От манифеста 17 октября 1905 г. к третьеиюньскому перевороту 1907 г. 1 страница
Объединенное правительство у власти. Николай II и председатель Совета министров С. Ю. Витте. Пересмотр положений о Думе и Государственном совете. — Принятие Основных законов и отставка первого российского кабинета. — Первая и вторая Думы. Переворот 3 июня 1907 г.
Оценивая новый государственный строй с точки зрения взаимодействия трех важнейших элементов, из которых должно было состоять теперь государственное управление — царской власти, народного представительства и объединенного правительства, нельзя не отметить, что власть царя оказалась плохо сочетаемой с существованием и функционированием не только Государственной Думы, но и Совета министров.
Конфликты между царем и представительством привели к роспуску 1-й и 2-й Думы, а затем борьба между прогрессивным блоком в 4-й Думе и царизмом подготовила вместе с прочими политическими силами и факторами крах режима. Что же касается объединенного правительства, то острый конфликт между царем и министрами, их «бунт» летом 1915 г., был событием исключительного значения. Однако существование самой фигуры премьер-министра раздражало царя, особенно когда на этом посту оказывались такие сильные личности, как Витте или Столыпин, которые, по мнению монарха, «заслоняли» его.1 Эта черта психологии царя, связанная с его традиционно подозрительным отношением к министрам, не лишенным на самом деле оснований, приняла законченную форму в течение короткого периода премьерства Витте в октябре 1905—апреле 1906 г. В эти последние перед созывом Думы месяцы происходили наиболее грозные революционные события, которые обостряли отношения между царем и его премьером, бравировавшим собственной непреклонностью и грубоватой прямотой перед царем.
Пост председателя Совета министров вводился указом 19 октября «О мерах к укреплению единства в деятельности мини-
1 «Столыпин был бы рад занять мое место», — сказал однажды царь, по словам А. А. Вырубовой (Государственные деятели России глазами современников: Николай II. Воспоминания. Дневники. СПб., 1994. С. 198). Легко понять, почему на посту председателя Совета министров дважды оказывался И. Л. Горемыкин, который сам говорил о себе, что он «вынут из нафталина», и имел прозвище «его вы-сокобезразличие», а последним занимавшим этот пост был Н. Д. Голицын, упорно отказывавшийся от назначения ввиду полной своей неподготовленности, но все же назначенный, к ужасу своих родственников (Там же. С. 155—156).
рств и главных управлений», которым Совет министров был реформирован. Указ возлагал на Совет министров направление деятельности ведомств и передавал ему из ведения сохранявшегося пока Комитета министров дела, относящиеся к общему спокойствию и безопасности. Совет оставался ответственным перед ца-пем, за которым сохранялось право назначения министров и председателя. Председатель принимал участие в выборе кандидатов на министерские посты, за исключением постов министров императорского двора, иностранных дел, военного и морского. По усмотрению царя Совет собирался под его собственным председательством. Имеющие общее значение меры управления не могли приниматься отдельными министрами помимо Совета. Они должны были сообщать председателю обо всех выдающихся событиях, принятых мерах и распоряжениях, а также знакомить его со своими всеподданнейшими докладами до их представления царю. Дела, относящиеся к министерствам двора, иностранных дел, военному и морскому, были выделены из ведения Совета и могли вноситься в него только по указанию царя, по представлению министра, возглавлявшего одно из этих министерств, или в тех случаях, когда дело касалось и других ведомств. Об ответственности правительства перед Думой и его формировании из победивших на выборах партий, разумеется, не было и речи: это считалось главным признаком страшного западного конституционного строя. При этом набирал силу процесс учреждения политических партий, легализованного манифестом 17 октября. Впрочем, Витте, став премьером, в течение 10 дней вел переговоры с «общественниками» об их вхождении в правительство. Переговорам благоприятствовала объявленная 21 октября политическая амнистия. Широко обсуждавшиеся в печати переговоры, как и слухи о подборе министров из числа либеральных чиновников, очень помогли царизму в критические для него дни, когда всеобщая забастовка продолжалась (в Петербурге она пошла на убыль 27 октября, в тот день, когда переговоры прекратились).
