Тема 11. Межгосударственные (межправительственные) объединения как участники МО
Интеграционные процессы. Этапы (формы) интеграции. Международные организации. Межгосударственные объединения. Международные правительственные организации (МПО). Исторические формы международных объединений. Влияние интеграционных процессов на внутреннюю и внешнюю политику государства.
Эффективность и пределы деятельности международных организаций. Функции и организационная структура межгосударственных объединений.
Классификация современных межгосударственных объединений. Формы и направления интеграции.
ООН как универсальная международная организация. Постоянные структуры ООН. Отраслевые (функциональные) организации в рамках ООН и их деятельность.
Евроатлантическая интеграция. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Военно-политические союзы. НАТО как противоречиво развивающийся международный военно-политический союз. Организация Варшавского договора (ОВД). Участие РФ в общеевропейских интеграционных процессах.
Европейская интеграция. ЕС.
Региональная интеграция. Экономические объединения регионального и отраслевого характера
СНГ. Союзное государство России и Белоруссии. Военно-техническое сотрудничество в рамках СНГ. Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Экономическое и политическое сотрудничество в рамках СНГ. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Единое экономическое пространство (ЕЭП). Центрально-азиатское сотрудничество (ЦАС). Шанхайская организация сотрудничества (ШОС, «Шанхайская шестерка»). ГУУАМ (ГУАМ). Разнонаправленность и противоречивость интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Краткое содержание
Интеграционные процессы – объективная реальность. В основе новейших интеграционных процессов лежат два в принципе - при всех связанных с интеграционными процессами проблемах – положительных тренда. Первый - имеет место транснационализация экономик, культур, рынков товаров, труда, капиталов, технологий. Этот процесс связан с развитием средств коммуникации, транспортного сообщения и, в значительной мере, средств войны (Последний фактор не стоит недооценивать. Правящие круги Франции и, несмотря на имевшие место в Бонне серьезные реваншистские настроения, Западной Германии стремились к евроинтеграции, исходя из очевидных уже тогда, более полувека назад, реалий – еще одну войну между немцами и французами европейская цивилизация не переживет). Второй - субъективный - тренд, несомненно, сложившийся и действующий уже шесть десятилетий – готовность к объединению правящих и деловых кругов, а также общественности, думающей и образованной части среднего сословия.
Этапы интеграционного процесса (де факто, пройденные и (или) находящиеся ныне в стадии реализации для Единой Европы): 1) создание зоны свободной торговли (ЗСТ); 2) таможенный союз; 3) общий рынок, т.е. унифицированный таможенно-тарифный режим при полной свободе движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы; 4) валютно-экономический союз; 5) политическая интеграция (в форме тесного политического союза и (или) конфедерации).
Зона свободной торговли – первичная форма экономической интеграции, при которой страны отменяют ограничения во взаимных экономических отношениях, но сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней политики. ЗСТ широко распространены. Их достоинство – принципиальная простота учреждения. При наличии политической воли стран-участниц, ЗСТ превращаются в исторически длительный переходный период к более совершенным формам интеграции. Очевидные недостатки ЗСТ – превращение их в сферу реэкспорта низкокачественных, продаваемых по демпинговым схемам, контрафактных и контрабандных товаров. Третьи страны, не входящие в ЗСТ, выбирают государство-члена данной ЗСТ с наименьшими внешними таможенными пошлинами, а затем, через страну с заниженными пошлинами, реэкспортируют свои товары в другие страны-члены ЗСТ. Распространенные способы «микшировать» (но не устранить в принципе, поскольку это невозможно) данный круг проблем: 1) ограничение свободной торговли заранее согласованным закрытым перечнем товаров и услуг (одно из первых европейских объединений было Ассоциацией торговли продукцией угледобычи и черной металлургии); 2) исключение реэкспорта из режима свободной торговли (НАФТА, прежде всего, заинтересованная в защите своей, не самой сильной, экономики - Мексика); 3) наиболее распространенный прием - единый таможенный режим для стран, не входящих в ЗСТ. А этот режим, во многих случаях, означает переход к следующей форме интеграции – таможенному союзу. Общий рынок предполагает свободу конкуренции для фирм, зарегистрированных в государствах-членах, при осознанном движении к последующему объединению экономик. Валютный союз означает дополнение общего рынка единой валютой и единым финансовым институтом, регулирующим ее обращение. При достигнутом единстве экономик единые финансы подталкивают унификацию налогового режима, окончательное достижение единых стандартов в сфере оплаты труда и социальной политики.
