Завершение присоединения Казахстана к России.
В первой половине XIX в. Хивинские и Кокандские ханства опираясь на поддержку правительства Англии совершали походы на казахские земли. Так в 1820 г. хивинский хан подверг грабежу и разорению около двух тысяч казахских аулов. В первой половине XIX в. некоторые роды Старшего жуза зимуя в хивинских и кокандских пределах на летовки прибывали в районы подчиненные России.В 30-40 гг. XIX в. политика хивинских и кокандских ханов сводилась к попытке предотвратить вхождение юга Казахстана в состав России. В 20-50е гг. XIX в. на территории Семиречья и Южного Казахстана прошли ряд национально-освободительных движений направленных против кокандских и хивинских правителей. Так народное восстание 1821 г. направленное против насилия Коканда проходило под руководством Тентек-торе. В 50 начале 60х гг. XIX в. Россия наращивает военные силы в южных районах Старшего и Среднего жузов прежде всего для усиления давления на Кокандское ханство. Одной из причин быстрого продвижения России в южные районы Старшего и Среднего жузов в 50 начале 60х гг. XIX в. являются антикокандские настроения казахов. Казахи южных районов рассматривали Россию как своего союзника в борьбе с Кокандом. Созданные в 30-40е гг. XIX в. крепости Капал Алатау Сергиополь Аягуз стали опорными пунктами России для продвижения в Заилийский край. В 1854 г. отряд Перемышельского заложили фундамент укрепления Верное на месте казахского поселения Алматы. Присоединение южных областей Казахстана к России ускорило возведение в 50х гг. XIX в. этой крепости. Укрепление Верное становится центром распространения экономического и политического влияния России в долинах Чу и Таласа а так же центром сосредоточения переселенцев в Семиреченском крае. Перевод в 1855 г. резиденции приставства Старшего жуза из Капала в Верный превратил крепость в главное поселение Семиречья. В октябре 1860 г. вблизи Узунагача произошло трехдневное сражение между войсками Коканда и России где Коканд потерпел сокрушительное поражение. В начале 60х гг. XIX в. для сопротивления русским войскам кокандский правитель пытался заключить союз с Хивой и Бухарой. В 1865 г. русскими войсками был взят крупный политический и экономический центр всего дореволюционного Туркестана город Ташкент. Благоприятную обстановку России для взятия Ташкента создал бухарский эмир начав весной 1865 г. военные действия против Коканда. В 60х начале 70х гг. XIX в. после поражения Коканда Бухары и Хивы от русских войск казахи южных районов вышли из под власти среднеазиатских ханств. Процесс присоединения всей территории Казахстана к России был завершен в 1864-1865 гг. В 1868 г. казахские территории ранее подчинявшиеся Коканду были подчинены Туркестанскому генерал-губернаторству. Весной 1866 г. казахи жившие на севере Бухарского эмирата вместе с узбеками признали власть России. В политико-правовом отношении процесс присоединения Казахстана к России начавшись в 30х гг. XVIII в. был завершен в 60е гг. XIX в. Процесс присоединения Казахстана к России длился около полтора столетия.
