Место ТГП в системе других юридических наук.

Юриспруденция – это система записей, состоящая из разных юридических наук, изучающих государственно-правовое регулирование в определенных общественных отношениях.

· Историко-юридические науки (ИГПЗС).

· Отраслевые юридические науки (УП, КП, ГП итд).

· Прикладные юридические науки (Криминалистика итд).

· Международное право и науки изучающие зарубежное право.

· Общетеоретические юридические науки (Философия права и ТГП).

Происхождение, историческая эволюция общества, государства и права.

Общество – это обособившиеся от природы часть материального мира представляющее собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Социальные отношения – это совокупность многообразных установленных взаимосвязей, взаимодействующих между отдельными индивидами их группами, организациями и общностями, а также внутри последних процесс экономической, политической и других деятельностей.

Первобытное общество – это период в истории человечества до изобретения письменности.

Периодизация:

1. Эпоха первобытного человеческого стада.

2. Эпоха родового строя.

3. Разложение общинно-родового строя.

Эпоха первобытного человеческого стада – это условное название первобытного человеческого коллектива, занимавшихся собирательством, возможно охотой.

Матриархат – власть женщин, в особенности матерей семейства этого общества.

Эндогамные браки – брак обязательно предписывается внутри собственной группы.

Род – это группа людей возводивших свою линию происхождения к одному предку по одной линии.

Родовая община – люди, связанные кровным родством, в некоторых случаях предполагаемым родством или искусственным родством.

Материнская родовая община – женщина занимает главное положение т.к.:

· Играет важную роль к добыванию средств и жизни.

· Родство определяется только по женской линии.

Неолитическая революция – переход общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскохозяйственным основанных на земледелии и животноводстве. Главенствующая роль переходит к мужчине.

Патриархат – общество в котором мужчины являются доминантным элементом в семейно-хозяйственной и общественной жизни.

Меняется тут же форма брака, запрет между племенами родственного типа.

Численность общины: 200-300 человек, жизнью руководит семейный совет. Повседневным трудом занимается старший мужчина. Женским хозяйством занимается старшая женщина. Положение старших пожизненно. Имущество семейной общины неотделимо и неотчуждаемо. Патриархальная семейная община перерождается в большую семью.

Семья – это объединение людей, основанных на браке или кровном родстве связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Соседская семейная община – в основе дуализм семейной собственности на часть основных средств производства и семейный характер труда в сочетании с общественным владением в том числе и на землю.

Фратрия – это экзогенная группа родственных родов, вступающая в брачные отношения с другими фратриями.

Племя – это социальная организация, которая обладает общими чертами свойственные всем членам и объективно отличаемыми (язык, религия, традиции и обычаи).

Власть – это возможность и способность навязывать свою волю, воздействовать на деятельность других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Демократия – это одна из форм власти при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия решений и характеризуется официальным провозглашением принципа подчинения меньшинства большинству и признании свободы всех граждан.

Военная демократия – это одна из форм власти где решение принималось мужчинами способными носить оружие.

Публичная власть – это выделившаяся из общества и несовпадающая с населением страны.

Табу – это система запретов на совершение определенных действий, употребление неких либо предметов, произношение каких-либо слов, нарушение которых карается сверхъестественными силами.

Тотеизм – это комплекс верований, мифов, обрядов, обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определенными группами людей и тотемами.

Потестарная власть – основана на авторитете вождей и подкрепленная возможностью силового воздействия на отказавшихся подчиняться.

Миф – это целостная система восприятия окружающего мира, трансформирующиеся в религиозные, мистические представления о происхождении космоса и др.

Мононорма – это норма соединяющая в себе правило поведения социального, религиозного и правового характера. В мононорме права и обязанности человека сливаются воедино.

Мораль – это один из основных способов нормативной регуляции человека в обществе, которая определяет границы между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, честью и бесчестью.

Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, ориентированные на его внутренний мир и на его собственные убеждения.

