Учение Дж. Локка о государстве и праве.

Джон Локк (1632-1704) – английский философ, психолог, педагог. Основные произведения: «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении».

Высший принцип Локка: «нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях», при этом он признавал наличие известной «разборчивости разума».

В своем учении о государстве Локк пользуется теологической аргументацией, вплетенной в канву рационалистических умозаключений. Философские взгляды Локка подготовили почву для деизма, согласно которому Бог создал мир, но с той поры больше не вмешивается в его дела.

Единственный законный источник власти Локк видит в согласии народа, т.е. в общественном договоре: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа». Из общественного договора вытекает политическая власть, которая состоит в праве издавать законы и применять для их исполнения силу сообщества. Государство, основанное на договоре, не вечно. Ему предшествовало естественное состояние, которое в отличие от Гоббса, Локк представлял упорядоченным и благополучным. Жизнь людей того времени регулировалась диктуемыми разумом законами природы, который предписывает необходимость примирять свои интересы с интересами других – отсюда стремление к миру, доброжелательству.

Если раньше каждый человек сам должен был отстаивать свои права, наказывать тех, кто на них посягает, то, заключив общественный договор и создав государство, люди упорядочили свою жизнь, передав государству функции своей защиты, правосудия, закона. Этот акт был торжеством разума. «Великой и главной целью объединения людей в государство и передачи ими себя под власть правительства» объявляется защита частной собственности.

У Локка государство, гражданское и политическое общество выступают синонимами. Политическое общество создается, чтобы гарантировать гражданам свободу и пользование другими естественными правами. Свобода предполагает соблюдение законов природы, ставших законами государства: «Там, где нет законов, нет и свободы».

Смысл социально философской теории Локка состоит в определении пределов деятельности государства. Государство не может покушаться на неотчуждаемые права граждан – собственность, свободу мнений (но не веры). Локк предлагает конституционный механизм, не дающий государству стать тираническим - разделение властей.

Он различает три сферы государственной деятельности и три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Под последней подразумевается внешняя политика и международные отношения. Законность должна защитить граждан от произвола: «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». Силой закона обладает лишь акт законодательного органа, сформированного народом. Но сами законодатели не должны нарушать естественных прав. Чрезвычайной мерой воздействия на власть является разрыв народом соглашения с правительством. Поэтому народ имеет право на восстание для восстановления попранной свободы. Локк признавал такие законные формы государства как демократию, олигархию, монархию, созданные на основе общественного договора, но выступал против абсолютной монархии. Он допускал смену форм государства на основе народной воли.

Заслуга Локка в том, что он сформулировал принципы, ставшие основой буржуазной государственности во всем мире. Он стоит у истоков либерализма, высказал идею разделения власти на законодательную, исполнительную и федеративную, связал идеи естественного права и общественного договора с неотчуждаемыми правами личности, свободой и ответственностью правительства, гарантиями суверенитета народа. Локк доказывал противоестественность, недопустимость абсолютизма и отразил настроения революционной поры, провозглашая право народа на восстание. Ф. Энгельс считал, что «Локк был в религии, как и политике, сыном классового компромисса 1688 года».

23. Доктрина естественного права в Германии (С. Пуфендорф, Х. Томазий, Х. Вольф).

В Германии на исходе XVII в. зарождается немецкое Просвещение. В государственно-правовой науке идеи Просвещения получили наибольшее развитие в учениях С.Пуфен-Дорфа, Х.Томазия и Х.Вольфа.

Самуэль Пуфендорф(1632—1694 гг.) — известный юрист и историк, труды которого издавались во многих европейских странах( «Право естественное и право народов», «О должностях человека и гражданина», посвященные вопросам государства и права).

Пуфендорф одним из первых немецких просветителей стремился отделить юридическую науку от религиозной схоластики. Право, утверждал мыслитель, должно согласовываться с законами разума и действующего законодательства, а государство не может возникнуть без свободного согласия людей.

