Политические и правовые учения в древнем риме

История Древнего Рима включает три периода:

1) царский (754-510 до н.э.);

2) республиканский (509-28 до н.э.);

3) императорский (27 до н.э.-47б н.э).

Во II в. до н.э., после завоевания римлянами греческих полисов, политические и правовые учения Греции оказали сильное влияние на формирование взглядов римских мыс­лителей. Расцвет римской политической и правовой мысли приходится на республиканский и императорский перио­ды. В эпоху республики создает свои произведения Цице­рон и начинается творческая деятельность римских юрис­тов, которая достигает расцвета в императорский период. В I в. н.э. зарождается христианство, а уже в IV в. оно стано­вится государственной религией Римской империи. С по­явлением христианства меняется тематика политических и правовых исследований и основной проблемой становится соотношение церкви и государства.

3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона

Марк Туллий Цицерон(106-43 до н.э.) — римский го­сударственный деятель, знаменитый оратор.

Эпоха: последний период существования республикан­ского Рима; восстание рабов под предводительством Спар­така (74-71 до н.э.); заговоры против республиканского строя.

Биография. Цицерон родился в Риме, изучал риторику, гражданское право, греческий язык, познакомился с фило-

3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона 47

( офией эпикурейцев и стоиков. Ему приписывают высказы-шшис: «Poeta nascuntur oratores fiunt» («поэтами рождают-( я, ораторами становятся»). Только благодаря собствен­ным усилиям, удивительной работоспособности и таланту, Цицерон стал и оратором, и политиком, и ученым, труды которого актуальны по сей день. Он преуспел и как госу­дарственный деятель. Благодаря ораторскому искусству Цицерон занимал различные государственные должности уже в очень молодом возрасте: был квестором (финансо-иыо и судебные дела), членом Сената, эдилом (выборная должность— снабжение города продуктами, обществен­ный порядок); претором (высшее должностное лицо — су­дебные функции); консулом (высшее должностное лицо, ныбираемое на народном собрании).

Будучи консулом, Цицерон руководил подавлением за-iопора Каталины — римского патриция, который был сто­ронником установления единоличной власти (Цицерон приказал арестовать и казнить без суда пятерых римских аристократов — участников этого заговора). В благодар­ность от народного собрания он получил почетный титул •■отец отечества». Как блестящий оратор Цицерон высту­пал в различных аудиториях: в суде по делам гражданским и уголовным, в сенате и в народном собрании — на полити­ческие темы.

Цицерон всегда выступал против установления режима личной власти: приход к власти Цезаря он расценил как «ночь республики», как «утрату свободы в государстве». Когда в 44-43 гг. до н.э. к власти пришли триумвиры (Ан­тоний, Октавиан, Лепид), Цицерон выступил против. За ;>то имя Цицерона было включено в проскрипционные списки лиц, которых лишают состояния и подвергают пре­следованию. Ему отрубили голову и правую руку и по рас­поряжению Антония выставили их в Риме на Форуме.

Логическое основание политико-правового учения: испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, сто­иков.

Основные работы: «О государстве» (вторая половина 50-х гг. I в. до н.э.), «О законах» — написаны в подражание Платону в диалоговой форме.

Содержание политико-правового учения. Понятие го­сударства. Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство (res publica) есть достоя-

       
  политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru
 
    политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru
  политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru
 

Глава 3. Политические и правовые учения...

политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru ние народа (res popoli), а народ — не любое соединение лю­дей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а со­единение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права (juris consensus) и общностью интересов (utilitatis communione)»; «да и что такое государство, как не общий правопорядок?».

Цицерон обосновал принцип юридического (формаль­ного) равенства граждан: если люди не согласны уравнять имущество, а умы всех людей одинаковыми быть не могут, то, во всяком случае, права граждан одного и того же госу­дарства должны быть одинаковы.

Происхождение государства. Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности.

Классификация форм правления государства. Продол­жая греческую традицию (Платон, Аристотель, Полибий), в качестве критерия классификации Цицерон использует количество правящих. Он различает:

• царскую власть — форму правления, при которой вер­
ховная власть принадлежит одному лицу;

• власть оптиматов — форму правления, при которой
верховная власть принадлежит нескольким выборным ли­
цам;

• народную власть — форму правления, при которой
верховная власть принадлежит всему народу.