Начав переговоры с Д. Н. Шилова как наиболее умеренного среди «общественников», Витте предложил ему пост государственного контролера, который за несколько дней до того был лишен независимости от главы правительства. Пост министра народного просвещения был предложен дроф. кн. Е. Н. Трубецкому, торговли и промышленности (хотя такое министерство еще не было создано) — А. И. Гучкову. Шипов же потребовал портфелей министров юстиции, внутренних дел и земледелия, предложив трех кандидатов: в министры юстиции С. А. Муромцева, а на два других поста — кн. Г. Е. Львова и И. И. Петрункевича, с тем чтобы Витте сам решил, кому из них какое министерство поручить.
В ходе дальнейших переговоров принявшие в них участие члены бюро съездов земских и городских деятелей Ф. Ф. Кокошкин, Ф. А. Головин и Г. Е. Львов выдвинули требования созыва Учредительного собрания для выработки основного закона, немедленного осуществления возвещенных манифестом свобод и полной политической амнистии. После этого Витте оставалось продолжать
переговоры с Шиповым, М. А. Стаховичем и Трубецким, которые как выразился Шипов, сознавали «необходимость сохранения ' поддержания авторитета государственной власти».2 Камнем пре. ткновения стала кандидатура П. Н. Дурново на пост министра внутренних дел. Самый пост этот «общественники» были готовы уступить «бюрократам», но кандидатуру Дурново решительно отвергали, поскольку газеты воспроизвели выразительную резолю-цию Александра III по поводу того, что Дурново на посту ди_ ректора Департамента полиции использовал секретную агентуру в своих сугубо личных целях. Обсуждались кандидатуры кн С. Д. Урусова, П. А. Столыпина и самого Витте. Впоследствии он утверждал, что последовательно отстаивал кандидатуру Дурново ввиду его полицейского опыта.3 Однако товарищ министра внутренних дел В. И. Гурко утверждал, что Витте сделал было ставку на Урусова, но затем снова представил царю кандидатуру Дурново, с таким, впрочем, отзывом, что она была отклонена. Тогда Дурново пригрозил премьеру какими-то документами, которые, если бы они были представлены царю, означали бы для Витте политическую гибель. Витте пришлось еще раз просить за Дурново, и Николай II согласился ненадолго назначить его управляющим министерством.4
Вопрос о вступлении в кабинет Шилова, Гучкова и Трубецкого (после знакомства с последним Витте сказал: «Мне нужен министр, а мне прислали какого-то Гамлета»5) отпал, Стахович заявил о своем намерении баллотироваться в Думу. Переговоры с «общественниками» прекратились, но Витте получил возможность опубликовать их письма, выражавшие политическую поддержку его программы. Витте и помимо переговоров о министерских портфелях встречался с различными представителями либеральных и радикальных кругов, чтобы доказать искренность своего конституционализма и продемонстрировать трудность своего положения между революционными массами и не допускающим конституции царем. Пришедшим к нему в ночь на 24 октября просить о неприменении силы против намечавшейся у Технологического института в Петербурге демонстрации редактору газеты «Право» И. В. Гессену и проф. Л. И. Петражицкому он пытался поручить составление проекта Основных законов. А П. Н. Милюков считал, что предоставить выработку конституции последовательно избираемым органам «чересчур рискованно», и предложил поэтому без долгих проволочек даровать конституцию. «Позовите кого-нибудь сегодня и велите перевести на русский язык бельгийскую или, еще лучше, болгарскую конституцию, завтра поднесите ее царю, а послезавтра опубликуйте», — «драматизируя и упрощая свою речь»,6 сказал Милюков. Так излагал он эту беседу в своих воспоминани-
2 Шипов Д. Я. Воспоминания и думы о пережитом. М., 1918. С. 339.
3 Письмо Витте в «Новое время» 25 сентября 1912 г. // Витте С. Ю. Воспоминания. М., 1960. Т. 3. С. 598.