Пуфендорф трактует естественное право как совокупность нравственных норм, правил, объединяющих индивидов в их стремлении к жизни с ближними, себе подобными, т.е. в обществе. В естественном общежитии нет «войны всех против всех» (как считал Гоббс), есть мир, естественная свобода и равенство людей. Однако их необеспеченность правом, страх перед злом, эгоизм, а главное — стремление к свободе, к самосохранению, понуждают создать государство. Хотя инициатор создания государства Бог, по Пуфендорфу, однако, оно не может возникнуть без свободного согласия людей, их решения объединиться. Это решение есть действительная опора, правовая основа государства. Объединение людей закрепляется договором(pactum), выбор формы правления и обязанности правителя и подданных — постановлением(decretum). С образованием государства люди утрачивают естественные права (кроме свобо­ды убеждений и вероисповеданий как области их частной жизни), не допускается и сопротивление власти подданными.

Лучшей фор­мой правления Пуфендорф считал абсолютную монархию, хотя до­пускал наличие при монархе представительного сословного органа. Последователь Пуфендорфа профессор Христиан Томазий(1655—1728 гг.) в своих научных работах и лекциях стремился к освобождению юриспруденции из тенет богословия. Томазий утверждал: человек— существо общежительное, стремящееся к мирному общению и личному благу. Основа естественного права — мораль, предписывающая делать то, что соответствует разумной природе людей. Мораль соотносится с правом как внутренний и внешний мир человека. Противоречия между ними предотвращаются двумя средствами: советом и приказаниями. Первое убеждает, второе принуждает. Принуждение — признак права. Принудительная власть осуществляется государством.

Государство, по Томазию, создается людьми, а не Богом. Границы воздействия государственной власти рассматриваются в 3-х измерени­ях — моральном, политическом и правовом. В сфере морали действует только совет: делай то, что ты желаешь, чтобы другие делали для тебя. В политике— совет и приказание: делай другим то, что ты желаешь, чтобы они делали для тебя. В праве действует только приказ: не делай другим то, чего ты не желаешь себе. Таким образом, право в государстве приобретает императивный (повелительный) и запретительный характер, здесь действует при­каз государства. Однако мораль ограничивает сферу действия пра­ва — государство не должно посягать на духовную свободу лично­сти, свободу убеждений. Мыслитель осуждал практику полицейско­го государства.

Как и Пуфендорф, Томазий считал лучшей формой государства монархию. Более консервативное истолкование естественно-правовых идей, аналогию полицейского государства допускал энциклопедист не­мецкого Просвещения, профессор естественного и международного права университета в Галле Христиан Вольф(1679—1754 гг.). Нравственный закон, по Вольфу, делать добро и избегать зла. Он соответствует стремлению людей к совершенствованию души, тела, общества. Человек обязан следовать нравственному закону. Право проистекает из нравственных обязанностей. Поскольку от природы люди равны, они имеют равные права. Ни один человек не имеет власти над другими, поэтому все люди свободны. Стремление людей к совершенствованию по­рождает право на жизнь, труд, образование и научные исследования, без чего нет совершенствования.

Позитивные законы, согласно Вольфу, — выражение естественного закона и содержащиеся в них права индивида есть мера свободы, нужная для исполнения обязанностей. Право у Вольфа — свобода действий для исполнения обя­занностей. Его рамки определяются властью государства.

Происхождение и сущность государства Вольф трактовал в духе своих предшественников как результат соглашения между семьями. Верховная власть— сложения воли его контрагентов. Жестокая правовая регламентация и контроль над общественной и личной жизнью, экономикой и воспитанием, семьей и религией под опекой мудрого нравственного монарха, считал немецкий просветитель, обеспечивает свободу индивидуальных дарований и счастливую жизнь подданным.

24. Учение Вольтера о государстве и праве.

Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778). В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия.

Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет провел в изгнании. По возвращении на родину им были написаны "Философские письма" (первоначальное название — "Письма об англичанах"), стяжавшие ему европейскую известность

Вольтер был сторонником философии деизма. "Христианство и разум не могут существовать одновременно", — писал Вольтер. Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным ("черни", а равно неразумным правителям) нравственный образ поведения. Отсюда — известное изречение Вольтера: "Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать". Усвоив принципы деизма, разработанные английской философией, Вольтер превратил это учение в орудие непримиримой борьбы с католической реакцией.

Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права — право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и др. Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность.

Намеченная Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству. Что же касается помещичьих крестьян, то их следовало, по мнению Вольтера, освобождать лишь с согласия владельца и притом за выкуп. В этой части учения, как ни в какой другой, проявилось стремление мыслителя учесть интересы дворянства.

Политическую организацию будущего "царства разума" Вольтер не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства. Вполне ясно ему было одно — управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство ("мы все в равной степени люди"), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство.

Теоретически он отдавал предпочтение республике, но считал, что она мало применима на практике. Образцом государственной организации своего времени Вольтер называл парламентские учреждения в Англии. Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей.

Грядущие преобразования в обществе философ связывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ. Стремясь направить государей на путь истины, он предпринял поездку к Фридриху Прусскому и вступил в переписку с Екатериной II.

Отношение Вольтера к революции было типичным для французских просветителей XVIII в. Оправдание предшествующих революций (например, казни английского короля Карла I), мечты о свержении тиранов у просветителей сочетались с рассуждениями о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны и т.п. В идеологии предпринимательских кругов к этим соображениям прибавляется страх перед выступлениями трудящихся масс. "Когда чернь примется философствовать, — утверждал Вольтер, — все погибло". Просветители возлагали надежды на постепенные реформы сверху.

Историческое место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии.

25.Учение Монтескье о государстве и праве

Он утверждал, что многие вещи управляют людьми и среди них выделял климат, религию, историю, нравы, обычаи.

Основы государства – земледелие. Страны с жарким климатом – деспотии. Северные более гибкие страны. Законы, в которых более всего преобладает справедливость, это уголовные законы и законы о налогах.

Уголовные потому, что стоит жизнь человека, а налоговые – насколько справедливо распределяется налоговая база. Для осуждения на смерть должно быть не менее 2х свидетелей обвинения.

В налоговом праве различал 2 типа налогов: 1) подушный налог (налог с конкретного лица), 2) с товара. Подушный налог склонен к рабству. Их перечень должен быть закрытым. А налог на товар более свободный, но и им тоже нельзя злоупотреблять, т.к. рынок может умереть. Всякий человек, наделенный властью, склонен ей злоупотреблять. Чтобы этого избежать необходима система сдержек и противовесов (checks and balances).

Теория разделения властей: законодательная, исполнительная и судебная. Должен быть 2х палатный парламент, где Верхняя палата представляет интересы знати (там потомственная аристократия), а нижняя – интересы народа. Верхняя палата обладает правом вето на решения нижней палаты, которое можно преодолеть в следующий выборный период. Исполнительную власть необходимо доверить монарху, который тоже может обладать правом вето. Судебная власть – судьи, которые избираются на определенный срок.

Все законы он делил на естественные и позитивные. Естественные законы: стремление жить в мире; удивление себе подобным; стремление к лицам противоположного пола. Дух зависит от 2 факторов: 1) физический (размер территории, численность населения, климат), 2) моральный фактор.

Физический фактор. Основа расслоения общества – земледелие и выплавка металла. Если в европейской среде (выращивали злаковые) жили общиной (семьей) и там было индивидуальное ведение хозяйства. В южных странах (выращивали рис, где требовалась ирригационная система) – коллективное ведение с/х.

Моральный фактор – нравы и обычаи, история, принципы правления. Считал, что в основе любого правления лежит основная идея (принцип), на котором всѐ строится. Если форма госустройства демократическая республика, то основная идея – добродетель. Если это аристократическая республика – умеренность. Если это монархия – честь. Если деспотия – страх.

26 Учение Ж.Ж. Руссо о государстве и праве Государство.

