Соотношение междунар и права и МЧП

Международное право

Конспект лекций

Понятие международного права.

Дуалистическая теория соотношения международного права и внутригосударственного права.

Теория умеренного дуализма.

Соотношение международного права и международного частого права

Понятие нормы международного права.

Квалификация норм международного права

Источники международного права

Принципы международного права

Понятия и виды субъектов международного права

Государство как субъект международного права

Понятие и теории международно- правового признания

Формы и виды международно-правового признания

Понятие территорий и виды территорий

Государственная граница

Территориальные споры и изменения границ

Международные реки

Понятие населения и его международно правовая регламентация

Понятие гражданства и его регламентация.

Приобретение и утрата гражданства.

Двойное гражданство. Безгражданство.

Беженцы и перемещенные лица.

Понятие иностранца. Понятие режима иностранца и его виды.

Порядок въезда в государства и выезда из него.

Право убежища.

Понятие и источники права международных договоров

Понятие и юридическая природа международного договора

Заключение международного договора

Действие, действительность и толкование международных договоров

Сущность и понятие правоприемства государств

Правоприемство государств в отношении международных договоров

Правоприемство государств в отношении государственной собственности

Правоприемство государств в отношении государственных архивов

Правоприемство государств в отношении государственных долгов

Международный уголовный суд

Международный суд ООН

Международный экологический суд

Европейский суд по правам человека

Суды Европейских сообществ

Установление консульских отношений

Международный трибунал по морскому праву

Понятие и классификация междун организаций

Правовая природа, порядок создания и прекращение существования международных организаций

Компетенция международной организации, ее органы и порядок принятия решений

ООН: структура, функции, основные направления реформирования на современном этапе

Специализированные учреждения ООН

Региональные международные организации

Делегации государств и органы международной конференции

Основания возникновения ответственности и обстоятства, освобождающие от международно-правовой ответственности

Международно-правовая ответственность за международные преступления физических лиц.

Понятие международного спора

Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров

Мирные средства разрешения международных споров

Экономический суд СНГ

Основные этапы развития международного права

Формирование принципов международного права

1. Понятие международного права.


Понятие МП-МПП и национальное право (внутригос-ое) являютcя равноправными юридическими явлениями и существуют независимо друг от друга.


Главной особенностью межд. права является то, что оно регулирует
исключительно межвластные отношения. МП действует только в отношениях
между государствами как таковыми.

В системе межгосударственного права отсутствует надгосударственный
аппарат принуждения к соблюдению правовых предписаний.


Гос-ва добровольно соблюдают нормы МП, исходя из заинтересованности в
их соблюдении своими партнерами по междунар. отношениям.


В национ. системах права органы гос-ва поделены функцией создания
нормативных предписаний поведения субъектов права, то в системе
междунар права нормативные предписания поведения государств не м
возникнуть иначе как в результате добровольного согласия между
субъектами междунар отношений.

МП- это система юр.норм, регулирующих межгос.отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Межгос.отношения – отношения с участие гос-тв, межгос.организаций и гос.образований (нации, борющиеся за создание собственного гос-тва, вольные города). Система МП представляет собой комплекс юр.норм, подразделяющихся на самост. части (отрасли, подотрасли, институты). Структура: внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи. Нормы МП: юридически обязательные к исполнению правила поведения гос-тв и др.субъектов МП, устанавливаемые самими субъектами. Нормы: договорные и обычные международно-правовоые (неписанные правила); универсальные (для большинства субъектов МП) и локальные (для субъектов одного региона, ограниченного курга субъектов); имеративные (jus cogens признается всеми субъектами и обязательна для всех, отклонение от нее недопутсимо) диспозитивные (предоставляют субъектов возможность определять свое поведение); материальые (устанавливают права и обязанности по конкретным правоотношениям) и процессуальные (устанавливают порядок реализации матер.норм); регулятивные (устанавливают конкретные права и обяханности) и охранительные (гарантируют раелизацию регулятивных норм); обязывающие, разещающие, управомоч-щие.




2. Дуалистическая теория соотношения межд права и внутригос-го права. Теория умеренного дуализма.

