Политико-правовоеучение аристотеля
Аристотель(384—322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, основатель античной политической науки.
Эпоха. Кризис полисного строя. Разорение крестьян, переселение их в города, рост числа свободных бедняков, развитие ростовщичества (хрематистики). Народным собранием руководят доносчики, процветает клевета на богатых. Чернь посещает народные собрания за плату.
Биография. Родина Аристотеля — греческий город-полис Стагира во Фракии. Аристотель в детстве играл с Филиппом, будущим царем Македонии. С 17 до 37 лет учился в Академии Платона. С 343 г. до н.э. Аристотель был наставником Александра Македонского, за что Александр, став царем, поставил своему учителю и другу памятник. В 336 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах свою собственную школу-лицей. Аристотель читал в лицее лекции, прогуливаясь со своими слушателями. Peripateo (греч.) означает «прохаживаюсь». Отсюда название учеников и последователей Аристотеля — перипатетики. С именем Аристотеля связывают начало формальной логики, наряду с которой он преподавал ботанику, астрономию, экономику, государствоведение.
Логическое основание политико-правового учения. В отличие от Платона («Платон мне друг, но истина дороже») Аристотель считал, что идеи существуют не вне вещей, а в них, как форма. Любая вещь — это единство материи и формы. Какую бы форму не имела вещь, она в то же время составляет возможность новой формы. Таким образом возникает иерархия форм.Человек, считал Аристотель, — это душа, которая имеет два начала: разумное и волевое.
Человек — это главным образом разум. У человека есть много природных импульсов, которые разум должен контролировать. Разум призван определить «точную меру», средний путь. Это путь добродетели. Добродетель — это «середина между крайностями». В число добродетелей человека входят: мужество — это среднее между безрассудством и трусостью, щедрость — это среднее между жадностью и расточительностью, скромность — это среднее между бесстыдством и стеснительностью.
Основные работы: «Политика». Произведение относится к разряду записок, составленных в целях преподавания. В основе «Политики» Аристотеля лежит анализ и сравнение действующих конституций. Считается, что Аристотель вместе со своими учениками изучил конституции 153 греческих полисов; «Никомахова этика».
Содержание политико-правового учения Аристотеля. Понятие справедливости. Среди всех добродетелей есть одна, в которой отражены все остальные. Это справедливость. Общего определения справедливости у Аристотеля нет.
Он выделяет два вида справедливости:
• распределяющую (критерий достоинство: в олигархии – богатство, в аристократии - честь); благ должно быть больше у тех, кто более достоин
• уравнивающую - предполагает людей совершенно равными, а достоинство не имеет никакого значения. Не важно, кто совершил преступление — достойный или нет, но наказание должно последовать.
Понятие государства. Человек по своей природе — существо общественное. Поэтому государство для него является высшей формой общения. К другим формам общения Аристотель относил семью и общину. Семья — это низшая форма, за ней следует община, и наконец, высшая форма — государство. «Государство — сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни».
Классификация форм правления государства. Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
▪Монархия — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
▪Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих.
▪Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
▪Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
▪Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
▪ Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
Правовая теория. «закон — это уравновешенный разум». Право — это мерило справедливости.
Классификация права. Аристотель различает право позитивное и право естественное.
Под позитивным правом Аристотель понимает изменчивые человеческие постановления, которые могут быть писаными или неписаными (обычаями). Под естественным правом Аристотель понимает неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя. Естественное право предписывает:
• разделение людей на рожденных повелевать и рожденных повиноваться;
• рабство: «Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо»;
• господство мужа над женой.
Что касается соотношения естественного и позитивного права, то Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми.
Создавая проект идеального государства, Аристотель основывался на критике первого проекта идеального государства Платона. Аристотель — критик «коммунизма» Платона. Для Аристотеля эгоизм естествен (человек больше заботится о своем благе, чем об общем; любовь к семье — это источник радостей).
Аристотель предложил критерий справедливой формы правления государства — интересы общего блага. Этот критерий можно приложить к любому современному государству.
Аристотель изменил стиль изложения политических идей. Научный трактат Аристотеля пришел на смену диалогам Платона. Аристотеля чаще всего и называют основателем политической науки.