Взаимосвязь общества и природы
Два подхода:
1. Выделить Ч из природы, т.е. найти такие свойства, которые отличали бы от б формы материи: труд (средства, силы природы, освоенные Ч), сознание (у Ж – внешние стороны предметов, чувственное познание; Ч познает сущность), общение (отношения, политические и т.п.).
2. Оторвали ли от природы на их основе? Нет.
1) Генетически и актуально связаны. Соц. свойства подготовлены предыдущими этапами развития. Все свойства имеют генетическую основу: двигательные процессы – труд, физиологические – сознание, способности и потребности. Со стороны организма Ч – б существо, вступает в контакт, размножается, Ч б популяция.
2) Природная среда – условие существования и развития Ч.
Влияние природы на Ч: зависимость, использование вещества природы, ее законов. Хозяйственная деятельность (природно-климатические условия), теория географического детерминизма (темпы, быстрее – в средней). Оседлость и кочевничество. Стихийные бедствия.
Влияние Ч на природу (экология): 1) П – 1 экологический кризис, 2) допромышленный, 3) капиталистический.
Не отслеживаются все изменения в природе и Ч (негативное влияние разработок).
ПРОБЛЕМА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В Ф.
Сущность (подходы Гегеля):
- Тождество вещи самой себе (есть определенные глубинные свойства)
- Отличие вещи от другого (проверить, есть ли еще такие)
- Сложное, многоуровневое образование.
Свойства: сознание, труд, отношения, общение, язык. Если лишить одного, то Ч перестанет быть Ч.
Нет общепринятой концепции сущности Ч.
1. Чисто социальная сущность
Нет ничего кроме социального. Тело – не б образование, а соц.
+ Единство соц. сущности
- Не решает проблема генезиса социальной сущности. Недооценивается преемственность, преувеличивается различие. Б отбрасывается как низшее. Нарушена логика вещь – свойства - отношения.
2. Биосоциальная.
+ Наличие полноценной б организации
+ Функции по законам живого
- Две сущности, дуальное существо, на одном уровне. Биологическое, вышедшее за рамки, становится несущественным – одноуровневое существо, переходит к чисто соц. подходу.
3. Интегральная социальная сущность.
Не очень многочисленна. Сохраняет свойства и преодолевает недостатки.
Концепция уровней соотношения высшего и низшего, закономерности: появление, сохранение основой, включение в себя (нет у 1 и 2), подчинение (нет во 2), интеграция.
Ч – социальное существо, сложное, интегральное, в подчинении.
Метафизика:
Сущность Ч в совокупности всех общественных отношений. Индивид и общество имеют разные способы существования. Растворение Ч в отношениях, обществе. Тезис Маркса: сущность Ч не абстракт, присущий отдельным индивидам, сущность – в совокупности всех общественных отношений (основа метафизиков). А Маркс противопоставлял это позиции Фейербаха (естественное и общественное состояние Ч). Ч не может сформировать социальные качества без общества, поэтому нет естественного состояния. Общество в такой же мере формирует Ч, в какой он будет его изменять, овладев уровнем – развивает дальше: осваивая новые силы природы и т.п.
Маркс: общее – через единичное и на его базе, другого способа существования нет. Общество – через людей, индивидов. Внутри каждого есть сущность, на ее основе – внутренний мир, индивидуальность, достоинство, свобода, ответственность, каждый вносит вклад в развитие общей родовой сущности.
Ч – творческое, активное, преобразующее существо, творящий себя и свою сущность в процессе создания условий своего существования в совместной деятельности. Единственное в мире творящее свою сущность, само себя развивает, поднимает на новую ступень в процессе создания условий существования. Концентрация творческой сущности мира (пирамида), материя переводит сама себя на новую ступень.