О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
Г.А. Колобова,
главный специалист Администрации Президента Республики Башкортостан
В системе обеспечения реализации прав и свобод личности особая роль принадлежит государству. Государство является гарантом личной свободы, а его деятельность выступает главным обеспечивающим началом организации реализации прав и свобод граждан. Обеспечение прав и свобод осуществляется деятельностью всех органов государства - такой вывод прямо вытекает из содержания Конституции Республики Башкортостан.
Часть 1 статьи 38 Конституции Республики Башкортостан закрепляет! право граждан Республики Башкортостан на равный доступ к государственной службе. Указанная конституционная норма соответствует пункту «с» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, в соответствии с которым каждый гражданин должен без какойбы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений допускатьсяв своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Свое дальнейшее развитие эта норма находит в Законе Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года «О государственной службе Республики Башкортостан».
Содержанием понятия равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Это, разумеется, не означает, что гражданин вправе требовать, а государственная служба обязана немедленно и безоговорочно предоставить ему желанную должность. Речь идет о равных возможностях для каждого гражданина поступить на государственную службу при наличии вакансий и профессиональном соответствии. При поступлении на государственную службу не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от расы, национальности, языка, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии,
Общие положения о равенстве прав граждан на замещение должностей не исключают некоторых ограничений, которые касаются особых случаев. Так. Законом предусмотрены основания для отказа в принятии на государственную службу в случаях: 1) признания лица судом недееспо-
собным илиограниченно дееспособным; 2)лишения судом права занимать государственные должности в течение определенного срока либо ограничения в гражданских правах; 3) наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий в случае, когда специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей законодательством Республики Башкортостан (на настоящий момент не установлены); 4) наличия близкого родства или свойства с государственными служащими, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или непосредственной подконтрольностыо одного из них другому; 5) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе Республики Башкортостан урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; 6) в другихслучаях, установленных законодательствомРеспублики Башкортостан.
Прием на государственную службу Республики Башкортостан осуществляется в порядке назначения или конкурса при наличии соответствующего образования, опыта работы, квалификациипо государственной должности.
К каждой группе государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан предъявляются определенные квалификационные требования, установленные Законом (статья 8) и Указом Президента Республики Башкортостан от 17 июня 1997 года «О квалификационных требованиях по государственным должностям государственной службы Республики Башкортостан». Указом предусмотрены требования по уровню образования, стажу и опыту работы по специальности.
Так, к примеру, лицо, назначаемое на высшую государственную должность государственной службы, должно иметь стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее восьми лет, высшее профессиональное образование по профилю (специализации) государственной службы или образование, считающееся равноценным.
В соответствии со статьей 9 Закона право поступления на государственную службу Республики Башкортостан имеют граждане Республики Башкортостан в возрасте от 18 до 60 лет.
При назначении на государственную должность государственной службы государственный служащий представляет документы, подтверждающие его квалификацию, или сдает квалификационныйэкзамен погосударственной должности, на котором квалификационная комиссия оценивает правовую подготовленность - уровень знаний Конституции
Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, иных актов законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан и профессиональную подготовку (статья 10 Закона), Порядок проведения квалификационного экзамена пока не определен.
На замещение вакантной государственной должности государственной службы может быть объявлен конкурс (статья 11 Закона). Цель конкурса состоит в том, чтобы создать реальные условия для обеспечения конституционного права на равный доступ к государственной службе. Конкурсный отбор направлен на формирование государственной службы высококвалифицированным персоналом, совершенствование работы по подбору, расстановке кадров в государственных органах. Порядок проведения конкурса на замещение вакантных государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан определен Указом Президента Республики Башкортостан от 25 июня 1998 года «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы Республики Башкортостан». Однако на практике конкурсный отбор применяется крайне редко, что, на наш взгляд, снижает приток в государственный аппарат молодых, высококвалифицированных сотрудников. Персонал государственной службы в основном комплектуется методом назначения, что объективно затрудняет реализацию права граждан на равный доступ к государственной службе.