Все эти формы правления несовершенны, так как имеют недостатки:

S при царской власти «все прочие люди совсем отстра­нены от общего для всех законодательства и принятия за­конов»;

■S при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;

S при демократии несправедливо само равенство.

Эти формы несовершенного правления «легко» могут выродиться в «дурные государства»: тиранию, олигархию (например, клика 30 тиранов в Афинах), произвол толпы (например, афинское полновластие).

В отличие от греческих философов Цицерон вообще не признавал «дурные государства» государствами, так как ни одно из них не является «достоянием народа» и в них нет общего для всех права.

Идеальная форма правления государства. Лучшей фор­мой государственного правления Цицерон считал смешан-

.4.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона 49

му к), т.е. четвертый вид государственного правления, кото­рым «образован путем равномерного смешения трех его ви­дов*. Примером такой формы правления являлась Римская /ici публика, где консулы были аналогом царской власти; се-im аналогом власти оптиматов; народные собрания и м.фодные трибуны — аналогом народной власти.

Классификация права. Цицерон различал законы есте-I таенные и позитивные.

Кстественный закон:

• всегда справедливый: «Первое правило справедливое -
i и состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если толь­
ко не будет спровоцирован на это несправедливостью, а за­
тем, чтобы все пользовались общей собственностью как
i if>щей, а частной как своей»;

• содержит разумные положения;

• является врожденным, вечным и постоянным;

• существует в неписаной форме;

• возникает раньше, чем какой либо «писаный закон,
исрнее, раньше, чем какое-либо государство было основа­
но»;

• отменить его полностью невозможно «ни постановле­
нием Сената, ни постановлением народа»;

• распространяется на всех людей: «Истинный закон —
иго разумное положение, соответствующее природе, рас­
пространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, кото­
рое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая,
( it преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это
м с: нужно, не приказывает честным людям и не запрещает и
не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо
пли запрещая».

Цицерон допускал существование несправедливых по­зитивных законов, которые «заслуживают название закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые раз­бойниками»: «Если бы права устанавливались повеления­ми народов, решениями первенствующих людей, пригово­рами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные заве­щания, если бы эти права могли получать одобрение голо­сованием или решением толпы».

Примеры несправедливых законов: законы 30 афинских тиранов 404-403 гг. до н.э.; римский закон 82 г. до н.э., со­гласно которому Сулла получил право казнить по своему усмотрению любого гражданина, без слушания дела в суде.



Глава 3. Политические и правовые учения-

3.2. Римскиеюристы о праве и его видах




политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru Заслуги Цицерона состоят в том, что он соединил гре­ческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом; дал юридическое определение понятия государства.

Цицерон оказал влияние на Г. Гроция. Определение ес­тественного права Гроция — это отзвук цицероновской максимы: «Истинный закон — это разумное положение, со­ответствующее природе...» (Vera lex est recta ratio ...). Нара­ботки Цицерона в исследованиях естественного права были использованы также Фомой Аквинским и Вико.

Благодаря Цицерону естественное право, которое раньше было главным образом предметом философских размышле­ний, приобрело практическое значение в римском праве.

«Res publica est res popoli» — такое понимание Цицеро­ном сущности государства стало афоризмом, известным некогда каждому гимназисту.

Словарь

juris consensus— согласие в вопросах права res popoli— достояние народа res publica— государство

«Res publicaest res popoli»— «Публичное дело есть дело народа»

«Vera lex est recta ratio...»— «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе...»

3.2. Римские юристы о праве и его видах

Эпоха. III в. до н.э. — III век н.э. Римские юристы игра­ли в этот период времени огромную роль в жизни обще­ства. Они занимались практической деятельностью по раз­решению правовых споров по трем направлениям:

1) отвечали на юридические вопросы частных лиц;

2) сообщали нужные формулы и помогали при заключе­
нии сделок;

3) сообщали формулы для ведения дела в суде.
Римские юристы пользовались огромным уважением в

обществе, что в республиканский период гарантировало им выборные должности, а в императорский — придворные должности (Папиниан, Ульпиан).

Практическая деятельность римских юристов потребо-ii;i./i;iтолкования права, источниками которого были:

• обычное право;

• законы 12 таблиц;

• законодательство народных собраний;

• эдикты магистратов;

• сенатусконсульты;

• конституции императоров.

Любое же толкование предполагает наличие общей культуры. Ее основой стала греческая философия, глубоко проникнутая этической проблематикой.

