Тема 9. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВЕ В ХХ ВЕКЕ
Занятие 2.
План занятия:
1. Развитие трудового и социального законодательства. Законодательство о профсоюзах и забастовках.
2. Изменения в законодательстве о труде. Система социального страхования.
3. Основные изменения в уголовном праве и процессе. Всеобъемлющая уголовная политика. Законодательство о политических преступлениях.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра. М., 2009г.*
2. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. М., 2008г.*
3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. М., 2007г.*
4. Каширина Т.В., Митин А.В., Кемниц В.Э. История государства и права зарубежных стран. М., 2010г.
5. История государства и права зарубежных стран./Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Ч. 1-2, М., 2009г.*
6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права, т. 1,2, М., 2004г.*
7. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. Учебник для бакалавров. М., 2011г.
8. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, т. 1,2. Под ред. К.И. Батыра, М., 2007г.*
Дополнительная:
1. Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука, 1996г.
2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988г.
3. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986г.
4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Состав.: В.А. Томсинов. М.: 2001г.*
5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / Состав. Н.А. Крашенниникова. М.: 2004г.*
6. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2001г.*
7. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М.,2004г.*
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
«История государства и права зарубежных стран» является одной из основных юридических дисциплин.
Освоение «Истории государства и права зарубежных стран» базируется на ознакомлении с ее предметом, особенностями, периодизацией, отработкой основных терминов и понятий. Предполагается получение навыков по вопросам, посвященным закономерным процессам эволюции государства и права, современным государственно-правовым реалиям. Особое внимание студенты должны уделить темам, связанным со становлением государства и права в странах Древнего Востока, античного мира, особенностям средневекового государства и права в Западной Европе, основным изменениям в государственном строе, судебно-правовой системе в Новое и Новейшее время.
История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран — правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.
В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.
Конкретно-исторические закономерности развития государства и права имеют свою специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимают в нем особое положение, обладают относительной самостоятельностью.
История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной — теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. Но теория государства и права с помощью логического метода отражает исторические процессы в абстрактной форме, вырабатывая систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права.
В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные закономерности развития государственно-правовых институтов и явлений, проявляющиеся в определенном историческом пространстве и в хронологической последовательности.
Таким образом, история государства и права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.
Изучение дисциплины «Истории государства и права зарубежных стран» предполагает посещение студентами лекций, систематическое ведение конспектов, в которых необходимо схематически излагать рассматриваемые темы.
При подготовке к семинарским занятиям и в процессе самостоятельной работы следует использовать специальную литературу, правовые источники, которые способствуют более глубокому освоению учебной дисциплины.
Поощряется участие в студенческих конференциях, подготовка докладов, научных сообщений по наиболее важным вопросам «Истории государства и права зарубежным стран».
Важной составной частью обучения являются семинарские занятия, которые необходимы для профессиональной подготовки будущих бакалавров. Семинары проводятся в целях усвоения и закрепления знаний, полученных студентами в ходе лекционных занятий. Основное внимание следует уделить содержанию и определению основных понятий и терминов, имеющих основополагающее положение в системе курса.
При подготовке докладов к семинарским занятиям студентам нужно использовать знания, полученные в ходе лекций, а также дополнительную литературу и правовые источники.
Студенты должны понимать суть вопроса, знать различные точки зрения, основные позиции, видеть практическую значимость тем, вынесенных и обсуждаемых на семинарские занятия, уметь подкрепить теоретические положения материалами.
Продолжительность доклада должна составлять 10-15 минут. Доклад заслушивается и обсуждается на занятии.
При изучении темы «Государство и право Древнего Востока» сначала необходимо обратить внимание на то, что «Законы Хаммурапи» были созданы в период могущества древневавилонского общества. Они отразили в себе правовой материал предшествовавших государственных образований существовавших на территории Месопотамии (царства Ларсы, Инна (XX в. до н.э.)) и др. Их основные юридические нормы оказали значительное влияние на разработку этого правового памятника. Обратите особое внимание на влияние Законов Хаммурапи предшествующего законодательства (Законы Ур-Намму, Законы Липид-Иштара, Законы царя Эшнунны).