Государство – это выделившиеся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой, политико-правовая организация суверенной публичной власти, призванная содействовать осуществлению конкретных социальных, религиозных, национальных и других интересов.

Признаки государства - это отличительные черты государства, позволяющие характеризовать его как специфическую политико-правовую организацию общества.

Признаки государства:

1. Территория – это наличие четко определенных, относительно стабильных внешних границ и внутреннего административно-территориального деления. Граница государства – это линия и проходящее по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) то есть, пространственный предел действия государственного суверенитета.

2. Граждане (подданные). Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ФЗ 62 О гражданстве РФ).

3. Органы публичной власти – это специализированные структуры аппарата (механизма) управления и принуждения, призванные обеспечивать жизнедеятельность общества в условиях государства.

4. Налоги и сборы. – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взымаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований. (ст. 8 НК РФ). Сбор – это обязательный взнос, взымаемый с организаций и физических лиц уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

5. Суверенитет – это самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики как в международных отношениях, так и верховенство власти государства в пределах собственных территорий.

6. Монопольное право на создание юридических законов. Юридический закон – это НПА который принимается в особом порядке представительными (законодательными) органами государственной власти для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Конвенция Монтевидео «О правах и обязанностях государства» 1933г 7 Пан американская конференция. Там определены следующие признаки государства:

· Постоянное население

· Определенная территория

· Собственное правительство

· Способность к вступлению в отношение с другими государствами. (официальное признание государствами других государств).

Вопрос о легальности и легитимности государства:

Легальность государственной власти – это юридическая правомерность происхождения государственной власти, ее организация система органов и учреждений, наличие полномочий, форм и методов деятельности.

Легитимность государственной власти (признание) – это способность системы породить и поддерживать веру народа в то что ее политические институты в наибольшей степени отвечают интересам данного общества.

Макс Вебер выводит 2 категории о легитимности и легальности.

Типология государств – это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общей закономерности возникновения, развития и функционирования.

Виды типологии государств:

В основе типологии 2 признака: количество властвующих в государстве и преследуемая цель в государстве. В итоге 2 типа и 3 формы государства.

1 тип: правильные государства (монархия, аристократия, полития (идеальная форма государства)).

2 тип: неправильные государства (тирания, олигархия, демократия).

В зависимости от типов общественно-экономических формаций. (К Маркс):

· Первобытное общество

· Рабовладельческое общество

· Феодальное общество

· Капиталистическое общество

· Социалистическое общество

В зависимости от общности, религиозных, культурных, географических и других признаков (Николай Данилеский по цивилизации):

Цивилизация – это социально-культурная система, включающая как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

· Египетская

· Китайская

· Халдейская или древнесемитская

· Индийская

· Иранская

· Греческая

· Римская

· Ново семитическая

· Еврейская

· Европейская

Этапы развития цивилизации:

1. Локальные цивилизации (ограниченные) – каждая из них имеет свою совокупность, взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (индийская цивилизация, древнеегипетская и др.)

2. Особенные цивилизации (западноевропейская, восточно-европейская, исламская).

3. Современная цивилизация – характерно существование традиционных и современных социально-политических структур (еще только складывается).

По стадиям экономического развития (зависимым от научно-технических достижений) автор (Ростоу):

1. Традиционное (аграрное)

2. Индустриальное

3. Постиндустриальное

4. В рамках постиндустриального в наше время выделяется информационное.

По степени правовой свободы личности в государстве:

· Демократическое

· Авторитарное

По степени влияния церкви на государство:

Клерикальное государство – это форма организации государственной власти где церковь через юридически закрепленное признание государства оказывает влияние на все сферы общественной жизни (исламская республика Иран, Исландия, Швеция, Дания итд.)

Теократическое государство – это форма организации государственной власти где весь объем функциональных обязанностей светских органов выполняет духовенство (Ватикан).