4 Гурко В. И. Министерство графа С. Ю. Витте. Л. 8—11. (Фонд С. Е. Кры-жановского в Бахметьевском архиве Колумбийского университета в Нью-Йорке).
5 Милюков П. Н. Воспоминания. М., 1990. Т. 1. С. 328.
6 Там же.
Витте же заявил ему, что либеральную общественность данная ях' ху конституция не удовлетворит, народ конституции вообще СБ ^очет, а царь отказывается ее дать. Милюков заверил Витте, н либеральная общественность, получив конституцию, «пошумит и успокоится», и заметил: «Выходило, что Витте радикальнее меня самого».7 Нельзя не отметить, что Витте действовал при установившейся накануне и особенно после 17 октября фактической свободе печати. Попытка ввести газеты и журналы «в берега» принятыми 24 ноября временными правилами о периодической печати мало что дала правительству. Правила сохраняли предварительную цензуру лишь для изданий, выходивших вне городов. В городах цензурные власти получали право ареста отдельных номеров газет и журналов с последующим утверждением этого судом, вводилась судебная ответственность редакторов или издателей. Организованный в октябрьские дни в Петербурге «Союз в защиту свободы печати» постановил игнорировать цензуру.
С самого начала действий преобразованного Совета министров отношения между премьером и царем были безнадежно испорчены. Уже в конце октября Витте воспротивился назначению не взятого им в состав своего правительства бывшего министра финансов В. Н. Коковцова председателем Департамента экономии Государственного совета, сообщив царю, что он сам и, «вероятно, большинство министров» не будут посещать заседаний под председательством Коковцова. Он пригрозил также тем, что уйдет с поста председателя Комитета министров или не будет его созывать, если Коковцов останется в его составе. «Я этого нахальства никогда не забуду», — такой резолюцией реагировал на это царь.8
По наблюдениям Гурко, Витте до известного времени диктаторствовал в своем кабинете. Министр финансов И. П. Шипов, путей сообщения — К. С. Немешаев и главноуправляющий землеустройством и земледелием Н. Н. Кутлер были «определенными клевретами Витте, не решавшимися даже ему возражать», а министр народного просвещения И. И. Толстой, торговли и промышленности — В. И. Тимирязев, иностранных дел — В. Н. Ламздорф (он, впрочем, редко бывал на заседаниях и обыкновенно молчал) и государственный контролер Д. А. Философов, хотя и имели свои взгляды, примыкали к Витте. Лишь В. Б. Фредерике — министр императорского двора, А. Ф. Редигер — министр военно-сухопутных сил и А. А. Бирилев — морских сил не зависели от премьера.9 31 января 1906 г. Витте представил царю доклад о необходимости составления «систематизированного труда», который содержал бы хронику революционных событий и характеристику позиций печати различных направлений во время этих событий. Замысел премьер-министра состоял в том, чтобы показать критическое положение государственной власти накануне 17 октября, а
С Ю. Витте и Николай II в октябре 1905 г. // Былое.
1925. №4 (32). С. 107. . _ ^ _ тр п ,2_16
9 Гурко В. И. Министерство графа С. Ю. Витте. Л. и ю.
