Система предупреждения конфликтов
Предупреждение социальных конфликтов в более широком плане (для всех социальных субъектов) означает: 1) их распознавание на стадии становления, 2) ориентацию субъектов, по крайней мере – посредников, на согласие между противоборствующими сторонами, 3) систему действий, направленных на недопущение перерастания стадии становления (предконфликта) в стадию развертывания.
Система предупреждения социальных конфликтов обычно оценивает предметы, участников, условия, поводы, причины конфликтов. Прежде всего обращается внимание на интересы его участников, способы решения конфликтных ситуаций, прогнозирование возможных последствий (и не только положительных) в случае развертывания и эскалации конфликта.
Для предотвращения социального конфликта необходим, прежде всего, всесторонний и глубокий анализ возможных и реальных конфликтных ситуаций между предполагаемыми субъектами. Это выявление несовпадения интересов, предметов конфликта, возможностей его разрешения и т.п. Очевидно, что такую задачу должны решать либо сами субъекты, либо специальные аналитические центры. При этом анализ должен быть направлен именно на предотвращение конфликта, а не на его провоцирование. Социальные субъекты (индивиды, партии, государственные организации и т.п.) должны признавать наличие несовпадающих (различных и противоположных) интересов, социальных конфликтов в обществе, их естественность.
В развитых странах мира так и делается по вопросу классовых, межнациональных, профессиональных, криминальных и подобных конфликтов. В СССР считалось, что все основные социальные конфликты исчезли вместе с ликвидацией классов, социального неравенства, частной собственности. В СССР не занимались в полной мере анализом назревавших конфликтов и задачами их предотвращения. Например, говорилось о дружбе между народами СССР и умалчивалось о назревавших межнациональных конфликтах. Поэтому Горбачев и правительство страны оказались неподготовленными к всплеску межнациональных противоречий и конфликтов, которые обрушились на страну в конце 80-х годов.
Действия, предпринимаемые субъектами, должны быть направлены именно на предотвращение конфликтов, а не на их развертывание. В этом плане весьма показательны действия Сталина и советского руководства накануне нападения фашистской Германии на СССР. Они сделали все, чтобы не дать гитлеровскому руководству повода для развязывания войны против СССР. И это стало одной из причин, по которой СССР не рассматривался на Нюрнбергском процессе в качестве одного из поджигателей Второй мировой войны.
В то же время Сталин искусственно раздувал в стране классовую борьбу между советским народом и врагами народа – троцкистами, меньшевиками, шпионами, вредителями, кулаками и т.п. Это позволяло ему, с одной стороны, устранять возможных политических противников, понимающих, что советское общество зашло в тупик, а с другой стороны, держать в страхе народ, номенклатуру, иметь рабов для сооружения «строек коммунизма» (рудников, шахт, военных заводов, атомных полигонов и т.п.). Действия Ельцина – «берите свободы, сколько унесете» – тоже способствовали развертыванию социальных конфликтов в постсоветской России, так же, как и война в Чечне.
Для устранения дезорганизации общества и его стабилизации во всех его сферах нужны создание сильного государства и соответствующая политика – внутренняя и внешняя. При этом следует иметь в виду, что государство может носить тоталитарный или демократический характер. В тоталитарном государстве дезорганизация в обществе устраняется достаточно быстро с помощью государственного насилия, но общество лишается способности к самодвижению и начинает в целом деградировать на основе тоталитарной стабилизации. Это показал опыт СССР. В демократическом государстве дезорганизация общества устраняется медленнее, но в результате укрепления умного, правового, демократического государства и гражданского общества оно оказывается способным к развитию. Это показал опыт Германии и Японии после Второй мировой войны.
Стабилизация России и устранение ее дезорганизации предполагают:
1) эффективное участие государства в управлении экономическими и национальными процессами в интересах основных классов и социальных групп;
2) усиление борьбы с преступностью и коррупцией;
3) создание новых рабочих мест, регулярную выплату зарплаты, повышение уровня жизни;
4) финансовую стабилизацию, борьбу с инфляцией, создание современной системы денежного обращения и т.п.;
5) совершенствование законодательства, суда, органов МВД;
6) выдвижение национальной идеи, сплачивающей население в народ и т.п.
В целом борьба с дезорганизацией должна носить всесторонний и длительный характер как для государства, так и для гражданского общества.
Дезорганизация может относиться к какой-нибудь общественной сфере (например, политической, экономической, к местному самоуправлению, к межнациональным проблемам и т.п.). В этом случае нужно выявить, какая общественная сфера стала дезорганизованной и почему, затем начинать действия по наведению в ней порядка. Например, долгое время в России пытались навести порядок в финансовой сфере, устранить инфляцию и т.п. Сейчас, по-видимому, порядок навели, но ценою невыплат зарплат населению и спада промышленного производства. Это свидетельствует об отсутствии системного подхода к решению проблем стабилизации общества.