Изучение «Законов Хаммурапи» на семинарском занятии позволяет студентам усвоить правовую культуру Вавилонского общества, основные институты, особенности развития права в Древнем Вавилоне. При изучении этой проблемы следует обратить внимание на следующие аспекты. Рассматривая общую характеристику «Законов Хаммурапи», следует, прежде всего, обратить внимание на историю находки этого документа, его структуру, принятую ныне большинством учёных. Особо необходимо подчеркнуть, что приводимый в хрестоматиях или сборниках данный документ является результатом последующей научной обработки текста, правового памятника (разбивка на статьи, восстановление утраченного текста). Подобная структура документа была характерна и для предшествовавших правовых памятников Древней Месопотамии («Законы Шульги» (2093-2046 гг. до н.э.), «Законов Эшнуны» (около 1790 г.)). Важными источниками сборника были казусы – случаи из судебной практики; нововавилонское законодательство.
Далее необходимо рассмотреть структуру документа, выделить три самостоятельные части, а именно: введение (пролог), основной текст, разбитый позднее на 282 параграфа и заключение (эпилог).
Особо обратите внимание на введение, где, как правило, даются представления о функциях государственной власти, о предначертании верховного правителя. Студенты должны разъяснить основные положения, которыми Хаммурапи характеризует свою деятельность. При этом проанализируйте заключение этого документа, где царь развивает эти идеи. Анализ пролога и эпилога позволяет выявить идеологические концепции государственной власти, её функции, истоки правопорядка в государстве, роль Хаммурапи в создании данного судебника в жизни Древнего Вавилона.
Обращаясь к основному тексту Судебника Хаммурапи, необходимо проанализировать порядок расположения правовых норм, внутреннюю их логику. Изучая основной текст «Законов Хаммурапи» дайте анализ формы их изложения, формализм, казуистичность этого документа. Ответьте на вопрос: Прослеживается ли связь этого документа с религией, моралью? Являются ли они результатом исключительно правотворчества Хаммурапи, записью норм обычного права, фиксацией судебных прецедентов. Обратите особое внимание на то, что это первый известный сборник законов, освещавших рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранения принципа талиона, применения ордалий.
Изучение “Законов Ману” и Артхашастры Каутильи на семинарском занятии позволяет получить студентам представление о религии и культуре Древней Индии, предписаниях религиозной морали и правовых нормах, сложившихся в этот период, структуру древнеиндийского общества, деления общества на варны и касты. Кроме того, студенты должны проанализировать на занятии нормы брачно-семейного права, правовое регулирование имущественных отношений в условиях древнеиндийского и древнекитайского общества, уголовное право, организацию судоустройства и правила судопроизводства.
Дхармашастры – это произведения, представляющие собой сборники мировоззренческих догматов индуизма, норм индусской морали и права. Большая часть из сохранившихся текстов дхармашастр была создана в эпоху с IV в. до н. э. по V в. н. э. Дхармашастра Ману, называемая в европейской историко-правовой науке “Законами Ману”, создавалась во II в. до н. э. по II в. н. э.
Артхашастрами в Древней Индии назывались произведения, посвящённые искусству управления государством. Они содержали рекомендации правителю государства по управлению государственным хозяйством, поддержанию внутреннего порядка в государстве, отправлению правосудия, организации обороны, ведению внешней политики и т.д.
В настоящее время сохранилась артхашастра, приписываемая брахману Каутилье. Исследователи датируют её создание I в. до н. э. – III в. н. э. Более точная дата не может быть названа, т. к. на протяжении веков текст этой артхашастры, так же как и тексты многих дхармашастр, постоянно развивался – в него вносились различные изменения или дополнения.
Изучая тему «Государство и право Античного мира», необходимо уделить особое внимание изучению Законов ХН таблиц - древнейшего памятника римского права, в котором нашли отражение вопросы становления его основных институтов. Приступая к изучению римского права, надо усвоить его периодизацию. Римское право лишь в процессе длительного развития превратилось в наиболее совершенную форму права, «покоящуюся на частной собственности». Оно пережило падение Рима, будучи реципировано в феодальной Европе, а также применялось и легло в основу гражданских кодификаций периода капитализма.
