Условия смягчения конфликтов
1. Для смягчения социальных конфликтов общества нуждаются в социальном планировании деятельности государства, его институтов, классов и других структурных элементов. И здесь нужно иметь в виду, что социальное планирование может быть тоталитарным (и авторитарным), как это было в СССР, нацистской Германии и подобных странах, и демократическим. В демократических государствах власть и социальные технологии контролируются социальными общностями и институтами в интересах всего общества. К. Манхейм пишет:
не всякое планирование – зло. Мы должны различать планирование ради подчинения и ради свободы. В обоих случаях велика роль координации средств социальной технологии, таких, как образование, пропаганда, администрация.
В СССР планирование было подчинено целям государства (победа социализма в мировом масштабе), которые расходились с целями трудящихся (улучшение качества жизни); в нынешней Германии, Японии и других странах планирование осуществляется в интересах развития экономики (эффективность общественного производства) и в большей степени соответствует интересам трудящихся.
2. Для смягчения конфликтов, вызванных социальным неравенством, нужно не только сохранить демократию, основанную на частной собственности и свободе, но и добиваться социальной справедливости. Функционирование капитализма, если оставить его на самотек, приведет в кратчайший срок, как это получилось в ельцинской России, к увеличению социальных различий в доходах и благосостоянии между различными социальными общностями до такой степени, что вызовет конфликтную ситуацию, социальную напряженность и развертывание социального конфликта. В условиях же демократического капитализма
принцип социальной справедливости является не только этическим принципом, но и одним из условий функционирования самой демократической системы. Требования большей справедливости вовсе не обязательно подразумевают механическое понятие равенства. Разумные различия в доходах и накоплении богатства могут сохраняться в обществе с целью стимулирования лучших достижений, пока не нарушают общих тенденций планирования и не вырастут до таких размеров, что препятствуют сотрудничеству между различными классами*.
* Манхейм К. Указ. соч. С.418.
Стремление к разумной справедливости, а не к социальному равенству вполне осуществимо с помощью налогообложения, контроля за инвестициями, расширения социальных служб и т.п. Оно не нуждается в социальных революциях, которые осуществили большевики и которые привели к диктатуре и социальному равенству в бедности и бесправии. Стремление к разумной социальной справедливости (и социальному неравенству) предполагает опору на предыдущие демократические силы, классы, традиции, ментальность людей. Поэтому нужно не устранение социального неравенства ради социального равенства, а введение разумного (умеренного) социального равенства (и неравенства), соответствующего эффективности общественного производства. Это вызовет смягчение социальных конфликтов, переведет их из сферы насильственных действий в сферу социального согласия.
Умеренное социальное неравенство означает прекращение дискриминации тех или иных социальных групп в обществе государством – профессиональных (фермеры, предприниматели и т.п.), религиозных (нынешний закон о совести), национальных (русские в странах ближнего зарубежья) и т.п. Это важно в процессе реформ, когда отдельные социальные группы ставятся в привилегированное положение, а другие его теряют. Так, в процессе капитализации России пролетариат потерял привилегированное положение, а предприниматели его получили, что вызвало межу ними появление конфликтной ситуации – социальной напряженности – социального конфликта.
3. Важнейшей причиной конфликтов в обществах являются дефицит власти и активности у народа и слишком большая их концентрация у бюрократии. Чтобы устранить это политическое неравенство, нужно развивать такие формы демократизации общества, которые бы устраняли его: принятие соответствующих законов; демократические выборы на альтернативной основе, с равными правами кандидатов и стоящих за ними политических сил; гласность и информированность избирателей о политических программах кандидатов и их профессиональных, нравственных, физических качествах; система судопроизводства, способная не только выявить нарушения демократических законов и процедур выборов, но и наказать виновных и т.д.
4. Важнейшим источником социальных конфликтов в обществе является репрессивная бюрократия, которая сохраняется и в постсоветской России. Она ориентирована, прежде всего, на защиту интересов политического класса и подавление, ограничение, ущемление интересов народной массы. Весь советский период она только и занималась, с одной стороны, насильственной мобилизацией и принуждением советских масс на выполнение решений партии и правительства, а с другой стороны, – борьбой с «белыми», кулачеством, крестьянством, «врагами народа», диссидентами и т.п. В этом процессе бюрократия всегда умела реализовывать свои корыстные интересы, которые маскировались интересами господствующего (пролетариат) класса, выдаваемыми за интересы государства и народа. Именно поэтому в России опасно вводить чрезвычайные положения, которые будут использованы бюрократией в своих корыстных интересах. Постепенная «перековка» репрессивной бюрократии в демократическую – для России очень важное условие ликвидации конфликтов.
5. Важнейшая причина социальных конфликтов – депривация: материальная, экономическая, политическая, национальная, религиозная. Для смягчения конфликта необходимо смягчение, если не ликвидация социальной депривации. Поэтому политическим руководителям следует меньше раздавать обещаний своему народу, и стремиться к тому, чтобы естественные ожидания людей как можно меньше расходились с их реальным удовлетворением. Особенно это касается материальной и экономической депривации – расхождения между ожиданиями и реальностью в сфере жизненных благ и уровня доходов.
6. Большое значение для смягчения социальных конфликтов имеет формирование демократического мировоззрения в обществе (демократических идеалов, ценностей, принципов познания и поведения и т.п.). Мировоззрение наряду с подсознанием выступает побудителем поведения людей. Демократическое управление в обществе – это важнейшее условие демократической культуры и предупреждения социальных конфликтов. Демократический гражданин – это человек независимый, сознающий значимость свободы, терпимый к политическим позициям других, с одной стороны, и одновременно наделенный критическим отношением к власти, готовый вступить с ней в конфликт в случае нарушения своих прав и свобод. Карл Поппер не случайно утверждал, что каждый гражданин должен сочетать лояльность по отношению к государству с
некоторой степенью бдительности и даже недоверия к государству и его чиновникам. Он обязан следить за тем, чтобы государство не переступало границ своей компетентности. Ибо государственные институты обладают огромной властью, а там, где имеется власть, всегда возникает опасность злоупотребления властью и угроза свободе. Всякая власть стремится закрепить свои завоевания, всякая власть склонна к коррупции. И, в конечном счете, только традиции свободного общества, включая традицию ревностной бдительности граждан, могут составить противовес государственной власти и держать ее под контролем. На этом держится любая свобода.
7. Важнейшим условием смягчения социальных конфликтов является толерантность (терпимость) к чужым мнениям, отказ от претензий на обладание абсолютной истиной и, разумеется, отказ от насилия как средства утверждения своей правоты. Это касается и индивидов, и социальных общностей, и социальных институтов, и социальных организаций. В советском обществе такой толерантности в отношениях между ними не существовало, типичными были нетерпимость и категоричность, например, НКВД, КПСС. Нетерпимость инициировалась самими же этими институтами, постепенно входя в психологию и менталитет населения. С изменением сущности и характера деятельности новых общественных институтов начались и изменения в психологии, ментальности, мировоззрении людей. Этому в значительной степени способствует повышение уровня образованности. Социологические исследования показали, что образованный гражданин – надежная основа процесса демократизации, создания демократических институтов, распространения толерантности в отношениях между социальными субъектами.