Светское (секулярное) государство – это форма организации государственной власти где законодательно закреплено отделение церкви от государства, не признается наличие государственной или обязательной религии и реализуется принципы свободы религии и атеизма (свобода совести) распространение религиозных и антирелигиозных взглядов. (Франция, Бразилия, Россия)

Атеистическое государство – это форма организации государственной власти где законодательно установлено право атеистической пропаганды за институтами государства и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих. (СССР).

Понятие сущности государства – это главное в государстве как в социальном явлении, то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чью волю и интересы эта власть выражает.

Сущность – внутреннее содержание предмета, которое обнаруживается во внешних формах его существования.

Подходы к определению сущности государства, существует несколько подходов:

1. Классовый подход – государство существует во имя интересов экономически господствующего класса.

2. Обще социальный подход - государство существует во имя исполнения интересов всего своего общества, полагаясь на методы компромисса.

3. Национальный подход - государство существует во имя исполнения интересов титульной нации данного государства. (прибалтийские страны)

4. Религиозный подход – государство существует во имя исполнения интересов представителей какой-либо религиозной конфессии (исламская республика Иран, Ватикан)

5. Расовый подход – предполагает, что государство существует во имя исполнения интересов представителей какой-либо расы. (США до середины 70х годов)

Основные теории происхождения государств:

· Теологическая теория (Фома Аквинский, Иоанн Златоуст, Жанн Моитен);

· Патриархальная теория (Платон, Аристотель,Фильмер);

· Договорная теория (естественного права) (Гуго Гроций, Томас Гоббс «Левиафан» «Бегемот или долгий парламент», Джон Локк «Два трактата о правлении», Жан Жак Руссо «общественный договор»).

· Материалистическая (классовая) теория (К. Маркс «капитал», Энгельс «происхождение семьи, частной собственности и государства»)

· Теория насилия (Евгений Юринг «ценность жизни», Людвиг Гумплович «общее учение о государстве», Булгаков «собачье сердце», Као Каоцкий «материалистическое понимание истории»). 2 вида насилия: 1) внешнее насилие – это завоевание одного племени или союза племен другого племени. 2) внутреннее насилие – большинство подавляет меньшинство.

· Органическая теория (Герберт Спенсер «позитивная политика», Блюнчли «исследование о государстве и церкви»).

· Психологическая теория (Танд «социальные законы», Зигмунд Фрейд «психология бессознательного», Петражицкий).

· Ирригационная теория (гидравлическая) («Карт Беттфогель «восточный деспотизм»,) государство возникает в долинах великих рек: Египет – Нил; Ближний Восток – Тигр и Евфрат; Индия – Инд и Ганг; Китай – Янцзы и Хуан хай.

Современные теории происхождения государства:

· Инцесторы (Левис Кросс «элементарные структуры родства»)

· Спортивная (Хосе Ортега-и-Гассет «восстание масс»)

· Диффузионная теория (Гребнер «метод этнологии» (государство возникает в результате перехода опыта от одних народов к другим)).

· Кризисная теория (Венгеров «ТГП» государство возникает как итог неолитической революции, возникновение государства связанно с экологическим кризисом).

· Теория специализаций (Т. В. Кашанина д.ю.н. «происхождение государства и права, современные трактовки и новые подходы» она выводит закон специализации – это всеобщий закон развития окружающего мира. Этот закон присущ как к биологии, так и к социуму. Частной формой этого закона является разделение труда, который возникает в экономической, политической и управленческой сфере, теми образом формируется государство)

Учебник по ТГП Венгера.

Форма государства.

Форма – это внешнее выражение чего-либо.