Международная организация – это объединение государств-участников, позволяющее с различной интенсивностью вести переговоры по общеполитическим или специфическим, военным, финансово-экономическим, иным вопросам, находя пути урегулирования споров, установления и развития отношений. Назовем базовые характеристики международных организаций – 1) характер членства, 2) географическое (геополитическое) измерение, 3) функциональное измерение. По первому признаку выделяем – межправительственные международные организации (МПО) и международные неправительственные организации (МНПО, которых – в следующем разделе). Межправительственные международные организации (МПО) существуют в двух формах: межгосударственное объединение и международная правительственная организация. Международные организации (ООН, ОБСЕ, другие) ныне чаще существуют в форме межгосударственных объединений. Межгосударственное объединение – коалиция государств, участники которой сохраняют самостоятельную роль в МО, но формируют особые механизмы для координации внешнеполитической деятельности.
Межгосударственное объединение – коалиция государств, участники которой сохраняют самостоятельную роль в МО, но формируют особые механизмы для координации внешнеполитической деятельности. Функции таких механизмов весьма многообразны. Если этих функций достаточно много, а они, конечно в большей или меньшей степени, но выгодны для всех участников объединения, то можно говорить о высоком уровне интеграции.
Функции механизмов внутри объединения – обмен информацией, согласование всей внешнеполитической активности или ее элементов, совместное проведение внешнеполитических действий, организация совместных торговых, финансово-экономических, научно-технических и культурных проектов.
Международная правительственная организация (МПО) – это объединение государств-участников, позволяющее с различной интенсивностью вести переговоры по общеполитическим или специфическим, военным, финансово-экономическим, иным, вопросам, находя пути урегулирования споров, установления и развития отношений. С точки зрения политического реализма МПО полезны настолько, насколько они способны содействовать достижению интересов государств-членов. Транснационализм основан на предположении об уменьшении роли государств в мировой политике. Рост влияния акторов вне суверенитета ведет к росту влияния именно МПО. Либеральный институционализм видит в деятельности МПО не столько прямое отражение, сколько продолжение и развитие интересов государств.
Региональные системы баланса сил между коалициями распространены вплоть до позднего средневековья. В средневековой Европе и в начале Нового времени в основе интеграции – личная (семейная) уния династий. Влиятельные династии стремятся выстроить отношения с подчиненными народностями и (или) династиями. И, в силу этого обыденного факта, долгое время не существовало политической идеи, способной конкурировать с идей имперской. На смену империи приходит конфедерация, добровольный союз двух или нескольких самоуправляющихся общин, которые лишь в отдаленной перспективе станут или региональными автономиями, или национальными государствами.
Еще в недавнем прошлом (до сер.ХIХв.) межгосударственные объединения создавались лишь для оборонительной или превентивной военной активности. Ныне функции по-разному складывающихся структур и институтов, координирующих внешнеполитическую деятельность государств-членов, весьма многообразны. Если этих функций достаточно много, а они, разумеется, – в той или иной степени - выгодны для всех участников объединения, то можно говорить о высоком уровне интеграции. С развитием интеграционных процессов – пусть в самой противоречивой форме – трансформируются и сами национально-государственные интересы.