К числу наиболее известных римских юристов относят Цсльса, Павла, Ульпиана, Модестина, Папиниана, Гая.

Логическое основание политико-правового учения. ()iромное влияние на римских юристов оказала философия стоицизма — последнее по времени направление греческой (послеаристотелевской) философии. Стоики говорили не о человеке в империи, а о человеке в мире, провозглашали идеи космополитизма и индивидуализма. Основное прави­мо стоиков: «Живи сообразно с природой вещей». Стоики i читали единственным источником права природу, а един-стпенным правом — естественное право. Этой философией и объясняется преклонение римлян перед естественным нравом — справедливостью.

Римские юристы при разборе конкретных юридических дел толковали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости или могли из­менить старую норму с учетом новых представлений о справедливом праве.

Ульпиан писал о деятельности римских юристов: «Нас называют жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возве­щаем понятие доброго и справедливого, отделяем справед­ливое от несправедливого... стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой».

Содержание политике-правового учения. Общее по­нятие права. Римским юристам было свойственно опреде­лять право посредством понятия справедливости, т.е. исхо­дить из этического содержания права.

Целъс: право есть искусство добра и справедливости (jus est ars boni et aequi).

Ульпиан: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus; оно получило свое название от justitia (правда, справедливость)...».

Ш V

           
    политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru
  политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru
 
 
    политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru
  политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru
 

Глава 3. Политические и правовые учения...

Павел: «"право" означает то, что всегда является спра­ведливым, каково естественное право».

Классификация права. Критерий классификации — бла­го, которое защищено правом. Это благо может быть обще­ственным, а может быть частным.

Ульпиан, в частности, различал право публичное (jus publicum), которое «относится к положению Римского го­сударства», и право частное (jus privatum), которое «отно­сится к пользе отдельных лиц».

Частное право Ульпиан разделил на три вида:

1) естественное право;

2) право народов;

3) цивильное право.

Естественное право (jus naturale) — общее для всех жи­вых существ право, присущее не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам: «мы видим, что и животные, даже дикие, обладают опытом в этом праве».

Согласно естественному праву все рождаются свобод­ными, заключаются браки, воспитываются дети.

Право народов (jus gentium) — право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуются народы человечества, оно является общим только для лю­дей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся вой­ны, море признается общим для всех, обеспечивается непри­косновенность послов, люди делятся на свободных и рабов.

Цивильное право (jus civile) — естественное право и пра­во народов, которые адаптированы к потребностям рим­ских граждан: «Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или права народов. Итак, если мы до­бавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть цивильное. Таким образом, наше право является или писаным, или не­писаным, как у греков; из законов одни записаны, другие не написаны».

Цивильное право — это для римских граждан право част­ной собственности и семейное право.

Заслуги римских юристов трудно переоценить.

• Римские юристы предложили новую классификацию
права, разделив его на публичное и частное.

• Многие труды римских юристов вошли в единый пра­
вовой документ императора Юстиниана I в 534 г., который

3.3. Политическое учение Аврелия Августина_____ 53

i 1!>83 г. стал называться Corpus Juris Civilis (Свод римско-и> гражданского права). Это Институции Гая, работы Уль-nii;ma, отрывки из сочинений 38 римских юристов (I в. до hi. IV в. н.э.).

• Римское право позднее было реципиировано во мно-
iiix странах Западной Европы, что является бесспорным
пшдетельством высокоразвитой правовой культуры, со-
|д;шиой римскими юристами.

• С III в. до н.э. началось публичное обучение юриспру­
денции, которое получило свое развитие в системе юриди­
ческого образования Запада.

Словарь

aequitas-справедливость

Corpus Juris Civilis— Свод римского гражданского права

jus (от justitia)— правда, справедливость

jus civile— цивильное (гражданское) право

jus gentium— право народов

jus naturale— естественное право

jus privatum— право частное

jus publicum— право публичное

jus romanum— римское право

lex— позитивный закон

«Jus est ars boni et aequi»— «Право есть искусство добра и справедливости»

3.3. Политическое учение Аврелия Августина

Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430 п.:-).) — христианский богослов, епископ.

Эпоха, с IV в. н.э. христианство в Римской империи становится государственной религией. Кризис и распад Римской империи. В 395 г. Римская империя была разделе-па на Западную и Восточную. Разграбление Рима в 410 г. вестготами.

