Орган общественной самодеятельности
Это вид общественного объединения, который не предполагает членства, целью, которого является совместное решение различных социальных проблем, которые возникают у граждан по месту их жительства.
Также законодательство предусматривает возможность создания ассоциаций общественных объединений.
Общественные объединения могут создавать союзы общественных объединений.
Они предполагают договор, а также устав. Они могут иметь гос. регистрацию, а могут не иметь.
ФЗ «Об общественной палате» был принят в 2005 году. В этом же году была учреждена общественная палата, чтобы создать институцию, обеспечивающую взаимодействие общественных организаций с гос. органами.
Общественная палата формируется на добровольной основе. Одним из основных направлений деятельности явл-ся экспертиза проектов законов РФ. В этих целях общ. палата создает экспертные комиссии, привлекая экспертов из научных консультативных центров.
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
44. Политические партии: понятие, функции, виды.
Политическая партия — стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней; отличается большей идейной и организационной общностью и долговременностью действия.
Внутренние функции: организация структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями; функция политического рекрутирования; решение финансовых проблем; подготовка из числа членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного руководства для других структур политической системы.
Внешние функции:
• Социальные функции: работа партии с массами с целью расширения своих сторонников; разъяснение массам политической и социально-экономической ситуации, предложение платформы действий; социально-политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов; политическое воспитание (социализацию) граждан
• Идеологические функции: разработка партийной идеологии, программных документов, а также осуществление партийной пропаганды.
• Политические функции: борьба партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок; организация различных форм участия в политической деятельности; организация оппозиции государственным органам; налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями как внутри страны, так и на международной арене + при подготовке к выборам партии осуществляют электоральные функции (организация избирательной кампании)
• Управленческие функции осуществляются после победы на выборах, когда партии участвуют в формировании правительства или берут на себя ответственность по управлению государством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею.
Предложено несколько типологий политических партий:
• по идеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;
• по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;
• по социальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
• по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
• по участию во власти – правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.
• по организационному строению –кадровые и массовые партии.
45. Законодательные требования к участию политических партий в избирательном процессе
Запреты:
• Запрещаются создание и деятельность партий, цели и действия которых
направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание расовой, национальной, социальной или религиозной розни.
• Не допускается создание партий по профессиональной, религиозной или
национальной принадлежности, а также в аппарате государственной власти и органов местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, правоохранительных органах.
• Запрещается вмешательство партий в учебный процесс образовательных учреждений.
• Запрет на создание на территории России политических партий иностранных государств.
Требования:
• Наличие программы и устава
• Представительство более чем в половине регионов
• Численность более 500 человек
• Всероссийский характер
• Прохождение избирательного ценза
46. Предпосылки возникновения права:
• усложнение хозяйственной и социальной организации догосударственного общества;
• имущественное расслоение общества, выделение разнообразных групп, слоев с противостоящими групповыми и частными интересами;
• углубление и обострение социальных противоречий и конфликтов;
• потребность упорядочить хозяйственную деятельность, урегулировать распределение и перераспределение продуктов труда;
• необходимость стабилизировать существующие общественные отношения, защитить их от разрушения и установить социальный порядок;
• стремление нарождающегося класса имущих закрепить свое господство, выразить свои частные интересы и имущественные права и т. д.
+
• обычаи становятся правовыми, т.е. санкционируются государством
• появление правотворчества, т.е. установления гос-вом норм
• создание правовых прецедентов
47. Понятие и сущность права. Принципы и функции права.
Право – система общеобязательных норм поведения, установленных гос-вом и обеспеченных его принудительной силой.
Признаки права:
• Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);
• Общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов);
• Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);
• Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);
• Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);
• Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм).
Общие принципы (основные идеи):
• верховенства права
• законности
• равенства всех перед законом (равноправия)
• взаимной ответственности личности и государства
• ответственности при наличии вины
Виды принципов права:
1. В зависимости от сферы реализации: общие (принцип справедливости), межотраслевые, отраслевые, институциональные или отдельных правовых институтов.
2. В зависимости от способов изложения: прямо или косвенно закрепленные в конкретном нормативно-правовом акте.
3. По характеру содержания: общесоциальные, специальноюридические (присуще только праву).
