Китай в середине ХIХ - начале ХХ века: от крестьянской войны до революционного движения и установления республики.
Крестьянская война тайпинов (1850—1864) привела в 1853 г. к созданию «Небесного государства великого благоденствия» (Тайпин тяньго) со столицей в Нанкине. Идеология тайпинов — это сочетание старокитайской традиции, древних социальных утопий и христианской религии.
Крестьянская война тайпинов при всем гигантском размахе и длительности не стала орудием обновления и укрепления Китая. Уже с 1851 г. повстанцы создали традиционную монархию, средневековое сословие ванов, феодальную бюрократию.
Среди причин поражения тайпинов — отсутствие передовой социальной силы в тогдашнем Китае, вмешательство западных держав в борьбу на стороне феодальной реакции — особую роль играл религиозный фактор. Чуждое традиционалистской массе населения Китая знамя Иисуса Христа — «варварская религия»— помешало сплотить вокруг повстанцев Хун Сюцюаня и Ян Сюцина возможных союзников и всю толщу антиманьчжурски настроенного социума.
Эта же причина позволила врагам тайпинов — Цзэн Гофаню, Ли Хунчжану и др. собрать вокруг себя конфуцианские силы, боровшиеся за сохранение традиционных отечественных верований и этических систем. Ослабленное и окруженное врагами, тайпинское государство пало в 1864 г. В стране сохранилась власть династии Цин.
Предпосылки кризиса. С начала XIX века в Китай начали проникать западноевропейские государства, прежде всего Британия, стремившиеся установить контроль над китайскими рынками. Цинская империя ничего не могла противопоставить технологически превосходящим её державам, в результате чего потерпела ряд дипломатических и военных поражений и к концу XIX века фактически находилась в положении полуколонии.
Начался раздел Китая с поражения империи в Первой опиумной войне, по итогам которой китайскому правительству был навязан первый неравноправный договор. С середины XIX века и до начала XX Китай подписал около 13 неравноправных договоров с Японией, США и странами Европы. В результате государство потеряло многие морские порты, оказалось изолированным во внешней политике, в страну хлынул поток миссионеров, которые не всегда относились с должным уважением к местной культуре и религиозным традициям Китая.
Крайне болезненную реакцию населения вызвало иностранное проникновение в северные районы — в провинции Чжили, Шаньдун и в Маньчжурии, где изменения в экономике и социальном положении были слишком серьёзными. Из-за строительства железных дорог, введения почтово-телеграфной связи, роста импорта фабричных товаров потеряли работу многочисленные труженики традиционных видов транспорта и связи: лодочники, возчики, носильщики, погонщики, охранники и смотрители посыльных служб. Кроме того, строительство КВЖД и ЮМЖД грозило оставить без заработка многие тысячи людей, занятых извозным промыслом. Трассы прокладываемых дорог уничтожали поля, разрушали дома и кладбища. Проникновение европейских, японских и американских товаров на внутренний рынок Китая ускорило разрушение ручной промышленности.
Все эти факторы вызвали социальный взрыв в начале 1890-х гг. на севере Китая, который был ускорен катастрофическим ухудшением жизни крестьянства северных провинций в результате стихийных бедствий (на протяжении ряда лет здесь повторялись засухи, которые наряду с эпидемиями холеры истолковывались как последствия появления «заморских дьяволов»).
Император Гуансюй пытался провести либеральные реформы в стране, но он неожиданно скончался в 1898 году. Правительство империи во главе с новой императрицей Цыси отказалось от проведения либеральных реформ, что и послужило ещё одной предпосылкой для народного восстания против «европеизации» Китая.
Ихэтуани. В таких условиях в 1898 году на севере Китая начали активно действовать множество стихийно сформировавшихся отрядов с различными названиями: «Ихэцюань», «Ихэтуань», «Иминьхуэй», «Дадаохуэй» и др. Когда борьба против иностранцев достигла наибольшего накала и перекинулась из провинции Шаньдун и Чжили на северо-восточные провинции, наиболее распространёнными названиями отрядов повстанцев становятся «Ихэцюань» и «Ихэтуань», которые, по сути дела, отождествлялись. Членов общества называли туань (отряды) и цюань (кулаки). Сами же ихэтуани считали себя «священными воинами», «справедливыми людьми» и «священными отрядами».
Отряды появились почти одновременно, и у них были общие объединяющие их признаки — это прежде всего неприязнь к иностранцам, главным образом к миссионерам, а также к китайцам-христианам. Большинство отрядов соблюдали религиозно-мистические ритуалы, заимствованные от традиционных подпольных сект. Многие участники данной организации регулярно занимались физическими упражнениями (цюань), напоминавшими кулачный бой, за что впоследствии и были прозваны европейцами «боксёрами».
В их отрядах были бедные крестьяне, разорившиеся ремесленники, потерявшие работу транспортные рабочие и демобилизованные солдаты, а также женщины и подростки, что особенно поражало иностранцев. Не все жители Китая поддерживали ихэтуаней, так как те иногда совершали нападения на селения, занимаясь грабежами. Позже Цыси назвала их «лжеихэтуанями», поручив правительству расследовать их деятельность и наказать.
