Нормы конституционного права - это общеобязательные правила, установленные главным образом нормативно-правовыми актами и обеспечиваемые государственным принуждением
Иными словами, к конституционно-правовым нормам относятся те правовые нормы, которые в своей совокупности составляют конституционное право.
В статье Конституции или закона может содержаться одна или несколько норм конституционного права. Например, ст.17 Конституции Республики Беларусь определяет, что «государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки». Данная статья содержит одну норму (правило). Но во многих случаях в статьях Конституции или закона содержится несколько норм. Например, ст.118 Конституции Республики Беларусь определяет, что «местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 4 года». Данная статья содержит две нормы. Во-первых,местные Советы депутатов избираются гражданами только соответствующих административно-территориальных единиц. Во-вторых,устанавливается срок избрания местных Советов депутатов - на 4 года.
Рассматривая конституционно-правовые нормы, следует отметить, что им свойственны как общие признаки, присущие всем правовым нормам, так и особенности, выделяющие их в самостоятельную отрасль системы права. По сравнению с другими нормами права они отличаются:
1. Своим содержанием, той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены;
2. Источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы, выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права - в Конституции Республики Беларусь;
3. Своеобразием вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм регулятивного, а не конкретно регулирующего характера. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов;
4. Учредительным характеромсодержащихся в них предписаний. Конституционно-правовые нормы устанавливают обязательный для создания всех норм других отраслей порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти;
5. Особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве);
6. Специфическим характером субъектов. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, высшие государственные органы;
7. Особенностями структуры. Принято считать, что правовые нормы состоят из трех частей: гипотезы, диспозиции, санкции. Для большинства же конституционно-правовых норм характерно наличие лишь диспозиции. Например, очень важная конституционно-правовая норма содержится в ст.79 Конституции Республики Беларусь: «Президент Республики Беларусь является главой государства». В ней есть только одна диспозиция, и нет ни гипотезы, ни санкции. Однако их отсутствие не лишает ст.70 характера правовой нормы, т.к. она определяет положение Президента Республики Беларусь как главы государства.
Имеются конституционно-правовые нормы, состоящие из двух элементов: гипотезы и диспозиции. Так, в ст.94 Конституции говорится, что полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе в доверии правительству, либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра и в других случаях. В этой норме гипотеза (при отказе в доверии правительству) является условием принятия Президентом решения о досрочном прекращении полномочий Палаты представителей.
Характерной особенностью конституционно-правовых норм является то, что в них, как правило, отсутствуют санкции, а если они и имеются, то носят не конкретный, а общий характер. Так, ст.64 Конституции предусматривает, что лица, препятствующие гражданину в свободном осуществлении им своего избирательного права, наказываются согласно закону. То есть, данная норма не определяет конкретную меру ответственности.