Политические и правовые учения в древнем риме
История Древнего Рима включает три периода:
1) царский (754-510 до н.э.);
2) республиканский (509-28 до н.э.);
3) императорский (27 до н.э.-47б н.э).
Во II в. до н.э., после завоевания римлянами греческих полисов, политические и правовые учения Греции оказали сильное влияние на формирование взглядов римских мыслителей. Расцвет римской политической и правовой мысли приходится на республиканский и императорский периоды. В эпоху республики создает свои произведения Цицерон и начинается творческая деятельность римских юристов, которая достигает расцвета в императорский период. В I в. н.э. зарождается христианство, а уже в IV в. оно становится государственной религией Римской империи. С появлением христианства меняется тематика политических и правовых исследований и основной проблемой становится соотношение церкви и государства.
3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона
Марк Туллий Цицерон(106-43 до н.э.) — римский государственный деятель, знаменитый оратор.
Эпоха: последний период существования республиканского Рима; восстание рабов под предводительством Спартака (74-71 до н.э.); заговоры против республиканского строя.
Биография. Цицерон родился в Риме, изучал риторику, гражданское право, греческий язык, познакомился с фило-
3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона 47
( офией эпикурейцев и стоиков. Ему приписывают высказы-шшис: «Poeta nascuntur oratores fiunt» («поэтами рождают-( я, ораторами становятся»). Только благодаря собственным усилиям, удивительной работоспособности и таланту, Цицерон стал и оратором, и политиком, и ученым, труды которого актуальны по сей день. Он преуспел и как государственный деятель. Благодаря ораторскому искусству Цицерон занимал различные государственные должности уже в очень молодом возрасте: был квестором (финансо-иыо и судебные дела), членом Сената, эдилом (выборная должность— снабжение города продуктами, общественный порядок); претором (высшее должностное лицо — судебные функции); консулом (высшее должностное лицо, ныбираемое на народном собрании).
Будучи консулом, Цицерон руководил подавлением за-iопора Каталины — римского патриция, который был сторонником установления единоличной власти (Цицерон приказал арестовать и казнить без суда пятерых римских аристократов — участников этого заговора). В благодарность от народного собрания он получил почетный титул •■отец отечества». Как блестящий оратор Цицерон выступал в различных аудиториях: в суде по делам гражданским и уголовным, в сенате и в народном собрании — на политические темы.
Цицерон всегда выступал против установления режима личной власти: приход к власти Цезаря он расценил как «ночь республики», как «утрату свободы в государстве». Когда в 44-43 гг. до н.э. к власти пришли триумвиры (Антоний, Октавиан, Лепид), Цицерон выступил против. За ;>то имя Цицерона было включено в проскрипционные списки лиц, которых лишают состояния и подвергают преследованию. Ему отрубили голову и правую руку и по распоряжению Антония выставили их в Риме на Форуме.
Логическое основание политико-правового учения: испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков.
Основные работы: «О государстве» (вторая половина 50-х гг. I в. до н.э.), «О законах» — написаны в подражание Платону в диалоговой форме.
Содержание политико-правового учения. Понятие государства. Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство (res publica) есть достоя-
Глава 3. Политические и правовые учения...
ние народа (res popoli), а народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права (juris consensus) и общностью интересов (utilitatis communione)»; «да и что такое государство, как не общий правопорядок?».
Цицерон обосновал принцип юридического (формального) равенства граждан: если люди не согласны уравнять имущество, а умы всех людей одинаковыми быть не могут, то, во всяком случае, права граждан одного и того же государства должны быть одинаковы.
Происхождение государства. Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности.
Классификация форм правления государства. Продолжая греческую традицию (Платон, Аристотель, Полибий), в качестве критерия классификации Цицерон использует количество правящих. Он различает:
• царскую власть — форму правления, при которой вер
ховная власть принадлежит одному лицу;
• власть оптиматов — форму правления, при которой
верховная власть принадлежит нескольким выборным ли
цам;
• народную власть — форму правления, при которой
верховная власть принадлежит всему народу.