Государства – даже самые богатые и влиятельные – стремятся координировать свою деятельность с другими игроками в финансово-экономической, научно-технологической, культурно-информационной сферах. Это рождает не однонаправленную, но, в целом, позитивную тенденцию. Активное участие в экономической и политической интеграции замещает геополитические и политико-реалистические блоковые стратегии взаимодействия, пока еще чаще неравноправным, сотрудничеством (говоря неакадемичным языком – «туда, куда пришел с деньгами, особенно длинными, инвестиционными, туда уже не пойдешь с современным оружием – свое же разбомбишь») и объективно способствует стремлению создать для государства позитивный имидж. Ныне (при несомненных проблемах и противоречиях современного этапа глобального развития) положительный облик государства на международной арене не мыслим без корректно достигнутой внутренней демократической политической стабильности, высокого уровня жизни, реальных технико-экономических и экологических успехов. Формирование единой Европы идет далеко не гладко. Тем не менее, сложно отрицать относительно успешный ход евроинтеграции по перечисленным выше параметрам (Поэтому мы ниже отдельно рассмотрим ход евроинтеграционных процессов).
Существует проблема эффективности международных организаций. Очевидно, что эти организации не имеют (при наличии исключений) серьезного аппарата для проведения в жизнь своих решений силовыми методами. Функции работоспособных механизмов внутри объединения – обмен информацией, согласование всей дипломатической активности или ее элементов, совместное проведение внешнеполитических действий, организация совместных торговых, финансово-экономических, научно-технических и культурных проектов. Это объясняет и общую – при наличии вариантов – структуру организаций. Формально существует высший орган, роль которого в абсолютном большинстве случаев выполняет созываемое с большей или меньшей периодичностью собрание глав государств и правительств. Рабочим исполнительным органом становится собрание глав профильных ведомств (министров обороны, если блок – военный, министров финансов, если объединение носит характер валютно-финансового картеля и т.п.). Отраслевые министры, по существу, решают проблемы, которые не удалось решить непрерывно работающему экспертному и (или) профессиональному сообществу, сформированному в рамках организации на согласованных странами-участниками принципах.
Классификация современных межгосударственных объединений идет, как мы выше отметили, по геополитическим и функциональным критериям. Геополитические критерии позволяют выделить уровни, на которых работают международные организации:
- Универсальный;
- Межрегиональный;
- Региональный;
- Субрегиональный.
По сфере (отрасли) деятельности можно выделить организации следующих типов:
- Общецелевые (комплексные);
- Экономические;
- Военно-политические;
- Финансовые;
- Научные;
- Технологические.
Возможно пересечение границ классификации. Предложенная классификация отражает формы и направления интеграции
Организация объединенных наций (русская аббревиатура – ООН, устоявшееся западное англоязычное название - Union nations , т.е., дословно, – «объединенные нации») рассматривается как универсальная международная организация. Универсальность ООН заключается в следующем: 1) все страны-члены де юре равны (исключение – пять официально признанных великих держав-победительниц во Второй мировой войне); 2) рассматривает, не имея императивного мандата, т.е., не являясь мировым правительством, любые (в географическом, отраслевом, иных аспектах) вопросы международной жизни. Устав ООН, с формально-юридической точки зрения, нормативный акт, содержащий основные положения международного права. В ряде случаев Объединенные нации, опираясь на Устав, сумели вернуть в правовое русло некоторых агрессивных и почти не управляемых игроков. Несомненно, во многих случаях формальные решения ООН имели лишь моральную, а не юридическую силу. В настоящее время ООН объединяет около 200 суверенных государств. С ООН активно сотрудничают международные неправительственные организации.
Устав ООН называет шесть ее главных органов - Генеральная Ассамблея (Генассамблея, ГА), Совет Безопасности Генеральной Ассамблеи ООН (Совбез, СБ), Секретариат ООН, Совет по экономическим и социальным проблемам объединенных наций (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд. Помимо этого в систему ООН входят более трех десятков специализированных (отраслевых) организаций.
Генеральная ассамблея ООН – «законосовещательное собрание» мирового сообщества. Ее решения не императивны, но отражают мировое общественное мнение. Генассамблея построена на принципе формально-юридического равенства государств и народов, поскольку в ходе ее заседаний безусловен принцип: «одно государство – один голос».