Между этими самостоят правов системами существ-ет тесная взаимосвязь. Национ правовые сис-мы оказывают влияние на формир-е норм междун права. Междун право в свою очередь влияет на нац зак-во. В случае расхождения какого-либо положения межд права с национ нормой преимуществ-ую силу имеет норма межд права.

В ряде гос-в ратифицированные межд договоры автоматически становяться частью нац закон-ва. Согласно межд праву гос-во не может ссылаться на свое нац зак-во для оправдания несоблюдения межд обязательства.

Примат междун права означает его главенствующ роль среди всех правовых сис-м. С др стороны, он означает обязанность гос-в руковод-ся в своих междун отношениях прежде всего межд правом , а не др мотивами. У каждого гос-ва имеются свои национ интересы. Задача заключ-ся в том, чтобы не нарушая междун права, поставить его на службу свои нац интересам.

Существует теория соотношения межд и внутр госуд-го права- дуалистическая теория признает наличие двух самостоятельных правовый систем, котор развиваются параллельными курсами, никогда не пересекаясь. Рассматривает МП и внутригос-ое как самостоят и равноправные, кот активно взаимодействуют в процессе нормотворчества.

Вывод: С точки зрения методов нормообразования внутригос-ое и МП являются самостоят-ми системами, но с точки зрения правоприменения они неразрывно взаимосвязаны.

Источники междунар права

Под источниками международного права можно также понимать и результаты процесса нормообразования.


Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен решать переданные на его рассмотрение споры. К ним относятся: (a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; (b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; (c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; (d) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего международного сообщества, то есть нормы общего международного права. К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.

Международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы.

Решения международных организаций, выражающие согласованные позиции государств, могут явиться отправным моментом для образования обычая. Только признание государствами в качестве правовой нормы превращает то или иное правило поведения государств в обычай.

Для установления существования обычая используются вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения международных организаций и односторонние акты и действия государств.

К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. выдающихся ученых в области международного права часто рассматривались в качестве источников международного права.

Вспомогательным средством для определения существования обычая являются односторонние действия и акты государств. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие нормативные акты. Международные судебные органы для подтверждения существования обычной нормы нередко прибегают к ссылкам на национальное законодательство.

Принципы междунар права

Основные принципы МП являются универсальными и не включают отраслевых принципов; ОПМП имеют характер общепризнанных; ОПМП являютмя принципами jus cogens. 1970 г. Ген Ассомблея ООН приняла Декларацию о принципах МП (7 пр-п). А в 1975 г. Совещание по безопасности и сотруд-ва в Европе в Заключительном акте сформулировало Декларацию принципов, которыми гос-ва будут руководствоваться во взаимных отношениях. и уже не 7, а 10. ОПМП – это концентрированно выраженные и обращенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни. Принципы: 1. Пр-п неприменения силы и угрозы силой; 2. Пр-п разрешения межд. споров мирными средствами; 3. Пр-п невмешательства во внутренние дела гос-ва; 4. Пр-п обязанности гос-ств сотрудничать друг с другом; 5. Пр-п равноправия и самоопределения народов; 6. Пр-п суверенного равенства; 7. Пр-п добросовестное выполнение обязательств по МП – этому пр-пу предшествовал пр-п соблюдения Межд. договоров (pacta sunt servanda); 8. Пр-п нерушимости гос. границ; 9. Пр-п территориальной целостности гос-ств; 10Пр-п уважения прав человека и основных свобод.


Государственная граница

Государственные границы определяют пределы государственной территории. Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость. Различают водные, сухопутные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами. Водные границы подразделяются на речные, озерные, морские и границы других водоемов. Границы на реках устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами. Морскими границами государства являются внешние пределы его территориального моря или линия разграничения территориальных морей смежных или противолежащих государств. Воздушными границами государственной территории являются боковые и высотные пределы его воздушного пространства. Сопредельные государства устанавливают определенный режим взаимной границы для обеспечения ее неприкосновенности.