Все эти формы правления несовершенны, так как имеют недостатки:
S при царской власти «все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства и принятия законов»;
■S при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;
S при демократии несправедливо само равенство.
Эти формы несовершенного правления «легко» могут выродиться в «дурные государства»: тиранию, олигархию (например, клика 30 тиранов в Афинах), произвол толпы (например, афинское полновластие).
В отличие от греческих философов Цицерон вообще не признавал «дурные государства» государствами, так как ни одно из них не является «достоянием народа» и в них нет общего для всех права.
Идеальная форма правления государства. Лучшей формой государственного правления Цицерон считал смешан-
.4.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона 49
му к), т.е. четвертый вид государственного правления, которым «образован путем равномерного смешения трех его видов*. Примером такой формы правления являлась Римская /ici публика, где консулы были аналогом царской власти; се-im аналогом власти оптиматов; народные собрания и м.фодные трибуны — аналогом народной власти.
Классификация права. Цицерон различал законы есте-I таенные и позитивные.
Кстественный закон:
• всегда справедливый: «Первое правило справедливое -
i и состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если толь
ко не будет спровоцирован на это несправедливостью, а за
тем, чтобы все пользовались общей собственностью как
i if>щей, а частной как своей»;
• содержит разумные положения;
• является врожденным, вечным и постоянным;
• существует в неписаной форме;
• возникает раньше, чем какой либо «писаный закон,
исрнее, раньше, чем какое-либо государство было основа
но»;
• отменить его полностью невозможно «ни постановле
нием Сената, ни постановлением народа»;
• распространяется на всех людей: «Истинный закон —
иго разумное положение, соответствующее природе, рас
пространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, кото
рое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая,
( it преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это
м с: нужно, не приказывает честным людям и не запрещает и
не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо
пли запрещая».
Цицерон допускал существование несправедливых позитивных законов, которые «заслуживают название закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками»: «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы эти права могли получать одобрение голосованием или решением толпы».
Примеры несправедливых законов: законы 30 афинских тиранов 404-403 гг. до н.э.; римский закон 82 г. до н.э., согласно которому Сулла получил право казнить по своему усмотрению любого гражданина, без слушания дела в суде.
Глава 3. Политические и правовые учения-
3.2. Римскиеюристы о праве и его видах
Заслуги Цицерона состоят в том, что он соединил греческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом; дал юридическое определение понятия государства.
Цицерон оказал влияние на Г. Гроция. Определение естественного права Гроция — это отзвук цицероновской максимы: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе...» (Vera lex est recta ratio ...). Наработки Цицерона в исследованиях естественного права были использованы также Фомой Аквинским и Вико.
Благодаря Цицерону естественное право, которое раньше было главным образом предметом философских размышлений, приобрело практическое значение в римском праве.
«Res publica est res popoli» — такое понимание Цицероном сущности государства стало афоризмом, известным некогда каждому гимназисту.
Словарь
juris consensus— согласие в вопросах права res popoli— достояние народа res publica— государство
«Res publicaest res popoli»— «Публичное дело есть дело народа»
«Vera lex est recta ratio...»— «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе...»
3.2. Римские юристы о праве и его видах
Эпоха. III в. до н.э. — III век н.э. Римские юристы играли в этот период времени огромную роль в жизни общества. Они занимались практической деятельностью по разрешению правовых споров по трем направлениям:
1) отвечали на юридические вопросы частных лиц;
2) сообщали нужные формулы и помогали при заключе
нии сделок;
3) сообщали формулы для ведения дела в суде.
Римские юристы пользовались огромным уважением в
обществе, что в республиканский период гарантировало им выборные должности, а в императорский — придворные должности (Папиниан, Ульпиан).
Практическая деятельность римских юристов потребо-ii;i./i;iтолкования права, источниками которого были:
• обычное право;
• законы 12 таблиц;
• законодательство народных собраний;
• эдикты магистратов;
• сенатусконсульты;
• конституции императоров.
Любое же толкование предполагает наличие общей культуры. Ее основой стала греческая философия, глубоко проникнутая этической проблематикой.