Происхождение государства. Естественное состояние Руссо трактует по-новому и делит его на два периода. Первый – состояние дикости, которое продолжается тысячелетия. Во втором – появляются зачатки морали, частная собственность(чс). Именно появление ЧС порождает конфликты по поводу ее распределения. Но богатые члены общества придумали выход, который вроде бы отвечал интересам всех людей, но на самом деле закреплял их господство: принять соглашение о создании государственной власти и законов, которым должны подчиняться все. Но такое соглашение - обман. По мнению Руссо необходимо принять подлинный общественный договор, где сувереном будет народ. Развивая идею договорного происхождения государства, Руссо видел в общественном договоре реализацию народного суверенитета и равенства граждан посредством подчинения каждого индивида общей воле, выражающей интересы всего общества. Общая воля,согласно Руссо, отличается от «воли всех». Общая воля выражает общие интересы, воля всех – частные. Воля и право большинства главенствуют над волей и правом личности. Государственные решения должны приниматься на основании всеобщей воли.

Народный суверенитет - ядро учения Руссо. Именно народный суверенитет должен при заключении нового договора заменить суверенитет государства. При переходе к государству человек отчуждает в пользу образуемого суверена (народа) естественные права на защиту своего имущества и своей личности, т.е. народ является сувереном («вся государственная власть исходит от народа»). Но эти изъятые «мнимые» права затем возмещаются гражданину, как члену народа-суверена в виде установленных общественном договором гражданских прав и свобод (т.е. происходит обмен естественного состояния на гражданское). Имущество и личность становятся объектом защиты всего общества. В результате такого договора образуется республика, в которой господствует общая воля. Предел государственной власти определяется общественной пользой. Народный суверенитет имеет два признака: он неотчуждаем и неделим. Все граждане равноправны и выступают одновременно и как законодатели, и как правительство.

Разделение государственной власти на ветви.

Законодательная власть принадлежит народу.

Исполнительная власть принадлежит Правительству (части народа), назначаемому декретом, постановлением народа. Оно приводит в исполнение законы и создается с условием готовности «жертвовать Правительством для народа, а не народом для Правительства». Для контроля над Правительством периодически созываются народные собрания, где обсуждаются вопросы: можно ли оставить управление в руках тех лиц, на которых оно возложено, или расторгнуть общественный договор, возвратившись в естественное состояние.

Форма государства.Исследованию форм правления Руссо уделял мало внимания. В зависимости от того, в чьих руках находится исполнительная власть, он традиционно выделял монархию, аристократию и демократию. Обосновывая превосходство республиканского строя над монархическим, считал, что только республика позволяет реализовать принципы демократии, основанной на системе законов, принятых собранием граждан.

27.Французские социалисты Утописты(Мелье Морелли, Мабли)

- концепция социального устройства, основанная на представлении о наиболее совершенном общественном строе, соответствующем социальным, экономическим, политическим интересам определенных социальных групп и являющемся конечной целью их стремлений и деятельности.

К числу теоретиков государственного социализма (коммунизма) относится Морелли Доктрина Морелли основана на некоторых положениях теории естественного права. Морелли изображает естественное состояние как золотой век, когда люди подчинялись только законам природы, предписывающим общность имуществ и всеобщую обязательность труда. Учреждение частной собственности “перевернуло вверх дном законы природы”, исказило страсти людей, породило жадность.

При сохранении частной собственности, рассуждал Морелли, концентрация богатств неизбежно ведет к тому, что демократия превращается в аристократию, аристократия – в монархию, а та – в тиранию; поэтому совершенно бессмысленно искать наилучшую форму правления; пока не уничтожены собственность и порожденные ею частные интересы, никакие политические преобразования не приведут к положительному результату.

“Истинная политическая свобода человека состоит в беспрепятственном и безбоязненном пользовании всем, что может удовлетворить его естественные и, следовательно, законные желания”. Такая свобода обеспечивается только восстановлением общественной собственности, соответствующей природе человека.