Некоторые ихэтуани считали себя неуязвимыми для пуль и снарядов. По их мнению, ихэтуань, нарушивший волю командования или богов, терял такие способности, а духи отворачивались от него. Любой ихэтуань должен был придерживаться десяти правил, прописанных в уставе. Устав был написан при поддержке официального правительства империи. Согласно ему, каждый ихэтуань должен был подчиняться верховному командованию, помогать своим товарищам-ихэтуаням, придерживаться буддизма, убивать христиан, не совершать преступлений, всегда принимать участие в бою, не нападать на других ихэтуаней, не мародёрствовать, а всё захваченное имущество сдать местным властям для пополнения казны. Не все ихэтуани соблюдали устав.
Повстанцы ставили перед собой цель очистить страну от иностранцев, а отдельные их группы желали низложения династии Цин. Его члены соблюдали строгий устав, согласно которому они должны были помогать друг другу и равным себе, при этом уничтожая всех христиан. Если христианин оказывался китайцем, ему предоставляли выбор: отречься от его веры или умереть. За соблюдением устава была установлена строгая слежка, любое неподчинение командованию наказывалось.
В конце XIX - начале XX в Китай оставался полуфеодальной страной с императорской формой правления (Маньчжурская династия) Ни одна из капиталистических стран мира не смогла превратить эту азиатскую страну в свою колонию Однако под видом аренды различных морских портов и территорий, значительных финансовых инвестиций Англия, Германия, Франция, Япония, Россия получали все больше прив илеив Страна превращалась в полуколонию Вместе с тем китайский молодая буржуазия была заинтересована в расширении внутреннего рынка, ликвидации иностранной конкуренции и феодальных порядков, демократизма ции государственной и общественной жизнижиття.
В первом десятилетии XX в быстро росли антимань-чжурськи и национально-освободительные настроения Летом 1905 г. под руководством Сунь Ятсена - известного китайского революционера-демократа - произошло объект соединение различных китайских революционно-демократических групп и организаций, которые ставили своей задачей ликвидацию монархии и установление республики, в Объединенный союоюз.
В основу программы Объединенного союза были заложены \"три народных принципа\", которые разработал Сунь Ятсен: национализм, народовластие и народное благосостояние Принцип национализма означал необходимость свержения чу ужоземнои маньчжурской династии и установления чисто китайского правления Принцип народовластия трактовался как ликвидация монархического строя и установление республики, а принцип народного благосостояния вы МАГАВ уравнять права на землава на землю.
Численность сторонников Сунь Ятсена быстро росла
В условиях усиления недовольства политикой цинского правительства значительно активизировали свою деятельность революционные организации в главном центре Среднего Китая - Ихани Именно здесь в 1911 г восстали солдаты са аперного батальона, к которым присоединились другие войска Восстание охватило соседние города и вся провинция Ху-бей была провозглашена республикой Правительство провинции организовал эффективную оборону провинции и закл икав все слои населения Китая поддержать революцию Он просил иностранные государства соблюдать нейтралитет, обещая за это уважение ко всем договорам, которые они заключили с династией Цин На конец 1911 г только Из провинции с 18 признавали власть цинского правительствоо уряду.
В декабре 1911 г в Нанкине делегаты от провинций избрали президентом Китайской республики Сунь Ятсена, который только что вернулся из эмиграции Он сформировал революционное правительство Впервые в истории Китая были о объявлены демократические свободы и права народа и разработаны мероприятия по улучшению благосостояния народа, развития образования..
Однако политика революционного правительства натолкнулась на яростное сопротивление со стороны внутренних монархических сил, которым значительную помощь оказывали империалистические государства в объединенном союзе также не было единства действий в ре еализации политики революционного правительства Сам президент под давлением либералов вынужден был отказаться от принципа уравнивания прав на землю В законодательных собраниях провинций сторонники конституционно-монарх ичного направления постепенно вытесняли революционных демократиитів.
Пекинский правительство позвал на помощь генерала Юань Ши-кая, который поддерживал отношения с отдельными группировками революционных сил страны и которому иностранные финансисты обещали финансовую помощь Пекинский правительство надеялось, что он спасет монархию, но поняв, что это невозможно, Юань Шикай добился отречения династии от престола, получив обещание от либералов избрать его президентом республики Иностранные ни государства постепенно направили в Китай значительные армейские и военно-морские силы, которые высадились в портах Китая, оказывая помощь либералам Нанкинский правительство, которого не признавали иностранные государства, не имел финансовых средств и организованного войска для реализации своей программы Сунь Ятсен был вынужден отказаться от должности временного президента республики в пользу Юань Шикая Революционные демокра ты рассчитывали, что смогут обеспечить себе большинство в будущем парламенте и ограничить власть Шикая, но им этого не удалось достичьсягти.
Летом 1912 г Объединенный союз и либералы, которые присоединились к союзу, создали Национальную партию - Гоминьдан На выборах в парламент Гоминьдан получил большинство голосов, но создать своего правительства не смог г Юань Шикай добился признания республики США и получил от иностранных государств большой заем Он подавил разрозненные революционные выступления в стране (июнь - сентябрь 1913 г.), которые вошли в историю Китая п ид названием \"второй революции\" Было установлено диктатуру: изданы указы о роспуске парламента, всех провинциальных собраний и органов местного самоуправления Нанкинский конституция была заменена новой, по которой вся исполнительная, законодательная и судебная власть сосредоточивалась в руках президента республикидента республіки.
Таким образом, из всех задач, стоявших перед китайской революцией, она решила только одну - ликвидировала монархию Вместе с тем она была важной составляющей революционно-демократического подъема, в охватило значительную часть стран Согласиям.