К числу наиболее известных римских юристов относят Цсльса, Павла, Ульпиана, Модестина, Папиниана, Гая.
Логическое основание политико-правового учения. ()iромное влияние на римских юристов оказала философия стоицизма — последнее по времени направление греческой (послеаристотелевской) философии. Стоики говорили не о человеке в империи, а о человеке в мире, провозглашали идеи космополитизма и индивидуализма. Основное правимо стоиков: «Живи сообразно с природой вещей». Стоики i читали единственным источником права природу, а един-стпенным правом — естественное право. Этой философией и объясняется преклонение римлян перед естественным нравом — справедливостью.
Римские юристы при разборе конкретных юридических дел толковали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости или могли изменить старую норму с учетом новых представлений о справедливом праве.
Ульпиан писал о деятельности римских юристов: «Нас называют жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятие доброго и справедливого, отделяем справедливое от несправедливого... стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой».
Содержание политике-правового учения. Общее понятие права. Римским юристам было свойственно определять право посредством понятия справедливости, т.е. исходить из этического содержания права.
Целъс: право есть искусство добра и справедливости (jus est ars boni et aequi).
Ульпиан: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus; оно получило свое название от justitia (правда, справедливость)...».
Ш V
Глава 3. Политические и правовые учения...
Павел: «"право" означает то, что всегда является справедливым, каково естественное право».
Классификация права. Критерий классификации — благо, которое защищено правом. Это благо может быть общественным, а может быть частным.
Ульпиан, в частности, различал право публичное (jus publicum), которое «относится к положению Римского государства», и право частное (jus privatum), которое «относится к пользе отдельных лиц».
Частное право Ульпиан разделил на три вида:
1) естественное право;
2) право народов;
3) цивильное право.
Естественное право (jus naturale) — общее для всех живых существ право, присущее не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам: «мы видим, что и животные, даже дикие, обладают опытом в этом праве».
Согласно естественному праву все рождаются свободными, заключаются браки, воспитываются дети.
Право народов (jus gentium) — право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуются народы человечества, оно является общим только для людей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся войны, море признается общим для всех, обеспечивается неприкосновенность послов, люди делятся на свободных и рабов.
Цивильное право (jus civile) — естественное право и право народов, которые адаптированы к потребностям римских граждан: «Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть цивильное. Таким образом, наше право является или писаным, или неписаным, как у греков; из законов одни записаны, другие не написаны».
Цивильное право — это для римских граждан право частной собственности и семейное право.
Заслуги римских юристов трудно переоценить.
• Римские юристы предложили новую классификацию
права, разделив его на публичное и частное.
• Многие труды римских юристов вошли в единый пра
вовой документ императора Юстиниана I в 534 г., который
3.3. Политическое учение Аврелия Августина_____ 53
i 1!>83 г. стал называться Corpus Juris Civilis (Свод римско-и> гражданского права). Это Институции Гая, работы Уль-nii;ma, отрывки из сочинений 38 римских юристов (I в. до hi. IV в. н.э.).
• Римское право позднее было реципиировано во мно-
iiix странах Западной Европы, что является бесспорным
пшдетельством высокоразвитой правовой культуры, со-
|д;шиой римскими юристами.
• С III в. до н.э. началось публичное обучение юриспру
денции, которое получило свое развитие в системе юриди
ческого образования Запада.
Словарь
aequitas-справедливость
Corpus Juris Civilis— Свод римского гражданского права
jus (от justitia)— правда, справедливость
jus civile— цивильное (гражданское) право
jus gentium— право народов
jus naturale— естественное право
jus privatum— право частное
jus publicum— право публичное
jus romanum— римское право
lex— позитивный закон
«Jus est ars boni et aequi»— «Право есть искусство добра и справедливости»
3.3. Политическое учение Аврелия Августина
Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430 п.:-).) — христианский богослов, епископ.
