Учение Б. Констана о гос-ве и праве

Б. Констан. Основная идея – идея свободы.Идею свободы он обосновывает при помощи нового понятия свободы. Если раньше требовалась свобода политическая, то теперь,требовалась личная свобода, свобода гражданская, торговая, передвижения, в производстве. Главное – свобода предпринимательства. Эта свобода предполагает невмеша­тель­ство власти, государства в предпринимательскую деятельность, в произ­водст­венную деятельность, в деятельность капиталистов.

Для современных народов существует иная свобода – полная свобода гражданства, выражающаяся в личной, частной жизни, в которою никто не вправе вторгаться, и ограничение индивидуума как участника в осуществле­нии политической власти. Суверенитет ограничивается 2-мя обстоятельствами: общественное мнение и разделение властей. Общественное мнение – представительная система в лице Парламента. То, что существует в политической системе – высшее достижение в развитии политической системы.

Преимущество свободы в современном обществе выражается в представи­тельстве и возможности народа содействовать этому представительству по собственному выбору. Представители в Парламент должны избираться из числа имущих, т.к. они более подготовлены к просвещению. Обеспечение ограничения государственной власти, а значит, обеспечение свобод личности достигается так же разделением властей. К. приспосабливает эту теорию к новым условиям. Он считает, что существует не 3 государственных власти, а 6: власть королевская как самостоятельная власть; власть исполнительная; власть представительная – власть верхней палаты 2-хпалатного представи­тель­ного органа; власть, представляющая общественное мнение – осуществляется нижней палатой; власть судей; власть муниципальная.

Королевскую власть от не относит к исполнительной, выделяет как нейтра­ль­ную, которая стоит над остальными властями и человеческими треволнениями. Ко­роль – блюститель порядка, свободы. Взоры Б.К. были обращены на конститу­ци­он­ную монархию в Англии. Это для него образец государственного строя.

Б.К. открыто критикует социалистов-утопистов, особенно декламации против богатства и даже собственности. Богатство и собственность – это сила, которая обеспечивает частным лицам независимость от власти. Собственники становятся сильнее государственной власти, и это очень хорошо, когда существует свобода имущих. Право – не прирождённое естественное право, а право приобретённое.




Теория демократии А.Токвиля

Основные достоинства амер. демократии Токвиль видел в решении проблем равенства и свободы граждан. Настоящая демократия, по Токвилю, это когда гражданские и политические права и свободы обеспечиваются законом и деятельностью государства. Обоснование роли закона в регулировании политических, экономических и других отношений между людьми выражает идеи правового государства. Демократия реализует принцип верховной власти народа, и эта власть должна быть сильной, воплощаться в деятельности сильного государства, которое защищает общие интересы нации и создает условия для осуществления интересов различных социальных слоев и отдельных граждан. Он высоко оценивал роль протестантской религии в становлении свободы и демократии в Америке. Однажды установленное согласие между политикой и религией обеспечивает существование демократии в этой стране. Особо останавливается Токвиль на анализе проблемы разделения властей. Он высоко оценивал механизм осуществления этого принципа в США, выделяя при этом роль судебной власти. Высокое место в гос. иерархии США занимает Верховный суд. Токвиль считал это важным для реального обеспечения принципов демократии. Токвиль говорил и о недостатках американской демократии: при власти большинства не всегда бывает защищено меньшинство; разросшийся государственный аппарат, прежде всего аппарат исполнительной власти; неустойчивость законодательства из-за частой смены законов; лихоимство чиновников и т. д. Однако несмотря на недостатки демократии, Токвиль выступал за сохранение ее как формы государственного устройства и государственного правления, ибо только демократия, считал он, отвечает подлинным интересам большинства членов общества, его различных слоев. Токвиль отмечал решающую роль Конституции США в обеспечении существования демократии, деятельности всех ее политических и правовых институтов. Он считал удачным установленный Конституцией способ регулирования отношений между федеральными органами государства и штатами. Он заключается в том, что различные штаты, составляющие федерацию (союз), сохраняют самоуправление. При этом не теряется единство нации, укрепляется союз штатов и власть федеральных органов. Немаловажное значение имеет поднятая он проблема формирования национального духа, патриотического политического сознания народа в процессе создания им нового, защищающего его интересы государства.

48.Учение В. Гумбольдта о гос-ве и праве.

разграничивает понятия "общество" и "государство" (общество - более широкое, более значимое). Позиция гуманистического индивидуализма. Естественные и общие права шире, чем позитивные (создаваемые государством); позитивное право может создаваться только в соответствии с естественным и общим. Понятие "человек" всегда шире понятия "гражданин". Государство должно ограничить влияние на человека. Государство унифицирует человека, препятствует развитию личности; постоянное ожидание помощи со стороны государства приводит к бездеятельности; из-за отсутствия самостоятельности страдает нравственность человека. Государство - это всегда зло, пусть и необходимое. Поэтому функции государства должны быть сужены до обеспечения внешней и внутренней безопасности.


Наши рекомендации