Гос.граница – это линия и проходящая по ней плоскость вертикально вверх и вертикально вниз, которая ограничивает гос.территорию. Гос.границы: 1. сухопутные (ограничение одного государства от другого. Установлением границ является международный договор. Делимитация – установление границы на основе договора и нанесение ее на карту. Демаркация - перенос границы с карты на местность. Эти границы учитывают рельеф местности и называются орографические. Геометрические – границы, которые проходят по прямой линии. Астрономические – границы, которые проходят по меридианам и параллелям). 2. водные (речные (которые разделяют: а) пограничные стороны и составляются соглашением (граница по Тальвичу, т.е. по самому глубокому месту) б). по судоходным рекам (граница по форватору, т.е. по пути корабля); озерные (по прямой линии, которые соединяют 2 точки выхода сухопутной границы); морские (это внешние пределы территориального моря, либо линии соединяющие территории смежных или противолежащих государств (пример: Балтика). Ширина территориального моря не может превышать 12 морских миль (отчет с точки наибольшего отлива); воздушные (это боковые и внешние пределы. Воздушные пределы = 100 – 110 км)). Наряду с договорными границами существует признание исторически сложившихся границ (т.е. ни один договор не «скреплял» это границы, а они просто исторически сложились). Режим гос.границ может устанавливаться: - соглашением гос-тв, - внутренним законодательством государств, - соглашением сторон (стороны согласовывают установление режим ограничения для жителей; кто будет «ухаживать» за пограничным знаком и т.д.). Пограничные комиссары принимают меры для предотвращения перехода гос.границы; принимают меры для соблюдения порядка гос.границы. Если серьезное нарушение, то подключается дипломатия. В одностороннем порядке договор о прекращении границ не может быть прекращен. Межд.реки – это реки, которые протекают или разделяют территорию 2-х или более государств. Судоходство по пограничной реке 3-ей стороной в том случае, если такое судоходство отрегулировано конвенцией.


Междун реки

Это реки, пересекающие тер-ри двух или более гос-тв (Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амур, Амазонка..).Они могут быть судоходными, несудоходными, пограничными. Их прав.режим регулируется межд.договорами между заинтересованными прибрежными гос-вами, а реки используемые для судоходства – с учетом инетересов др.гос-тв. Режим должен учитывать: взаимную выгоду, запрещение нанесения ущерба прибрежным и сопредельным гос-вам, защита фауны, речной среды и др.принипы МП. Могут учитываться Хельсинские правила использования вод межд.значения 1966г., касающиеся общих положений предотващения загрязнения водной среды, судоходства, лососплава, разрешение споров. Или нормы Женевской конвенции 1923г о гидроэнергии водных потоков. Должны соблюдаться общие правила: всестороняя деятельность одного гос-ва по использованию вод межд.реки не должна наносить ущерба аналогичной деят-ти другого гос-тва и его тер-ри Контроль за соблюдением условий договоров – смешанные речные комиссии. Дунай – межд.река в отношении которой действует Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 (РФ, Украина,Болгария, Венгрия, Румыния..) Новигация на Дунае открыта для граждан, торговых судов и товаров всех гос-тв на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий тогового судоходства. Плаванье воен.кораблей непридунайских гос-тв запрещено. Придунайские гос-тва обязаны содержать свои участки реки в судоходном состоянии. Суда плавающие по реке имеют права с соблюдением всех правил прибрежных гос-тв заходить в порты, производить в них погрузочные работы, посадку, высадку пассажиров,.пользоваться судовыми радиостанциями. Для покрытия расходов по побеспечению судоходства придунайские гос-ва по согласованию с Дунайской комиссией могут устанавливать и взимать с судов навигационные сборы.


Междун эколог суд

Межд экологич право - это отрасль межд права, предст-ая собой совокупность правовых норм регламент-их сотруд. гос-в в области охраны природной среды и рацион-го использования и воспроизв-ва

в ХХ в экол проблема была признана глобальной проблемой человечества

В июне 1993г в рамках межд суда ООН в Гааге б создана Камера по экологическим вопросам

в 2007 она прекратила свое существование

в нояб 1994 учрежден МЭС в Мехико - это третейский суд, куда спорящие стороны обращаются только по взаимному согласию. Входят 29 высоко-квалифицированных юристов - экологов кот избираются на форуме представителей гос-в Учредителей МЭС (24 гос-ва)

Судьи пользу-ся дипломат привилегиями и иммунитетом.

