Учение П.Я. Чаадаева о государстве и праве.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856 гг.) родился в дворянской семье, рано лишился родителей, воспитывался в домах князей Щербатовых. С 1808 по 1811 учился в Московском университете. Участвовал в Отечественной войне и заграничных походах. В 1814 г. вступил в масонскую ложу. В 1819 г. стал членом «Союза благоденствия», в 1821 - Северного общества, хотя никогда не был их активным деятелем, а к самой деятельности декабристов относился весьма скептически. В 1821 оставил военную службу. В 1820-23 гг. у Чаадаева наступает духовный кризис, он целиком погружается в изучение мистической литературы. В 1823 г. уезжает на лечение за границу (Англия, Франция, Швейцария, Италия, Германия), где находился до 1826 г. По возвращении в Россию на границе был допрошен в связи с делом декабристов. В Москве вел затворнический образ жизни. В 1836 г. публикует свое первое «Философическое письмо», после чего высочайшим повелением объявлен сумасшедшим и подвергнут домашнему аресту при полном запрете каких-либо публикаций. Однако Чаадаев продолжал заниматься литературной деятельностью. Скончался почти в полном одиночестве в Москве в 1856 г. Осн. произведения: «Философические письма», «Апология сумасшедшего». Он в своих работах в основном рассматривает проблемы исторического развития России. Он утверждает, что русская история «пуста» и оторвана от истории других народов. Причину всех бед он видел в православии с его идеей покорности и отрешения от мира. Он считал, что любой европейский вариант христианства мог бы принести России больше пользы, чем православие, и приводит в качестве примера католицизм, со свойственным тому «животворным принципом единства», зовущий к борьбе за истину. В результате поиска этой истины страны Запада смогли «найти свободу и благосостояние». Чаадаев утверждал, что русский народ не сделал сколько-нибудь значительного вклада в человеческую культуру. Но позднее в работе «Апология сумасшедшего», написанной как ответ на обвинения относительно этого тезиса, Чаадаев все же выразил веру в историческую миссию России, которую он видел в соединении цивилизации Востока и Запада. «Философические письма» П.Чаадаева стали прологом «великого спора» славянофилов и западников о прошлом, настоящем и будущем России, о ее месте в мире.


Доктрина анархизма М.А. Бакунина.

Народничество –идеологическая доктрина и общественно-политическое движение части интеллигенции Российской империи второй половины XIX в.

Бунтарское направление революционного народничества, идеологом которого был М. А. Бакунин – один из видных теоретиков анархизма

Бакунин Михаил Александрович(1814-1876 гг.). Родился в дворянской семье и был воспитан в духе преданности царю и религии. Учился в Михайловском артиллерийском училище в Петербурге. Служил в артиллерийских частях в Минской и Гродненской губерниях.

Основные произведения: «Государственность и анархия», «Кнуто-германская империя», «Федерализм, социализм и антитеологизм».

Основная идея.М. Бакунин считал, что русский крестьянин является бунтарем и прирожденным социалистом, а потому учить его бунту не следует, нужно лишь призвать к бунту. Революционер должен сыграть роль искры, объединяющей разрозненные восстания (бунты) «во всеобщий бунт», с целью ликвидации существующего государства и недопущения создания нового. Конечно задача подобного бунта – социальная революция и разрушение государства, основная цель революции – уничтожение неравенства между людьми. В результате социальной революции создается новый строй - «свободная федерация рабочих ассоциаций – земледельческих и фабрично-ремесленных», прообразом которых являлась крестьянская община. Бакунин сформулировал принципы безгосударственного (анархического) общества: анархический федерализм, суд осуществляется народным собранием, действует обычное право, отсутствует армия (ее заменяет милиция – вооруженный народ) и чиновники, а также присутствуют коллективная собственность, обязательность труда, свобода мысли, слова, совести, собраний.

Государство.

Происхождение государства.Причины происхождения государства Бакунин видел в двойственной природе человека: лучшие ее черты – зародыш вольной безгосударственной организации будущего: худшие (дурные инстинкты и страсти) – основа для возникновения государства. Государство, по Бакунину, «исторически родилось во всех странах, как плод брачного союза насилия, грабежа и пустошения, одним словом, войны и завоевания». Поэтому государство – главный источник социальных зол. Всякая власть, называлась ли она церковью, монархией, конституционным государством, буржуазной республикой или даже революционной диктатурой признавалась им «источником эксплуатации и деспотизма»

Форма государства. Первой формой государства была неограниченная монархия, которая затем в результате борьбы за свободу, ограничивается конституцией и наконец, сменяется республикой.

Право.К законам (праву политическому, официальному) Бакунин относился крайне отрицательно, считая их навязанными, деспотическими, враждебными свободе и противоречащими человеческому (естественному) праву. В связи с этим он даже выдвинул требование отмены всех действующих в европейских странах гражданских и уголовных кодексов на том основании, что они противоречат «общечеловеческому праву».

Идеи М. А. Бакунина нашли отражение в программах и деятельности ряда народнических кружков последней трети XIX в., но вскоре анархизм в Европе стал терять свое влияние в результате широкого распространения освободительных идей и движений, и прежде всего социал-демократического характера.


Наши рекомендации