Политико-правовые идеи социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн)
Социалисты-утописты обличали капиталистический строй и предлагали план идеального политического и экономического устройства общества.
Сен-Симон. С.-С. был недоволен результатами французской революции (не решила всех проблем). В протест слагает дворянское звание, отказывается от графского титула, ищет пути устройства общества на справедливых началах.
Создал учение о закономерностях общественного развития, о прогрессивности всякой новой системы в развитии общества.
С-С подходит к обоснованию идеи закономерного развития общества и смены одной фазы развития другой «новой организационной фазой». Прогресс есть движение к высшей организации общества. Переход осуществляется мирным путём. Основой процветания является индустриальное развитие. Сен-Симон особо подчёркивал роль науки и техники в развитии нового строя. В его труде «Катехизис индустриалов» отмечается, что праздные собственники (крупные землевладельцы и капиталисты) будут в «обществе индустриалов» упразднены. «Индустриалы» – это все трудящиеся, люди науки, пром.буржуазия. Сен-Симон считал, что в промышленной системе часную собственность можно контролировать. В русле своих технократических взглядов С-С обосновывает и идею, что государство из орудия управления людьми превратится в орудие управления вещами. Т.е. перестанет быть полит. организацией.
Фурье На него оказала огромное влияние французская революция. Он считал, что эта революция не достигла необходимых результатов. Он критикует существующий строй, идеологов капитализма, тех, кто защищает капиталистические устои.
Своё учение Ф. Облекает в религиозно-мистическую форму, т.к. считал себя пророком, постигшим волю Всевышнего. Он утверждал, что открыл новый социальный мир. Начинает своё учение с исследования природы человека. Человек обуреваем страстями, которые являются движущей силой поведения человека. Страсти не следует заглушать, им следует дать разумное удовлетворение. Человеческие страсти ведут индивидуума к удовлетворению своих потребностей и необходимости сожительства с другими людьми.
Энтузиазм, радость творческого труда и стремление к совершенствованию может найти своё удовлетворение только в социальном обществе. Капиталистическое общество не в состоянии обеспечить их проявление, т.к. это общество характеризуется растратой общественного труда, анархии производства, конкуренцией, торгашеским духом, низменными побуждениями, угнетением бедноты. Существующий строй – тирания частной собственности над массами. Вся эта система пронизана антагонизмами, враждой.
Ф. Критикует и политическую систему, государство и правительство, которое фактически находится в услужении у богатых, и государство защищает их богатство в борьбе против бедняков. Законы защищают привилегии богатых. Законы – это акты государственного принуждения. Они обязывают бедняков уплачивать налоги и поборы. Бедняк не может рассчитывать на справедливость в суде, т.к. не имеет средств для гарантии своей судебной защиты в делах против богачей. Право – ничто, если оно не гарантированно материально. Право иллюзорно, если нельзя его осуществить. Примером этого является право народного суверенитета.
Предложенные Ф. Исправления существующего положения: строй должен представлять собой строй социальной гармонии. Он возможен, если он будет являть собой систему ассоциаций, систему фаланг. Фаланга должна иметь место и в земледелии, и в промышленности. Фаланга – это ассоциация 1600-1700 человек. В ней вся производственная деятельность регулируется в соответствии с человеческими страстями. Вся культурная и бытовая деятельность должна упорядочиваться исходя из человеческих страстей. Их Ф. Выделил 12:
· 5 чувственных (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух);
· 4 душевных (дружба, честолюбие, любовь, отцовство);
· 3 распределительных, управляющих (страсть-интрига, страсть к разнообразию, энтузиазм).
Из них особое значение имеет энтузиазм. Исходя из особенностей индивида внутри фаланги образуются группы, занимающиеся определённым видом труда. Такая деятельность увеличивает производительность труда в 4 раза. Для стимулирования производственной деятельности надо делить фаланги по трём критериям: талант (3/12), капитал (4/12), труд (5/12). Эти критерии дают возможность справедливо вознаграждать за труд. Это разделение по интересам обеспечивает удовлетворение всех страстей. Для достижения гармонии все фалангисты должны жить также совместно. Богачи должны участвовать в наиболее благоприятных видах труда. Пролетарии должны покупать акции у капиталистов. Надо поощрять смешанные браки. С точки зрения Ф. План будет неизбежно реализован.
Роберт Оуэн. Выходец из семьи ремесленника. К 30 годам стал совладельцем крупной бумагопрядильной фабрики. На ней сократил рабочий день с 13-14 часов до 10,5; для детей рабочих впервые организует ясли. Т.о. стал заниматься благотворительностью. Но вскоре убедился, что этого недостаточно для улучшения положения рабочего класса.
О. Сторонник общественной собственности. Его концепция сводилась к необходимости обеспечения реализации деятельности на общественном труде в пределах группы людей, объединённых в колонии. Эти колонии должны базироваться на иной основе – общности права и труда. В 1824г. отправляется в США и создаёт коммунистическую колонию «Новая гармония». Но его постигла неудача, после чего он вернулся в Англию.
Он тоже обращался к сильным мира сего со своими планами. Он исходил из того, что человек создан для счастья, которое он обретёт только в сотрудничестве с другими. Первопричина всех бед – невежество. Если его заменить подлинным знанием, то можно будет увидеть всю нелепость существующей системы, поэтому надо пропагандировать необходимость создания нового строя.
Центральная власть, как орган насилия, будет излишен и уступит место свободной федерации, самоуправляющейся общине. Вскоре собственность станет общественным достоянием, которой будет достаточно всем. Человек будет воспитан в духе гармонии.