Законы XII таблиц как отражение начального этапа в эволюции римского права регулировали правовые отношения римских граждан в первый период - период становления и развития римской рабовладельческой республики.
В середине V в. до н.э., когда составлялись Законы XII таблиц, Рим представлял собой античный полис, в котором шел бурный процесс социальной дифференциации и борьба плебеев за свои права. В связи с этим необходимо вспомнить содержание реформы Сервия Туллия и ее значение в становлении рабовладельческого государства.
Важнейшими источниками Законов были обычаи и судебная практика. При характеристике Законов надо отметить наличие пережитков родового строя и незавершенность процесса развития рабовладельческих отношений (таблицы III и IV), формализм норм и влияние религии на право (таблицы 1, У1, Х, ХП).
Основными социальными группами в Древнем Риме изучаемого периода были патриции, плебеи, клиенты и рабы. Кроме того, в Риме проживали и иностранцы, так называемые перегрины. При освещении этого вопроса необходимо:
а) выявить происхождение этих групп;
б) объяснить их правовое положение;
в) указать на источники рабства.
Осваивая вопросы средневекового права в Западной Европе необходимо остановиться на вопросе создания Салической правды, внесения в нее дополнений. Следует дать характеристику источников, которые были положены в основу Салической правды, ее структуры, логики изложения правового материала. Салическая правда (Lex Salica) – наиболее известный правовой памятник из категории так называемых “варварских правд”. “Варварскими правдами” в историко-правовой науке называют юридические сборники эпохи Раннего Средневековья, состоящие большей частью из записей норм обычного права. Помимо Салической правды, к ним относятся такие правовые памятники, как Ринуарская правда, Аламанская правда, Баварская правда и др. Время их создания датируется исследователями периодом с VI по X вв.
Правовым памятникам, зачисляемым историками в категорию “варварских правд”, свойственны общий стиль юридического мышления, сходство юридической техники, одинаковые способы организации правового материала. В их текстах обнаруживается немало схожих по своему содержанию правовых норм. В связи с этим изучение Салической правды позволяет получить представление о характере и содержании целой категории правовых памятников – так называемых “варварских правд”.
Салическая правда являет собой яркий образец памятников раннефеодального права, так называемых “варварских правд”, и обладает характерными признаками, свойственными этой категории правовых документов: казуистичностью изложения, высокой степенью формализма, связью с религией, ритуалом.
Текст Салической правды был написан на латинском языке. Отсюда латинское название этого правового памятника – Lex Salica. Термином Lex обозначался в Древнем Риме времен Республики закон. В эпоху Раннего Средневековья этим термином обозначали иногда римское право в целом, но чаще всего под ним понимали обычное право племен, селившихся на территориях бывшей Западной Римской империи. Таким образом, Салическая правда – это обычное салическое право, обычно – правовые нормы салических франков, признанные государственной властью и применяемые собственно при разрешении тех или иных споров.
В прологе к Салической правде сообщается, что она была продуктивна знатными людьми из франков, которые “Тогда были его правителями. Выбрали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста, Бозагаста, Салегаста и Видогаста в местах, называемых Сальхаме, Бодахаме, Видохаме. Эти люди собрались на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение, как следует ниже”. По мнению исследователей, имена составителей Салической правды мифичны.
Первоначальный вариант Салической правды был составлен в конце V – начале VI вв. Дошедший же до нас текст является более поздним вариантом указанного сборника. Ученные датируют его примерно VIII в. Этот вариант в какой-то степени отличается от первоначального. В прологе к Салической правде сообщается о том, что король франков Хлодвиг после принятия христианства исправил в Салической правде то, что казалось ему неприемлемым, и придал тексту большую ясность. Такие же исправления вносили в текст данного юридического сборника и другие франкские короли – Хильберт и Хлобарь. В эпилоге к Салической правде говорится о том, что “ первый король франков постановил руководствоваться в судебных решениях титулами с 1-го до 62-го. А потом вместе со своими приближенными он сделал прибавление с 63-го титула до 78-го. А король Хильельберт, долгое время спустя, размышлял, что ему надлежит еще прибавить и, как известно, нашел достойным внести добавления с 78-го до 83-го титула, что он и передал брату своему Хлотарю в письменном виде. Хлотарь же, с благодарностью принявший эти титулы от старшего брата, потом вместе с людьми королевства своего обсуждал, что к этому следует еще прибавить, что надлежит установить вновь, и постановил то, что следует с титула 89-го по 93-й. И потом вновь написанное он передал своему брату, и они порешили, чтобы все это сохранялось незыблемо, как и ранее установленное “.
