом.

4) Информирование президента об обеспечении национальной безопасности.

Изменен порядок формирования Совета Федерации:

Один член совета федерации выбирается представительным органом территориальной власти, а другой назначается главой исполнительной территориальной власти.

Реформирована партийная система:

Партия должна иметь региональные представительства более, чем в 50% субъектов РФ и насчитывать не менее 10 000 человек.

Разработана концепция внешней политики. Цели внешнеполитического курса:

1) Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление прочных позиций в мировом сообществе.

2) Воздействие на общественные процессы в целях формирования стабильного и справедливого демократического миропорядка.

3) Формирование пояса добрососедства.

4) Устранение и предотвращение очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к России регионах.

5) Всесторонняя защита прав и интересов российских граждан за рубежом.

6) Содействие позитивному восприятию РФ в мире, популяризация русского языка и культуры народов России в других государствах.

4.20. Политическая культура:

Система исторически сложившихся относительно устойчивых убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса.

Политическая культура (ПК) выполняет ряд функций в обществе:

1) Воспроизводство определенной системы общественных отношений.

2) Обеспечение исторической преемственности и непрерывности политического процесса.

3) Интеграционная функция (Объединение различных слоев населения).

4) Информационно-нормативная

Типы ПК:

1) Патриархальный (полное отсутствие у граждан интереса к политической жизни и государству)

2) Подданнический (сильная ориентация граждан на политическую систему государства, слабая степень личного участия в делах общества).

3) Активистский (стремление граждан играть существенную роль в политических делах, их компетентность в делах государства).

5. Правовая сфера:

5.1. Право в системе социальных норм:

«Право» в современной науке используется в нескольких значениях:

1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное право).

2) Право – официально признанные возможности, которыми располагает человек (субъективное право).

3) Право – система юридических норм (объективное право).

4) Право – правовая система.

Признаки права:

1) Нормативность – формирование типичного правила поведения

2) Формальная определенность – официальное закрепление

3) Проявление воли и сознания людей

4) Обеспеченность возможностью государственного принуждения

5) Системность.

Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия разнообразных факторов. Например, природных и социальных, возникших в процессе культурного развития. Это и есть социальные нормы.

Признаки социальных норм:

1) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени

2) Возникают связи с сознательной деятельностью людей

3) Направлены на регулирование общественных отношений

4) Содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Социальные нормы можно классифицировать по: - сферам действия (экономические, политические и пр.)

- механизму регулирования (мораль, право, обычай, норма поведения)

Обычаи:

Относятся к числу самых ранних социальных норм. Обычай – правило, которое возникло в результате постоянного повторения данного образа поведения и вошло в привычку людей. Предполагает воспроизведение самого поведения и отсутствие необходимости принуждения.

Правовые нормы могут поддерживать обычаи, или вытеснять их, могут быть безразличны к обычаям.

5.2. Право и мораль:

Имеют общие черты, присущие всем социальным нормам. Правовые нормы возникли в процессе судебной и законодательной практики, а мораль не связана со структурной организацией общества.

1) Право закрепляется государством, а мораль возникает стихийно

2) Право существует в письменных источниках, а мораль – в сознании людей

3) Право регулирует отношения, подконтрольные государству, а мораль – и подконтрольные, и неподконтрольные

4) Право обеспечивается государством, а мораль – силой общественного воздействия.

5.3. Закон, правовые акты и источники права:

Единственными источниками права в РФ считаются нормативные акты:

1) Конституция РФ

2) Федеральные законы

3) Указы Президента

4) Постановления правительства

5) Нормативные акты министерств и ведомств

6) Международные договоры РФ и нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ.

По юридической силе все правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон – обладающий высшей юридической силой нормативный акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения и принимаемый в особом порядке.

Признаки закона:

1) Должен регулировать наиболее значимые общественные отношения

2) Результат правотворческой деятельности высшего государственного органа

3) Обладает высшей юридической силой

4) Может быть отменен только органом государственной власти, его принявшим.

Законы могут классифицироваться по различным признакам:

1) По юридической силе

2) По предмету правового регулирования

3) По сроку действия

4) По способу принятия.

Виды законов:

1) Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года)

2) Федеральные конституционные законы (введение ЧП, образование нового субъекта и пр.). Должны быть одобрены 3/4 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение 14 дней должны быть подписаны Президентом и обнародованы.

3) Федеральные законы – акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества. Они принимаются Государственной Думой и в течение 5 дней передаются в Совет Федерации. За закон должны проголосовать более 50% членов этой палаты.

4) Законы субъектов федерации.

Подзаконные акты:

Нормативные акты, которые издаются на основе и во исполнение законов и содержат юридические нормы. К ним относятся: - указы Президента РФ;

- нормативные акты, издаваемые в случае пробелов в праве.