Общесоциальные ф-ции:
• Экономическая
• Политическая
• Коммуникативная
• Экологическая
Специально-юридические:
• Регулятивная - выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;
• Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;
• Оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.
• Воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;
В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:
• общеправовые функции
• межотраслевые функции
• отраслевые
• функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность,
48. Естественно-правовая концепция правопонимания (Гоббс, Локк, Руссо, Радищев):
➢ Разделяется право и закон. Естественное право создано природой (право на жизнь, свободу, собственность), позитивное право создано гос-вом и должно стремиться, чтобы естественные права человека были приоритетными.
➢ Права даются человеку при рождении (или от Бога)
➢ Право отождествляется с моралью (справедливость, свобода, равенство и т.д. определяют правотворческий процесс)
Достоинства:
• Прогрессивная доктрина, которая неоднократно являлась причиной буржуазных революций и привела к более свободному строю
• Законы мб неправовыми, но должны приводиться в соответствии с правом (т.е. с нравственными ценностями и моралью)
• Источник прав – природа или Бог, следовательно, исключается произвол чиновников и гос структур
Недостатки:
• Упрощение формально-юридических свойств права, следовательно, теряется четкий критерий законного и противозаконного
• Такое понимание связано скорее не с правом, а с правосознанием
49. Социологическая концепция правопонимания (Эрлих, Муромцев, Паунд):
➢ Разделение права и закона; право – реализация законов
➢ Право – юридические действия, практика, правопорядок, т.е. реальное поведение субъектов правоотношений
➢ «Живое» право, которое формулируют прежде всего судьи: они «наполняют» законы правом
Достоинства:
• Акцент на реализацию права
• Приоритет общественных отношений
• Согласуется с ограничением гос вмешательства в экономику и децентрализацией управления
Недостатки:
• Теряются границы между правомерным и неправомерным, т.к. реализация мб и законной, и противозаконной
• Опасность некомпетентного применения права за счет акцента на деятельность должностных лиц
50. Нормативистская концепция правопонимания (Штаммлер, Кельзен):
➢ Право – система норм, где следующая норма обладает большей силой, следовательно, наверху «пирамиды» находится основная норма
➢ Право – сфера должного, т.е. сила права зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения и не имеет обоснования в других сферах
➢ В основе пирамиды находятся индивидуальные акты (решения судов, договоры, предписания и т.д.), которые включаются в понятие права и должны соответствовать основной норме.
Достоинства:
• Подчеркивается нормативность права
• Обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы
• Нормативность связана с формальной определенностью, что облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов
• Широкие возможности государства влиять на общественное развитие, т.к. именно оно устанавливает основную норму
Недостатки:
• Увлеченность формальной стороной, следовательно, игнор содержательной (прав личности, нравственности и т.д.) за счет недооценки связи права с остальными сферами (соц-эк, полит., духованая и т.д.)
• Преувеличение роли гос-ва в установлении эффективных юридических норм
51. Психологическая концепция правопонимания (Петражицкий, Рейснер):
➢ Психика людей – фактор, определяющий развитие общества
➢ Понятие права выводится из психологических закономерностей, прежде всего из правовых эмоций граждан. Атрибутивная норма – правомочие на что-то, императивная – обязанность что-то сделать
➢ Правовые переживания делятся на позитивные (от гос-ва) и интуитивные (личные). Интуитивное – подлинный регулятор поведения людей, следовательно, это и есть «действительное» право
Достоинства:
• Внимание к психологическим моментам
• Разумно создавать законы, учитывая социальную психологию и применять с учетом психологической природы индивида
• Акцент на роли правосознания в правовом регулировании
Недостатки:
• Преувеличение роли психологических факторов в ущерб другим, от которых тем не менее зависит природа права
• Отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного за счет отделения «подлинного» (интуитивного) право от государства
52. Марксистская концепция правопонимания (Марк, Энгельс, Ленин, Плеханов):
➢ Право – возведенная в закон воля господствующего класса
➢ Содержание этой классовой воли определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках гос власть
➢ Право – соц явление, в котором классовая воля получает госудастрвенно-нормативаное выражение; право – нормы, устанавливаемые и охраняемые гос-вом
Достоинства:
• Четкие критерии правомерного и противоправного
• Акцент на обусловленности права соц-эк факторами
• Акцент на тесную связь права с гос-вом, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм
Недостатки:
• Преувеличение роли классовых начал в ущерб общечеловеческим принципам
• Ограничение существования права историческими рамками классового общества
• Слишком жесткая связь права с материальными факторами, следовательно, упрощение других факторов, влияющих на право
53. Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта):
➢ Право – историческое явление, которое возникает и развивается постепенно и стихийно
➢ Право – это прежде всего правовые обычаи, законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр «национального духа»
➢ Нету естественных прав человека
Достоинства:
• Акцент на культурно-исторические и национальные особенности права
• Подчеркивается естественность эволюции права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить право по своему усмотрению
• Отмечено значение правовых обычаев как проверенных и стабильных правил поведения
Недостатки:
• Данная концепция – негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идею Французской революции
• Переоценка роли правовых обычаев в ущерб законодательству
• Не учитывается, что обычаи не справляются с полноценным упорядочением рыночных отношений
54. Частное и публичное право.