себя представить ее спасителем. Поэтому он добивался, чтобы составление труда было поручено лицу, находящемуся в его распоряжении, с выделением на это специальных средств. Царь же хо> тел дать поручение Главному управлению по делам печати. Тогда Витте, чуть ли не угрожая отставкой, просил разрешить ему самому финансировать работу. 2 февраля Николай II уступил,10 Но при этом написал: «По моему мнению, роль председателя Совета министров должна ограничиваться объединением деятельности министров, а все исполнительная работа должна оставаться на обязанности подлежащих министров». Витте следующим образом истолковал это: «Так как исполнительная часть может производиться непосредственно по докладам государю или непосредственным указаниям государя, то этим путем главу правительства во всех случаях, когда желали обойти несговорчивого премьера, оставляли в стороне и делали желаемое помимо него».11
В тот же день, 2 февраля 1906 г., Витте дал понять царю, что тот инспирировал направленную против «несговорчивого премьера» петицию из Киева с большим числом подписей. «Конечно, я мог бы узнать, — писал Витте Николаю II, и царь подчеркнул эти слова, — и ее авторов, и ее инициаторов». «Осерчал граф», — написал на полях Николай II.12
Через несколько дней премьер поднял против царя бунт своего кабинета, не согласившись с двумя назначениями на министерские посты, произведенными царем. Несмотря на то что назначение министров оставалось по указу 19 октября 1905 г. прерогативой царя, Витте собрал членов своего кабинета на частное совещание и добился единогласного решения о том, что кандидаты царя не отвечают требованию однородности состава правительства. 12 февраля 1906 г. Витте подал всеподданнейший доклад о решении совещания министров. Вызывающий характер этого неслыханного по тогдашним государственно-правовым понятиям и бюрократическим традициям акта усугублялся сделанным Витте царю упреком в том, что «все нарекания, обвинения и озлобления за действия правительства» направляются на председателя Совета министров, хотя «о весьма серьезных и печальных мерах» он часто узнает из газет, и звучавшей как требование просьбой не распускать правительство до созыва Думы. Царь капитулировал перед своим кабинетом.13 Но на его отношении не только к Витте, но и к объединенному правительству как институту это отразилось неизгладимым образом.
Как и в других областях государственной деятельности, царь и премьер состязались в сфере карательной политики. Они упрекали друг друга то в излишнем карательном усердии, то, наоборот, в
10 Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. С. Ю. Витте—мемуарист. СПб., 1994. С. 60. В примеч. 4 по ошибке включен текст со слов: «Я этого нахальства никогда не забуду».
11 Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 3. С. 334.
12 КА. 1925. Т. 4—5. С. 157.
13 Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 3. С. 211—212.
чиберализме. В письме к матери царь назвал Витте по этому по-
воДУ «Хамелеоном».14
Чтобы ослабить влияние премьера, царь опирался на генерала п Ф. Трепова, который с приходом к власти Витте лишился положения петербургского генерал-губернатора с особыми полномочиями, товарища министра внутренних дел, заведующего полицией и командующего отдельным корпусом жандармов, но получил весьма влиятельный благодаря повседневной близости к царю пост дворцового коменданта, а также на Дурново. Сразу же после своего назначения управляющим МВД Дурново принял, по словам В. И. Гурко, энергичный образ действий в борьбе с революцией, несмотря на то что совещание представителей воинских частей, за исключением генерала Г. А. Мина, командовавшего Семеновским полком, высказалось в том смысле, что ввиду настроения солдат их участие в подавлении массовых выступлений невозможно. Витте же в ноябре—декабре иногда демонстрировал, что не сочувствует образу действий Дурново, а затем «неоднократно просил Дурново ослабить репрессии», однако делал это «лишь с января 1906 г., когда революция на улицу более не выступала».15 В это время Дурново был утвержден министром, а дочь его пожалована фрейлиной. Убедившись, что Дурново «готов для своей карьеры подставлять мне ножки или вообще отречься от меня и сблизиться с Треповым, — писал Витте, — государь уже начал меньше стесняться моими мнениями»16 Мнение о том, что противостоявшую Витте «звездную палату» возглавлял именно Трепов, было весьма распространено. Однако нельзя не согласиться с возглавлявшим тогда Петербургское охранное отделение А. В. Герасимовым, который утверждал, что Трепов и Витте с осени 1905 г. действовали рука об руку и даже в назначении Витте на пост премьера сыграла роль рекомендация Трепова. Сам Трепов, покидая свой пост после образования правительства Витте, подал прошение об отставке 25 октября 1905 г. не на высочайшее имя, а на имя премьера. В нем он, как и накануне 17 октября, в сущности, поддерживал курс Витте и как бы самоустранялся, чтобы не мешать правительству. «При существующих обстоятельствах я чувствую себя выбитым из колеи, имя мое представляет знамя, которое для весьма многих общественных элементов является враждебным, и не без основания: все громче и громче раздаются голоса о том, что пребывание мое у власти препятствует умиротворению страны», — писал он.17 По словам Герасимова, Витте видел в Тре-пове «своего человека при дворе... у них были заранее распределены роли», и Трепов как союзник оказывал Витте серьезную поддержку до начала 1906 г., когда влияние его возросло и отношения с премьером испортились.18
14 КА. 1927. Т. 3. С. 187. См.: Плавник Л. Б. Витте и революция1905— 1907 гг. // Государственный музей революции. М., 1947. Сб. 1. С. 150—184.
