Складывание феодальных отношений в Китае в III - IX вв. Китай в период расцвета феодальных отношений. Династия Сун. Монгольское завоевание Китая. Династии Юань и Мин.
В III веке на месте древней Китайской империи образовалось несколько враждовавших между собой государств. Слабостью Китая воспользовались кочевые племена, которые жили к северу от Великой Китайской стены. Одно вторжение кочевников сменялось другим. На протяжении нескольких веков захватчики грабили и опустошали северную часть страны.
В III—IV веках в Китае начал устанавливаться феодальный строй. В большой, густонаселенной стране землевладельцам было трудно в одиночку подавлять восстания крестьян. Раздробленный Китай не мог дать отпора кочевникам. Поэтому в конце VI века произошло объединение страны.
Во главе единого государства стоял император, обладавший неограниченной властью. В его распоряжении была большая армия и множество чиновников.
После объединения северная часть страны была освобождена от кочевников. Постепенно возрождалось хозяйство. Крестьяне восстанавливали каналы, укрепляли плотины на больших реках Янцзы и Хуанхз. На орошаемых землях они сеяли рис, выращивали сахарный тростник, расширяли посадки чайного куста. На юге страны урожаи снимали два раза в году.
Положение крестьян. Долгое время вся земля в Китае считалась собственностью императора. Крестьяне получали от государства маленькие наделы. За пользование наделами они платили налоги в казну.
Труд крестьянина был крайне тяжелым. На крошечном поле он трудился от зари до зари, оберегал посевы, терпеливо ждал урожая. Большую часть урожая крестьянин отдавал осенью сборщикам налогов.
Чиновники сгоняли тысячи крестьян на постройку дворцов, храмов и крепостей. Крестьяне работали бесплатно, подгоняемые ударами бамбуковых палок.
Император раздавал крупные участки земли своим военачальникам и чиновникам за несение службы. С VIII века феодалы начали самовольно захватывать государственные земли. Возникали поместья с сотнями крестьянских дворов.
Крестьяне платили феодалам оброк, доходивший до двух третей урожая. В неурожайные годы и после наводнений сотни тысяч людей умирали от голода. Спасаясь от гнета феодалов, крестьяне бежали из родных деревень. В горах и лесах они собирались в большие отряды.
В 875 году на северо-востоке Китая отдельные крестьянские отряды объединились в большую армию. Восставших возглавил крестьянин Хуан Чао, человек смелый и решительный; он хорошо владел копьем и метко стрелял из лука.
Занимая область за областью, восставшие расправлялись с феодалами и чиновниками, распределяя их земли и имущество. У правительства не хватало сил для подавления восстания. Армия крестьян прошла страну с севера на юг и взяла штурмом большой торговый город Гуанчжоу (Кантон).
Пополнив свои силы, восставшие выступили в поход на север, к столице Китая — городу Чанъань. Их армия достигла 500 тысяч человек. При ее приближении императорские войска разбежались. Император тайно покинул столицу.
Вступив в Чанъань, восставшие объявили Хуан Чао императором. Хуан Чао отменил тяжелые налоги и приказал выдавать бедноте хлеб из императорских амбаров.
Спасая свои богатства, император и феодалы призвали на помощь врагов китайского народа —кочевников с севера. Конница кочевников ворвалась в столицу и сожгла большую часть города. Хуан Чао был вынужден оставить Чанъань.
В 884 году восставшие были рассеяны, а их вождь погиб. Но и после этого еще 20 лет крестьяне продолжали вооруженную борьбу в различных частях империи. Во время крестьянской войны многие феодалы и чиновники погибли, часть их земель перешла в руки крестьян. Народные массы добились временного облегчения своего положения.
В 960 военачальник Чжао Куан-инь основывает династию Сун. Все три столетия Сун прошли под знаком успешного давления на Китай со стороны северных степных народов.
Ещё в начале X века усилилось развитие и консолидация протомонгольской этнической общности киданей, соседствовавшей с Китаем на северо-востоке. Государство киданей, основанное в 916 и существовавшее по 1125, получило название Ляо. Активно укрепляясь на северных рубежах, кидани отторгли часть китайских территорий (часть современных провинций Хэбэй и Шаньси). Основы управления в государстве Ляо были созданы китайцами и корейцами, на основе китайских иероглифов и из китайских элементов письма была создана письменность, развивались города, ремёсла, торговля. Не сумев справиться с соседями и вернуть утраченные территории, Сунская империя была вынуждена пойти на подписание в 1004 мирного договора и согласиться на выплату дани. В 1042 дань была увеличена, а в 1075 Китай отдал киданям ещё часть своей территории.
В то же время на северо-западных окраинах Сунской империи, к западу от киданей, на рубеже X—XI вв. складывается сильное государство тангутов — Западное Ся. Тангуты отторгли от Китая часть современной провинции Шэньси, целиком территорию современной провинции Ганьсу и Нинся-Хуэйского автономного района. С 1047 Сунской империи пришлось и тангутам платить дань серебром и шёлком.