«Судьба поставила Августина на водоразделе двух ве­ликих эпох в культурной жизни человечества — античного, языческого мира и средневекового, христианского; и он принимал выдающееся участие в борьбе этих двух культур, этих двух мировоззрений»1

политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru Герье Н. Блаженный Августин. М., 2003 С. 5—6.

»■ 1

       
  политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru
 
    политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru
  политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru
 

Глава 3. Политические и правовые учения...

политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru Биография. Выходец из Северной Африки: родился в городе Тагаста на территории нынешнего Алжира. Мать — христианка, отец — язычник. Августин получил образова­ние сначала в местной школе, а затем в школе риторики в Карфагене. В 383 г. переезжает в Рим, затем в Медиолан (Милан). Мировоззренческие и религиозные поиски при­вели его к христианству. 24 апреля 387 г. в Милане 33-лет­ний Августин вместе с сыном Адеодатом (переводится как «Богом данный») и другом Алипием принял крещение. В 388 г. вернулся в Африку и был рукоположен в епископы. С 396 г. и до конца жизни — епископ города Гиппона (Се­верная Африка). Умер в Гиппоне, осажденном варварами, переправившимися через Гибралтар.

Логическое основание политико-правового учения: тео-центризм (в центре мироздания — Бог). Исходя из этой по­сылки, Августин предлагает следующее понимание истории человечества и самого человека. История человечества — это осуществление божественных предначертаний. Цель че­ловечества — достижение града Божия. Тогда установится вечный мир, станет невозможно грешить, не будет зла, тру­да, вызываемого нуждой, будет нескончаемый досуг.

Августин различает две природы человека:

1) до грехопадения человек был невинным существом;

2) после грехопадения и понесенного наказания человек
стал «смертным, невежественным и подчиненным плоти».

Итак, человек теперь — грешник. Люди совершили грех перед Богом: они вкусили от древа познания, отравив тем самым все мироздание.

Основные работы: «О жизни блаженной» (387), «Ис­поведь» (400), «О Граде Божием» (410—426).

Содержание политике-правового учения. Понимание Августином истории человечества и греховной природы человека нашло отражение в его политическом учении, ко­торое было изложено в книге «О Граде Божием» («De civitate Dei»).

Происхождение государства. Августин считает, что госу­дарство является следствием греховной природы человека. В подтверждение этого тезиса Августин приводит два до­казательства:

1) согласно Священному Писанию от Адама и Евы ро­дились Авель и Каин, а Каин убил Авеля. Каин является создателем государства: «И построил Каин город», — гово­рится в Священном Писании. Авель же, праведник, ника-

3.3. Политическое учение Аврелия Августина______ 55

кою града не построил. Следовательно, создателем госу­дарства стал грешник, братоубийца;

2) из истории Рима известно, что основателем римского государства также был братоубийца Ромул, который убил 1'сма.

Сущность государства. Осуждение Августином госу­дарства обусловливается главным образом его противопос-глнлением Божьему царству. Однако само такое сопостав-псние благоприятно для земного государства — аналогия с Ножьим царством облагораживает царство земное. Госу­дарство может служить его подобием, символом, отраже­нием или тенью, как выражается Августин: «Ибо не ради самого себя оно учреждено, а как предтеча и для обозначе­ния своего первообраза».

Государство как система господства одних людей над другими представляется Августину и как наказание за пер­вородный грех Адама, и как средство предупреждения со­вершения людьми новых грехов.

Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага (так считали Платон, Аристотель, Цице­рон), а только для выживания в этом грешном мире.

Августин допускает, что в правильном (bene constituta) земном государстве человек может испытать лишь отблеск счастья. В государстве, «хорошо управляемом монархами, властителями, законами или всеми вместе, человек может постичь то, что называет счастьем толпа».

Что отличает государство от шайки разбойников?

Августин, рассуждая о справедливых и несправедливых государствах, пришел к выводу, что несправедливое госу­дарство подобно шайке разбойников: «Итак, при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие раз­бойнические шайки; так как и самые разбойнические шай­ки что такое, как не государства в миниатюре? И они также представляют собой общества людей, управляются влас­тью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда по­добная шайка потерянных людей возрастает до таких раз­меров, что захватывает области, основывает оседлые жили­ща, овладевает городами, подчиняет своей власти народы: тогда она открытее принимает название государства...».