15 Гурко В. И. Министерство графа С. Ю. Витте. Л. 89.
16 Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 3. С. 334.
17 РГИА. Ф. 1622. Оп. 1. Д. 381.
18 Герасимов А. В. На лезвии с террористами. М., 1991. С. 36, 42, 74.
17 Власть и реформы
В обстановке острых противоречий проходило и обсуждение аграрного вопроса. В первые же после манифеста 17 октября дни Трепов, И. Л. Горемыкин, А. А. Будберг (наиболее ярый против» ник Витте), судя по запискам которого, дело доходило даже д0 замыслов убийства премьера,19 и сам царь стали искать способы умиротворения крестьянства. «Я очень сожалею, — писал царь, — что в манифесте 17 октября не было упомянуто о крестьянах и мерах удовлетворения их нужд. ... Вопрос, конечно, первостепенной важности и, по-моему, несравненно существеннее, чем те гражданские свободы, которые на днях дарованы России. Правильное и постепенное устройство крестьянства на земле обеспечит России действительное спокойствие внутри на много десятков лет».20 Трепов, который говорил, что готов даром отдать половину своей собственной земли ради сохранения второй половины от захвата крестьянами, представил царю проект проф. П. П. Мигули-на, основанный на идее принудительного отчуждения около половины помещичьих земель в пользу крестьянства.21 Меру эту, по мигулинскому проекту, предполагалось осуществить немедленно властью самого царя, но он передал проект для обсуждения в Совет министров. Будберг и Горемыкин, составивший записку о том, что манифест 17 октября ничего не дал крестьянству, предлагали отменить выкупные платежи. Министерство финансов предлагало частичное их понижение. Совет министров 31 октября 1905 г., по-видимому, встал на эту точку зрения, хотя и считал, что при недостатке войск царский манифест об уступках крестьянству необходим. Несмотря на то что царь считал необходимым отменить все выкупные платежи, 3 ноября было объявлено об их уменьшении наполовину в 1906 г., отмене с 1907 г., а также о разрешении Крестьянскому банку покупать в неограниченном размере помещичьи земли для перепродажи их крестьянам с предоставлением им кре-
дитов.
Однако, как сказал царь на заседании Совета министров 3 ноября 1905 г., «Выкуп [ные] платежи не такая больная сторона. Землю хочется иметь».23 К удовлетворению именно этой кресть-
19 Соловьев Ю. Б. Самодержавие и дворянство в 1902—1907 гг. Л., 1981. С. 188.
20 Цит. по: Там же. С. 193.
21 Из 85 млн. десятин частновладельческих земель, включавших в себя 42 млн. десятин лесов, Мигулин предлагал немедленно выкупить 25 млн., для чего требовалось 2 млн. руб. Из этой суммы, считал он, весь ипотечный долг— а 43 млн. десятин частновладельческих земель было заложено в Дворянском и частных банках— «целиком может быть переведен на крестьян, остальные же 500 млн. руб. могут быть выданы 5%-ми выкупными свидетельствами (как это было сделано в 1861 г.). Против мобилизации крестьянской земли он решительно возражал. «С отменою выкупных платежей,— писал он,— крестьянская земля становится отчуждаемой в посторонние руки, так сказать, поступает на рынок и может быть скуплена специалистами— эксплуататорами крестьянской бедноты, которых у нас особенно много». («Записка проф. Мигулина, полученная мною от его Величества». Рукой С. Ю. Витте. Б. д.: Фонд Витте в Бахметьевском архиве Колумбийского университета в Нью-Йорке).
" Совет министров Российской империи: 1905—1906. Л., 1990. С. 31—40.
23 Там же. С. 35.
