Закон: понятие и признаки. Виды законов.
Закон- это нормативно-правовой акт, принимаемый на референдуме или высшим представительным (законодательным) органом государства в особом, усложненном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
· Принимается парламентом или на референдуме.
· Регулирует основные, наиболее значимые общественные отношения.
· Всегда является нормативным по содержанию.
· Включает максимально общие, обобщающие нормы, которые затем развиваются, конкретизируются, дополняются подзаконными нормативно-правовыми актами.
· Имеет особые процедуры принятия, изменения и отмены (законодательный процесс).
· Обладает верховенством в романо-германских правовых системах.
Верховенство закона означает:
· все остальные правовые акты должны быть основаны на законах, соответствовать им, не противоречить;
· в случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон, как акт большей юридической силы;
· законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа;
· никто не вправе отменить или изменить закон кроме самого органа, его издавшего.
Иерархия законов:
- Конституция;
- законы об изменении и дополнении Конституции;
- ФКЗ;
- ФЗ;
– законы субъектов федерации.
Предметы исключительного ведения законов:
- Основы конституционного строя Российской Федерации.
- Права, свободы и обязанности человека и гражданина.
- Юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к человеку.
- Правовое положение партий и иных общественных объединений.
- Порядок введения режима чрезвычайного, военного положения.
- Федеративное устройство Российской Федерации;
- Основы местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией РФ предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:
· 1. По юридической силе;
· 2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться - принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации;
· 3. По порядку принятия;
· 4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ - юридическая возможность главы государства оценивать качество закона, его соответствие общественным ожиданиям, совершенство юридической формы. Конституция РФ (ст. 107) наделяет Президента РФ правом отлагательного, или так называемого суспензивного, вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, но не вступивших в силу федеральных законов. Право вето в этом значении есть право Президента отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. При этом, по действующей Конституции, Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания закона, которой завершается законодательный процесс.
Классификация (виды законов):
· 1. по юридической силе: конституция РФ (закон высшей юридической силы); ФКЗ РФ; ФЗ РФ.
· 2. по территориальному действию: ФЗ; законы субъектов РФ.
Федеральный закон(ФЗ) – основной вид закона РФ – принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).
ФКЗ (Федеральный Конституционный Закон)– регулирует наиболее важные вопросы государственного строительства, прямо указанные в конституции, и отличается повышенной стабильностью по сравнению с ФЗ. Для принятия и изменения ФКЗ предусмотрен более сложный порядок, чем при принятии ФЗ.
По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и федерации конституцией РФ предусмотрена возможность принятия законов субъектов РФ. Законы субъектов принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.
Также существуют следующие классификации:
1) По кругу лиц:
- общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.);
- специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.);
2) По сфере действия:
- общие - действующие на территории всей России (например, все кодексы РФ);
- местные - действующие на определенной части территории России (например, законы о районах Крайнего Севера, Средней Азии и приравненных к ним).
3) Также выделяют конституционные и обычные законы. Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества, они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции.
4) в зависимости от времени действия:
· Постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);
· Временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта);
· Чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций, в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия, например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения);