Утверждение либеральных ценностей в экономическом и политическом устройстве России в 1991–2007 гг. и его особенности

1.1. Изменение геополитической ситуации в мире и место России в ней. Факторы ослабления позиции России на международной арене. После распада Советского Союза и прекращения «холодной войны» Российская Федерация оказалась в новой международной ситуации.

Снизилась роль центрального противостояния, но одновременно возросла угроза региональных конфликтов, распространения оружия массового поражения и ракетных технологий. Социалистический лагерь распался, бывшие союзники тяготели к Западу, включая некоторые страны, ранее входившие в состав СССР. Вблизи азиатских границ СНГ образовался пояс нестабильных государств, в ряде бывших регионов СССР завязались вооруженные конфликты.

Резко снизилась внешнеполитическая активность России, сократилась военная мощь нашей страны. При этом Россия сохранила право на статус великой державы, выступив правопреемницей СССР, став постоянным членом Совета Безопасности ООН и, главное, оставив за собой контроль за советским ядерным оружием.

1.2. Концепция и основные задачи внешней политики России. Главной задачей России на международной арене является обеспечение внешнеполитических условий для модернизации страны. Этой цели подчинены все остальные задачи.

• Руководство страны поставило перед собой задачу интеграции в мировой рынок и гармонизации политического курса с политикой ведущих мировых держав.

• В качестве важной задачи осознавалась также необходимость восстановления статуса России как влиятельной в мире державы. В 1996 г. в качестве официальной была провозглашена линия на создание многополярного мира, подтвержденная в Военной доктрине и Концепции внешней политики России (июль 2001 г.).

• К концу XX столетия Россия столкнулась с проблемой глобализации, которая характеризуется образованием единого пространства мирового рынка, мировой финансовой системы, мировой сети коммуникаций и услуг.

В нашей стране в общественном мнении и среди специалистов существуют разные подходы к этой проблеме. Сторонники включения России в процесс глобализации считают участие в нем объективно необходимым, чтобы не оказаться в аутсайдерах мировой цивилизации. Противники глобализации отстаивают курс на противостояние США и их союзникам. Они отмечают опасность для России оказаться в разряде периферийных стран (прежде всего в роли сырьевого придатка, могильника для отходов вредных производств и т.д.), учитывая, что к 2001 г. доля России в мировом ВВП составляла всего лишь 1,6% (доля США — 19%, Европейского союза — 16%, Китая — 10%, Японии — 7% и т.д.). Как на фактор риска указывается на низкую степень экономической безопасности страны, что проявляется в росте импорта продовольствия; жесткой привязке рубля к доллару и т.д. Для России тенденция глобализации оборачивается также своеобразной вестернизацией повседневной жизни и культуры.

В 2001 г. Совет по внешней и оборонной политике РФ принял рекомендации по «встраиванию России в процесс глобализации», что предполагает максимальный уровень сотрудничества с развитыми странами: через членство в «большой восьмерке», вступление в ВТО, интеграцию с Евросоюзом, сохранение контактов с НАТО.

• Задачи по развитию отношений со странами ближнего зарубежья. Связи со странами СНГ — основной сферой стратегических интересов России — сохраняют первостепенное значение как в политико-экономической, так и в военной сферах.

В последние годы в качестве приоритетной стала восприниматься задача всесторонней защиты прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.

1.3. В соответствии с задачами развивались основные направления внешней политики РФ.

• Важнейшим направлением с начала 90-х гг. стало сближение с ведущими странами Запада, прежде всего США.

• Одновременно, преследуя цели предотвратить создание однополярного мира, где гегемоном выступают США и их ближайшие союзники, Россия развивает отношения как со странами Европы, так и с державами Азиатско-Тихоокеанского региона.

• Объективно жизненно важным направлением внешней политики России остаются ее связи со странами ближнего зарубежья.

На разных этапах российское руководство ставило разные акценты в своей внешнеполитической деятельности.

1.4. Новые акценты во внешней политике РФ. С приходом к власти президента В. В. Путина внешняя политика России приобрела новые акценты — более выраженную направленность на защиту общенациональных интересов. При этом российские дипломаты исправляют ошибки прошлого, пытаясь восстановить отношения с традиционными партнерами России. Среди конкретных внешнеполитических целей выделяются следующие: ориентация на установление стратегического партнерства с США и Европой; развитие отношений с ведущими азиатскими державами (в первую очередь Индией и Китаем). В. В. Путин стал первым российским лидером, посетившим Северную Корею и Кубу, а также Малайзию.

60. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–2007 гг. В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государствен­ную Думу. объединения и партии: «Наш дом — Россия», КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». На политической арене появились новые политические движения: «Отечество — вся Россия» (лидеры —Е. М. Примаков, Ю. М. Лужков), «Союз правых сил» (С. В. Кириенко, Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада). 31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б. Н. Ельцин. 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президен­том Российской Федерации. Продолжало углубляться сотрудничество РФ с государства­ми — членами СНГ. Сложившееся Содружество не всегда отвечало интересам всех входящих в него стран. На международной арене основными торговыми партнерами России оставались государства Европейского союза. В марте — апреле 1999 г. в связи с так называемым югославским конфликтом осложнились отношения между Россией и НАТО. В начале нового столетия замет­но активизировалась внешняя политика России. Восстанавливались политические, экономические, культурные связи с ведущими страна­ми мира — США, Германией, Великобританией, Францией, Италией. Конкретные вопросы сотрудничества обсуждались на встречах Пре­зидента В. В. Путина с главами зарубежных стран. Существенное воздействие на развитие международных отноше­ний оказали события 11 сентября 2001 г. В этот день террористы, завладев несколькими пасса­жирскими самолетами, направили их на здания Всемирного торгово­го центра в Нью-Йорке. Была достигнута догово­ренность с Европейским Союзом о совместном антитеррористиче­ском сотрудничестве. В мае 2002 г. в Москве во время встречи В. В. Путина с амери­канским президентом Дж. Бушем была подписана декларация, на­правленная на расширение всестороннего сотрудничества между странами. Многосторонние и двусторонние договоры связывали Россию с государствами Западной Европы. Германия, Италия и Франция ста­ли наиболее крупными партнерами страны в области внешней тор­говли. Углублялись внешнеэкономические связи со странами Азиат­ско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Индией и Китаем. Рос­сия, как и прежде, оказывала помощь Индии в сфере энергетики и металлургии. В России действовали свы­ше 400 предприятий с китайским капиталом. В соответствии с двусторонними договорами уве­личивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Осложнились отношения с Грузией и У кран ной. России велись переговоры с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства с еди­ной торговлей, налоговой и денежно-финансовой политикой.

Наши рекомендации