Понятие информационной кампании
Природа и сущность информационной кампании |
Понятия «информационная кампания» и особенно «информационная война» являются одними из самых
употребляемых при анализе политических коммуникаций. И тому есть объективные основания. Ведь именно данный формат организации информационных взаимодействий наиболее эффективен для достижения политических целей, реализации даже масштабных проектов в сфере власти. Как правило, единичные информационные сообщения не могут создать устойчивой коммуникации государства или партии с общественным мнением, служить основанием для их долговременного присутствия в публичном пространстве. Любые политические цели нуждаются в постоянном и по возможности интенсивном информационном подкреплении, способном к такому тиражированию сообщений, которое обеспечивает решение задачи. Использование, к примеру, государством форм информационной политики порой слишком затратно, требует много времени и потому не всегда эффективно.
Информационную кампанию можно представить как заранее спланированный комплекс взаимосвязанных коммуникационных действий, специально разработанных для обеспечения конкретных целей коммуникатора путем целенаправленного воздействия на общественное мнение и позиции контрагента.Эта трактовка акцентирует внимание на важности базовых показателей информационной активности политического актора, без которых он не может достигнуть стоящих перед ним задач: целенаправленности, комплексности и согласованности предпринимаемых действий. В то же время она позволяет отличить осуществляемые здесь действия и от единичных, и тем более от спонтанных акций в политико-информационном пространстве. Таким образом, к кампаниям нельзя относить дей-
ствия, сходные с ними по внешним признакам. Например, выступления отдельных СМИ с той или иной позицией еще не являются показателем наличия информационной кампании, если не дополняются иными акциями других игроков на политической арене, а их действия не носят согласованного характера.
Информационная кампания представляет собой внутренне целостный, завершенный и самодостаточный процесс организации устойчивых политических коммуникаций. Эту форму информационного взаимодействия наиболее активно используют корпоративные агенты, партии, отдельные группы интересов. Государство же, правительственные структуры прибегают к организации информационных кампаний реже и только в том случае, если на повестке дня оказываются крупные политические вопросы, решение которых может изменить соотношение сил на арене власти. Чаще такие приемы используются перед референдумами или выборами федерального масштаба. Но есть и иные примеры таких общегосударственных кампаний: «узбекское дело» (1987-1988), «деньги КПСС» (в начале 1990-х годов), «траст Руцкого» (1993), «дело Гусинского» (1999—2000), устранение Лужкова как политика с федеральными амбициями (2000) и др.
Самым показательным проявлением информационной войны можно считать политическое противоборство СССР и США. Амбициозные планы обеих сверхдержав добиться мирового господства, подкрепленные непомерными амбициями правящих кругов, побуждали руководителей этих стран ставить перед собой невероятно масштабные задачи. Советское руководство демонстрировало стремление во что бы то ни стало обеспечить победу коммунизма в мировом масштабе. Масштабные претензии такого же рода были и у американской стороны. Так, А. Даллес, бывший руководитель американской разведки в послевоенное время, писал: «Закончится война... и мы бросим все, что имеем — все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей... Посеяв хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить... Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа, окончательного угасания его самосознания»1.
Источники и компоненты информационной кампании |
Основной причинойпроведения информационных кампаний является необходимость увеличения поддержки конкретных целей политических акторов. С этой точки зрения информационные кампании представляют собой звено политического проектирования, средство позиционирования важных для ак-
16*
торов проблем. Это достигается путем присвоения (переприсвоения) соответствующим проблемам политического статуса, т.е. распространения такой трактовки социальных вопросов, усвоение которой приведет к наращиванию легитимной поддержки организатора кампании. Поскольку же любые преследуемые организаторами кампании цели всегда связаны с влиянием на массовую аудиторию, информационные кампании предполагают многократное идейное завоевание (иногда одной и той же части) населения (но по отношению к различным политическим проектам).
Однако политические и информационные цели коммуникатора могут расходиться. Например, правительство может выиграть информационное сражение, т.е. переубедит общественность в том или ином вопросе и добьется его поддержки, но затем под воздействием вновь открывшихся обстоятельств может быть вынуждено принять иное политическое решение. Или установленные с обществом коммуникации (в силу высокой самостоятельности механизмов принятия политических решений и их определенной независимости от мнения общественности) могут оказаться недостаточными, чтобы признать политические действия результативными. Расхождение информационных и политических сторон деятельности актора может быть вызвано и различной интерпретацией целей кампании в общественном мнении. Например, критику российской коррупции некоторые СМИ и даже отдельные официальные структуры подают как форму противоборства и даже «внешнего заговора» против независимости нашего государства. В то время как значительная часть общественности рассматривает такие позиции как вполне оправданные существующей ситуацией.
Благодаря политическим источникам «запуска» информационных кампаний для них не существует целевых ограничений. И даже будучи зависимыми от общественного мнения и, казалось бы, учитывая его интересы, информационные кампании в ряде случаев могут быть направлены против интересов этого населения. Например, информационная поддержка ваучерной приватизации в первой половине 1990-х годов позволила разрекламировать ее как средство повышения уровня жизни населения и сумела обеспечить массовое участие граждан в этой акции. Однако ее политические результаты в итоге дали прямо противоположный результат, позволив перераспределить большую часть государственной собственности в пользу чрезвычайно узкой группы населения и создать экономические предпосылки для укрепления олигархических форм правления.
С содержательной точки зрения информационные кампании представляют собой форму организации специальной цепочки
взаимосвязанных действий, формирующих и освещающих общественно значимые события. Информирование о такого рода событиях имеет целью придать оценкам общественности должный формат и добиться нужного организаторам кампании результата. В силу этого информационные кампании, как правило, концентрируются вокруг небольшого количества проблем, чтобы общественность могла сосредоточиться на необходимой тематике. Одновременно это дает возможность оптимизировать информационное влияние.
В самом общем виде информационные кампании всегда так или иначе предполагают расширение зоны информациивокруг того или иного вопроса; придание этому вопросу четкого оценочного содержания(позволяющего общественности увидеть «правильные» и «неправильные» позиции); усиление целенаправленного воздействияна общественное мнение (решающего задачу оказания направленного воздействия на убеждения людей), а также изменение или корректировку поведенияграждан.
Конечно, для достижения поставленных целей в рамках информационных кампаний осуществляются различные действия. Они могут быть ориентированы на то, чтобы «разбудить» общественность, вовлечь население в общественные дебаты, привлечь внимание к той или иной проблематике, направить политическую активность граждан в определенное русло. Однако в любом случае обращение к общественному мнению неизбежно связывает информационные кампании с политикой популистского типа. Поэтому в информационных кампаниях практически всегда используются соответствующие механизмы и, в частности, прямая лесть («коммунисты — во главе общественного прогресса»), запугивание внешней угрозой («правящие круги — во власти мафии»), необоснованные обещания («радикальные реформы приведут к быстрому успеху») и т.д.