Частное право – нормы, которые охраняют и регулируют отношения частных лиц (гражданское, семейное, трудовое).
Публичное право – нормы, которые закрепляют порядок деятельности органов гос власти и управления (конституционное, административное, уголовное).
55. Соотношение личности и государства. Правовой статус личности
Характерной связью личности с государством является его гражданство как постоянная политико-правовая связь, которая отражается в их взаимных правах и обязанностях. Лицо выступает как субъект права. В правовой системе общества ее место и роль характеризуются через правовой статус: правовые нормы, правосубъектность, права, свободы и обязанности, интересы, гражданство, юридическая ответственность, правовые принципы, правоотношения.
Государство и личность тесно взаимосвязаны. Государство признает человека, его жизнь, неприкосновенность, честь и достоинство наивысшей социальной ценностью. Главная обязанность государства - обеспечение человеку соответствующих условий для осуществления прав и свобод, исполнения обязанностей. С помощью права, прежде всего конституционного, государство закрепляет соответствующий правовой статус человека и гражданина, обеспечивает каждому лицу одинаковые возможности в пользовании субъективными правами и исполнении обязанностей.
Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Включает в себя: основные права и обязанности; законные интересы; правосубъектность; гражданство; юридическую ответственность; правовые принципы; правовые нормы, устанавливающие данный статус; правоотношения общего (статусного) типа.
56. Гражданство. Способы приобретения и утраты гражданства
Гражданство — устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Приобретение:
• Филиация — приобретение гражданства по факту рождения. Выделяется три формы филиации:
o По праву крови или получение гражданства через брак родителей
o По праву почвы (земли) — ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого был рождён. Свидетельство о рождении практически гарантирует получение свидетельства о гражданстве. Отказ от гражданства и лишение гражданства невозможны или затруднены, и наоборот гражданство может быть легко восстановлено (США, Испания, Литва, Финляндия и другие)
o По наследству — редкая форма, имеющаяся в законодательстве нескольких стран Европы.
• Натурализация (укоренение) — вступление в гражданство лица по желанию. Порядок принятия в гражданство регулируется законодательством государства. Обычно для приобретения гражданства необходимо соблюдение ряда условий (знание языка, наличие жилья и т. д.). В рамках натурализации иногда выделяют:
o Регистрацию — приобретение гражданства по заявлению лица без каких-либо дополнительных условий.
o Дарование гражданства — обычно почётное дарование гражданства лицу главой государства за какие-либо заслуги (если подобное предусмотрено законодательством).
• Оптация — выбор лицом гражданства при изменении границ государств. Процедура оптации регулируется международными договорами таких государств.
• Трансферт — переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому.
Утрата:
• Отказ от гражданства — прекращение гражданства по инициативе гражданина. (В России, с введением в действие Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» введена новелла, согласно которой выход гражданина Российской Федерации из гражданства запрещён, если ходатайствующий о выходе из гражданства не представит доказательства, подтверждающие приобретение им другого гражданства.)
• Лишение гражданства — прекращение гражданства по инициативе государства. (В России, в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. гражданин Российской Федерации не может быть произвольно лишён своего гражданства.)
• Смена гражданства — переход из одного гражданства в другое гражданство. (По современному российскому законодательству такой возможностью фактически обладают только бипатриды, а также лица, которые могут оказаться на территории передаваемой другому государству в связи с изменением государственной границы)
• Экспатриация — временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряжённое с лишением гражданства.