некой нужды в земле был направлен проект главноуправляющего земледелием и землеустройством Н. Н. Кутлера, составленный проф. А. А. Кауфманом при участии директора Департамента государственных имуществ А. А. Риттиха. Проект предусматривал обязательное, с частичным вознаграждением, отчуждение частновладельческих и иных земель, причем необрабатываемые земли, кроме лесов, а также обычно сдававшиеся в аренду подлежали отчуждению без ограничений, а другие — в зависимости от размеров имения. Хотя Витте во всеподданнейшем докладе оценивал проект Кутлера как «составленный на основаниях, более мягких», чем мигулинский,24 как только о подготовке кутлеровского проекта стало известно, сейчас же, в середине ноября, появилась записка с резким протестом против принудительного отчуждения и требованием ограничиться уже произведенным расширением функций Крестьянского банка.25 Автор этой записки (исследовательница аграрной истории России этого периода М. С. Симонова считает, что им был уже упоминавшийся В. И. Гурко) видел способ умиротворения крестьянства не в отчуждении в его пользу части помещичьих земель, а в усилении дифференциации в его среде. Он призывал власть опираться не на неимущие слои крестьянства, «хотя бы уже потому, что эти слои одновременно и наименее нравственно устойчивые, и наименее деятельные», а «на наиболее крепкую и надежную» часть крестьянства, на те элементы, которым невыгодно отчуждение помещичьих земель, которые они арендуют. Сопротивление проекту Кутлера со стороны помещичьих кругов усиливалось благодаря тому, что подавление декабрьского восстания и зимний спад крестьянского движения умерили тревоги в «верхах». Напрасно Витте в своем всеподданнейшем докладе 10 января 1906 г. предсказывал усиление аграрных беспорядков весной. Царь отверг кутлеровский проект, написав: «Частная собственность должна оставаться неприкосновенной».26 Витте пожертвовал Кутлером, который должен был покинуть свой пост. Отклонение этого проекта означало отказ от попыток заменить уступками социально-экономического характера всестороннее развитие начал государственно-политического реформирования, заложенных в манифесте 17 октября, хотя сам Кутлер придерживался иной точки зрения. При всем том стремление кабинета Витте— Дурново пойти навстречу сторонникам ограничительного истолкования манифеста 17 октября и свести к необходимому минимуму вытекающие из него преобразовательные меры, как и природа либеральной оппозиционности, проявилось со всей полнотой в ходе обсуждения проекта нового избирательного закона. Поначалу, впрочем, дело обстояло иначе. Как утверждал В. И. Гурко, Витте вместе с Треповым и петербургским градоначальником генералом В. А. Дедюлиным некоторое время предавался беспочвенному ликованию по поводу манифеста 17 октября. Вызвав Крыжановского,
24 Там же. С. 149.
25 Аграрный вопрос в Совете министров. М.; Л., 1924. С. 63—70; Симонова М. С. Аграрная политика самодержавия в 1905 г. // ИЗ. 1968. Т. 81.
26 Гг»«>т министгюв Российской империи: 1905—1906. С. 150.
он до ночи беседовал с ним как с составителем положения о булы-гинской Думе о его изменении в соответствии с манифестом.27 Но скоро дело стало меняться.
