Проблемы национальных диаспор в России
Проблема национальных диаспор является, на наш взгляд, и новой для России, и чрезвычайно важной, учитывая ее новый статус. Это, с одной стороны, проблема нерусских диаспор и социальные конфликты с россиянами на территории РФ, а с другой стороны – проблема русских диаспор на территории других государств, прежде всего, образовавшихся на территории бывшего СССР и их социальный конфликт с титульными нациями.
Миллионы советских людей, проживающих на территории РФ, до распада СССР считали себя украинцами, грузинами, армянами, латышами и т.д. После образования на их территориях независимых и нередко националистических государств они с формальной точки зрения стали некоренными. Но психологически и культурно считают себя частью россиян: их предки жили в России, участвовали в развитии Российского государства и общества, делили вместе с ним успехи и невзгоды.
В советской России проблемы национальных диаспор не было: все они имели свои национальные республики. Теперь эта проблема встала перед страной. Это проблема интеграции многочисленных (особенно в Москве) диаспор в духовную, политическую, экономическую жизнь России. Увеличение численности чеченской, азербайджанской, армянской и других диаспор ставит ее в повестку дня и центрального, и регионального руководства России. В местах компактного проживания иноязычного населения (Москва, Петербург и др.) периодически возникают конфликтные ситуации и социальная напряженность.
Для инонациональных диаспор России главными являются проблемы, которые раньше, в советское время, не существовали: сохранение собственного языка, традиций, культуры, представительство в органах власти, бизнесе и т.п. Сейчас это личное и внутреннее дело этих диаспор, которое решается не всегда правовым способом, что стимулирует криминогенную ситуацию в стране. Существует неявная практика отказа инонационалов в приеме на работу, в организации бизнеса, в преследовании в случае криминальной разборки и т.п. Если пустить решение этих проблем и дальше на самотек, то у нас не возникнет ни демократического правового государства, ни гражданского сообщества, ни буржуазного социализма, ни стабильности численности, организованность и вес инонациональных диаспор становятся серьезным дестабилизирующим фактором.
Начиная с древности, диаспоры играли большую роль в развитии обществ. Представители диаспор находятся на чужой земле, поиски безопасности вызывают у них повышенное стремление к успеху и личным достижениям. При этом они меньше коренных жителей считаются с существующими традициями и предубеждениями, ограничивающими их активность. «Чужаки» не подчиняются новому окружению, а развивают в себе способности, о которых у себя (на родине) даже не подозревали. Они дополняют сложившееся на новой родине разделение труда и добиваются успеха. Известно, что большинство китайских кули, привезенных для работы на плантациях и рудниках Малайи, стали миллионерами* То же происходит в РФ с армянской, азербайджанской, чеченской и иными диаспорами: они становятся не только причиной новых социальных конфликтов, но и прогресса в развитии экономики России.
* См.: Померанц Г. Долгая дорога истории // Знамя. 1991. № П. –С. 184.
Коренное население относится к эмигрантам с подозрением, так как в его сознании негативные последствия прогрессивных преобразований и разрушение привычных ценностей и стереотипов поведения связываются с деятельностью чужаков. Увеличение темпов формационного развития не позволяет коренному простонародью в своей массе адекватно к нему приспосабливаться, в отличие от эмигрантов, имеющих для этого значительно более сильные мотивы. Возникает ненависть к чужакам, более сильная, чем к своим олигархам. Поэтому не случайно требования национального достоинства, социального обеспечения, экономического развития часто направляются против эмигрантов, даже и российских.
Если мы строим демократическую, процветающую, многонациональную Россию, то задача власти, русского народа и других народов страны – субъектов РФ – создать условия каждому индивиду, каждой этнической группе, каждой диаспоре, чтобы они чувствовали себя как дома, частью русской языковой и духовной культуры. И может, стоит обратиться к прошлому опыту, когда русская дворянская интеллигенция и даже большевики достаточно успешно для своего времени решали межнациональные проблемы.
