Внутриполитическая борьба в Японии после второй мировой войны
Характерной чертой внутриполитической жизни страны в послевоенный период является смещение вектора политических предпочтений населения влево.
Компрометация праворадикальных сил поражением в войне и демократические преобразования в стране резко сузили социальную базу ультраправого движения (с ликвидацией феодально-помещичьего класса, Вооруженных сил, роспуском дзайбацу). В связи с этим ультраправые организации перенесли акценты в своей пропагандистской работе с идеализации "расы Ямато" на классово-националистические лозунги, что в определенной степени соответствует интересам крупного капитала. Не имея широкой социальной базы, японские неонацисты прибегают к террористической деятельности по принципу "Пусть каждый убьет по одному красному".
С окончанием экономического бума в нач. 70 гг. и выходом фракционных противоречий из-под контроля началось падение влияния ЛДП (Либерально-демокр. партия). Возникла реальная возможность оттеснения ЛДП, единственной откровенно буржуазной партии Японии, от монопольной правительственной власти. Японская буржуазия заранее озаботилась проблемой сохранения своего политического господства после ликвидации однопартийного кабинета либеральных демократов - эта задача решена внедрением в Японии американской системы поочередной смены у власти двух буржуазных партий (на базе отколовшихся от ЛДП группировок были созданы другие буржуазные организации - НЛК и т. д.) и британской системы поочередного правления буржуазной и правореформистской рабочей партии, не посягающей на устои буржуазного общества. При этом учитывалось, что полевение бывших избирателей ЛДП приведет к смещению их симпатий в пользу партий "среднего пути" в центре политического спектра, а не в пользу левых партий. Таким образом, обеспечивалась основная стратегическая задача - предотвратить расширение избирательного электората КПЯ-СПЯ.
Правоцентристская Партия Демократического Социализма (ПДС) была образована в 1960 г. на базе отколовшегося правого крыла СПЯ и представляет собой партию типа лейбористской. Выступая официально за "демократический социализм" и "против правого и левого тоталитаризма", на практике ПДС призывает "не жить под одним небом, не ходить по одной земле с КПЯ". Опорой ПДС в 50-80 гг. является правый профсоюз ДОМЭЙ, выражающий интересы "рабочей аристократии" крупных современных предприятий.
Компартия Японии, опирающаяся в основном на рабочих мелких предприятий, на протяжении всех послевоенных лет пользуется поддержкой примерно 10% избирателей. В условиях политико-уголовного преследования со стороны американских оккупационных властей в 1950 г. партия попала под влияние Пекина, советовавшего КПЯ взять за образец в борьбе против США "антияпонскую борьбу китайского народа". Попытка использования партизанской тактики борьбы против проамериканского, но законно избранного Правительства, скомпрометировала КПЯ и уменьшила численность Партии с 200 тыс. до 38 тыс. чел. На рубеже 50-60 гг. отказ КПЯ от маоистской ориентации привел к нападкам на нее со стороны Пекина (натравливание СПЯ на КПЯ, отказ КНР от сотрудничества с японскими фирмами, не ведущими борьбу против КПЯ). В сер. 60 гг. руководство КПЯ активно участвует в создании независимого от КПСС-КПК "третьего центра" мирового комдвижения (вместе с ФКП, ИКП, КПИ и др.). Программа КПЯ предусматривает: "честное применение" существующей Конституции без задач перехода к социализму, установление "демократического контроля" над монополиями (в союзе с мелкими предпринимателями), национализацию энергетики, создание коалиционного Правительства КПЯ-СПЯ-Комэйто. Однако СПЯ и Комэйто всегда склонялись к союзу с ПДС, отвергая сотрудничество с КПЯ.
На крайне левом фланге японского политического спектра время от времени, особенно в к. 60 гг. под влиянием маоистов, активизируются ультралевые мелкие организации, отражающие реакцию непролетарских слоев на быстрые темпы трансформации японского общества. Не представляя никакой реальной опасности, малочисленные левацкие крикливые группировки со своими призывами к "немедленной" социалистической революции в то же время полезны крупному капиталу, т. к. компрометируют КПЯ в глазах избирателей, ассоциирующих леваков с коммунистами, которые в Японии достаточно умеренны.
Японское "экономическое чудо"
Восстановление экономических позиций Японии в мире в 50 - 60 гг., и выход этой страны на второе место в мире по экономическому потенциалу в нач. 90 гг. - одно из важнейших событий мировой послевоенной истории, представляющих интерес не только с политической, но и с научной точки зрения.
Экономические успехи Японии в значительной степени обусловлены функционированием ее экономики как планово-рыночной, хотя и не имеющей государственного сектора. Экономические успехи Японии не сводятся, конечно, к "чудо-руководству" со стороны государства. Они могут рассматриваться как проявление действия закона неравномерности развития стран в эпоху империализма - в частности, все страны разгромленной фашистской "оси" опередили по темпам развития на новой технологической и социальной базе своих победителей.
Существенный вклад в экономический скачок Японии внесла правильная стратегия в деле выбора отраслевых приоритетов. В связи с отсутствием в стране перспективных источников сырья и превышением предложения над спросом на сырье на мировом рынке, японцы не тратили огромные средства на развитие капиталоемкой вообще, а в Японии особенно, горнодобывающей промышленности. Отказавшись от развития капиталоемких отраслей, они сосредоточились на создании трудоемкого экспортного производства, работающего на дешевом до 1973 г. импортном сырье. После повышения цен на сырьевую продукцию Япония успешно переходит на малосырьевые технологии в современных фототелерадиоэлектронных отраслях, перенося "грязное" производство в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой.
Правильная стратегия была выбрана и в научно-технической сфере. Поскольку развитие собственной науки и техники требовало колоссальных затрат и, главное, многих десятилетий, Япония использовала свой собственный опыт эпохи Мэйдзи для быстрой ликвидации научно-технического отставания от более развитых стран: за 30 лет с 1949 г. было закуплено на Западе 34 тыс. лицензий и патентов, которые были японцами творчески доработаны и, что самое главное, быстро внедрены в производство.
Восхищение экономическим чудом Японии со стороны внешнего мира переросло в тревогу перед "японской угрозой". Превратившись в Великую экономическую державу, Япония неизбежно должна приобрести и соответствующий статус Великой политической Державы.