Индия в 1918-2000-е гг.: приобретение независимости Индии; основные экономические и социально-политические реформы. Традиционные и современные проблемы.
Завоевание Индией независимости
За годы второй мировой войны в Индии произошли серьезные социально-экономические сдвиги: промышленное производство выросло на 30%, усилились экономические и политические позиции национальной буржуазии. Наступивший с окончанием войны спад производства ударил по всему индийскому обществу, усилил социально-политическую напряженность и антагонизм Лондона и национальной буржуазии. В этих условиях колонизаторы искали выход на путях разжигания религиозных погромов с одной стороны и формирования выборных органов представителями самих религиозных общин, а не Лиги и Конгресса. Однако ряд событий воспрепятствовал намерениям Англии увести массовое движение в русло религиозного фанатизма:
- во-первых, общенародный характер приняло движение против использования англо-индийской Армии в Индонезии (индусы не желали воевать против мусульманской по населению страны, и это способствовало некоторому сближению ИНК-МЛ).
- во-вторых, общенародное движение против суда над офицерами ИНА (Индийской Национальной Армии) за сотрудничество с Японией во время второй мировой войны. ИНА была создана С. Ч. Босом, одним из лидеров левого крыла ИНК, разуверившимся в возможности освобождения Индии от британского колониализма ненасильственным путем, и попытавшимся это сделать вместе с японской Армией. В отличие от англичан, обвинивших Боса и его соратников в коллаборационизме, индийцы считали его патриотом. В рамках этого движения произошли восстания во флоте, забастовка в ВВС и всеобщая стачка в Бомбее. Англичане были напуганы тем, что движение происходило под флагами ИНК, МЛ и КПИ.
- в-третьих, по всей стране разворачивалось серьезное крестьянское движение. В Телинганском районе Хайдарабада в 1946 г. была создана и до 1951 г. существовала своеобразная "крестьянская республика" (со своими вооруженными силами, выборными панчаятами, аграрной реформой, обязательным начальным образованием) во главе с национально-демократической организацией "Андхра Махасабха" и местной секцией КПИ. Угроза телинганизации всей страны встревожила и Лондон, и состоятельные круги индийского общества от феодалов до буржуазии.
Сложившаяся под воздействием вышеуказанных движений ситуация угрожала самому существованию политической системы, созданной Англией в Индии. В Лондоне предпочитали мирным путем передать государственную власть в руки умеренных националистов, не дожидаясь захвата власти радикалами и изгнания ими Англии из Индии насильственным путем. К тому же, англичане хотели, формально уйдя из этой страны, фактически там остаться. План предоставления Индии независимости, разработанный Вице-Королем Маунтбеттеном, предусматривал создание на обломках британской колонии двух государств - индусского и мусульманского. По этому пункту плана Вице-Короля было-бы несправедливо обвинять только Лондон, поскольку на этом настаивала Мусульманская Лига. Однако следующий пункт Плана предусматривал вхождение княжеств в состав одного из создаваемых государств по желанию князей, независимо от религиозной принадлежности их подданных - здесь явно виден злой умысел Лондона дестабилизировать индо-пакистанские отношения к выгоде британского неоколониализма. 15 августа 1947 г. Индия получила статус доминиона на основе плана Маунтбеттена.
Становление независимой Индии (1947-49 гг.)
Становление индийской государственности происходило в трудных условиях. Основными направлениями политики Правительства Д. Неру на этом этапе были:
- индианизация госаппарата и завершение ликвидации британского военного присутствия в стране в 1947 г.
- были созданы привлекательные условия для вхождения княжеств в состав Индии в соответствии с планом Маунтбетенна: князья лишались политической власти, но превращались в государственных чиновников в ранге губернаторов их бывших княжеств с выплатой им жалованья за службу и сохранением всего их движимого и недвижимого имущества. В условиях политической нестабильности к. 40 гг. и опасности крестьянского бунта 555 князей из 601 нашли описанные условия вхождения в состав Индии предпочтительнее, чем в состав Пакистана.
- предпринимались меры против религиозных погромов, в которых погибло около миллиона человек и появилось 12 млн. беженцев. В процессе раздела и борьбы за присоединение княжеств массовые убийства были обусловлены совпадением классового и религиозного угнетения в отдельных районах бывшей колонии. Правительство Неру строило свою политику по отношению к этим горячим районам исходя из конкретной ситуации и с учетом возможных последствий.
Поскольку в Восточной Бенгалии большинство феодального класса были индусами, а подавляющее большинство крестьянства - мусульмане, Дели не претендовал на присоединение этого района к Индии. В Хайдарабаде в центре Индии ситуация была противоположна бенгальской - Низам-мусульманин отличался особо жестокими методами правления в опоре на мусульманских боевиков-разаккаров против подавляющего по численности индусского населения (именно здесь вспыхнуло Телинганское восстание). Не дожидаясь социального взрыва в Хайдарабаде, Правительство Неру вопреки плану Маунтбеттена применило военную силу для включения этого района в состав Индии (к тому же, существовала опасность внешнего вмешательства в этом вопросе).