Становление новых национальных государств на территории бывшего Союза пошло по пути национальной нетерпимости к иноязычным, прежде всего россиянам. В некоторых бывших советских республиках они превратились в людей второго сорта, лишенных даже гражданства (Латвия, Эстония и др.). В ряде случаев возникли открытые межнациональные столкновения. За пределами РФ оказалось около 25 млн. россиян, и проблема их поддержки со стороны РФ должна стать одной из важных направлений внешней политики руководства РФ.
Впервые за многие годы русские (и россияне) стали разделенной нацией. Российское руководство не уделяло должного внимания проблеме русских в странах СНГ в силу и собственной слабости, и в силу нежелания обострять свои отношения с правительствами этих стран. Поэтому долгое время не обращалось должного внимания на ущемление прав русскоязычного населения в странах Балтии, в Украине, в Казахстане и др., многочисленные социальные конфликты между ними и властями этих стран. Сделать это было трудно и потому, что невозможно точно определить грань между возрождением национального языка и культуры в бывших союзных республиках и сохранением прав, языка и культуры русскоязычных. Сейчас только в Казахстане и Киргизии русский язык признан наравне с языками титульных наций.
Нужно напомнить, что российская цивилизация включает в себя в качестве важнейшей составной части и инонациональные диаспоры на территории РФ, и российские диаспоры на территориях других стран, прежде всего, в бывших республиках СССР (Украине, Казахстане, Латвии и др.). Тем самым Российская Федерация становится Центром «российского мира» (российской цивилизации) и она должна использовать диаспоры в целях своего развития и укрепления.
В программной статье В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий» говорится:
Сейчас перед Россией во весь рост стал вопрос о том, что же делать раньше. Как заставить заработать на полную мощность новые рыночные механизмы? Каким образом можно преодолеть все еще дающий себя знать глубокий идейный и политический раскол в обществе? Какие стратегические цели могут консолидировать российский народ?
Установка на идеологию, политику, экономику. Но разве стратегической целью не может быть «воссоединение россиян в рамках российской цивилизации»?
Прежде всего, нужно оказать помощь российским диаспорам за рубежами РФ, в том числе: правовая защита российских граждан в бывших союзных республиках. Необходима и помощь с самоорганизацией российских диаспор, так как россияне обладают слабой этнической сплоченностью и способностью к самоорганизации. В этом проявляется обратная (негативная) стороны имперско-державной нации: она организуется только с помощью государства. Россияне явно неспособны бороться за свои права в силу как неумения вести ее демократическими способами (которые только и возможны), так и в силу нежелания этого делать. Они компенсируют эти недостатки терпением и выносливостью, ожидая, как всегда, указаний и помощи из центра российской цивилизации.
Эти положения нашли свое выражение в новой концепции внешней политики Российской Федерации:
Российская Федерация будет добиваться адекватного обеспечения прав и свобод соотечественников в государствах, где они постоянно проживают, поддерживать и развивать всесторонние связи с ними и их организациями.
Включение в структуру российской цивилизации российских диаспор и активное сотрудничество с ними в идеологической, политической, духовной сфере в интересах как РФ, так и диаспор, обусловлено быстрыми темпами глобализации мира.
В современном мире все больше и больше стирается граница между «внешним» и «внутренним» рынком, населением, живущим «внутри» страны, и диаспорой, – пишет П. Щедровицкий, – между экономической политикой, направленной на решение внутренних территориальных задач, и прямым политическим, управленческим и экономическим участием в мирохозяйственных процессах... Диаспоры, антропоструктуры и мировые сети становятся центрами выработки и принятия решений, которые затем оформляются государственными обязательствами... Наряду с традиционной для европейской политической культуры рамкой «прав личности» ищет свое место идея прав народов и малых сообществ.*
* Щедровицкий П. Русский мир (возможные цели самоопределения) // Независимая газета 11 февраля 2000.