Какие выводы можно сделать из приведенных слов эпилога к Салической правде?
Приступая к анализу текста Салической правды, следует, прежде всего, обратить внимание на характер изложенных здесь норм. Что в этих нормах служит явным свидетельством их происхождения из обычая? Какие свойства юридического мышления выражает содержание рассматриваемого правового памятника? В чем проявляется символизм и казуистичность этого мышления?
Право любого общества всегда в той или иной мере отражает его характер, особенности его организации, повседневную жизнь людей. Какими чертами можно охарактеризовать общество, в котором действовали нормы Салической правды? Что можно сказать о его экономической жизни? Как организованная власть в этом обществе? Какие властные институты функционируют в его рамках? Студенты должны дать ответы на эти вопросы, основываясь строго на тексте Салической правды.
Современные исследователи общественного строя франков конца V – начала VI в. согласны в том, что франки жили общинами. На это указывают многие факты. Следы общиной организации можно обнаружить и в тексте Салической правды. Особый интерес в этой связи представляет титул ХLV данного сборника, в котором говорится о переселенце (migrans). Первый параграф этого титула гласит: “Если кто захочет переселиться на виллу к другому, и если один или несколько из жителей виллы захочет принять его, но найдется хотя один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться”. В соответствии с дополнением к §2, тот, кто пригласит мигранта “ переселиться в чужую виллу без предварительного согласия, присуждается к уплате 1800 ден.; что составляет 45 сол“. §3 указанного титула устанавливал следующее правило: “Если переселившемуся втечении 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи.’
Рассматривая нормы приведенного титула, следует обратить внимание также на правило, изложенное в §4 титула XIV Салической правды.
Содержание титула XIV Салической правды позволяет сделать вывод о том, что в ее времена франки были организованы в поселения (виллы) общинного типа.* Однако данный титул, как впрочем, все остальные разделы Салической правды, не дают оснований сказать что-либо уверенное о характере франкской общины. Поэтому в этом вопросе ученые расходятся во мнениях.
С точки зрения А.И. Неусыхина, Салическая правда зафиксировала зарождающуюся общину-марку. По мнению А.Я. Гуревича, “ община франкского периода была еще весьма далека от своего юридического оформления”. Титул XLV Салической правды не содержит “никаких указаний на существование общинного самоуправления.”
Какие аргументы можно привести в пользу упомянутых точек зрения?
Общая характеристика любого правового памятника предполагает также оценку свойственной ему юридической техники, уровня организации правового материала. Можно ли говорить применительно к Салической правде о юридических понятиях, о какой-либо системе изложения правовых норм, об отраслях права – гражданском или уголовном праве.
При рассмотрении первого вопроса обратите внимание на то, что данный правовой документ имеет особую познавательную ценность, т. к. её содержание даёт возможность проследить социально-политические процессы развития общества и государства в Западной Европе, а также с процессами формирования раннефеодального права, его институтов.
Салическая правда – судебник, руководство для судей, запись норм обычного права. Несмотря на своё практическое предназначение, она не содержит систематического изложения правовых норм, касающихся всех сторон жизни раннеклассового франкского общества. Написанная в форме конкретных юридических казусов, она раскрывает процесс формирования права у франков.
Юридический сборник «Кутюмы Бовези», который составил во второй половине 13 века французский бальи Филипп де Реми, сир де Бомануар, представляет собой правовой памятник средневековой Франции. Подобные юридические сборники были созданы в течение 12-14 вв. во многих французских местностях - в Бретании, Бургундии, Вермандуа, Нормандии, Пикардии, Шампани и др. Сборник, составленный в Бовези, приобрел наибольшую известность в средневековой Франции, прежде всего благодаря своему содержанию. В нем получили свое отражение основные институты французского права периода от сеньориальной монархии к сословно-представительной монархии, а также некоторые концепции, касающиеся королевской власти, церкви, правосудия и т.д. Немалый интерес представляет учение Ф. Бомануара об идеальном бальи - администраторе с судейскими полномочиями.
