В) Военная доктрина РФ, обеспечение национальной безопасности России
Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Изменились подходы к обеспечению национальной безопасности, что в свою очередь позволило по-новому рассматривать место и роль России в мире. Существуют константы безопасности для России. Россия своими тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евро-американскому миру, восточным - к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону, южным, обращенным к исламскому миру. Поэтому с точки зрения национальной безопасности естественный интерес для России эти территории и представляют.
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА- официально принятая в государстве система взглядов на сущность, цели и характер возможной войны, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной опасности, использованию Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации для защиты интересов государства.
Российское военное планирование в области строительства и применения Вооруженных Сил РФ в первой половине ХХI будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности.
Под фактором неопределенности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ.
В качестве факторов неопределенности выделяют:
- Снижение роли СБ ООН (Совета Безопасности организации объединенных наций), т.е. лишение его прерогатив по санкционированию применения военной силы в мире.
-Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. ( т.е. фактически ставится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения в региональных конфликтах с целью уничтожения крупных группировок вооруженных сил и гражданских объектов).
- Возможность усиления процессов распространения ОМП, включая ядерные технологии, и средств доставки (т.е. для России создается проблема расширения мер противодействия как на политическом, так и на военно-техническом уровне).
- Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по сотрудничеству. В настоящее время (ШОС) обеспечивает стабильности в Центральной Азии и Дальневосточном регионе (т.е. если произойдут негативные изменения в политике ШОС то Россия будет вынуждена рассматривать эти регионы как потенциальный источник этнических конфликтов пограничных споров и военно-политической нестабильности).
- Возможные направления развития процесса расширения НАТО.
(если НАТО сохранится в качестве военного альянса с преимущественно наступательной военной доктриной, особенно на фоне ослабления роли СБООН в принятии решения о применении силы, это потребует коренной пере стройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил с внесением в спектр возможных действий элементов превентивной стратегии при возникновении угрозы для РФ).