В начале ноября 1905 г. Гучков и Шипов привезли из Москвы проект бесцензового закона, по которому избирательное право предоставлялось всем мужчинам, достигшим 25 лет, с двухстепенным голосованием по губерниям и областям. Витте выразил им свое согласие с принципом всеобщего избирательного права. Но Крыжановский заявил им, что он сомневается в искренности согласия Витте с принципом всеобщего избирательного права, да и в прочности положения самого председателя правительства. «Я боюсь, — сказал он, —как бы мне не пришлось, в случае падения графа Витте, составлять еще третий проект закона о выборах в Думу и, может быть, на началах еще более узких, чем положение 6 августа».28
Действительно, на заседании Совета министров 19 ноября 1905 г., когда Шипов высказался за всеобщее избирательное право, подчеркнув, что его введение предрешено вторым пунктом манифеста 17 октября, Витте выступил с возражениями. Он отрицал данное Шиповым толкование манифеста и отстаивал общие основы положения 6 августа. Его поддержал А. Д. Оболенский, обер-прокурор Синода. Дурново во время реплики Шилова .о том, что «только общие выборы могут внести желательное умиротворение в среду так называемого третьего элемента», демонстративно ушел. Оболенский затем предъявил Шилову специальную записку с виттевским толкованием манифеста и даже с упоминанием о том, что именно манифест препятствует введению всеобщего избирательного права в обход установленного им нового законодательного порядка.29 Однако политическая ситуация после всеобщей стачки, влияние Петербургского Совета (ходили слухи о том, что во время почтово-телеграфной забастовки канцелярия Совета министров обращалась в Совет с просьбой разрешить отправку распоряжений премьер-министра, и даже о намерениях Совета арестовать Витте, ввиду чего была установлена его охрана силами Преображенского полка) — все это заставляло правительство непременно предоставить рабочим избирательные права. Это предусматривалось правительственными проектами избирательного закона, которые противопоставлялись введению всеобщего избирательного права. Речь шла лишь о том, вводить ли отдельное представительство от рабочих. «За последнее время, — говорилось в мемории Совета министров, — рабочий класс, находящийся в весьма сильном брожении, идет впереди охватившего страну движения и проявляет его в едва ли не наиболее острой и опасной форме. Между тем, получив участие в выборах, обеспечивающее рабочим возможность реального представительства их интересов в
27 Гурко В. И. Министерство графа С. Ю. Витте. Л. 8. «Сказывалась органическая склонность Витте к просвещенному абсолютизму— форме правления столь же заманчивой, как и трудно осуществимой»,— писал по этому поводу Гурко.
28 Шипов Д. Н. Воспоминания и думы о пережитом. С. 359—360.
29 Там же. С. 368—374.
государственной Думе, класс этот в значительной, как можно надеяться, части придет к успокоению, так как в вопросе о выборах деятельность крайних революционной и социалистической партий лишится столь благоприятной для них почвы».30 Среди аргументов против выделения рабочих в особую группу избирателей был и тот, что это «создало бы и укрепило в умах рабочих масс предположение о раздельности рабочих интересов от польз и нужд остального населения и о том, что рабочий класс является по отношению к остальным чем-то вроде государства в государстве». Тем не менее Совет министров остановился на системе отдельного рабочего представительства «ввиду обеспечиваемого ею успокоения рабочего класса и охранения общих выборов от участия в них наиболее беспокойного и опасного элемента».31 Число рабочих представителей в Думе решено было свести к 14, хотя если бы рабочее представительство в Думе было осуществлено в соответствии с численностью рабочего населения, оно составило бы 70 человек.
Новый избирательный закон окончательно утверждался особым совещанием под председательством царя. Оно собиралось 5, 7 и 11 декабря 1905 г., когда революционные события принимали все более грозный характер. Накануне был проведен арест Петербургского Совета и установлено тюремное заключение для участников стачек в предприятиях государственного значения, хотя одновременно были легализованы экономические стачки. Гучков и Шипов, выступавшие за всеобщее избирательное право, возражали против рабочего представительства с классовых позиций. Гучков возмущался тем, что «дается премия» «именно тем элементам, которые наиболее шумели». «Они имеют в Думе особое представительство в лице 14 депутатов. Эти последние будут, несомненно, держать в руках нити всего рабочего движения и будут диктовать и правительству, и обществу, и народу свои условия. Это будет организованный стачечный союз», — заявил Гучков.32 С тех же позиций возражали против отдельного рабочего представительства В. И. Тимирязев, возглавивший созданное Министерство торговли и промышленности, в ведение которого перешел из Министерства финансов рабочий вопрос («Им создается особое положение для рабочих, и притом не для всех, а только для организованных — фабричных, заводских и горных. Между тем именно рабочий класс всего более воспринял социалистические учения»), и соперник Витте по реформаторству октябрьских дней Будберг, видевший «главный дефект» проекта Совета министров в «сплочении рабочих».33