Изучение этого документа на семинарском занятии позволяет познать источники и основные институты средневекового права Франции.
Автором «Кутюмов Бовези» был Филипп де Реми, сир де Бомануар. Он родился приблизительно в 1246 г. И умер в 1296 г. Бомануар был известен во Франции как юрист, поэт. В 1279-1283гг. он занимал должность бальи в местечке Бовези графства Клермон. Ответьте на вопросы: что представляла собой эта должность в системе управления средневековой Франции? Каким был круг полномочий бальи?
Первоначальный текст документа не сохранился. В течение 14-17 вв. во Франции распространялись его рукописные копии. В 1690г. одна из этих копий была размножена типографским способом.
В прологе к своему произведению Филипп де Бомануар отметил, что значительную часть своей книги он составил на основе судебных решений, вынесенных в графстве Клермон. В другие её части вошли обычаи, применяемые в течение длительного времени, а также «право, которое является общим для всего королевства». Автор стремился изданием документа познакомить людей с обычаями своей местности. В § 174 содержится замечание Бомануара о том, что «большинство людей не знакомо с кутюмами и не знают, как ими пользоваться и на что следует отпираться в каждой данной тяжбе…». Как известно, Филипп де Бомануар специально изучал римское право. Можно ли говорить о влиянии римских правовых концепций применительно к «Кутюмам Бовези»? Если да, то в чем проявляется это влияние? В тексте рассматриваемого правового памятника изложены помимо правовых норм идеологические концепции. Какие представления о сущности, о королевской власти и церкви выразил Ф. Бомануар? Как представляет он социальную структуру Франции? Как эти представления соответствуют реалиям французского общества второй половины 13 в.? При анализе содержания «Кутюмов Бовези» следует иметь в виду, что автор выразил здесь помимо прочего и свои собственные политические взгляды. Так, например, в §1519 трактата говорится о том, что «каждый сеньор, имеющий в своей власти город-коммуну, должен ежегодно узнавать, в каком состоянии находится город и как им управляют мэры и те, которые поставлены его охранять и им управлять». После этого Ф. Бомануар заявляет: «Пусть богатые не сомневаются, что если они нарушают закон, они будут наказаны, и пусть бедняки указанных городов могут мирно зарабатывать себе на пропитание».
Рассматривая источники французского средневекового права, следует учитывать, что на протяжении средних веков Франция не имела единой правовой системы. Право, общее для всей страны - королевское право Франции – охватывало своими правовыми нормами узкую сферу общественных отношений. В каждой французской провинции действовало свое собственное право, отличающееся от права других провинций и от общефранцузского права. В городах действовали свои особые правовые нормы. Кроме того на территории Франции действовали каноническое и торговое право, а также находили применение нормы римского права. С 13 в. Во Франции имели юридическую силу «университетские» нормы римского права, т.е. нормы, принципы и концепции, доктрины, разработанные учеными западноевропейских университетов на основе рецензии римского права. Таким образом, право средневековой Франции представляло собой совокупность различных правовых систем, разнообразных источников права. Обычаи (кутюмы) действовали в качестве источника права на местном уровне – в рамках отдельных провинций или городов. Они действовали и в системе общефранцузского права, т.е. некоторые обычаи получили авторитет в масштабе всей страны. В сборнике «Кутюмы Бовези» употребляется такое понятие, как «генеральный Кутюм». Что обозначает данное понятие?
Значение того или иного источника права было неодинаковым в различных правовых системах. Например, судебное решение играло более важную роль в качестве источника права в рамках торгового права, чем в других правовых системах. Доктрина была более значимой в качестве источника права в каноническом праве, чем в рамках местного права. Закон играл значительную роль в качестве источника права в общефранцузском праве, выступая в виде королевских управлений или ордонансов. Следует выяснить: Какие источники права характерны для городского права, действовавшего на территории Франции?
Рассматривая как источник права королевское установление или ордонанс, следует обратить внимание на §1043 «Кутюмов Бовези» о королевском праве. Однако Ф. Бомануар проводит различие между установлениями короля, изданного для своего домена, и предназначенных для всего королевства. По мнению Бомануара, первые бароны были вправе не применять в своих землях, а вторые общеобязательны для всех, если они выработаны королем совместно с «Большим Советом» (Королевская Курия).