Эпоха, с IV в. н.э. христианство в Римской империи становится государственной религией. Кризис и распад Римской империи. В 395 г. Римская империя была разделе-па на Западную и Восточную. Разграбление Рима в 410 г. вестготами.
«Судьба поставила Августина на водоразделе двух великих эпох в культурной жизни человечества — античного, языческого мира и средневекового, христианского; и он принимал выдающееся участие в борьбе этих двух культур, этих двух мировоззрений»1
Герье Н. Блаженный Августин. М., 2003 С. 5—6.
»■ 1
Глава 3. Политические и правовые учения...
Биография. Выходец из Северной Африки: родился в городе Тагаста на территории нынешнего Алжира. Мать — христианка, отец — язычник. Августин получил образование сначала в местной школе, а затем в школе риторики в Карфагене. В 383 г. переезжает в Рим, затем в Медиолан (Милан). Мировоззренческие и религиозные поиски привели его к христианству. 24 апреля 387 г. в Милане 33-летний Августин вместе с сыном Адеодатом (переводится как «Богом данный») и другом Алипием принял крещение. В 388 г. вернулся в Африку и был рукоположен в епископы. С 396 г. и до конца жизни — епископ города Гиппона (Северная Африка). Умер в Гиппоне, осажденном варварами, переправившимися через Гибралтар.
Логическое основание политико-правового учения: тео-центризм (в центре мироздания — Бог). Исходя из этой посылки, Августин предлагает следующее понимание истории человечества и самого человека. История человечества — это осуществление божественных предначертаний. Цель человечества — достижение града Божия. Тогда установится вечный мир, станет невозможно грешить, не будет зла, труда, вызываемого нуждой, будет нескончаемый досуг.
Августин различает две природы человека:
1) до грехопадения человек был невинным существом;
2) после грехопадения и понесенного наказания человек
стал «смертным, невежественным и подчиненным плоти».
Итак, человек теперь — грешник. Люди совершили грех перед Богом: они вкусили от древа познания, отравив тем самым все мироздание.
Основные работы: «О жизни блаженной» (387), «Исповедь» (400), «О Граде Божием» (410—426).
Содержание политике-правового учения. Понимание Августином истории человечества и греховной природы человека нашло отражение в его политическом учении, которое было изложено в книге «О Граде Божием» («De civitate Dei»).
Происхождение государства. Августин считает, что государство является следствием греховной природы человека. В подтверждение этого тезиса Августин приводит два доказательства:
1) согласно Священному Писанию от Адама и Евы родились Авель и Каин, а Каин убил Авеля. Каин является создателем государства: «И построил Каин город», — говорится в Священном Писании. Авель же, праведник, ника-
3.3. Политическое учение Аврелия Августина______ 55
кою града не построил. Следовательно, создателем государства стал грешник, братоубийца;
2) из истории Рима известно, что основателем римского государства также был братоубийца Ромул, который убил 1'сма.
Сущность государства. Осуждение Августином государства обусловливается главным образом его противопос-глнлением Божьему царству. Однако само такое сопостав-псние благоприятно для земного государства — аналогия с Ножьим царством облагораживает царство земное. Государство может служить его подобием, символом, отражением или тенью, как выражается Августин: «Ибо не ради самого себя оно учреждено, а как предтеча и для обозначения своего первообраза».
Государство как система господства одних людей над другими представляется Августину и как наказание за первородный грех Адама, и как средство предупреждения совершения людьми новых грехов.
Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага (так считали Платон, Аристотель, Цицерон), а только для выживания в этом грешном мире.
Августин допускает, что в правильном (bene constituta) земном государстве человек может испытать лишь отблеск счастья. В государстве, «хорошо управляемом монархами, властителями, законами или всеми вместе, человек может постичь то, что называет счастьем толпа».
Что отличает государство от шайки разбойников?
Августин, рассуждая о справедливых и несправедливых государствах, пришел к выводу, что несправедливое государство подобно шайке разбойников: «Итак, при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойнические шайки; так как и самые разбойнические шайки что такое, как не государства в миниатюре? И они также представляют собой общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает оседлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы: тогда она открытее принимает название государства...».