Августин рассказывает притчу, согласно которой к Александру Македонскому на суд привели пирата, которо­му император задал вопрос: какое право ты имеешь грабить



Глава 3. Политические и правовые учения.

3.3. Политическое учение Аврелия Августина




политические и правовые учения в древнем риме - student2.ru на море? Пират дерзко ответил: такое же, что и ты, разница лишь в том, что я это делаю на небольшом судне и меня называют разбойником, а ты располагаешь большим фло­том и тебя величают императором.

К справедливому государству Августин относит «хрис­тианское государство»: «Государство лучше всего устроя-ется и хранится, будучи основано и связано верой и проч­ным согласием, когда все люди любят общее благо. Высшее же благо есть Бог».

Соотношение государства и церкви. Наряду с такими функциями государства, как обеспечение правопорядка и защита граждан от внешней агрессии, христианское госу­дарство должно помогать церкви бороться с ересью — тако­ва, считал Августин новая функция государства.

Обоснование рабства. Рабство — это наказание за грех: «Грех — первая причина рабства, и это бывает не иначе как по суду Божию, у которого нет неправды». В основе раб­ства — грех библейского Хама, сына Ноя. Однако Августин допускал, что источником рабства отдельных людей может быть военный плен.

Таким образом, Августин предложил обосновывать раб­ство не ссылкой на природу, как это делал Аристотель, и не ссылкой на право народов, как это делал римский юрист Ульпиан, а ссылкой на греховную природу человека. Чело­век, став рабом греха, заслуживает того, чтобы стать рабом другого человека. Так, если бы не было первородного греха Адама, государства могло и не быть. Государство для Авгу­стина — это институт условно-необходимый.

В отличие от Аристотеля, для которого человек — суще­ство политическое, которое должно жить в государстве, Августин воспринимает государство лишь как промежу­точный момент человеческого паломничества на земле.

В отличие от Цицерона, для которого республика как дело народное существует тогда, когда она управляется хо­рошо и справедливо одним, немногими или всем народом, Августин считал, что истинная справедливость существует только в Граде божием: «Истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, основатель и правитель кото­рой — Христос, если и эту последнюю угодно называть рес­публикой, так как нельзя отрицать, что и она — народное дело».

В сочинении о государстве, объясняя, что есть правовое соглашение, Цицерон доказывает, что без справедливости

не может быть и республики — где нет истинной справед­ливости, там не может быть и права. Соглашаясь с этой ар­гументацией, Августин придает ей новый смысл: «Спра­ведливость есть, конечно, та добродетель, которая каждому воздает то, что ему следует; а если так, то какая же справед­ливость там, где человека отнимают у Бога и предоставля­ют его нечистым демонам? Это ли значит воздавать каждо­му то, что ему следует? Ведь тот, кто отнимает усадьбу у купившего ее и передает ее тому, кто не имеет на нее ника­кого права, несправедлив; а кто сам себя изъял из-под влас­ти Бога, сотворившего его, и служит злым духам, тот разве справедлив?».

Следовательно, Августин обусловливал истинную спра-иедливость признанием истинного Бога. Если сопоставить :)то положение с его представлением о том, что государ­ства, не обладающие Божьей справедливостью, лишь раз­бойничьи шайки, то можно сделать заключение, что все не­христианские государства, кроме древнееврейского, не заслуживали в его глазах иной оценки.

Главным достоинством государства, главным призна­ком, отличающим государство от разбойничьей шайки, яв­ляется присущее государству стремление к миру: «Так ве-л ико благо мира, что даже в земных и бренных делах нет ничего приятнее мира для слуха, нет ничего достойнее для желания, ничего лучшего нельзя приобрести».

Устанавливая мир, государство становится звеном ми­рового порядка: «Мир тела — в соответствии его частей; мир души бессознательной — угомон страстей; мир души разумной — гармония между разумом и волей; мир домаш­ний — согласие членов семьи в повиновении общему авто­ритету; мир государства — установленное согласие граж­дан по отношению к власти и повиновению; мир небесного царства — самое гармоническое и согласнейшее общение с Йогом и взаимно в Боге».

Итак, земной мир — необходимое условие для достиже­ния высшего назначения человека, а мир как высшее благо обеспечивается государством и составляет назначение и иысшую цель государства.

* * *

Учение христианского мыслителя Августина стало заметной вехой в развитии политико-правовой идеоло­гии.

Наши рекомендации