Классовая борьба - движущая сила формации
Маркс и Энгельс выделили (в трактовке советских идеологов*) в истории человечества три общественно-экономические формации, в которых движущими силами является борьба классов: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую.
* На самом деле Маркс выделил одну экономическую формацию с тремя способами производства.
Всякая историческая борьба, – писал Энгельс, – совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области – в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов*.
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 259.
В основе классовой борьбы лежит антагонистическое (непримиримое) противоречие между эксплуататорами и эксплуатируемыми, возникающее из коренной противоположности их экономического и политического положения в обществе. В этой борьбе классы стремятся реализовать свои интересы (стремления), поэтому борьба является не случайной, а необходимой. Она могучая движущая сила развития антагонистических (рабовладельческих, феодальных, капиталистических) формаций, разрушающая отжившие формации и созидающая новые. Классовая борьба как главная форма социальных конфликтов считается Марксом и Энгельсом необходимым и положительным моментом человеческой истории, высшим проявлением которой является социальная революция.
Общественно-экономическая формация, которую разрушает и развивает классовая борьба, – это общество, характеризующееся: 1) определенными производительными силами*, 2) соответствующими этим силам производственными (экономическими)** отношениями, образующими базис общества, и 3) соответствующей базису надстройкой. Базис общества образуют формы собственности, распределения и обмена, господствующие в данном обществе. Надстройка включает в себя формы общественного сознания; организации и учреждения, основным из которых является государство); надстроечные отношения (политические, правовые, моральные, религиозные и т.п.).
* Производительные сапы общества включают в себя взаимодействие, с одной стороны, людей (рабочей силы), а с другой стороны, предметов, орудий, условий труда, образующих в единстве средства производства.
** Экономическими являются отношения распределения и обмена произведенных благ – товаров на основе определенной формы собственности (частной, государственной, акционерной) на средства производства.
Маркс и Энгельс сформулировали основные законы функционирования и развития общественно-экономических формаций: производительные силы определяют производственные отношения, базис определяет надстройку, общественное бытие (основным элементом которого является базис) определяет общественное сознание. Классовая борьба – движущая сила развития антагонистических формаций. Основными классами в них являются рабы и рабовладельцы, феодалы и крепостные крестьяне, буржуа и пролетарии. Помимо основных классов есть неосновные, существование которых связано с сохранением остатков прежнего или появлением элементов нового способа производства, представляющего взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
В каждой антагонистической формации классовая борьба имеет свою специфику. В условиях рабовладельческого общества она носит стихийный и эпизодический характер, выражаясь в восстаниях рабов, например восстании Спартака. При феодализме масштаб борьбы возрастает, но по-прежнему носит стихийный (неорганизованный) характер, приводя к развитию общественной формации тоже стихийно и эволюционно. Только при капитализме классовая борьба приобретает организованный и целенаправленный характер, благодаря появлению политических партий.
Формы классовой борьбы
Исторически первой формой классовой борьбы Маркс и Энгельс считали экономическую. Это борьба за повседневные потребности угнетенных: повышение зарплаты, улучшение условий труда и т.п. Эта борьба понятна и доступна народной массе. В ходе такой борьбы растут самосознание угнетенных, их классовая солидарность, возникают первые рабочие организации (профсоюзы, кассы взаимопомощи и т.п.).
Следующей формой классовой борьбы является идеологическая. Она выражается в критике существующей антагонистической общественно-экономической формации (государственного устройства, формы религии, моральных норм, эстетических представлений и т.п.), не устраивающей угнетенных, в создании образованными представителями угнетенных представлений (образа) новой общественной формации, пропаганде этого образа среди народной массы.
Высшей формой классовой борьбы классики марксизма считали борьбу политическую, борьбу за захват государственной власти, установление диктатуры пролетариата, в результате пролетарско-социалистической революции. «Марксист, – писал Ленин, – лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата».
В отличие от О. Конта и Г. Спенсера, которые считали социальные революции болезненным и неестественным состоянием общества, Маркс считал социальные революции «локомотивами истории». Он рассматривал их как необходимый этап при переходе общества от одной формации к другой. Самой глубинной причиной социальных революций он считал конфликт между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями. Этот конфликт выражается в богатстве, господстве, образованности класса эксплуататоров и бедности, угнетенности (отсутствии прав), бескультурье угнетенных. В результате этого вопиющего экономического, политического, культурного неравенства угнетенные пролетарии поднимаются на революционную борьбу со своими экономическими, политическими, культурными угнетателями, разрушают до основания старую (капиталистическую) формацию и начинают строить новую пролетарско-социалистическую.
Социальная революция представляет собой, по мнению классиков марксизма, высшую форму классовой борьбы рабов и рабовладельцев в рабовладельческом обществе, крепостных крестьян и феодалов в феодальном обществе, пролетариев и буржуа в капиталистическом обществе. Эта борьба происходит в форме идеологической, экономической, политической и военной. Высшей формой военной является вооруженное восстание для захвата политической власти в стране и установления диктатуры одного класса – пролетариата – против всех остальных непролетарских классов. После установления диктатуры новый господствующий класс начинает разрушать старый формационный дом и строить новый в соответствии со своими интересами.
Характерная черта социальных революций, особенно пролетарско-социалистической, – непримиримый характер интересов враждующих классов. Компромисс между ними невозможен и одна сторона должна победить другую. Для обоснования этого положения Маркс внес существенное дополнение в теорию противоречий, согласно которому одна противоположность противоречия играет отрицательную, революционную, а другая – положительную, консервативную роль. Отрицательную, революционную роль в пролетарско-социалистической революции, ради осуществления которой трудились Маркс и Энгельс, играет пролетариат. Отсюда и победа пролетариата над буржуазией, установление диктатуры пролетариата, уничтожение до основания старого буржуазного строя и другие, ненужные и чудовищные для людей разрушения и страдания. В этих рассуждениях классиков марксизма проявился теоретический кабинетный характер их образа жизни, неощущение на себе того, что означают в практической жизни их слова.
Для разрушения старого формационного (буржуазного) и строительства нового (пролетарско-социалистического) дома нужна диктатура. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции...» В отличие от Аристотеля, Гоббса и других мыслителей, Маркс, Энгельс, Ленин считали, что государство – только машина для подавления одного класса другим. Это значит, что социальные конфликты в обществе между классами не разрешались, а устранялись путем простого насильственного подавления и загонялись внутрь, чтобы взорваться при соответствующих условиях. Такая односторонняя точка зрения сыграла свою негативную роль в советском государстве, занимавшемся в значительной мере подавлением «врагов народа», т.е. советских людей, не согласных с политикой КПСС. Неточность марксистско-ленинской точки зрения на роль государства опровергнута самой советской действительностью и ее крахом в результате мгновенно разорвавших советское общество и союзное государство идеологических, политических, экономических и межнациональных конфликтов.