Во Франции XVIII в. возникли и развивались теории общинного безгосударственного социализма и коммунизма. Одна из них изложена в произведении сельского священника Жана Мелье

Одной из центральных идей Мелье является идея прав трудящегося народа. В “Завещании” резко осуждаются высшие сословия феодального общества, монархия и церковь. В концепции Мелье нет идеи общественного договора, положившего начало обществу и государству. Что касается современного государства, то начало ему положено не “всеобщим соглашением”, а обманом, насилием, принуждением, при помощи которых на спины трудящегося народа взвалили целую махину тиранов, попов, дворян, чиновников.

Будущее общество Мелье представлял в самых общих чертах. Жители каждой деревни, города, местечка должны составить общину. Они будут “сообща пользоваться одной и той же или сходной пищей, иметь одинаково хорошую одежду, одинаково хорошие жилища, с другой стороны, должны все одинаково заниматься делом, т.е. трудом или каким-нибудь другим честным и полезным занятием”.

Оригинальную концепцию разработал бенедиктинский монах Леже-Мари Дешан

История человечества, по Дешану, делится на три этапа. Сначала было “состояние дикости”, когда люди не знали ни собственности, ни власти, ни законов; они были разъединены и невежественны. Затем люди перешли в “состояние законов”, когда возникли неравенство, собственность, а также укрепляющие их законы человеческие и божественные. “Состояние законов” бедственно для человечества. Неравенство достигло крайних степеней. Социальный порядок поддерживается насилием (человеческие законы, “шпага”) и обманом (божественные законы, церковь). Полезные сословия (земледельцы, ремесленники, пастухи) находятся в пренебрежении и угнетении, над ними господствуют бесполезные сословия (дворяне, духовенство, чиновники). Постепенное раскрытие и распространение истины должно обусловить переход к “состоянию нравов, равенства, или истинного естественного закона”, в котором исчезнут частная собственность, законы, короли, сословия. Все будут абсолютно равны в моральном отношении. Сознание морального единства людей и простота жизни приведут к отпадению надобности не только в принуждении, но и в руководстве, управлении.

Но в ряде существенных пунктов выводы Дешана и Морелли резко расходятся. Морелли – за централизованное тотальное государственное руководство всей жизнью общества, основанного на общественной собственности. Выводы Дешана противоположны – он против какой-либо власти человека над человеком в будущем обществе и даже управления им.

28. Политико-правовое учение Дж.Вико

Наиболее яркими представителем итальянского Просвещения стал Джамбаттиста Вико Он полагал, что область наших знаний ограничена нашими делами. Человек знает что-то в той мере, в какой он это делает.
Вико не связывает возникновение государства с договором. Каждой форме государственности он указывает свое особое основание, свои причины появления. На этой стадии отсутствует позитивный закон. Однако по мере возникновения частной собственности и неравенства нарастает неоднородность социальных интересов, их антагонизм. Так, государство и право возникает из потребности обеспечения универсального гражданского блага.

На второй фазе исторического цикла, в эпоху героев, государство существует как власть аристократии, которая диктует пропитанные своекорыстием правовые нормы. Господство аристократии опирается на право сильнейшего, которое закреплено в официальных актах. Право здесь — право грубой силы. Но аристократическая система исчерпывает себя, что приводит к падению патрицианского государства и права.
Третья, последняя фаза — эпоха людей. Ей присущи республиканско-демократические устройства или же представительные монархии с достойными человека правами и свободами, обеспечивающими народный суверенитет. Источником государственной власти является народ, а назначение органов государственной власти заключается в гарантии прав и свобод граждан. Законы тут мудро и гибко сочетают частные интересы со всеобщими, устанавливают равенство между людьми (разумеется, равенство юридическое). В этот период происходит утверждение гражданского общества, на смену религиозному мировоззрению приходит разум» который способен познать законы развития человечества. Так, по мнению Вико, выглядит грядущее буржуазное общество.


Наши рекомендации