32) Политическое положение Казахстана при Тауке - хане.«,Жеты Жаргы»- памятники права XVII в.После смерти Жангира ханская власть перешла к его сыну Тауке, правившем в 1680-1715 гг. Став ханом, Тауке стремился покончить с феодальными распрями и раздробленностью внутри страны, создать сильное централизованное государство казахов. Он проводил реформу, направленную на укрепление ханской власти. В целях укрепления своей власти он стал опираться на представителей степной аристократии- биев, чем ослабил роль султанов. По установлению хана Тауке, судебной властью были облечены только хан и родовые бии. Бии постепенно превратились в исполнительную власть. При поддержке биев хан Тауке вел беспощадную борьбу со степной аристократией, которая стремилась к раздроблению государства. Ханская власть укрепилась в Присырдарье и столицей государства стал Туркестан. При активном участии наиболее влиятельных биев трех жузов: Толе би (старший жуз), Казыбек би (сред.жуз), Айтеке би (мл.ж) был разработан свод законов «Жеті Жарғы» (Семь установлений). В его основу были положены сформировавшиеся уже при прежних ханах правовые нормы управления государством и народом – «Касым ханнын каска жолы» («Проторенный путь хана Касыма») и «Есим ханнын ескы жолы» («Искомый путь хана Есима»). В свож этих законов вошли правила, обычаи и традиции кахаского народа. Свод законов «Жеты Жаргы» включал в себя следующие основные разделы://1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.//2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.//3. Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.//4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.//5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.//6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.//7. Закон о вдовах, регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.//Кроме «Жетi Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права.//Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев.//Право на собственность - основной институт казахского права. Брачное право казахов соответствовало экономическому базису. Основной формой брака был индивидуальный брак. Среди имущего сословия получила распространение также полигамия. Был установлен запрет брака между родственниками до седьмого колена. Каждый взрослый сын имел право на часть имущества отца. По достижении определенного возраста сыновей выделяли в самостоятельное хозяйство. Все хозяйство отца после смерти доставалось младшему сыну. В казахском обществе XV-XVII вв. еще не было разграничении между гражданским правом и уголовным. В уголовном праве существовал закон возмездия. В большинстве случаев кровная месть заменялась выкупом (кун). За некоторые преступления налагались штрафы.// Согласно «Жетi Жаргы», уголовная ответственность обычно распространялась лишь на непосредственного виновника, вместе с тем широко был распространен принцип коллективной ответственности общины. Так, если ответчик на суд не являлся или не выплачивал положенного куна, то штраф взыскивался со всей общины. Такой меры наказания, как лишение свободы у казахов не существовало, не было и тюрем. В целом исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права. Лишь в крайних случаях применялась смертная казнь. Таким исключением являлось изнасилование и кража чужой жены.
33) Казхско-русские отношенияXVII- начале XVIIIвв .В 1756г. Был издан царский указ, запрещавший казахам в зимнее время перегонять скот на правый берег Урала. Решение правительства, принятое в интересах яицкого казачества, усилило антиправительственное настроение. Крепости и другие военные сооружения, которые царизм интенсивно воздвигал особенно на р. Урал, призванные оборонять русские селения от набегов кочевников, превратились в центры колонизации казахских земель. Зависимость от конкретных условий и целей царские власти не считались с позицией хана Нуралы, который под давлением современников робко выражал недовольство в связи с военными мерами вытеснения казахов с родовых кочевий. Следующим этапом борьбы с остатками каз. государственности явилось попытка внедрения новой системы российского управления в м.ж. которая должна была привести к отмене ханской власти. Но проект реформы оренбургского губернатора Эгельсторма был обречен на неудачу и отменен. Вскоре Нуралы хан, не обеспечивающий проведение рос. политики и под натиском Сырыма Датова был отстранен от ханской власти. Создание укреплений ограничивало традиционные кочевья казахов, создавало напряженность м\у сибирс. администрацией и каз. султанами. Усиление военных акций царизма в регионе, и угроза вторжения цинских войск побудило султанов во главе с Аблаем принят суверенитет Цинского богдыхана при сохранении российского подданства. (1756г.) Недовольство каз. населения вылились в ряд восстаний (самым крупным из которых – под предводительством Кенесары Касымова), которые отодвинули на 10-15 лет военное покорения. С целью вытеснения кокандских беков с территории КЗ царизм приступил к организации военных экспедиций в Заилийский край. В скором времени были основаны крепости Копал, Лепсинск, Урджар. Главным оплотом колонизации края стало крепление Верный 1854г. Административными – политическими реформами царизм ликвидировал традиционную систему управления, открытый широкие возможности для заселения каз. края русскими переселенцами, вытесняя кочевников на мало пригодные земли. Получив бесконтрольную власть над болшей частью населения Россия расширяла колонизаторскую политику почти во всех сферах.