Сами спорящие стороны выбирают из 29 нечетное кол-во судей из кот. создается коллегия д разбирательства конкретного спора, т.к. все расходы несут спорящие стороны, то избираются 3 судьи.

Принцип МЭС: "пользуйся своим так, чтобы не вредить другому"

Экспертная комиссия избранная гос-ми составляет акт.

Если какой то эксперт с ним не согласен, он пишет особое мнение и рассчит-ся сумма возмещения вреда.

Самое слабое место в работе мэс-установление причино-следственной связи между дейст-ми физ или юрид лиц и нанесенным ущербом.

Пример: дело жителей США против Канады. в 1903 Канада на реке Святого Лаврентия построила платину, кот вызвала подъем воды как в самой реке, так и в озере Онтарио по кот проходила граница между сша и канадой. Участились наводнения и началась эррозия почв.

в 1953г канада признала ущерб от платины и снесла ее. в 1995г жители США обратились с иском против канады обвиняя ее в экологич ущербе кот б удовлетворен МЭС.

Суды Европейских сообществ

Б основан в 1952 г. европейским объединением угля и стали, на его основе б образован единый суд с местом пребывания в Люксембурге. Имеет свой уствав, гл задача рассмотрение дел, связанных с наруш-ем договор-ых обязат-в гос-ми учредителями, исков Правительств к руков органам Европ Сообщества и дела связанные с исками м\у ЮЛ и Физ лиц.

От каждого гос-ва члена выдвиг-ся по 1 судье, сущ-ет должности Генер-ых Адвокатов. В обязат-ом порядке ген адвокаты назнач-ся от Герм, Фр, Вел, Итал, а остальные должности ген адвокатов замещ-ся пред-ми др стран в порядке ротации. Судьи наз-ся на 6 лет с првом повторного назначения. Из числа судей назнач-ся Председатель на 3 года. Все приносят присягу. Тайна совещательной комнаты.

Стр-ра:

-Председатель суда

- 6 суд палат из них 2-по 5 судей, и 4-по 3. Часто осущ-ют выездные совещания.

-Отдел юр службы

-Секретариат

-Библиотека

Рукод-ем явл-ся канслер, подчиненный председат-м суда. У судьи и у ген адвоката 3 юриста, 3 секретаря, 1 помощник. Ген адвокат проводит самостоя-но до рассмотрения дела судьями расследование дела. Затем на открыт судеб заседании он предоставляет мотивир-ое заключение по делу, кот затем рассмат-ся судом.

Функции суда: функции констит-го суда, разрешает споры связанные с правами и обязанностями гос-в членов Европ сообщ-в.Фунц-ии дисцип и угол судов в отношении ДЛ Европ сообществ.

Фу-ии гражд суда, споры физ лиц и ЮЛ, споры м\у служащими учреждений Европ сообщества. Фун-ии арбит суда. Явл-ся кассационной инстанцией по отно-ию к нац судам.


Экономический суд СНГ

Реш-ие об образовании суда б принято главами гос-в участников СНГ.

Место пребывания штаб квартира является минск.

Фактически суд начал работу в 1994 Практически сразу поступило 46 дел. Судопроизводство ведется на русском языке.

Финансирование осуществляется гос-вами участниками в равных долях в рублевом эквиваленте. При обращении в суд пошлина не взымается. Судебные издержки возлагаются на сторону признанную нарушителем догов обязательств. Суд рассматривает споры только по заявлению государств СИГи учреж-й СНГ.

Судьи либо назначаются, либо избираются согласно национ правилам. Избранными м.б. лица высших хоз или арбит судов на 10 лет.

Председатель и его заместители избир-ся судьями относит больш-м голосов и увержд-ся советом глав гос-в содружества на 5 лет. Высшим коллегиал органом является Пленум.

Пленум собирается 1 раз в 3 месяца и рассматривает жалобы на реш-я экон суда СНГ. Судьи обладают диплом привилигиями и иммуинитетом и не м.б. отозваны своими правит-ми.