Несмотря на вынужденные территориальные уступки соседям, период Сун считается эпохой экономического и культурного расцвета Китая. Растёт число городов, продолжается рост численности городского населения, китайские ремесленники достигают высот в изготовлении изделий из фарфора, шёлка, лака, дерева, слоновой кости и др. Изобретены порох и компас, распространяется книгопечатание, выводятся новые высокоурожайные сорта зерновых, увеличиваются посевы хлопка. Одной из наиболее впечатляющих и эффективных из данных инноваций было вполне сознательное, систематическое и хорошо организованное внедрение и распространение новых сортов скороспелого риса из Южного Вьетнама (Чампы).
Монголы и государство Юань (1280—1368). В начале XIII века в степях к северу от Китая возникло государство кочевников. Монгольская знать выбрала правителем государства жестокого и властного Чингис-хана. Ему подчинялось большое дисциплинированное войско, которое знать использовала для захвата и ограбления богатых соседних стран.
В 1211 году полчища монголов обрушились на Северный Китай. Они победили китайские войска и заняли большой город на севере страны — Пекин.
В течение нескольких десятков лет монголы завоевали Среднюю Азию, Иран, Закавказье и Восточную Европу. Совершая походы на Запад, они продолжали завоевание Китая, но встретили ожесточенное сопротивление народа. Завоевания в Южном Китае были продолжены уже в 1250-х, после похода в Европу. Вначале монголы захватили страны, окружавшие Южно-Сунскую империю — государство Дали (1252—1253), Тибет (1253). В 1258 монгольские войска под предводительством хана Хубилая с разных сторон вторглись в Южный Китай, но осуществлению их планов помешала неожиданная смерть Великого хана Мункэ (1259). Хан Хубилай, захватив ханский престол, в 1260 перенёс столицу из Каракорума на территорию Китая (сначала в Кайпин, а в 1264 в Чжунду — современный Пекин). Столицу южносунского государства Ханчжоу монголам удалось взять лишь в 1276. К 1280 весь Китай был завоёван, а Сунская империя — уничтожена.
После покорения Китая хан Хубилай провозглашает девиз правления Юань. Удел Хубилая и его потомков, великих ханов Монголии — Великое Юаньское государство (монг.: Их Юан улс), стал частью Великой Монгольской империи (монг.: Их Монгол улс). Китай в этот период не был суверенным государством и представлял собой неотъемлемую часть империи монголов.
Тяжёлый экономический, политический и национальный гнёт, установленный монгольскими феодалами, сдерживал развитие страны. Множество китайцев было обращено в рабство. Земледелие и торговля были подорваны. Не выполнялись необходимые работы по поддержанию ирригационных сооружений (дамб и каналов), что привело в 1334 к чудовищному наводнению и гибели нескольких сот тысяч человек. Великий Китайский канал был заброшен во время монгольского господства.
Народное недовольство новыми правителями вылилось в мощное патриотическое движение и восстания, которые возглавили руководители тайного общества «Белый лотос».
Страна была страшно опустошена. Завоеватели превращали цветущие города в развалины, вытаптывали поля, истребляли и угоняли в рабство население. Там, где прошли монголы, оставались лишь изрытая копытами коней земля и дым пожарищ.
Китай стал основной частью огромного Монгольского государства. Столицей «великого хана» — императора монголов — был Пекин. Население Китая было обложено тяжелой данью. Монгольская знать захватила много земли; часть орошаемых земель она превратила в пастбища для своего скота. У китайских крестьян отбирали лошадей для войска. Ремесленников заставляли бесплатно работать на монгольских ханов. Китайцы не имели права занимать государственные должности в своей стране. Завоевателей ненавидели не только крестьяне и ремесленники, но и китайские купцы и феодалы.
В середине XIV века на юге страны началось восстание крестьян против монголов. Оно получило название восстания Красных повязок, так как отличительным знаком восставших были красные повязки на головах. К крестьянам присоединились горожане. Они истребляли монгольских чиновников и воинов, открывали перед отрядами восставших ворота городов, ковали для них оружие. Восстание превратилось в освободительную войну, которая продолжалась около 20 лет. В 1368 году монголы были разбиты и изгнаны из Китая.
Большие владения, отобранные у монгольских феодалов, стали снова собственностью китайского императора. Эти земли были поделены на участки и переданы в пользование крестьянам. Были уменьшены налоги на купцов и ремесленников. В XV веке, после освобождения от власти монголов, хозяйство страны переживало подъем.
Государство Мин (1368—1644). В результате длительной борьбы в середине XIV века монголы были изгнаны. К власти пришёл один из руководителей восстания — сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший государство Мин. Китай вновь стал независимым государством.
Монголы, оттеснённые на север, приступают к активному освоению степей современной Монголии. Империя Мин подчиняет себе часть чжурчжэньских племён, государство Наньчжао, часть современных провинций Цинхай и Сычуань.
В XVI веке происходит первая попытка усилившейся Японии вторгнуться в Китай и Корею. В это же время в Китай проникают европейцы — португальцы, испанцы, голландцы. В 1557 Португалия овладела на правах «аренды» китайской территорией Аомынь (Макао). В Китае появляются и христианские миссионеры — иезуиты. Они привезли в Китай новые инструменты и механизмы — часы, астрономические приборы, наладили здесь производство огнестрельного оружия. В то же время они занимаются доскональным изучением Китая.