Индусский Махараджа мусульманского Кашмира при поддержке США вынашивал планы провозглашения независимого государства, но Англия подтолкнула Пакистан к аннексии Кашмира. Подвергшись пакистанской агрессии, Махараджа был вынужден обратиться к Дели за помощью и с согласием на вхождение Кашмира в состав Индии в качестве штата. Правительство Неру помощь оказало, что привело к первой индо-пакистанской войне 1947-48 гг. (с тех пор 40% территории Кашмира юридически незаконно находится в составе Пакистана).
- в-четвертых, необходимо было справиться с экономическими последствиями раздела: сырье для перерабатывающей промышленности Индии осталось в Пакистане, государственными границами оказалась разорванной ирригационная и транспортная система, проблема беженцев и массовой безработицы. Правительство Неру взяло курс на "смешанную" экономику с монополией государства на бывшую собственность колониальной Администрации (ж/д транспорт, энергетика, военная промышленность) и государственным регулированием других важных отраслей. Была также предпринята попытка установления индо-американского сотрудничества для нейтрализации остаточного британского влияния в стране.
- в-пятых, правящему ИНК необходимо было утвердиться у власти перед лицом опасности справа и слева. Социально-политические потрясения, которыми сопровождался "мирный" переход власти из рук колонизаторов к ИНК, дали КПИ основания считать правительство Неру "проимпериалистическим". В ответ на антиконгрессистскую деятельность коммунистов и контролируемого ими ВИКП (Всеиндийского конгресса профсоюзов) к ним были применеы репрессивные меры. Против Телинганского района выступила регулярная индийская Армия.
С другой стороны, ахиллесовой пятой Индии была ее многонациональность и угроза сепаратизма. Поэтому на этапе становления индийской государственности Правительство воспрепятствовало созданию штатов на национальной основе, чем помешало политической консолидации растущей местной национальной буржуазии с ее претензиями на священное право эксплуатации своего собственного народа.
- вопрос о вхождении Индии в Британское Содружество наций был предметом острых дебатов - взвешивали, будет ли это "плюсом к независимости или минусом от независимости". В конце концов перевесили прагматические соображения: вхождение в Содружество позволяло Индии остаться в стерлинговой зоне, использовать налаженнную систему экономических связей внутри Содружества и укрепить позиции Индии перед Пакистаном в кашмирском вопросе. В апреле 1949 г. Дели признал короля Великобритании, "символом" Содружества, но в Конституции Индии никаких упоминаний о Содружестве не содержится. В Лондоне были рады и такому неформализованному "вхождению", т. к. Индия составляла 2/3 населения Содружества.
Итоги социально-политического развития Индии к сер. 90 гг.
В 50-70 гг. ось политического противоборства проходила внутри современного сектора (25% нас.) и политическая борьба затрагивала традиционный сектор лишь в той степени, в какой буржуазные и коммунистические партии втягивали его в политический процесс своей агитационно-пропагандистской деятельностью. Таким образом, реакция традиционного сектора на вызов буржуазно-идустриальной цивилизации в указанные годы была в основном пассивной.
В процессе социально-экономического взаимодействия современный сектор также подвергался обратному влиянию со стороны традиционного, прежде всего за счет притока десятков миллионов крестьян в города. Это способствовало привнесению национально-религиозных предрассудков в политическую жизнь, слиянию религии и политики - коммунализму, как религиозно-психологической реакции деревенских мигрантов на трудности адаптации к жизни современного города.
С течением времени из города в деревню пошли политические импульсы не только от буржуазных и коммунистических партий, но и от политиков-коммуналистов, умеющих гораздо лучше работать в крестьянской среде (к тому же, ломка традиционных устоев делает крестьянство податливым к подобному воздействию). В результате на рубеже 70-80 гг. традиционные слои переходят от пассивного к активному участию в политике и ось политического противоборства начинает смещаться на границу между обоими секторами. Поскольку внутри современного сектора именно в это время происходит обострение внутрибуржуазных противоречий, и правобуржуазные силы в борьбе с ИНК стремились заручиться поддержкой традиционалистов, реакционно - коммуналистские силы становятся самостоятельной силой на политической арене.
Перемещение оси политического противоборства вправо происходит на фоне уменьшения расхождений между умеренно- и правобуржуазным блоками современного сектора (аграрные преобразования уже проведены, госсектор уже построен и в его полезности частному сектору Джаната убедилась в период своего пребывания у власти, ИНК стал больше внимания уделять мелкому производству). Консолидация буржуазной политической элиты на государственном уровне дополняется ослаблением радикализма КП и превращением их в левореформистские партии. Указанные процессы, происходящие в современном секторе в 80-90 гг., дают основание надеяться, что реванш традиционализма-коммунализма в Индии невозможен. Таким образом, за годы независимого развития Индии вектор социально-политической борьбы постоянно смещался вправо (КПИ - ИНК, ИНК - Джаната, национальная буржуазия - реакционно-коммуналистские силы).