Форма государственного правления – это система организаций высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенция, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

Формы государственного правления:

1. Монархия – это форма правления где высшая государственная власть полностью или частично принадлежит реально или формально монарху (монарх не лицо, а должность). Признаки монархии:

· Получение власти и передача ее осуществляется по наследству на основе принципа крови. 3 вида преемства: 1)по избранию (монарха избирают - священная римская империя германской нации (избирали императора), Речь Посполитая, Королевство Венгрии, Малайзия (из князей штатов), Камбоджа (из членов королевского дома), Ватикан (папу римского)), 2) по назначению предшественника (Римские и византийские императоры, Указ Петра 1 о престолонаследии), 3) по законному наследованию (три порядка наследования -сеньоранный (наследует старший по возрасту в роду), - майоратный (наследует старший живой сын монарха), - примоденетура ( по праву первородства, переход в порядке линии и право заступления, престол переходит сначала к нисходящему потомству в одной линии, после ее прекращения к линии следующей по старшинству) в зависимости от прав женщин на престолонаследие : а) салическая система (женщины полностью исключаются от право наследования) б) австрийская или полу салическая (женщины допускаются к наследованию лишь по совершенному прекращению всех потомков мужского пола данной династии в) кастильская (английская) (женщины устраняются от наследования лишь в пределах одной линии). г) шведская (наследником является старший ребенок монарх независимо от пола, Швеция с 1980г, Норвегия, Бельгия).

· Срочность избрания (монарх бессрочно).

· Монарх не несет юридической ответственности.

Виды монархии:

1. По объему ограничений:

· Абсолютная монархия (неограниченная, самодержавная). Абсолютная монархия – это государство в котором монарх является единственным высшим органом в стране где сосредоточено вся полнота государственной власти.

· Ограниченная (конституционная) монархия – это государство в котором власть монарха ограниченна на основании специального акта и (или) конституционных обычаев, где существуют иные высшие органы государственной власти, формирующиеся путем выборов представителей народа (парламент).

Ограниченная монархия делится на:

1) Дуалистическая монархия – это государство в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий, представительный орган существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания).

2) Парламентарная монархия – это государство в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. (Великобритания, Япония).

2. По традиционному устройству:

· Древневосточная монархия – первая в истории человечества форма правления (Египет, Китай).

· Феодальная монархия (средневековая) – она в своем развитии проходит 3 этапа: 1) ранняя (форма правления в Северной части Европы, существовала в период феодальной раздробленности) 2) вотчинная монархия – монархия при которой верховная власть вновь становиться реальной , порядок ее передачи перестает зависеть от крупных феодалов и начинается процесс государственной централизации.3) сословно представительная монархия – власть монарха ограниченна не только представителями его вассалов, но и представителями третьего сословия. Существуют сословные привилегии, но не существует феодальных владений

· Теократическая монархия – геополитическая власть принадлежит церкви.

2. Республика – (с лат. «Общественное дело») – это форма государственного правления при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями, а граждане обладают личными и политическими правами.

Признаки республики:

· Выборность на определенной срок (главы государства, парламента).

· Юридическая ответственность главы государства.

· Высшая государственная власть осуществляется на основе разделения власти.

Классификацияреспублик.

1) К какому высшему органу государства, выборы, обеспечили всю полноту власти:

· Парламентская (ФРГ, р. Армения, Чешская республика.) – это форма правления где высшему органу представительной и законодательной власти принадлежит ведущая роль в осуществлении государственной власти и формированию ее органов. Признаки:

1. Парламент формирует правительство и в любой момент может отозвать его вотумом недоверия.

2. Глава правительства назначается парламентом и как правило это лидер, победивший на парламентских выборах и ставший правящей партией.

3. Правительство формируется на основе соглашений парламентских политических фракций и контролируется не только парламентом, но и политическими партиями.

4. Политическая ответственность правительства только перед парламентом.

· Президентская (Мексиканские Соединенные Штаты, Федеративная республика Бразилия) – это форма правления где ведущая роль в осуществлении государственной власти и в формировании ее органов (исключение парламент) принадлежит президенту (глава государства и глава правительства) Признаки:

1. Президент и парламент в равной степени легитимированы народом.

2. Президент одновременно является главой государства и главой правительства (отсутствует дуализм исполнительной власти).

3. Президент нуждается в согласии парламента на формирование правительства, но в выборе своей команды независим от парламента. Не руководствуется принципом партийной принадлежности при подборе министров.