34) Казахско- джунгарские отношения в XVII- начале XVIII вв.С образованием в 1635г. Джунгарского ханства возросла опасность захвата ойратами казахских земель в Прииртышье и Семиречье. Джунгарские погромы были одной из существенных причин постепенного угасания жизни городов на юге К. Набеги джунгар перерезали важные торговые пути , наносили большой ущерб хозяйству населения. Набеги джунгар на казахские земли происходили в 1710-1711гг., в 1713г. и 1718г.. в 1724-1725 джунгары разгромили города Туркестан, Ташкент. Агрессия Джунгарского ханства, вошедшая в историю каз.народа как «Годы великого бедствия»(1723-1727гг.) («Актабан шубырынды»), принесла страдания, голод, разрушения материальных ценностей.Годы правления Цеван-Рабдана и его преемника Голдан-Церена были временами наибольшего могущества Джунгарского ханства.В 1723г. в казахско-джунгарских отношениях ситуация резко изменилась: умер китайский император Конси, был заключен джунгаро-китайский договор, российское правительство с созданием Иртышской укрепленной линии не проявляло каких-либо реальных притязаний. Воспользовавшись раздробленностью казахских ханств и основательно подготовившись к предстоящей войне, джунгары в 1723г. двинули свои войска в пределы К., в 1723г. первыми приняли удар казахи Жетысу и Прииртышья. Временем нападения джунгаров была выбрана весна 1723г., когда после зимовки ослабевшие казахские аулы готовились к откочевке на джайлау. В этом году был сильный джут. Джунгары осуществляли нападения войском в 70 тыс. человек, двигаясь семью крупными клиньями. Сам Цеван-Рабдан продвигался по югу Жетысу. Общее командование вторжением осуществлял брат Цеван-Рабдана – Шона-Даба. Переправившись через Сырдарью, казахи Старшего и части Ср. жуза откочевали к Ходженту, большинство родов Ср. жуза отошло к Самарканду, а Младшего – в пределы Хивы и Бухары. В том же 1723г. джунгарские феодалы отрезали казахские ханства от городских ремесленных центров и рынков, как Ташкент, Туркестан, Сайран. Борьбу против захватчиков возглавили батыры, военачальники, такие, как Богенбай, Кабанбай, Малайсары, Жанибек и др., важную роль сыграли несгибаемая воля Аблая. Одно из крупнейших сражений произошло в 1726г. на берегу реки Буланты, в местности Кара-Сыйыр. Казахские войны нанесли здесь джунгарским полчищам чувствительное поражение. Место битвы получило название «Калмак-кырылган» (место гибели калмаков). В 1729г. произошло кровопролитное сражение казахских сарбазов с джунгарами на юго-востоке от озера Балхаш, в местности Аныракай, где объединенные силы трех жузов одержали блестящую победу. Войско джунгаров начали отступать по реке Или на восток. Но в это время предводители казахского ополчения в связи со смертью хана Болата рассорились из-за власти, что облегчило действия ойратов и свело на нет многочисленные жертвы и усилия народа в борьбе с джунгарами. Под угрозу была поставлена независимость народа. Хан Абулхаир с подчиненными ему отрядами Мл.жуза отступили к границам России. Значительная часть Старшего жуза оказалась прижатой к Сырдарье и была вынуждена временно покориться джунгарам. В сложившейся ситуации следовало найти правильное политическое решение вопроса: дать правительству России юридическое основание для открытого вмешательства в джунгаро-казахский конфликт.
35) Казахско- китайские отношения в XVIII в.Ханство Абылая (1771-1781)Абылай хан родился в 1711 году в городе Туркестане, при рождении получил имя Абильмансур. Во время междоусобных войн Абылай остался сиротой и скрывался под именем Сабалак. Активное участие в борьбе казахского народа против джунгар начал в возрасте 15 лет. После победы в поединке над джунгарским военачальником Абильмансур получил имя своего деда Абылая. В 1741 году, в период джунгарского вторжения, Абылай попал в плен. Для освобождения Абылая из джунгарского плена к Галдан-Цэрену было направлено русское посольство, которое ограничилось словесными угрозами. Заключение мира с Джунгарией способствовало освобождению Абылая из плена. В 1745 г. угроза со стороны Джунгарии отпала, причиной послужила смерть правителя - Галдан-Цэрэна. После смерти Галдан-Цэрэна в Джунгарии началась ожесточенная борьба за трон между его наследниками. Используя борьбу наследников, Абылаю удалось добиться от джунгар территориальных уступок. В 1758 г. Джунгария была разгромлена Китаем и прекратила свое существование как самостоятельное государство. В 1761 году Китай на территории Джунгарии создает имперское наместничество Синьцзян. Абылай оказывал активную помощь последнему правителю Джунгарии Амурсане в его антицинском восстании. В 1758 году в результате китайско-джунгарской войны правитель Джунгарии Амурсана потерпел поражение и бежал в Сибирь. После ликвидации Джунгарии свои претензии на казахские земли в регионах р. Или и Тарбагатая на правах главного победителя джунгар, стали предъявлять китайские власти. Китай отказывался возвращать казахам регион р. Или и Тарбагатая. После разгрома джунгар китайские войска вторглись в 1756-1757 гг. на территорию Казахстана. Организатором отпора китайским войскам, становится султан Абылай. Казахские отряды использовали тактику внезапных нападений. После ликвидации Джунгарии Китай, чтобы не допустить казахов на освободившиеся от джунгар земли, стал возводить укрепления в регионах р. Или и Тарбагатая. В 1761 г. китайский император издал указ, запрещающий казахам кочевать южнее реки Аягуз. В 1767 году Китай снял запрет на пользование казахами пастбищ в регионах реки Или и Тарбагатая, а взамен потребовал выплаты арендной платы и принятия китайского подданства. К концу XVIII в. часть казахов Среднего и Старшего жузов приняла китайское подданство и заняла пастбища Синь-цзяна.В 60-70-х гг. XVIII в. обострились отношения казахов с алатаускими кыргызами, т.к. они претендовали на земли, освободившиеся от джунгар, угоняли скот казахов и нападали на торговые караваны. В этот период, из-за обострения отношений с кыргызами, хан Абылай совершил три похода против кыргызов. Последний поход завершился взятием аманатов и большого количества пленных, которых он переселил в Кокшетауский регион и создал там две кыргызские волости. В 1771 г. представители трех казахских жузов объявили Абылая ханом. Вся внутриполитическая деятельность Абылая была направлена на обеспечение единства народа и создание независимого и централизованного государства. Абылай назначил правителями улусов близких родственников, ему помогал многочисленный отряд толенгутов, ограничил права Совета биев, усилил судебную власть. В управлении опирался на именитых биев и батыров. Советником Абылай хана была влиятельная политическая личность XVIII в., знаменитый акын Бухар-жырау. Хан поддерживал в Степи развитие караванной торговли, земледелия, кузнечного дела, прекратил барымту. В 1778 г. царское правительство признало Абылая ханом Среднего жуза. Опасаясь потерять свое влияние на Абылая, царское правительство назначило ему ежегодное жалование. Абылай скончался осенью 1781 г. и был похоронен в мавзолее Ходжа Ахмета Яссауи. После смерти Абылая титул хана Среднего жуза получил его сын - Уали. Вся внешнеполитическая деятельность Абылая была направлена на обеспечение неприкосновенности и независимости Казахстана.
Единовластным правителем казахской земли в 1771 -1781 гг. был Абылай хан, который:
- восстановил централизованное государство и территориальное единство Казахстана;
- преобразовал управление государством;
- сыграл большую роль в деле разгрома джунгар и волжских калмыков;
- остановил продвижение китайской армии по территории Казахстана;
- вернул регион Тарбагатая и р. Или;
- остановил набеги алатауских кыргызов.
36) Казахские бий. Их роль в общественной жизни казахов XVIII в. Толе бий, Айтеке бий, Казыбек бий. Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского, нашествия в конце XVII- начале XVMI веков связаны деятельность выдающихся биев Толе, Казыбека, Айтеке. В общественной жизни казахов этого периода они играли очень большую роль, например, всеказахский съезд, который состоялся осенью 1726 года в местности Ордабасы. На съезд были приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс, султаны, бии разных родов во главе с Толе би Апибекулы, Каздауысты Казыбек би, Айтеке би и другие полководцы и батыры. Целью этого съезда было проведение широкой политики по объединению всех казахских родов против джунгар. Вышеназванные бии в эпоху Тауке хана входили в высший законодательный совет «Жеты жаргы». Поскольку они представляли интересы целых жузов, их называли «Орда бии». В каждом роде были также свои предводители — бии; уполномоченные советом аксакалов. В этническом составе казахов были представлены почти все тюркские племена, и отчасти племена монгольского происхождения. Несмотря на сложную международную обстановку в течение XV-XVII веков казахам удалось сформировать четкую структуру этноса. Основу этнического организма составляли племена, состоящие между собой в генеалогическом родстве. Существовали три этнополитические объединения — жузы, руководимые улусными биями (Толе, Казыбек и Айтеке). В Старшем жузе насчитывалось 11 племен (старшие племена — жалайыр, ошакгы, дулат), в Среднем жузе — 6 племен (старший — аргын) и в Младшем 3 союза племени, объединяющие всего 25 племен. Из трех племен старшими считались алимулинцы. Связующей нитью племен служат не столько генеалогические отношения, сколько необходимость выживания перед лицом сильнейшей угрозы: во-первых, от джунгаров, во- вторых, от китайцев, в-третьих — от русских. Толе – би(1663-1756) происходит из дулатовского рода жаныс, восходящего к Кудайберды, известного тем, что у него было девять сыновей. В их роду, принадлежащем к простонародью, до Толе не было ни баев, ни биев. Толе родился в 1663 г. в урочище Жайсан в Жамбылской области. После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса он правил Ташкентом в течение шести лет (1743-1749). В 1733 г. он стал инициатором послания к императрице Анне Иоанновне совместно с группой султанов и биев следом за принятием Абулхаиром российского подданства в 1731 г. Согласно грамоте от 10 июня 1734 г. Старший жуз был принят в подданство России, но это осталось только на бумаге. В августе 1749 г. Толе пишет личное послание о принятии Старшего жуза под покровительство России и отправляет для личных переговоров с губернатором Неплюевым сына Айтпала и батыра Жолдаса. Толе би был сторонником равноправия женщин и мужчин. Он культивировал образ семьи в жизни человека. Алибек улы — выдающийся государственный деятель Казахского ханства, оратор, главный судья Старшего жуза, один из создателей свода законов «Жеты Жаргы» при Аз-Тауке. Толе би был сторонником пророссийской партии правящей элиты казахского народа. Но в отличие от многих, он не спешил вступить в подданство к русскому царю, а вместе с Казыбек би и Айтеке би вырабатывает каноны внешней политики, которая была чрезвычайно благоприятна для существования казахского народа в дальнейшем. Умер в 1756 г. в Акбурхан-орде, Ленгерском районе Шымкентской области и похоронен в Ташкенте. Казыбек Келдибек Улы (1667-1764) — известный в народе как Каз дауысты Казыбек («Казыбек, непревзойденный в слове и слоге», буквально «Казыбек с непревзойденным голосом»), получивший это название, как говорит легенда, от заклятого врага казахов, Контайчи Галдан Церена, пораженного и загипнотизированного его красноречием. Родился он на берегах Сыр-Дарьи, детстские и юношеские годы провел в Каратау и Улытау, принадлежал к Среднему жузу, к роду Каракесек племени Аргын. Отец Келдибек, дед Шанкар. Благодаря семейной традиции Казыбек уже в детские годы проявил красноречие и острый ум, став с годами прославленным бием. Казыбек би активно участвовал в делах государственного правления во времена ханов Тауке, Самеке, Абильмамбета, Абылая, способствовал действенности внутренней и внешней политики казахских ханов. Выдающийся государственный деятель Казахского ханства, дипломат, главный судья Среднего жуза, вместе с Толе би и Айтеке би участвовал в работе «Жеты Жаргы». Свою дипломатическую карьеру Казыбек начал в 18 лет, находясь в составе посольства Казахского ханства в Джунгарском ханстве Галдану. Во время этой миссии в нем впервые особенно ярко проявился талант дипломата. Именно благодаря ему переговоры с джунгарами прошли успешно и завершились перемирием. Ему принадлежат слова, являющиеся основными канонами внешней политики Казахского общества. Уже в качестве посла Казыбек Каздауысты несколько раз ездил в Джунгарское ханство. В 1742 г. он вместе с Малайсары и другими представителями во главе 90 биев отправился в Джунгарское ханство и освободил Абылая. Казыбек би добился заключения, мира между Казахским и Джунгарским государствами на долгое время. Также руководил внешнеполитическими отношениями Казахского Ханства в 40-60 гг, Тогда остро стояли вопросы, связанные с отношениями с Китаем и Россией. И власти Китайской империи, и власти Российской империи вынуждены были вести переговоры с ханом Абылаем с участием Казыбек бия, который олицетворял политику активного нейтралитета хана Абылая. Стал одним из организаторов всенародной борьбы против джунгарских оккупантов. Поддерживая налаживание дружеских связей с Россией, он одновременно выступал против тесной связи с Циньской империей. Казыбек би вместе с Толе би и Айтеке би вошел в историю как инициатор объединения трех жузов. Казыбек лично участвовал в переговорах с Галдан Цереном, отстаивая интересы народа, женщин, военнопленных. Одна из поездок к калмыцкому правительству была связана со стремлением вызволить из плена Аблая. Умер Казбек би в декабре 1764 г. у подножья горы Семизбуга у источника Теректи. Похоронен в Туркестане, в мавзолее Ахмета Ясави. Айтеке би Байбекулы (1689-1766) — долгие годы возглавлял Младший жуз. Он активно ратовал за объединение казахского народа, за единое и сильное государство, за справедливое общество. Айтеке — казахский би, возглавлявший Младший жуз до Абулхаир-хана. Был близким родственником великого Жалантос-батыра, который правил Самаркандом и его округой при Есим-хане. Айтеке би, являясь одним из влиятельных биев казахского ханства при правлении Тауке-хана, сделал ощутимый вклад в разработку и принятие «Жеты жаргы». Официально был советником хана. Принимал активное участие в строительстве единого централизованного казахского ханства. Вместе с Толе би и Ка-зыбек би, Айтеке би как бы пронес через годы эстафету казахской государственности от Тауке-хана до Абылая. Он думал и заботился о том, чтобы все три жуза казахского государства были в единстве, сплоченности и согласии. Проявил себя мудрым, справедливым бием, судьей при решении сложных внутренних и международных проблем, человеком сильного ума, одаренным военным деятелем, внесшим большой вклад в организацию отпора джунгарским завоевателям. Он также обладал большим талантом ораторского искусства, был человеком, умеющим убеждать людей. Айтеке би, начиная с 25-летнего возраста, постоянно принимал участие в ежегодных сборах авторитетных людей и правителей трех жузов, которые проводились сначала в Ордабасы, затем в Культобе и Улытау. Несмотря на то, что Айтеке би был младше Толе би и Казыбек би по возрасту, его слово имело большой вес при разрешении тех или иных разногласий. Он пользовавшийся непререкаемым авторитетом, порой выступал сдерживающим фактором в горячих спорах, происходивших между отдельными биями, сохраняя разумный паритет мнений. Многие прислушивались к нему и последнее слово, как правило, оставалось за ним. У Айтеке би было три сына: Отебас, Косыбай и Жалтыр. Сам он, будучи самым младшим из трех великих биев, умер раньше них в возрасте 57 лет. Он был похоронен в 75 км от Ташкента близ поселков Кауыншы и Шыназ. Айтеке би, имя и слава которого простирались далеко за пределами исконных территорий Младшего жуза, стал в свою эпоху легендой. Даты его рождения и места смерти установлены приблизительно, считают, что он прожил 56 лет.