Учение гуго гроция о государстве и праве
Гроций Гуго де Гроот(1583—1648) — голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государства и естественного права. Основатель науки международного права.
Эпоха. На годы жизни Гроция приходятся Нидерландская революция (1566—1609), которая освободила страну от испанских феодалов, и Тридцатилетняя война в Западной Европе (1618—1648), которая привела к распаду Священной Римской империи на 355 самостоятельных государств.
Биография. Родился в голландском городе Дельфте, в семье выходца из Франции. Гуго Гроций в 11 лет стал студентом Лейденского университета, в котором изучал право. В 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском университете (Франция). В 1601 г. стал историографом Республики соединенных провинций. За участие в религиозных распрях Гроций был осужден на пожизненное заключение, бежал во Францию, где прожил 11 лет, пользуясь покровительством Людовика XIII. Перешел на службу к шведскому королю и был назначен шведским посланником при французском дворе
Логическое основание политико-правового учения: рационализм, политические и правовые идеи философов античности (Аристотеля и др.), положения Священного писания.
Основная работа: «О праве войны и мира», “Свободное море”.
Содержание политико-правового учения.Происхождение государства. Гроций определяет природу человека аксиоматически, как математик. В каждом человеке заложены societatis appetitus — социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. Эта аксиома Гроция имеет определенное сходство с аксиомой о природе человека Аристотеля, для которого человек — животное политическое (общественное).
На основе этой аксиомы, Гроций вырабатывает договорную теорию происхождения государства, противопоставляя ее теории божественного происхождения государства.
Понятие государства.Государство представляется Гроцию осознанным объединением свободных индивидов: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона.
Суверенитет государства. Суверенитет государства, т.е. верховная власть государства, — это такая власть, «действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению».
Гроций различает общего носителя суверенитета — государство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной.
Учение Гроция о суверенитете связано с его представлением о договорном происхождении государства: до момента заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения — государству. Народ не должен иметь права «низлагать и карать» государей, которые злоупотребляют своей властью. Исключения, когда государь:
—> становится «явно враждебным всему народу»;
—> уже отрекся от престола;
—> утратил свою власть, полученную под каким-либо условием;
—> при вручении ему власти сам дал согласие на то, что ему в известных случаях можно оказывать сопротивление
Правовое учение Гроция. Понятие права. Под правом Гроций понимал «правила нравственных поступков», которые являются для индивидов обязательными.
Классификация права. Вслед за Аристотелем Гроций делил право на естественное и позитивное (волеустановленное).
В отличие от Аристотеля, для которого источником естественного права являлась природа, для Гроция источник естественного права — разум. Естественное право — это «предписания здравого разума».
Источником позитивного права для Гроция является воля, которая может быть человеческой и божественной.
Гроций не только по-новому определил источник естественного права, но и сформулировал правила, которые предписываются этим правом каждому рационально мыслящему индивиду:
• воздержись от присвоения чужого имущества;
• верни полученную тобой чужую вещь;
• возмести извлеченную из этой вещи выгоду;
• возмести ущерб, причиненный по твоей вине;
• воздай людям заслуженное наказание (преступление должно быть наказано);
• договоры необходимо соблюдать (pacta sunt servanda). Правила естественного права, считал Гроций, неизменны, как неизменна сама разумная природа индивидов. Поэтому естественное право незыблемо и не может быть изменено даже Богом: «Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро».
Гроций — буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, которое устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой — получает защиту в силу права естественного.
Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчиняться правовым ограничениям, если война уже началась.
Г. Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Нового времени, основу которой составил рационализм. Существенным является вклад Гроция в науку международного права.