4. Парламент не может сместить правительство с помощью вотума недоверия.

· Смешанная (полу президентская) (Литовская республика, Португальская республика, Словатская республика) - это форма правления где сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства. Признаки:

1. Избрание президента и правительства осуществляется прямым народным голосованием.

2. Правительство несет ответственность одновременно перед президентом и парламентом страны.

3. Арбитром в отношениях между президентом и парламентом выступает конституционный суд.

2) Какой экономически господствующий класс осуществляет государственную власть.

· Рабовладельческая республика (г. государство Афины).

· Феодальная республика (Новгородская феодальная республика, Венецианская республика).

· Буржуазная (капиталистическая) республика (РФ, Французская республика)

· Советская республика (народная) (Северная Корея)

Нетипичные формы правления:

· Монархическая республика (ОАЭ, Малайзия). – глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определённый промежуток времени.

Форма административно-территориального устройства – это элемент формы государства характеризующий внутреннюю структуру государства способ его политического и территориального деления. (различают: унитарное, федеративное и конфедеративное государство).

Унитарное государство – это государственное образование, в котором административно-территориальные единицы, его образующие не обладают признаками государственного суверенитета.

Признаки:

1. Единая общегосударственная администрация (степень централизации и децентрализации функций и полномочий могут быть различными, то есть управляется из единого центра).

2. В административно-территориальных единицах наряду с органами, избираемыми населением (представительная власть, глава администрации, есть назначаемый государством представитель (правительственный комиссар, префект и др.) который обладает надзорно-контрольными функциями и решает координационные согласовательные и интегративные задачи).

3. Единая система права и законодательства, формирующиеся центральными органами государственной власти.

4. Единая система налогов.

5. Единая система высших органов государственной власти.

Классификация унитарных государств:

1) по степени централизации государственной власти и ограниченности полномочий местных органов.

· Централизованные – назначенные из центра чиновники возглавляют местные органы государственной власти, которым подчинены местные органы самоуправления. (Пример: Республика Туркменистан).

· Децентрализованные – население избирает местные органы государственной власти и пользуется значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. (Пример: Королевство Испания).

2) по количеству автономий.

· Государство со многими автономиями (Испания).

· Разно уровневые автономии (Китайская Народная республика (5 автономных районов, 30 автономных округов, 117 автономных уездов и 2 специальных автономных района)).

3) по количеству национальностей проживающих.

· Национальные унитарные государства (Польская республика, Япония, республика Гаити).

· Многонациональные (Китай, Афганистан, Пакистан).

Федеративное государство – это государственное образование, в котором субъекты, его составляющие, обладают определенной степенью государственного суверенитета.

Признаки:

1. Территория федерации состоит из территории ее субъектов.

2. 2 уровневая система государственной власти – состоит из системы федеральных органов и системы органов государственной власти субъектов каждая из которых имеет собственные полномочия при обязательном условии верховенства федеральных органов (постановление конституционного суда РФ №13-п)

3. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией и (или) федеративными договорами.

4. 2х уровневая система законодательства.

Классификация федеративных государств.

1) по составу субъектов:

· Национально-государственная федерация, используется национальный признак при ее формировании (Пример: Социалистическая Федеративная республика Югославия, Чехословакия)

· Административно-территориальные федерации, при ее формировании используется территориальный географический признак (Пример: Федеративная республика Бразилия).

· Смешанная федерация, при ее формировании используется национальный и территориально-географический признак (Пример: РФ).

2) по способу образования.

· Конституционные федерации, формируется на базе ранее существовавшего единого государства, субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (сецессия (право выхода)). (Пример: Федеративная республика Бразилия, ФРГ)

· Договорные федерации, формируются в результате объединения ранее не зависимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении с возможностью условия входа (цессия) и выхода (сецессия). (Пример: СССР).

3) по правовому статусу субъектов.