Значение тех или иных источников права менялось в процессе эволюции французского общества и государства. Так, в дальнейшем возросла роль королевских установлений, и упало значение обычая.
Саксонское зерцало относится к числу наиболее значительных правовых памятников средневековой Германии. Оно было создано в первой трети XIII в. на территории, называвшейся тогда Остфалией. Данная территория составляла восточную часть распавшегося в конце XII в. Саксонского герцогства, что отразилось в названии рассматриваемого правового памятника. Термином «зерцало» обозначились в Европе книги, содержавшие наставления или поучения в различных науках, или обучавшие навыкам какой-нибудь практической деятельности. Особое место среди книг, именовавшихся «зерцалами», занимали наставления в правилах поведения, предназначенные для различных сословий общества: рыцарей, духовенства, горожан. Были созданы также специальные зерцала для женщин и юношей. В России также по распоряжению Петра I было издано «Юности честное зерцало». Наконец, «зерцалами» назывались в различных европейских странах (Германии, Испании, Италии, Франции и др.) юридические трактаты.
Автором Саксонского зерцала был Эйке фон Репков. По данным немецких исследователей родился он в 1180-1190 гг., а умер вскоре после 1233 г. Будучи выходцем из небогатой рыцарской семьи, он посвятил себя службе представителям феодальной аристократии. Созданный им документ выдает в нем глубокого знатока действовавшего на территории Саксонского права.
Саксонское зерцало включит в свое содержание правовые нормы, действовавшие в XIII в. не только на территории Саксонии, но и в других областях Германии. Оно восприняло ряд приложений имперского законодательства, воплощенного в так называемых «конституциях мира», издававшиеся императорами в XII-XIII вв. С другой стороны, данный трактат оказал заметное влияние на право других германских земель, в том числе и на городское право. Помимо юридических норм в Саксонском зерцале изложены теоретические правовые концепции, характерные для средневекового германского общества, а также политико-правовые взгляды самого автора. Первая редакция данного документа была написана на латыни, а затем позже изложена и на немецком языке. По мнению специалистов, тем самым были изложены основы немецкого и юридического понятийного и терминологического аппарата, а указанный трактат стал отправным пунктом в развитии в средневековой Германии национальной юриспруденции.
Изучение Саксонского зерцала имеет целью ознакомление студентов с основными понятиями, институтами и нормами феодального права.
Следует учитывать, что с конца XI – начала XII в. и в течение XIII в. на территории Германии шел процесс усиления местных властителей-курфюстов (князей) или герцогов, сопровождавшийся ослаблением центральной государственной власти. Формально Германия продолжала оставаться единым государством - «Священной Римской империей германской нации» - во главе с императором, выступившим в качестве верховного судьи и носителя высшей законодательной власти. Однако фактически Германия уже в XIII в. превратилась в конгломерат самостоятельных государственных образований, в рамках которых складывалась независимая от имперской системы управления администрация и собственное право. С другой стороны, самостоятельными политическими образованиями являлись на территории Германии многие города. «Государство в государстве» представляла собой местная организация римско-католической церкви.
Право Германии дробилось на множество самостоятельных систем. Наряду с системой имперского права здесь существовали многочисленные местные правовые системы, действовавшие в рамках отдельных курфюржеств или герцогств. В городах также формировалось свое –городское право. Так, городское право германского города Магдебурга имело авторитет в этот период не только в Германии, но и в других европейских странах. Его нормы признавали в качестве действующих, например, в городе Минске, входившем в состав Великого княжества Литовского. Самостоятельной правовой системой являлось в Германии, как и в других западноевропейских странах, каноническое право. Нормы канонического права имели прямое действие на территории Германии. Вместе с тем отдельные положения канонического права включались в ряде случаев в законодательные акты, издаваемые светскими властями. Начиная с XV в. немаловажную роль в Германии стало играть «римское право». Оно представляло собой совокупность доктрин, принципов и норм, выработанных в итальянских университетах на основе сохранившихся римских правовых текстов (Кодекс Юстиниана, Дигесты Юстиниана). Наиболее распространенным источником права в Германии было, как и в тогдашней Европе, было обычное право. Источником германского права было ленное право, нормы и концепции которого вошли в состав Саксонского зерцала в качестве самостоятельной части, обособленной от земского права.