Традиционные проблемы новой Индии
По степени развития буржуазных отношений Индия опережает большинство других РС, однако ни одна из них не имеет такого груза "традиционных" проблем, как Индия. Основными среди них являются: национализм полутора десятков крупных народов страны и связанная с этим языковая проблема, микронационализм малых народностей и племен ("национализм несуществующих наций"), кастовость индуистского общества, раскол индийского общества по религиозному признаку, коммунализм, регионализм, сепаратизм и др.
Кастовая структура сохранилась практически в том же виде, что и до независимости. Ее влияние на развитие страны двойственно: с одной стороны, кастеизм играет роль стабилизирующего фактора, смягчающего классовые противоречия в крайне поляризованном индийском обществе, поскольку поведение человека в кастовом обществе определяется не классовой, а кастовой принадлежностью. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, но воспринимает вопиющее неравенство как социальную норму и не претендует на повышение своей роли в экономике и политике. Кастеизм существенно сдерживает потенциальный размах террористической деятельности в индусской среде. Однако, с другой стороны, консервирующая роль кастовой структуры противоречит задачам социально-экономического развития.
Проблема национализма крупных народов (порождающая регионализм и сепаратизм) возникла в связи с тем, что в Индии процессы этнической консолидации на местах идут быстрее складывания общеиндийского суперэтноса. Экономическая интеграция наций на территории Индостана не может заменить этнической консолидации. К тому же, местная национальная буржуазия противодействует экономической интеграции, в рамках которой ей уготована подчиненная роль младшего партнера крупного капитала индийских монополий - отсюда проблема буржуазного регионализма и сепаратизма.
Центральное Правительство под давлением местной буржуазии пошло на административно-территориальную реформу Индийского Союза, и создание 25 штатов и 6 Союзных территорий на этнической основе. С одной стороны, это способствовало усилению регионалистско-сепаратистских тенденций, с другой стороны, реформа ввела эти тенденции в ненасильственное русло (по крайней мере, в большинстве из штатов и до н. в.) Многонациональность Индии породила и языковую проблему, превратившуюся в политическую. Попытки введения хинди в качестве обязательного для всех языка вызвала протест со стороны половины (южных) штатов, которые считают североиндийский хинди "примитивным" языком. С другой стороны, интересы развития внешних и внешнеэкономических связей требуют сохранения роли английского в качестве государственного языка.
Значение проблемы 10% мусульманского меньшинства в политической жизни Индии постепенно возрастало на протяжении десятилетий независимого развития. Оставшиеся после кровопролитного раздела страны на индийской территории мусульмане во время второй и третьей индо-пакистанской войн сохраняли лояльность к Дели (пропакистанская позиция могла привести к обвинению индийских мусульман индусскими шовинистами в выполнении ими роли "пятой колонны" Пакистана со всеми отсюда вытекающими последствиями).
В Индии живет вторая после Индонезии мусульманская община мира, превышающая население Исламской Республики Пакистан. За годы независимости Индии удельный вес мусульман в политической элите страны уменьшился до 7%, в полиции - с 40% до 2%. По некоторым оценкам, 83% индийских мусульман считают себя дискриминируемыми и стремятся к повышению своего статуса в индийском обществе. На рубеже 80-90 гг. наблюдается обострение индусско-мусульманской напряженности в связи со вспышкой коммунализма. Вновь на повестке дня оказалась проблема отделения Кашмира.
Завоеванный Англией в 1846 г. Кашмир был ею продан индусскому махарадже за 380 тыс. ф. ст., поскольку там часто происходили восстания. После первой индо-пакистанской войны из-за Кашмира доля мусульман в населении "счастливой долины" уменьшилась с 77% до 64% за счет притока индусов-мигрантов, которое квалифицируется местными жителями как "индусское нашествие". Годовой душевой доход в Кашмире составляет 260 долл. при среднем по Индии 450 долл., грамотность - 26% при 56% в пакистанском "Азад Кашмире". Хотя язык "кашмири" является одним из 14 официальных языков Индии, на практике он все больше вытесняется (и уродуется) хинди и санскритом. На территории семимиллионного Кашмира дислоцируется 200-тысячная индийская армия и ведут слежку 16 тыс. негласных сотрудников службы безопасности. Комплекс перечисленных факторов привел к росту мусульманских антииндусских настроений и погромам в этом штате не без подстрекательства со стороны Исламабада.
Проблема микронационализма (или национализма несуществующих наций) связана со спецификой исторического прошлого и географическим положением племен нага и мизо (их около 300 тыс. чел.). Англичане использовали отсталых горцев, занимавшихся кочевым земледелием, для комплектации колониальной Армии, христианизировали их и дали племенной верхушке европейское образование. Таким образом, у этих отсталых племен, имеющих собственную "интеллигенцию", репутация бывшей "пятой колонны" Англии в Индии. Пекин воспользовался национально-религиозной враждой нага и мизо к индусам, и спровоцировал вооруженные сепаратистские выступления этих племен против Дели. Пытаясь разрядить обстановку на Северо-Востоке страны, Центральное Правительство пошло на создание штата Нагаленд и Союзной Территории Мизорам, невзирая на малочисленность их населения, что несколько стабилизировало там ситуацию.
Одной из труднейших проблем Индии является многоаспектная сикхская проблема и ее составная часть - вопрос об отделении Пенджаба.