Республика: понятие, юридические признаки, виды
Республика – форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам, на ряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Парламентская (Германия, Австрия, Швеция, Эстония, Латвия, Литва, Индия, Израиль – главой является президент, однако его функции наименьшие (он избирается парламентом, является представителем страны, его функции усиливаются при политическом кризисе, выступает арбитром при внутри кризисных ситуациях). Верховенство – парламент (всеобщее голосование, лидер на выборах – глава). Члены правительства ответственны перед парламентом, парламент может выразить вотум недоверия и отправить правительство в отставку. Президентская (США, Мексика, Бразилия) – высшее должностное лицо – президент, он является и главой государства, и главой правительства (всеобщее голосование). Президент назначает правительство, которое несет перед ним ответственность, участие парламента вторично, у президента есть право вета с отклоняющим характером. Президент – верховный главнокомандующий военных сил страны. Существует принцип деления властей). Суперпрезиденсткая – полномочия президента выходят за границы демократии (Белоруссия, Венесуэла). Смешанная – элементы парламентско-президентской, одинаковые права и у парламента, и у президента, правительство отвечает перед обоими (Франция). Россия – президентско-парламентская.
Признаки республики:
1) выборность власти;
2) ограниченность срока полномочий власти;
3) зависимость от избирателей.
Форма государственного устройства.
Форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. Как власть распространяется на территорию? Унитарная (единое гос-во), унитарное с автономными единицами (Крым), федеративная (союз суверенных государств): национальная, территориальная, национально-территориальная, конфедеративная + содружество и союз.
Типы распределения компетенции внутри федерации
К основным признакам федерации (касательно распределения компетенции) относятся:
1. Уровни власти
• Федеральный уровень власти
• Уровень власти субъекта ф-и
Субъекты федерации могут называться по-разному – земли, штаты, республики и т.д.
МСУ – местное самоуправление – на местном уровне законы принимать не могут – принимают акты местного самоуправления.
2. Разграничение компетенции между центральными и федеральными органами власти
3. Наличие двух уровней законодательства (на уровне субъекта федерация действует самостоятельно, представительные органы власти имеют самостоятельную исполнительную власть).
Факультативные признаки
1. Возможность установления гражданства субъектов федерации
2. Возможность установления своего государственного языка
3. Наличие собственной конституции у субъектов федерации
4. Асимметричный статус субъектов федерации
5. Наличие судебной системы на уровне субъектов федерации à уставной суд субъектов федерации (или конституционный, если республика).
Дополнительно (В.В. Лазарев. Общая теория права и государства)
Известными ресурсами эффективного управления и внутренней стабильности располагает и демократическое федеративное государственное устройство. Федерализм ведь нельзя сводить к простому географическому делению страны (особенно многонациональной) на территориальные единицы с вертикальной подчиненностью и полной зависимостью от политики центра. Не все поддается централизации и нуждается в ней, да и государственная мудрость и административный гений целой страны совсем не ограничены политической элитой, обосновавшейся в столице.
Следует помнить, что само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование крупного государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельные государства или государственные образования. На этой концептуальной основе возникли и развиваются федеративные государства, хотя конкретно-исторические условия могут определить своеобразие той или иной формы федерации.
В одном случае модель будет достаточно простой, если центральное правительство выступает арбитром, координирующим региональные правительства, разрешает противоречия между ними и осуществляет то, что лучше поддается централизации (например, внешнюю безопасность, эмиссию денег, свободу внутренней торговли, контроль за федеральными энергетическими программами и т.п.). Иная конструкция складывается в государственном устройстве, при котором, не отрицая региональной или национальной автономии, следует усилить собственную власть, учитывая национальные и этнические особенности, требуется контролировать последствия возможных конфликтов.
Какие бы варианты ни рассматривались, ясно, что федеративное государственное устройство не будет достаточно стабильно, если отдельные субъекты в силу своего этнического состава имеют различные взаимоотношения с центральным правительством. В такого рода «асимметричных» федерациях сохраняется почва для борьбы регионов за привилегии, права, признание своих уникальных обстоятельств, одновременно сохраняется угроза целостности федеративного государства.
Более того, «асимметрия» в правовом статусе субъектов не может не сопровождаться «асимметрией» прав граждан. Человек, живущий в области, где избиратели не имеют контроля за местной исполнительной властью, пользуется меньшими правами, чем граждане, скажем, национальных республик, где такой контроль существует. Указанная борьба, вызванная объективными обстоятельствами и сознательными действиями, чревата дестабилизирующими последствиями, особенно при такой форме государственного устройства, которая рассматривает центр в качестве единственного источника реформирования. Центральное правительство оказывается втянутым в распределение дифференцированных привилегий среди регионов, а регионы ищут способы воздействия и контроля над центральным правительством.
В федеративном государстве локальные конфликты, возникшие в отдельных регионах, подрывают позиции центрального правительства в принципе слабее, чем в унитарном государстве, где региональные столкновения вынуждены становиться объектом внимания центра. Федеративное устройство позволяет субъектам федерации искать решения на месте и лишь в случае неудачи привлекать к решению вопроса федеральное правительство.