Ф-ии:

1) Разрешение экономич споров

2) Толкование положений двусторонних или многосторонних регион договоров по эконом вопросам, а так же актов бывшего ссср.

Гос-ва члены СНН только после обращения в Эконом суд СНГ м обращатся в межд суд ООН и постоянную палату претейского суда в гааге.
61. Основные этапы развития МП

Представляется в целом наиболее предпочтительной периодизацией ис­тории международного права периодизация, предложенная И.И.Лукашуком:

* предыстория международного права (с древних веков до конца средне­вековья) - эпоха совершенствования международных отношений и понимания роли государства на международной арене;

* классическое международное право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций) - возникновение и развитие права Нового времени;

* переход от классического к современному международному праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН) - понимание государствами необходимости создания новых механизмов регулирования международных отношений после первой мировой войны;

* современное международное право - право Устава ООН и его противо­речия.

1. В древних международных отношениях не могло идти речи о равенстве парт­неров. На первом месте стояли военные цели . В такой системе международных отношений договор выступал как второ­степенное средство решения споров и нормализации контактов между двумя при­мерно равными государствами, поскольку война может ослабить друг друга при­вести к потере завоеванных внешних позиций. Обычно договор заключался после войны. Особенно показательным был договор около 1300 г. до н.э. между фараоном Египта и царем хеттов, который по существу стал договором о разделе сфер влияния между двумя великими державами того времени. Древние договоры представляли собой не более, чем религиозные предписания или взаимные моральные обязательства. . В Гре­ции послу вручались две сложенных и покрытых воском дощечки с текстом, кото­рые назывались “дипломами”, от чего, собственно, и произошел термин “дипломатия”. Послы в Древнем мире пользовались неприкосновенностью, что являлось вынужденным исключением из общего правила для иностранцев .

2. В эпоху средневековья мир начал делиться на три части - христианский мир (Европа), мир ислама (Западная и Центральная Азия, Северная Африка) и неизвестные земли (“закрытые” для европейцев и мусульман Китай, Япония, Америка, Австралия и большая часть Африки). На рубеже средневековья и Нового времени происходит возникновение практики и доктрины международного права. Тридцатилетней войне (1618-1648 гг.), завершившейся подписанием Вестфаль­ского трактата о мире 24 октября 1648 г. . Однако на деле Вестфальский мир сформулировал ряд принципов и институтов международного права:* принцип политического равновесия и стабильности границ;* институт международно-правового признания (была признана независи­мость Швейцарии и Нидерландов);* институт равноправия государств на внешней арене независимо от пре­обладающего в нем вероисповедания;* институт международно-правовых гарантий

Гуго Гро­цием В своем сочинении “О праве войны и мира” (1625 г.) сформулированы три основных принципа: суверенности, международного сотрудничества и гуманизма.

XIX в. принес новые формы юридической практики в международных от­ношениях, которые осуществлялись прежде всего на Венском (1814-1815 гг.), Па­рижском (1856 г.), Берлинском (1878 г.), а также Гаагских мирных конференциях. Парижский конгресс 1856 г. в заключительной декларации сформулировал положения начал морского МП. Берлинский конгресс 1878 г., который сыграл важное значение во внешнеполитической и дипломатической области принес новое подтверждение практики коллективного признания независимости (Сербии, Черногории, Румынии).

первые международные организации в нынешнем понимании - Всемирный почтовый союз (1874 г.), Телеграфный союз (1875 г.), многосторонняя железнодорожная конвенция (1890 г.)..Важное значение для становления принципа мирного разрешения споров и международного гуманитарного права имели две Гаагские мирные конференции 1899 г. и 1906-1907 гг. На них были приняты 13 конвенций - правового регулирования мирного разрешения споров, порядка открытия военных действий, правового регулирования сухопутной войны и правила ведения войны на море.