Таким образом, право Германии в средние века представляло собой совокупность многочисленных и разнообразных правовых систем.
Раскрывая общую характеристику Саксонского зерцала необходимо рассмотреть структуру документа, его состав. Что побудило Эйке фон Репкова создать Саксонское зерцало? Каким целям призван был служить этот трактат? Из каких частей состоит Саксонское зерцало? Что представляет собой земское право, с одной стороны, и ленное право, с другой? В чем заключаются различия между ними? Какова система изложения материала в первой части Саксонского зерцала, посвященная земскому праву? По какой системе излагается в данном документе ленное право? Есть ли какая-нибудь взаимосвязь между земским и ленным правом? Прослеживается ли эта взаимосвязь в тексте Саксонского зерцала? Если да, то в чем она выражается.
Особое внимание обратите на статью 14 книги 1 части I Саксонского зерцала. Данная статья показывает, что правовое регулирование ленных отношений по земскому праву отличается некоторыми особенностями по сравнению с правовым регулированием данных отношений в сфере ленного права.
Саксонское зерцало зафиксировало в своем тексте целый ряд норм имперского государственного права. В ряде статей Саксонского зерцала воспроизводятся положения «конституций мира» императоров Германии. Например, статья 66 книги 2 части I содержит нормы «конституции мира», принятой 1 сентября 1221 г. В тексте Саксонского зерцала говорится о выборах короля и императора, его полномочиях, статусе и полномочиях курфюстов. Какие различия приводятся в анализируемом трактате между королевской и императорской властью? Саксонское зерцало является одновременно и памятником политической и правовой мысли. В его содержании нашли отражение многие характерные для средневекового западноевропейского общества политические и правовые концепции. В чем заключается суть этих концепций? В чем проявляется влияние христианской религии на содержание саксонского зерцала?
Каролина - памятник уголовного и уголовно-процессуального права средневековой Германии.
Уголовно-судебное уложение Священной Римской империи, известное также как уложение императора Карла V или Каролина, было принято в 1532г. Оно стало самым известным сводом норм уголовного и уголовно-процессуального права Германии.
Изучение Каролины в курсе истории государства и права зарубежных стран ставит своей целью ознакомить студентов с основными институтами и нормами уголовного и уголовно-процессуального права Германии в этот период.
Общую характеристику этого документа необходимо начать с изложения структуры Каролины, стоящей из 3-х частей:
1. Предисловия, где даётся повеление императора Карла V о необходимости принятия наставления о судопроизводстве по уголовным делам, соответствующего праву и справедливости и сохранения за курфюстами-князьями, сословиями привилегий в соответствии с обычаями;
2. Положений уголовно-процессуального характера:
а) о судьях, судебных заседателях и судебных чиновниках;
б) о присяге судьи в уголовных делах;
в) об уликах, достаточных для применения допроса под пыткой;
г) о доказательствах, относящихся к отдельным видам преступлений, при наличии которых можно применять допрос под пыткой;
д) о том, как сознавшиеся на допросе под пыткой должны быть допрошены вне пытки и принуждения, о прочих обстоятельствах;
3. Положения уголовного права, состоящие из Общей части: статьи об умысле и неосторожности; обстоятельствах, исключающих, смягчающих и отягчающих ответственность; покушении и соучастии, а также Особенной части, рассматривающей состав преступлений, виды наказаний.
При анализе акта необходимо обратить внимание на предисловие Карла V, где император сообщает, что правосудие во многих уголовных судах империи вершат люди, не имеющие профессиональной подготовки, не знающие имперского права. Студентам рекомендуется ответить на следующие вопросы: Каково было состояние источников права Германии в конце XV - начале XVI вв.? Почему возникла необходимость в издании этого документа? Как создавался проект Уголовно-судебного уложения?
При рассмотрении данных вопросов необходимо проанализировать содержание статьи 127 (СХХУП), в которой говориться о наказании зачинщиков народно