Географические открытия, развитие торговли, путешествий и туризма в XVIII-XIX вв.
В XVII — XVIII вв. Испания и Португалия постепенно оттесняются на периферию в области исследования и открытия новых земель. Ведущими государствами в этих приоритетных областях мировой политики и экономики становятся Голландия (Нидерланды) и Англия. В век Просвещения все чаще организуются экспедиции с сугубо научными целями, начинается планомерное изучение материков.
В соперничестве между Англией и Францией все чаще удача оказывалась на стороне Англии.
Одним из наиболее прославленных английских первооткрывателей-путешественников был Джеймс Кук (Новая Зеландия, Восточное побережье Австраолии)
в XVII —XVIII вв. существовали определенные как местные, так и международные торговые маршруты, по которым курсировали значительные массы людей. Из Германии ехали в итальянские города, например, Венецию, чтобы изучить, например, двойную бухгалтерию. Также со второй половины XVIII в. все больше молодых англичан завершают свое образование и «вступают в жизнь» после большого путешествия по Европе. Многие авторы уже в конце XVIII в. называют англичан «нацией путешественников», так как путешествующих англичан можно было встретить в Европе повсюду. Но большей популярностью для отдыха, а также и для поднятия образовательного ценза, в частности изучения французского языка, становится Швейцария. Франция, которая была долгое время законодательницей в мир науки (Сорбонна), а также и в мире мод, чем особенно прославился двор Людовика XIV (1638 — 1715) — «короля-солнце», постепенно сдает свои позиции в мире туристских услуг. Этому «способствовала» и начавшаяся в 1789 г. Великая Французская революция и последующие за ней революционные войны.
Отличительные черты путешествий (XVII – XVIII вв.):
· мобильность состоятельных и образованных слоев общества (но не всего общества)
· увеличивается число образовательных путешествий
· мода на путешествия с ознакомительными и культурными целями распространяется среди молодых людей (путешествия в Северную Африку, Грецию)
· люди среднего и старшего возраста охотно посещают появляющиеся курорты (В 1792 году по инициативе английского врача Р. Рассела создается первый детский приморский санаторий в Маргите, а затем детские курорты появляются в курортных местностях в Италии – Франции; Ривьера, термальные курорты Швейцарии)
· однако элитарность становится отличительной чертой большинства путешествий того времени
· социально значимыми остаются паломнические путешествия, хотя они и не носят столь массового характера
· примитивизм средств передвижения (пешком, на лошадях в повозках и каретах), но дороги были в плачевном состоянии
· на дорогах путешественников подстерегали опасности и трудности (постоянным атрибутом путешественников были пистолеты)
· неудобства в гостиницах
С точки зрения развития туризма XIX век был рубежным. Даже формально само слово «турист» возникает в начале этого века. Оно появляется на страницах книги англичанина Пейджа, который констатировал, что «путешественника в наши дни называют туристом» (a traveler is now days called a tourist).
На рубеже XIX и XX веков турбизнес освоил два основных направления:
· Туризм интеллигенции (культурно-образовательный)
· Элитарный туризм (уступающий место массовому – доступному большинству)
Социально-экономические и технологические причины формирования массового туризма:
· бурное развитие промышленности, науки и техники, которое повлекло за собой ускоряющиеся темпы жизни, высокие психологические и физические нагрузки, несмотря на то, что машины во многом заменили человеческую силу (но на них надо было уметь работать)
· Сокращение рабочего времени повлекло за собой поиск новых форм отдыха (в частности такой формой стал туризм)
· Развитие промышленности способствовало росту городов и формированию новых слоев городского населения, что вело к изменению стереотипов жизненного уклада и к изменению отношения к путешествиям, но сельские жители не принимали участие в туристских мероприятиях.
· Появились быстрые и достаточно надежные транспортные средства (автомобили, пассажирские суда, поезд, аэропланы-самолеты)
· формируется индустрия СМК
· повышается мобильность населения, что требует развития индустрии гостеприимства и появления новых видов услуг
Еще с конца XVIII в. в Англии возникла мода на путешествие по Европе молодых людей по окончании школы. Со временем масштабы этого явления увеличились. В 1888 г., например, Ла-Манш пересекли полмиллиона англичан.
Причины возникновения организованного туризма в Англии XIX века:
· именно в этой стране первой в мире начался промышленный переворот, который начался в Англии в последней трети XVIII в., а завершился в этой стране к середине XIX в. (в области экономики он характеризуется возникновением крупной фабрично-заводской промышленности на основе машинного производства, дальнейшим ростом научно-технического прогресса (НТП), урбанизацией, новыми формами организации производства и торговли, крушением роли ручного труда и т.д.)
· Выгодное географическое местоположение Англии
· В Англии, как впрочем и других европейских странах, остро стал вопрос организации досуга работающих и искоренения пагубных привычек.
· Крайне важно, что именно в Англии возникает новый вид передвижения — железная дорога.
Эстафету Англии в деле развития массового туризма переняла Швейцария. Позже, чем агентство Кука, появляются туристические агентства в Германии, Франции, Италии, Швейцарии и др.
С XIX в. европейские курорты приобретают облик не столько лечебных комплексов, сколько мест отдыха и туризма.