К последним относятся: - постановления правительства;

- приказы, инструкции, положения министерств и пр.;

- решения и постановления органов государственной власти субъектов федерации;

- постановления, решения и распоряжения губернаторов, областных и краевых глав администраций;

- нормативные акты муниципальных органов;

- локальные нормативные акты, предписания, принятые на уровне конкретных предприятий.

5.4. Правовое государство:

См. предыдущую тему.

5.5. Система права, основные отросли, институты, отношения:

Система права – внутренняя структура права, отражающая объединение и дифференциацию юридических норм. Право делится на отросли (т.е. группы норм, которые регулируют определенный комплекс общественных отношений):

1) Конституционное или гражданское право

2) Административное

3) Гражданское

4) Уголовное

5) Уголовно-процессуальное

6) Гражданско-процессуальное

7) Семейное

8) Финансовое

9) Трудовое

10) Международное.

5.6. Публичное и частное право:

Публичное право – нормы, закрепляющие порядок деятельности государственной власти и управления. Оно состоит из отраслей конституционного, административного, уголовного и пр. права.

Частное право – система юридических норм, охраняющая и регулирующая отношения частных лиц. Состоит из отраслей: гражданского, трудового, семейного, финансового и пр. права.

5.7. Правонарушения:

Общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

Признаки:

1) Акт поведения, выражающийся в действии или бездействии. Не могут считаться правонарушением мысли, чувства, политические или религиозные взгляды, не выраженные в действиях.

2) Правонарушением могут быть только действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые ими добровольно.

3) Индивид должен сознавать, что действует он противоправно, что своими поступками он наносит ущерб общественным интересам. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за отдельные виды правонарушений – с 14. Административная ответственность – с 16, гражданско-правовая – с 15 лет.

4) Действия должны быть противоправными (нарушение законов, невыполнение обязанностей).

5) Правонарушения всегда социально вредны.

Правонарушения делятся на два вида: преступления и проступки. Преступления – наиболее опасные для общества деяния, прямо предусмотренное Уголовным Кодексом. Проступок классифицируется применительно к отраслям права. К ним относятся несоблюдение трудовых обязанностей, нарушение интересов правосудия.

5.8. Юридическая ответственность и ее виды:

Обязанность лица испытывать на себе определенные решения государственно-властного характера, предусмотренные законом за совершение правонарушения. Наряду с юридической ответственностью, существуют и другие меры:

1) Меры пресечения:

а) Наложение ареста на имущество

б) Подписка о невыезде

в) Задержание.

2) Меры защиты:

а) Алименты

б) Ограничение свободы перемещения в случае карантина.

3) Принудительные меры воспитательного характера: для несовершеннолетних, помещение их в специальные учреждения.

4) Принудительные меры медицинского характера

5) Реквизиция (принудительное изъятие имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости).

Цели юридической ответственности: защита правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву.

Принципы юридической ответственности:

1) Наступают лишь за деяние, являющееся противоправным.

2) Презумпция невиновности

3) Принцип справедливости (недопустимость наказания, унижающего человеческое достоинство, закон не может иметь обратной силы)

4) принцип законности

5) Принцип целесообразности (наказание зависит от тяжести совершенного правонарушения и личных качеств правонарушителя)

6) Принцип неотвратимости ответственности за правонарушение.

Виды юридической ответственности в зависимости от того, к какой отрасли они относятся:

1) Уголовная (наступает за преступления, направлена на личность виновного (лишение свободы, конфискация имущества, исправительные работы), привлечение только по суду)

2) Административная (лишение специальных прав, административный арест, предупреждение. Дела рассматриваются административными комиссиями, народными судами, таможенными органами)

3) Гражданско-правовая (наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера, или за причинение имущественного не договорного вреда. Осуществляется судебными и административными органами)

4) Дисциплинарная (за нарушение трудовой, учебной, воинской и т.п. дисциплин. Осуществляется администрацией учреждения). Виды дисциплинарной ответственности:

а) В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка

б) В порядке соподчиненности

в) В соответствии с дисциплинарными уставами и положениями.

Меры дисциплинарной ответственности: - выговор;

- строгий выговор;

- увольнение.

5) Материальная (за ущерб, причиненный предприятию, организации и пр. рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей. Размер возмещения ущерба определяется в процентах к зарплате (33 – 66% месячного заработка)).

Могут быть обстоятельства, исключающие юридическую ответственность: невменяемость, необходимая оборона, крайняя необходимость, допустимая в случае устранения опасности, угрожающей личности, физическое или психическое принуждение, исполнение приказа или распоряжения.

6. Основные понятия и нормы права:

Наши рекомендации