Формирование принципов МП

Упрочение национальной независимости европейских государств привело к первой общеевропейской войны между крупными группировками государств - Тридцатилетней войне (1618-1648 гг.), завершившейся подписанием Вестфаль­ского трактата о мире 24 октября 1648 г. Он состоял из двух мирных договоров Оснабрюкский (между императором Священной Римской империи и его союзни­ками, с одной стороны, и Швецией с союзниками - с другой) и Мюнстерский (между императором и Францией с союзниками). Формально постановления трактатов касались трех основных вопросов: территориальных изменений в Ев­ропе; вероисповедных отношений в Священной Римской империи; политического устройства. Однако на деле Вестфальский мир сформулировал ряд принципов и институтов международного права:

* принцип политического равновесия и стабильности границ;

* институт международно-правового признания (была признана независи­мость Швейцарии и Нидерландов);

* институт равноправия государств на внешней арене независимо от пре­обладающего в нем вероисповедания;

* институт международно-правовых гарантий (в трактате говорилось, “что заключенный мир должен оставаться в силе и что обе стороны обязаны от­стаивать и защищать каждую статью мирного договора против каждого, незави­симо от религии”1 ).

закрепление и развитие основных принципов международного права отражающих поведение государств в следующих документах : Устав ООН (1945 г.), Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.). Принцип суверенного равенства государств - наиболее широко раскрыт в Декларации 1970 г. демократизация международных отношений с неизбежностью приводит к ограничению применения силы и угрозы силой. Впервые эта объективная закономерность была закреплена в качестве принципа в Уставе ООН. В Заключительном акте СБСЕ прямо указывается, что государства- участники будут "воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника", "воздерживаться от любого акта экономического принуждения". Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения силы: в целях самообороны (ст.51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, или нарушения мира или акта агрессии (ст.39 и 42).принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. государства-участники СБСЕ тем самым выразили свое признание или подтверждение существующих границ европейских государств. Принцип территориальной целостности государств этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, где запрещена угроза силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания формулировки п.4 ст.2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности, хотя сам этот принцип отдельно не упоминался. Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств. Принцип мирного разрешения международных споров. Согласно п.3 ст.2 Устава ООН, "все Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость".

Международное право

Конспект лекций

Понятие международного права.

Дуалистическая теория соотношения международного права и внутригосударственного права.

Теория умеренного дуализма.

Соотношение международного права и международного частого права

Понятие нормы международного права.

Квалификация норм международного права

Источники международного права

Принципы международного права

Понятия и виды субъектов международного права

Государство как субъект международного права

Понятие и теории международно- правового признания

Формы и виды международно-правового признания

Понятие территорий и виды территорий

Государственная граница

Территориальные споры и изменения границ

Международные реки

Понятие населения и его международно правовая регламентация

Понятие гражданства и его регламентация.

Приобретение и утрата гражданства.

Двойное гражданство. Безгражданство.

Беженцы и перемещенные лица.

Понятие иностранца. Понятие режима иностранца и его виды.

Порядок въезда в государства и выезда из него.

Право убежища.

Понятие и источники права международных договоров

Понятие и юридическая природа международного договора

Заключение международного договора

Действие, действительность и толкование международных договоров

Сущность и понятие правоприемства государств

Правоприемство государств в отношении международных договоров

Правоприемство государств в отношении государственной собственности

Правоприемство государств в отношении государственных архивов

Правоприемство государств в отношении государственных долгов

Международный уголовный суд

Международный суд ООН

Международный экологический суд

Европейский суд по правам человека

Суды Европейских сообществ

Установление консульских отношений

Международный трибунал по морскому праву

Понятие и классификация междун организаций

Правовая природа, порядок создания и прекращение существования международных организаций

Компетенция международной организации, ее органы и порядок принятия решений

ООН: структура, функции, основные направления реформирования на современном этапе

Специализированные учреждения ООН

Региональные международные организации

Делегации государств и органы международной конференции

Основания возникновения ответственности и обстоятства, освобождающие от международно-правовой ответственности

Международно-правовая ответственность за международные преступления физических лиц.

Понятие международного спора

Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров

Мирные средства разрешения международных споров

Экономический суд СНГ

Основные этапы развития международного права

Формирование принципов международного права

1. Понятие международного права.


Понятие МП-МПП и национальное право (внутригос-ое) являютcя равноправными юридическими явлениями и существуют независимо друг от друга.


Главной особенностью межд. права является то, что оно регулирует
исключительно межвластные отношения. МП действует только в отношениях
между государствами как таковыми.

