Путешествия, важнейшие экспедиции в эпоху Киевской Руси и в Русского централизованного государства.
Основной вид хозяйственной деятельности наших предков вроде бы предполагал оседлость, так как славяне были земледельцами. Но скудость почв и способ подготовки пашни, так называемое подсечное земледелие, заставляли их искать все новые места для земледелия.
Огромен вклад русских землепроходцев в открытие и освоение новых территорий. В X—XII вв. на север и северо-восток, в «полуночные страны» направляли свои ладьи новгородцы. Именно они первыми из восточных славян проникли за Камень (Урал). Параллельно новгородцам на восток двигались и представители народа коми (зыряне и пермяки). В русских летописях путь через Уральские горы в Приобье носил название «Зырянская дорога, или Русский тес».
Из-за географического положения древнерусские земли оказались на пересечении торговых путей между Востоком и Западом. Самым знаменитым древнерусским торговым путем можно назвать водный путь «из варяг в греки», соединивший Черное и Балтийское моря. Практически параллельно ему шел Волжский великий торговый путь, по которому из Новгорода корабли шли в озеро Ильмень, затем поднимались вверх по реке Ловати и далее волоком в верховье Западной Двины. Потом суда перетаскивались в «Славянскую реку» (Волгу) как раз в том месте, где сейчас находится Волго-Донской канал, далее по ней купцы спускались в Каспийское море.
Паломничество началось на Руси еще со времен Владимира Крестителя. Паломничество было традиционной формой искупления и рассматривалось как духовный подвиг (приравнивание его к ратному подвигу), что отчетливо прослеживается в былинах. Первое русское паломничество в Святую землю совершилось в 1062 г. игуменом Варлаамом.
Первым известным произведением на Руси, в котором описывался паломнический «тур», является знаменитое «Хожение игумена Даниила в святые места». Нельзя обойти вниманием и «Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград» в XVII веке.
Внешняя мотивация путешествий в средневековой Руси – экономического, социального, внутри- и внешнеполитического характера – черты прототуризма.
Внутренняя мотивация – паломничество, неформальный характер путешествий, студенческие путешествия, дипломатические поездки, жажда приключений и новых впечатлений.
Более удобные «южные» пути на восток прокладывались русскими в ходе длительного и жесткого противоборства со «степными народами». Жители Казанского и Астраханского ханств препятствовали торговле, грабя караваны купцов, идущих по Волге.
Примером этому может служить начало «путешествия» тверского купца Афанасия Никитина, («Хожение за три моря»), который летом 1466 г. отправился вниз по Волге из Твери для заморской торговли за море «Хвалынское», или «Дербенское», как тогда называли Каспий в Индию. Поход под предводительством Ермака был предвестником многочисленных экспедиций XVII в. Казаки проложили путь в Западную Сибирь, куда потом хлынули не только первопроходцы и ратные люди, но и крестьяне-переселенцы.
Государство стало очень быстро «прирастать» на восток. Процесс был естественным для той эпохи. Границы более сильного государства расширялись за счет более слабых соседей. Некоторые из сибирских народов и племен приходилось подчинять насильно, но большинство искало у «белого царя» защиту от врагов. Но в ходе российской колонизаторской политики ни один из народов Сибири и Дальнего Севера не был уничтожен и стерт с лица земли. У России были далеко идущие планы в отношении В XVI в. был создан Мангазейский морской ход, связавший европейский Север и Западную Сибирь. Он создавался в два этапа. Первоначально было налажено плавание по Баренцеву и Карскому морям. Позднее, уже в начале XVII в., началось мореплавание по Обской и Тазовской губам. Торговля через Мангазею, расположенную в нижнем течении р. Таза и являвшуюся главным центром, была необычайно эффективна. В Мангазею было осуществлено с 1517 по 1670 г. более 70 плаваний из Холмогор и Архангельска.
Северо-Западный путь – из устья Северной Двины в Данию в обход Скандинавского полуострова с севера был хорошо известен на Руси и многократно проделан нашими посольствами, начиная с 1496 г.
Продвижение за Урал «встречь солнца» шло двумя потоками.
Одни продвигались «новыми» южными путями, а другие шли хорошо известными с древности северными путями. Потоки эти часто смыкались и пересекались. Началось не только покорение, но и освоение Сибири. Закладываются города: Тюмень (1586); Тобольск (1587); Пелым и Березов (1593); Сургут (1594), Обдорск
(1595); Верхотурье (1598); Мангазея (1601); Томск (1604); Туруханск (1607); Енисейск (1619); Красноярск (1628); Илимск (1630); Братск (1631); Якутск (1632), а в 1639 г. русские вышли на побережье Тихого океана. Освоение огромных восточных территорий требовало и развития инфраструктуры.
Семен Дежнев (ок. 1605 — 1673) в 1648 г. открыл крайний дальневосточный мыс, носящий теперь его имя, и за 80 лет до Беринга открыл пролив, отделяющий Азию от Америки. XVII в. был прославлен также именами таких русских землепроходцев, как И в а н Юрьевич Москвитин, Василий Данилович Поярков, Ерофей Павлович Хабаров (ок. 1610 — после 1667), Владимир Васильевич Атласов (1661 —1711) и др. Благодаря их отваге и мужеству были открыты и исследованы огромные территории Восточной и Северо-Восточной Азии.
И. Ю. Москвитин, возглавлявший отряд казаков, в 1639 г. первым из русских (европейцев) достиг Охотского моря. Он открыл его побережье и Сахалинский залив. Первые сведения о Камчатке и Курильских островах были получены в конце XVII в. благодаря изысканиям сибирского казака, землепроходца В.В.Атласова, совершившего в 1697 — 1699 гг. походы на Камчатку.
На протяжении XVII в. русскими было освоено мореплавание вдоль всего северного евразийского побережья. Русские первыми посетили Новую Землю и Шпицберген, обследовали устья Оби и Енисея, обогнули полуостров Таймыр.
С последней четверти XIV в. известна миссионерская деятельность Русской Православной Церкви.