· Симметричные федерации – субъекты обладают равным статусом по отношению к центру и к друг другу (Эфиопия, США).

· Ассиметричные федерации – статус субъектов различен (Бразилия, Индия, РФ). Ассиметричные федерации имеют 3 разновидности: а) на ряду субъектами федерации, которые равноправны, в ее состав входят территориальные образования: федеральные территории, федеральные округа, федеральные владения. Пример: Бразилия, США б) включает только субъекты, но они различны и других территориальных образований нет (Швейцария) в) скрытая симметрия, может состоять только из одно порядковых субъектов, имеющих одинаковые названия, но они имеют неодинаковое представительство в верхней палате (Австрийская республика).

4) по способу распределения и осуществления властных полномочий.

· Централизованные – созданный политический механизм ограничивает региональную власть. Пример: Аргентинская республика, республика Индия.

· Относительно централизованные – субъекты владеют значительным объемом полномочий в политической, экономической и социальных сферах. (Конфедеративная республика Швейцария, Россия).

Конфедеративное государственное образование.

Конфедерация – это государственное образование, в котором субъекты его составляющие, при сохранении значительной части своего суверенитета, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации действий в определенных сферах (внешнеполитическая, военная, валютно-финансовая, связь и транспорт).

Признаки:

1. Сецессия – свобода выхода из конфедерации. Выход означает расторжение договорной связи с другими субъектами.

2. Конфедерация не обладает суверенитетом, который принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения центральной власти не имеют силы на территории государства входящего в состав конфедерации без их согласия.

3. Предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого круга вопросов, в том числе разрешение споров между субъектами конфедерации.

4. Образуются государственные органы, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам

5. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации, при это субъектам принадлежит право нуллификации.

6. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов. Правом непосредственного налогообложения, конфедерация не обладает. (Конфедеративная республика Швейцария, Конфедеративные Штаты Америки 1861-1865, Федерация Арабских республик 1972-1977г)

Простых форм государственных образований нет, все сложные. В унитарных государствах парламент однопалатный, в федеративных парламент 2х палатный.

Государственный политико-правовой режим – это элемент формы государства представляет собой совокупность методов, способов и форм при помощи которых осуществляется государственная власть в отношении руководства общества.

Классификация:

· Демократический режим (ФРГ, Французская республика, конфедеративная республика Швейцария, королевство Швеция, Великобритания) – 1 это приемы, способы и формы при помощи которых происходит максимальное вовлечение граждан в вопросы управления государством. 2- это приемы способы и формы, когда государство минимально вмешивается во все сферы жизни общества. Признаки:

1. Решение принимается большинством с учётом интересов меньшинства.

2. Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям.

3. Силовые структуры находятся под контролем общества.

4. Доминируют методы убеждения, компромиссов.

5. Политический плюрализм, многопартийность.

6. Гласность, открытость.

7. СМИ свободны от цензуры.

Виды демократических режимов:

1. Прямая демократия – это наиболее полная форма участия общества в управлении государством. (Пример: Античная демократия).

2. Представительная демократия – это опосредовательное участие граждан в принятии решений через систему выборов в органы власти своих представителей.

3. Парламентская демократия – парламент двух уровневый, нижняя палата - интересы всего общества, верхняя палата - субъектов.

· Антидемократический режим - делиться на тоталитарный – 1. это набор приёмов, способов и форм при помощи которых граждане полностью отчуждаются от вопросов правления государством. 2 – это при котором государство жестко контролирует все сферы жизнедеятельности людей. Признаки:

1. Государство стремиться к полному господству над всеми сферами жизнедеятельности.

2. Государственная власть формируется бюрократическим способом (назначением) и недоступна для контроля со стороны населения.

3. Доминирующий метод управления, принуждения, насилия, террора (запугивание).

4. Отсутствие плюрализма и многопартийности.

5. Бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества.

Виды:

1. Фашистский режим (Италия 1922-1945г (основная идея возрождение великой римской империи)).

2. Национал-социалистический режим (Германия 1933-1945г (господство арийской расы (германской))).

Общее для этих режимов – необходимость сильной беспощадной власти, которая базируется на культе вождя.

3. Советский режим (1935-1956гг) – идея интернационализма.

· Авторитарный режим – это набор приемов, способов и форм при помощи которых минимизируется участие народа в управлении государства 2 – государство жестко контролирует только политическую сферу жизни общества. Признаки:

1. В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном частичном отчуждении народа от реальных рычагов государственно власти.

2. Роль представительных органов власти ограниченна, хотя они и могут существовать.

3. Суд выступает вспомогательным органов по отношению к органам исполнительной власти. В качестве методов государственного управления доминируют командные административные, иногда применяется террор.

4. Силовые структуры ограниченно подконтрольны обществу и могут использоваться в сугубо политических целях. Плебисцит – это всенародное обсуждение. Выборы – это форма прямого волеизъявления граждан. В соответствии с конституцией РФ, ФЗ конституцией (уставами) субъектов, законами субъектов РФ, уставами МО в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» референдум – это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений осуществляемого по средством голосования граждан РФ обладающих правом на участие в референдуме.

Гражданское общество – это совокупность не государственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы. Основой гражданского общества (на начальном этапе) является частная собственность так как гражданин становиться независимым и деятельным. В последующем основой гражданского общества является гражданская свобода личности, законодательно обеспеченная правом, гарантии сохранения и возвышения человеческого достоинства для самосовершенствования. Гегель «Философия права» - определяет гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделения труда, правосудия (правовые учреждения правопорядка), правовые основы гражданского общества, равенства людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд. «В гражданском обществе, каждый для себя цель, но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей». Представление о гражданском обществе получили свое развития у К. Маркса который отмечал что государство приобретает самостоятельное существование на ряду с обществом и вне его.

Построение гражданского общества возможно только в рыночных отношениях.

Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:

1. Интересы личности выше интересов общества и государства, наивысшая ценность – свобода. Основа свободы индивида и гарантия его политической самостоятельности – частная собственность.

2. Свобода – это невмешательство кого-либо в частную жизнь личности.

3. Индивиды заключают между собой общественный договор, то есть создают гражданское общество.

4. Объединения граждан создают защитные структуры между индивидом и государством.

По Локку гражданское общество – это люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства.

Институты гражданского общества:

1. Это организации, которые обеспечивают получение средств к удовлетворению жизненных потребностей человека. Эти средства индивид может получить в производственных организациях итд.

2. Позволяет удовлетворять потребности в продолжении рода, общения, духовном и физическом совершенстве итд. Этому способствует семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы итд.

3. Удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Организации: политические партии, объединения, движения.

Структура гражданского общества:

· Семья – это ячейка общества.

· Общественные, общественно-политические, политические партии и движения – выражают многообразие интересов различных групп гражданского общества.

· Органы общественного самоуправления по месту жительства и работы (проф союз, собрание учредителей, собрание трудового коллектива.

· Механизм выявления, формирование выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов (демонстрации).

· Негосударственные средства массовой информации.

Гражданское общество отдавая приоритет права на свободу человека повышению качества его жизни предполагает:

1. Признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье.

2. Признание равенства граждан в единых рамках для всех законов.

3. Утверждение правового государства подчиняющего свою деятельность закону.

4. Создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Взаимодействие гражданского общества и государства:

1. Вырабатывают общую стратегию общественного развития.

2. Определяют и обосновывают приоритеты, темпы, пропорции развития экономических и социальных сфер общества

3. Стимулируют общественно-полезную деятельность граждан и защищают их права, собственность и личное достоинство.

4. Обеспечение общественного порядка.

Особенность формирования гражданского общества России - институты гражданского общества у нас создаются сверху вниз (пример: товарищество собственности жилья, общественный совет при президенте РФ)

Наши рекомендации