В системе межгосударственного права отсутствует надгосударственный
аппарат принуждения к соблюдению правовых предписаний.


Гос-ва добровольно соблюдают нормы МП, исходя из заинтересованности в
их соблюдении своими партнерами по междунар. отношениям.


В национ. системах права органы гос-ва поделены функцией создания
нормативных предписаний поведения субъектов права, то в системе
междунар права нормативные предписания поведения государств не м
возникнуть иначе как в результате добровольного согласия между
субъектами междунар отношений.

МП- это система юр.норм, регулирующих межгос.отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Межгос.отношения – отношения с участие гос-тв, межгос.организаций и гос.образований (нации, борющиеся за создание собственного гос-тва, вольные города). Система МП представляет собой комплекс юр.норм, подразделяющихся на самост. части (отрасли, подотрасли, институты). Структура: внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи. Нормы МП: юридически обязательные к исполнению правила поведения гос-тв и др.субъектов МП, устанавливаемые самими субъектами. Нормы: договорные и обычные международно-правовоые (неписанные правила); универсальные (для большинства субъектов МП) и локальные (для субъектов одного региона, ограниченного курга субъектов); имеративные (jus cogens признается всеми субъектами и обязательна для всех, отклонение от нее недопутсимо) диспозитивные (предоставляют субъектов возможность определять свое поведение); материальые (устанавливают права и обязанности по конкретным правоотношениям) и процессуальные (устанавливают порядок реализации матер.норм); регулятивные (устанавливают конкретные права и обяханности) и охранительные (гарантируют раелизацию регулятивных норм); обязывающие, разещающие, управомоч-щие.

2. Дуалистическая теория соотношения межд права и внутригос-го права. Теория умеренного дуализма.

Между этими самостоят правов системами существ-ет тесная взаимосвязь. Национ правовые сис-мы оказывают влияние на формир-е норм междун права. Междун право в свою очередь влияет на нац зак-во. В случае расхождения какого-либо положения межд права с национ нормой преимуществ-ую силу имеет норма межд права.

В ряде гос-в ратифицированные межд договоры автоматически становяться частью нац закон-ва. Согласно межд праву гос-во не может ссылаться на свое нац зак-во для оправдания несоблюдения межд обязательства.

Примат междун права означает его главенствующ роль среди всех правовых сис-м. С др стороны, он означает обязанность гос-в руковод-ся в своих междун отношениях прежде всего межд правом , а не др мотивами. У каждого гос-ва имеются свои национ интересы. Задача заключ-ся в том, чтобы не нарушая междун права, поставить его на службу свои нац интересам.

Существует теория соотношения межд и внутр госуд-го права- дуалистическая теория признает наличие двух самостоятельных правовый систем, котор развиваются параллельными курсами, никогда не пересекаясь. Рассматривает МП и внутригос-ое как самостоят и равноправные, кот активно взаимодействуют в процессе нормотворчества.

Вывод: С точки зрения методов нормообразования внутригос-ое и МП являются самостоят-ми системами, но с точки зрения правоприменения они неразрывно взаимосвязаны.

Соотношение междунар и права и МЧП

Национальная правовая система оказывает влияние на формирование МП – двусторонние соглашения о режиме гос границы отражает нац. закон о гос. границах данных стран. МП влияет на нац право, и это влияние все ростет – обеспечения прав человека. Принимая на себя обязательство, гос-во обязуется выполнение его на свей своей территории, всеми органами и лицами – имплементация. Имплементация может производится поразному. Конституционно – то есть п. ст. 4 Конст. РФ - МП часть нац. правовой системы РФ, МП преимущественнней . Трансформация – если это не указанно в конституции страны то обязательно указывается в законе. Гос-во не может сылаться на свое нац. законодательство при международном споре. Существует 2 теории соотношения МП и Нац.Пр.: 1. Монистическая – единство 2-х правовых систем; 2. Дуалистическая – 2 самостоятельные правовые системы, которые развиваются на параллельных курсах, нигде не пересекаясь. Истина находится посередине. В аспекте нормообразования – самост

Наши рекомендации