Совет безопасности – исполнительный орган ГА ООН. Состав СБ ООН – 5 постоянных и 10 ротируемых (непостоянных, сменяемых) членов. 10 непостоянных членов СБ избираются на два года Генассамблеей. Совбез, что отражено в названии, – орган, ответственный за поддержание международного мира и безопасности. При возникновении чрезвычайной ситуации или прямого вооруженного конфликта Совбез сначала рассматривает пути мирного регулирования. Затем возможны прямое требование о прекращении огня, введение миротворческих сил, дипломатические и иные санкции к одной, нескольким или всем воюющим сторонам.
В Совете Безопасности ООН его постоянные члены обладают «правом вето». Постоянные члены СБ ООН, пять держав-победительниц - ведущие участники положенной в основу ООН более шестидесяти лет назад широкой антигитлеровской коалиции, выигравшей Вторую мировую войну. Постоянные члены СБ ООН – СССР (ныне Российская Федерация как официальный правопреемник СССР), США, Великобритания, Франция, Китай (долгое время это место занимал гоминдановский Тайвань, в настоящее время - официальным представителем всего китайского народа международное сообщество считает пекинское коммунистическое правительство).
Если против того или иного решения проголосовало государство-постоянный член Совбеза, то решение не может быть принято (устоявшийся общепринятый неформальный термин – «право вето»). Если постоянный член СБ воздержался при голосовании, это не означает применение права вето. Насколько эффективно и работоспособно право вето -вопрос не праздный. Это далеко не единственная проблема функционирования СБ. Вопрос реформирования Совбеза стоит на повестке дня, но, несомненно, конфликтен. Получение статуса постоянного члена Совбеза несколькими странами, их «официальное принятие» в «клуб великих держав», по определению вызовет многочисленные претензии «обделенных».
Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем (Генсекретарь, генсек), ООН – аппаратный орган, ведущий текущую деятельность ООН. Генсек официально является главным административным лицом ООН, фактически, генсек рассматривается как «лицо организации». По неформально сложившемуся консенсусу этот пост не занимают представители великих держав. В настоящее время Генеральным секретарем ООН является южно-корейский дипломат Пан Ги Мун.
ЭКОСОС принимает значительные усилия для помощи в развитии беднейшим регионам мира. Совет по опеке ООН – международный институт, который помогает освободившимся территориям получить статус суверенных государств. Международный суд разрешает споры между государствами-членами ООН, Статут – нормативный акт, регулирующий деятельность международного суда, является неотъемлемой частью Устава ООН. Участниками Статута (государствами, признающими юрисдикцию Международного Суда) могут быть государства – не члены ООН.
ООН активно осуществляет гуманитарную, миротворческую, культурную деятельность. Ниже мы кратко перечислим отраслевые структуры ООН. Признавая очевидную неоднозначность их деятельности, подчеркнем, что без активности ООН в сферах сохранения культуры, помощи жителям беднейших государств, жертвам международных и внутренних конфликтов, стихийных бедствий, содействия в социальном и технико-экономическом развитии отсталым народностям, странам, регионам, на планете «для веселия мало оборудованной» (В.В. Маяковский) было бы еще хуже.
Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО – традиционное русское написание англоязычной аббревиатуры) занимается вопросами развития культуры, науки, образования, сохранения мирового культурного наследия. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) координирует работу по вопросам санитарии, вакцинации населения, борьбы с наиболее опасными инфекциями. Международная организация труда (МОТ) разрабатывает стандарты взаимоотношений профессиональных союзов (иных организаций, выражающих интересы лиц наемного труда) и нанимателей. МВФ, деятельность которого мы более подробно рассмотели в разделе 7, контролируется нередко западными банками и деловыми кругами, но, в ряде случаев, способствует финансовой стабильности и диалогу по финансово-экономическим вопросам. Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций (ФАО – также устоявшееся в отечественной литературе англоязычное сокращение) занимается вопросами продовольственной безопасности.