Августин рассказывает притчу, согласно которой к Александру Македонскому на суд привели пирата, которому император задал вопрос: какое право ты имеешь грабить
Глава 3. Политические и правовые учения.
3.3. Политическое учение Аврелия Августина
на море? Пират дерзко ответил: такое же, что и ты, разница лишь в том, что я это делаю на небольшом судне и меня называют разбойником, а ты располагаешь большим флотом и тебя величают императором.
К справедливому государству Августин относит «христианское государство»: «Государство лучше всего устроя-ется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все люди любят общее благо. Высшее же благо есть Бог».
Соотношение государства и церкви. Наряду с такими функциями государства, как обеспечение правопорядка и защита граждан от внешней агрессии, христианское государство должно помогать церкви бороться с ересью — такова, считал Августин новая функция государства.
Обоснование рабства. Рабство — это наказание за грех: «Грех — первая причина рабства, и это бывает не иначе как по суду Божию, у которого нет неправды». В основе рабства — грех библейского Хама, сына Ноя. Однако Августин допускал, что источником рабства отдельных людей может быть военный плен.
Таким образом, Августин предложил обосновывать рабство не ссылкой на природу, как это делал Аристотель, и не ссылкой на право народов, как это делал римский юрист Ульпиан, а ссылкой на греховную природу человека. Человек, став рабом греха, заслуживает того, чтобы стать рабом другого человека. Так, если бы не было первородного греха Адама, государства могло и не быть. Государство для Августина — это институт условно-необходимый.
В отличие от Аристотеля, для которого человек — существо политическое, которое должно жить в государстве, Августин воспринимает государство лишь как промежуточный момент человеческого паломничества на земле.
В отличие от Цицерона, для которого республика как дело народное существует тогда, когда она управляется хорошо и справедливо одним, немногими или всем народом, Августин считал, что истинная справедливость существует только в Граде божием: «Истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, основатель и правитель которой — Христос, если и эту последнюю угодно называть республикой, так как нельзя отрицать, что и она — народное дело».
В сочинении о государстве, объясняя, что есть правовое соглашение, Цицерон доказывает, что без справедливости
не может быть и республики — где нет истинной справедливости, там не может быть и права. Соглашаясь с этой аргументацией, Августин придает ей новый смысл: «Справедливость есть, конечно, та добродетель, которая каждому воздает то, что ему следует; а если так, то какая же справедливость там, где человека отнимают у Бога и предоставляют его нечистым демонам? Это ли значит воздавать каждому то, что ему следует? Ведь тот, кто отнимает усадьбу у купившего ее и передает ее тому, кто не имеет на нее никакого права, несправедлив; а кто сам себя изъял из-под власти Бога, сотворившего его, и служит злым духам, тот разве справедлив?».
Следовательно, Августин обусловливал истинную спра-иедливость признанием истинного Бога. Если сопоставить :)то положение с его представлением о том, что государства, не обладающие Божьей справедливостью, лишь разбойничьи шайки, то можно сделать заключение, что все нехристианские государства, кроме древнееврейского, не заслуживали в его глазах иной оценки.
Главным достоинством государства, главным признаком, отличающим государство от разбойничьей шайки, является присущее государству стремление к миру: «Так ве-л ико благо мира, что даже в земных и бренных делах нет ничего приятнее мира для слуха, нет ничего достойнее для желания, ничего лучшего нельзя приобрести».
Устанавливая мир, государство становится звеном мирового порядка: «Мир тела — в соответствии его частей; мир души бессознательной — угомон страстей; мир души разумной — гармония между разумом и волей; мир домашний — согласие членов семьи в повиновении общему авторитету; мир государства — установленное согласие граждан по отношению к власти и повиновению; мир небесного царства — самое гармоническое и согласнейшее общение с Йогом и взаимно в Боге».
Итак, земной мир — необходимое условие для достижения высшего назначения человека, а мир как высшее благо обеспечивается государством и составляет назначение и иысшую цель государства.
* * *
Учение христианского мыслителя Августина стало заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии.