Генеральная Ассамблея ООН. - сессионный орган (каждый 3 вторник сентября)
- сессионный орган (каждый 3 вторник сентября). М. созываться спец сессии, по треб СБ ООН или больш-ва членов ООН (в теч 15 дней). М.б чрезвыч сессии – в связи с угрозой миру, акт агрессии, по требованию СБ или больш-ва членов (в теч 24 часа). Каждое гос-во направляет своего представителя, каждая делегация – 1 голос.
Компетенция:
а) любые вопросы в пределах устава, даже отнесённые к комп-ции др органов.
б) принимать новых членов,
в)рекомендации по вопросам,
г) избир-ет непостоянных членов СБ, членов ЭКОСОС и совета по опеке,
д) назн-ет судей м/н суда,
е)назн-ет генсека ООН по реком-ции СБ,
ж) утвержд-ет бюджет,
з) рассмат-ет вопросы о взносах членов ООН. Процедура принятия реш-я: по важн ? - квалиф больш-во (2/3), др ? – простым (1/2+1).
Совет безопасности ООН.
- постоянно действ-щий орган. Состоит из 15 гос-в (5 постоян+10 непост), избир-ся на 2 года. СБ действует от имени и в интересах всех гос-в-членов ООН.
Компетенция:
а)отвечает за м/н мир и безоп-сть;
б)расследует любые ситуации к-ые м. привести к прениям или спорам м/у гос-ми, квалиф-ет ситуацию как угрозу миру или нарушение мира или акт агрессии.
В завис-сти от квалиф-й принимает меры:
1) временные (резолюции, в к-ых напоминает о необх-сти соблюдать принцип мирного разрешения споров, процедуры, методы);
2 ) меры, не связ-ые с использ-ем вооруж-х сил (санкции – полный/частичный перерыв в экон отнош, прекращение сообщений ж/д, возд, морск). Резолюции носят обязат-ый хар-р, создаётся комитет по санкциям. Если ф/л, ю/л под юрисд-й гос-ва –члена ООН нарушает резолюцию, то комитет информирует гос-во, а оно принимает меры;
3) меры, связые с использованием воор-х сил (объед-е воор силы ООН).
Принятие решений: важные – 9 членов (постоянных 5), др – любые 9. Если гос-во воздерживается, то голосование м. пройти, а если оно против, то накладывается вето.
Международный суд ООН.
- главный суд орган ООН в Гааге. Осущ-т свою деят-ть на основе устава, к-ый вкл-ет в себя статут м/н суда. Споры м/у гос-ми: нарушение МП, возмещение ущерба, наруш-е конкретных м/н дог-в. Суд дает консультативные закл-я. 15 независимых судей, к-ые избир-ся и работают в личном кач-ве, не явл представителями гос-в.
Юрисдикция: споры м.б рассмотрены только когда стороны признают юрисдикцию суда.
Признание м.б выражено:
1) в любое время гос-во может заявить, что признают юрисдикцию суда обяз-ной, но м.б искл некот споры,
2) в конкретном м/н дог-ре могут предусмотреть, что споры по поводу принятия м/н дог-а будут рассм-ся м/н судом. Гос-во может сделать оговорку, что не признает, но она м.б снята,
3) по конкретному спору. Любой спор с согласия сторон м.б передан в м/н суд. Юрисд-я факульт-я, т.е не все споры, а только с согласия. Решение суда обязательно.
Секретариат ООН.
- состоит их генерального секретаря и такого персонала, к-ый м. потребоваться для орг-ции. Генсек назнач-ся Ген. Ассамблеей по рекомендации Совета Безоп-сти сроком на 5 лет и признан главным административным должностным лицом орг-ции. Сотрудники персонала Секретариата (8600 чел-к) в кач-ве м/н должностных лиц ответствеены т. перед орг-цией.
Полномочия Генсека явл-ся в основном исполнительно-распорядительными, связаны с реализацией решений ГА ООН, СБ ООН и др. органов ООН, а также с обслуживанием их д-ти. Он м. доводить до сведения СБ ООН о любых вопросах, к-ые м. угрожать поддержанию м/н мира и безоп-сти. Он присутствует на заседаниях ГА, СБ, др. органов ООН, в работе м/н конференций и совещаний.
Генсек назн-ет замов и др. должностных лиц Секретариата, возглавляющих разл. упр-ия, департаменты, бюро. В числе основных подразделений – депертаменты по полит-ким вопросам, по вопросам разоружения, по эк-ким и соц-ым вопросам, по делам ГА ООН, по координации гуманитарной д-ти и др.
С 1992 г. функционирует департамент операций по поддержанию мира.
СБСЕ-ОБСЕ.
ОБСЕ - орг-я по безоп-сти и сотруд-ву в Европе. Регион-ая, но пон-я региона нигде не закреплено. После 2 МВ Европ. континент разделился на Зап.Европу и Вост.Европу. Стояла проблема создания с/мы коллективной безоп-сти в Европе. В конце 60-х гг. – необходимость созыва конференции «Совещание по безоп-сти и сотруд-ву в Европе». СБСЕ (совещание) – обсудили круг участников. Определено 3 этапа конф-ции, место проведения, повестка дня: вопросы безопасности, сотруд-во, шаги после совещания. Этапы: 1. 1973 – Хельсинки на ур-не МИДов) 2. 1973-75 – в Женеве, 3. 1975 – Хельсинки на высшем ур-не, на ур-не глав гос-в и глав правит-в. 01.08.75 заключительный акт по безопасности и сотр-ву. 1990 во Франции решение о создании стр-ры орг-в. 1994 в Будапеште решили назвать ОБСЕ.
Органы ОБСЕ. 1) встреча – высший орган; 2) совет министров – 1 раз в год. Может рассматривать любые вопросы безопасности и сотруд-ва – универсальная комп-ция. Обяз-сти: вопросы по подготовке встреч по реализации принятых решений, 3) руководящий совет – 2 раза в год. Текущие проблемы (политика, бюджет, принципы д-ти); 4) Конст-й совет – представ-во гос-в; 5) центры по предотвращению конфликтов (воен ?, созд банка данных); 6) бюро по демокр институтам и правам чел-ка; 7) верховный комиссар по делам нац-ых меньшинств; 8) парламентская ассамблея – обеспечение сближения зак-ва разных гос-в. 1999 встреча в Стамбуле – хартия безопасности для новой Европы. Надо разработать учредит-ый док-т, к-ый упорядочивает д-ть орг-в.
СНГ.
Распад СССР 8.12.1991 г. Белоруссия, Украина, Россия. В тот же день было принято соглаш-е о создании СНГ, к-ое подписано т. 3-мя гос-ми.
21.12.1991. – протокол, к-ый был подписан, кроме Грузии, всеми бывшими респ-ками СССР (12).
22.01.1993 г. – принятие Устава СНГ, вступил в силу 22.01.1994 г. Состав – 12 респ-к.
Осн. цели:
· сотруд-во во всех сферах;
· создание единого эк-го простр-ва;
· обеспечение и защита прав чел-ка;
· обеспечение своб. общения м/у гражданами гос-в – членов СНГ;
· поддержание м/н мира и безоп-сти, включая меры по разоружению;
· мирное разреш-е споров и конфликтов м/у гос-ми содруж-ва;
· осущ-ние правовой помощи м/у гос-ми-членами СНГ.
Структура СНГ:
1. Совет глав гос-в – сессионный орган. На ур-не глав гос-в СНГ решает принцип. вопросы, касающиеся д-ти СНГ.
2.Совет глав прав-в – сессионный орган. На ур-не глав прав-в координирует сотруд-во ОИВ гос-в- членов СНГ.
3.Совет министров ин. дел – сессионный орган. Осущ-ет координацию внешнепол-кой д-ти гос-в-членов СНГ.
4.Координац.-консультационный комитет действует постоянно. Осущ-ет текущую д-ть СНГ. Подготавливает предложения и проекты док-тов в рамках д-ти СНГ.
5.Экон. суд рассм-ет споры м/у гос-ми-членами СНГ, вытекающие из дог-ров эк-го хар-ра, и даёт толкование положениям такого дог-ра.
6.Комиссия по правам человека разрабатывает проекты м/н дог-ров в области прав чел-ка. М. рассм-ть инд. обращения → рекомендат-ый хар-р реш-ий.
7.Межпарламентская ассамблея – сессионный орган. Работают делегации нац-х парламентов. Ввели только в 1994 г. Заседания – в С-П.
8.Секретариат – адм.-тех. орган. Обеспечивает работу всех остальных органов СНГ. Возглавляет секретарь. Выступает от имени и в интересах СНГ с др. м/н орг-циями и др. гос-ми. Он нах-ся в Минске.
Офиц-ый язык – русский.
Совет Европы.
Создан зап-евр гос-ми в 1949, открыт для др евр гос-в. Осущ-т д-ть на основе устава. Компетенция: рассмат-ет вопросы, представляющие общий интерес, посвящённых соц-эк, культурной сфере, вопросы науки, образования, прав сфера, адм-ые вопросы, обеспечения защиты прав чел-ка, любые вопросы, кроме военных. Могут входить гос-ва, к-ые принимают обяз-ва по уставу.
Требования к кандидатам: 1) должен признавать верховенство права, 2) каждое гос-во обеспечивает всем лицам, находящимся на его тер-и права и свободы, т.е подписать конвенцию о правах и осн свободах чел-ка. Гос-во м.б исключено из СЕ, если нарушает обяз-ва по уставу, если не гарантирует права и свободы на своей тер-и. Членство в СЕ м.б приостанов-но. РФ – член СЕ 1992.
Процедура принятия гос-в : заявление на вступление, изучение гос-ва.
Стр-ра органов СЕ:
- Комитет министров
- Парламентская ассамблея (ПА)
- Конгресс местных и региональных властей
- Уполномоченный по правам чел-ка
- Секретариат.
ПА СЕ инициировала вопрос о приостановлении членства РФ в СЕ, но реш-е не было принято комитетом министров.
1. ПА СЕ – напр-ся делегация (2-18 чел-к, в РФ – 12). Орган сессионный, широкая компетенция, принимает декларации по любым вопросам.
2. Комитет министров – непол-кий орган, наблюдает за гос-ми-участниками по выполнению ими обяз-в перед СЕ. Контролирует исп-ие реш-ий Евр.суда по правам чел-ка.
3. Конгресс местных и регион-ых властей (создан в 1994г., не был предусмотрен в стр-ре СЕ изначально). Координирует д-ть, способствует сотруднич-ву в данной сфере у S-ов - гос-в-членов СЕ и АТЕ.
4. Уполномоч-ый по правам чел-ка – введён с 1995 г., изучает ситуации грубого и массового наруш-я прав чел-ка в гос-вах-членах СЕ, оформляет доклад и напр-ет в ПА СЕ. Если было нарушено, то:
· прекратить членство
· приостановит членство
· погрозить пальцем.
5. Секретариат – адм.-тех. орган, обеспечивающий работой всех остальных органов, возглавляемый ген. секретарём.
Офиц-ые языки СЕ – фр., англ.
33. Европейский союз: история создания
Декларация Шумана – объединение угля и стали. Сначала д.б. входить Франция и Германия, что заинтересовало др.гос-ва. 1950 – конференция, посвящённая учреждению объедин-я (Италия + Бенилюкс), был принят дог-р о создании Евр. объединения угля и стали, вступил в 1952 г. 1956 г. – конференция в целях учреждения ЕС и Евроатома – дог-р вступил в силу в 1957г. Гл.цель ЕС – создание общего рынка (3 этапа в 12 лет). Общий рынок – простр-во без внутр. границ, в котор
ом осущ-ся 4 свободы: 1. свобода движения товаров – устранение м/у гос-ми тамож-х сборов и колич-ных ограничений на экспорт и импорт. В 1968 г. был создан таможенный союз – уст-ен единый тариф для 3-х стран. Общий рынок сформировался т. в 1994 г. 2. свобода движения лиц – свобода движ-я раб. силы и право на жит-во и экон. д-ть гр-нам одного гос-ва – члена ЕЭС в др.гос-ве – члене ЕС. 3. свобода движ-я услуг. 4. свобода движ-я капиталов не связана с оплатой товаров и услуг. Включает прямые инвестиции, предоставление займов, кредитов, приобрет-е недвиж-сти, вложения ЦБ.
1970 г – создание Евр.банка, единая ден. валюта – ЭКЮ.1999–введено евро при расчётах, 2002-евро в нал. обращении. Вошли в ЕС: 1979 –GB, Дания, Сев.Ирландия; 1986 г -Португалия, Испания. 1981 г – Греция. 1986 г – принят единый Евр. акт – осн. этап по созданию ЕС, содержит нов. пол-ия по поводу сотруднич-ва гос-в-членов ЕС – т.е. соц-ая пол-ка, вопросы труда и охраны здоровья. 1992 г – Маастрикт – дог-р о создании ЕС, вступил в 1993. Сфера ЕС: безопасности; ПОО и органы юстиции; Охрана прав гр-н. Институт гр-ва ЕС – субсидиарный, т.е. сущ-ет параллельно сущ-щим гр-вам гос-в. реш-я, к-ые приним-ся в сфере ЕС, обязательны т. для тех гос-в, к-ые их одобрили. 1997 г – Амстердамский дог-р, вступил в силу 1.05.99. Приняты 3 новых члена ЕС (Австрия, Швеция, Финляндия), предполаг-ся принятие 5 членов: Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония. Особое внимание – правам и свободам чел-ка. Введена должность уполномоч-го по правам чел-ка и комиссия по петициям. 2 Шенгенских соглаш-я в Амст.дог-ре перестали быть самостоят-ми. Они были направлены на введение единой визы на тер-ии стран-членов ЕС. В них рассм-ся вопрос о предоставлении пол-го убежища. Взаимное признание виз. Полицейское сотруднич-во – Европол – сод-ит картотеку сведений о террор. д-ти и о лицах, соверш-х транснац-ые прест-ия: угон возд. судна, захват заложника. Ведомство координирует вопросы в области предоставления права помощи по уг.делам. Штаб-квартира ЕС – Люксембург, Брюссель, Страсбург. Офиц-ые языки – англ., нем., французский.
34. ЕС: главные органы и их компетенция
Евр. Совет –сессионный орган, не менее 2 р. в год. Собирается на ур-не глав гос-в или глав прав-в. Решает вопросы д-ти ЕС: о принятии нов. членов, нов. учр. док-тов, о переходе к нов.этапу, осущ-ет рук-во внеш.пол-кой и пол-кой безоп-сти, контролирует сотруд-во органов полиции и судов уг.- правовой сферы. Реш-я обязательны т. для гос-в-членов ЕС. Ст.4 Амстерд.дог-ра – институты ЕС. Особ-сти инст-тов: отвечают за текущую д-ть ЕС и способствуют выполнению задач в области функционир-я и развития общего рынка. Совет ЕС – зак.ф-ция, принимает норм.акты, к-ые имеют прямое значение, т.е. распростр-ся на ФЛ и ЮЛ гос-в-членов ЕС.Принятие реш-я на основе консенсуса или квалиф-ым больш-вом голосов, причём для голосования – процедура взвешенных голосов, т.е. каждое гос-во имеет опр.число голосов, кол-во к-ых зависит от роли гос-ва в интеграционных процессах, от населения, от экон. показателей. ФРГ, Фр., Вел., Италия – по 10; Люксембург – 2. Всего 87, для принятия акта - 62 голоса.
Европейская комиссия – постоянно действующий исп. орган. 20 комиссаров, избир-ся на 5 лет, треб-я: гр-во ЕС, высокая проф. квалиф-я, опыт, действия в интересах ЕС. Полномочия: Разработка проектов актов и бюджета ЕС; реком-ции по любому вопросу, входящему в сферу действия Евр. сооб-в: исполнение учр.док-в ЕС и норм. актов, принимаемых институтами ЕС. Если гос-во нарушает свои обяз-ва по док-там, то комиссия напр-ет предупреждение. Если гос-во не отреагирует, то комиссия м. обратиться в суд ЕС. Она представляет ЕС в м/н отн-ях с др. м/н орг-циями и др. гос-ми. Подотчётна Европарламенту, к-ый в случае неэф-ной работы комиссии м. принять реш-е о вынесении недоверия → ее роспуск.
Европарламент – сессион.орган, в нём представлены нац.парламенты. Макс. числ-сть 700 чел-к. В настоящее время – 626. От каждого гос-ва – опр.число депутатов. Выборы -прямым и всеобщим голосованием в соотв. с нац. избир. зак-вом. Полномочия: утв-ет / отклоняет проекты норм.актов, к-ые представляются комиссией ЕС, внесение изменений и поправок; принимает /отклоняет проект бюджета, отчёт об исполнении бюджета. 3. контролирует д-ть Еврокомиссии и Совета ЕС.
Суд ЕС обеспечивает применение права сооб-в поср-вом единообразного толкования и принятия учредит-х док-тов. Образован в 1952 г. состав – 15 судей и 8 ген. адвокатов – д/л суда, к-ые изучают дело и готовят его к рассм-ию. Суд рассм-ет: споры м/у гос-ми-членами ЕС; м/у институтами ЕС; м/у гос-ми-членами и институтами; выносит реш-я по обращ-ям нац-ых судов в случае необходимости толкова-ния положений учр. дог-ров ЕС или норм.-пр. актами ЕС, либо когда нац. суд обращ-ся с сомнениями по вопросам противоречия актов ЕС к.-л. док-там; даёт толкование или заключение по запросам к.-л. института ЕС.
35. ПВС: пон-е, ист-ки. Российское зак-во по вопросам внешних сношений.
– сов-сть норм, рег-щих статус и ф-ции гос-ых заруб. органов внешних сношений.
Органы – это органы гос-ва, посредством к-ых осущ-ся его связи с др. гос-ми и иными субъектами МП:
а) внутригос-ые (общей компетенции – глава гос-ва, парламент, прав-во или спец-ые – фед.мин-ва и ведомства);
б) зарубежные (постоянные: дипломатические представит-ва, консульские учреждение, представит-ва гос-в при м/н межправительственных орг-циях; временные: спец. миссии, делегации на м/н конференциях).
Источники: м/н договоры и м/н обычаи.
В 1961 и 1963 гг. были проведены дипломатич. конференции, в рез-те к-ых были приняты:
1. Венская конвенция о дипл. сношениях (1961),
2. Венская конвенция о консульских сношениях (1963),
3. конвенция о спец. миссиях 1969 г.,
4. конвенция о предотвращении и наказании прест-ий против лиц, пользующихся м/н защитой, в т.ч. дипл. агентов (1973),
5. конвенция о представ-вах гос-в в их отн-ях с м/н орг-циями универс-го хар-ра (1975).
Все эти дог-ры универсальные, но для тех гос-в, к-ые не подписали данный дог-р, действует м/н обычай.
Правовое пол-ие и порядок д-ти органов внешних сношений в соотв. с нормами МП регламентир-ся актами нац-го зак-ва, в числе к-ых К РФ, ФЗ «О м/н дог-рах РФ», отдельные статьи др. ФЗ, Положение о МИДе РФ, утв-ное Указом През-та РФ, Положение о Посольстве РФ, Положение о Консульском учреждении РФ, Положение о Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном гос-ве, положение о постоянном представит-ве РФ при м/н орг-ции 1999г. През-т РФ в соотв-вии с К РФ осущ-ет рук-во внешней пол-кой РФ, ведёт переговоры и подписывает м/н дог-ры, подписывает ратиф-ые грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нём дипл-ких представителей. Фед. собрание принимает з-ны, в т.ч по вопросам м/н отн-ий, ратификации и денонсации м/н дог-ров, статуса и защиты гос.границы РФ, войны и мира. Прав-во РФ подготавливает и заключает м/н дог-ры, именуемые межправит-ми, обеспечивает представит-во в ин.гос-вах.