От манифеста 17 октября 1905 г. к третьеиюньскому перевороту 1907 г. 6 страница
33 Там же. Т. 2. С. 437—438: Т. 3. Л. 1925. С. 133—134.
34 Дякин В. С. Буржуазия, дворянство и царизм. С. 192, 211.
35 Новое время. 1913. 14 июля.
36 Падение царского режима. Т. 3. С. 134.
37 Подсчитано по изд.: Министерство внутренних дел: Выборы в Государственную Думу третьего созыва. СПб., 1911. С. VIII-X.
чивает уровень жизни, подобающий «интеллигентной семье» 3« Таких семей, по его прикидкам, в 1905 г. на всю страну было около 60 тыс.39 Вероятно, на самом деле эта цифра была несколько больше, но все равно речь идет о тончайшей пленке состоятельных людей на поверхности океана нищей крестьянской России. Управлять страной при такой немногочисленной опоре можно было только имея дело с народом, не освободившимся от веры во власть и от страха перед нею. После 1905 г. такого народа не было. «Двадцать лет покоя» просил у истории Столыпин на то, чтобы создать режиму более прочную опору — крестьянина-собственника. Простоит ли третьеиюньское сооружение эти двадцать лет, зависело прежде всего от обстановки снаружи, от того, удастся ли обойтись без опасных для империи войн и избежать новых революционных потрясений. Но существенным было и хотя бы минимальное согласие внутри системы.
Поначалу основная масса торгово-промышленных лидеров была готова оставить старой бюрократии политическую власть. Но они очень решительно выступали против государственного вмешательства в частнопромышленную деятельность и против казенного предпринимательства. Тем самым буржуазия поднимала руку на святая святых российской бюрократии. Государство в России играло большую, чем на Западе, роль не только в политической, но и в экономической жизни страны и не собиралось отказываться от этой роли. Здесь сказывались и корыстные интересы бюрократии. Но главным было убеждение — только она, носительница власти, может знать и решать, что на самом деле нужно стране. «Правительства, будучи лишены необходимой подвижности, — настаивали буржуазные лидеры, — не могут быть хорошими предпринимателями».40 Это действительно было так. Стоимость продукции на казенных заводах была значительно выше, чем на частных. Убытки покрывались из бюджета. Заводы надо было содержать независимо от того, есть ли в данный момент заказы. В 1907 г., когда казна задыхалась от безденежья, была принята программа строительства дредноутов для Балтийского флота.41 Но казенное хозяйство (военные заводы, железные дороги, лесные и земельные угодья, винная монополия) были экономической основой режима, противовесом растущей мощи буржуазии. И именно поэтому помещичья реакция призывала казну еще шире распространить сферу своего влияния.
В предвоенные годы соперничество частного капитала и казны усиливается. Построив новые заводы, российский капитал все острее нуждался в заказах на их продукцию и все громче требовал ликвидировать казенные предприятия «ради искоренения ... гро-
38 Журнал комиссии по вопросу о введении подоходного обложения 12— 17 мая 1905 г. (РГИА. Ф. 1162. Оп. 5. 1907 г. Д. 11. Л. 42).
39 Подсчитано по изд.: Опыт приблизительного исчисления народного дохода по различным его источникам и по размерам в России. СПб., 1906. С. 90—91.
40 См.: III очередной съезд представителей промышленности и торговли: Доклады и записки. СПб., 1908: Основы торгово-промышленной политики России. С. 15.
41 Шацилло К. Ф. Государство и монополии в военной промышленности России: Конец XIX в.- 1914 г. М., 1992. С. 56.
-одного вреда», наносившегося частной промышленности.42 Власть реагировала на это стремлением расширить казенное хозяйство — увеличить долю государственных дорог в общей железнодорожной сети, установить государственную монополию на <<средоточия силы падения воды», не пустить капитал в строительство элеваторов.43 Морское министерство предлагало, чтобы казна сосредоточила в своих руках не только 60—80 % заводов, производивших вооружение, но и предприятия, снабжавшие их сталью и углем.44 Одновременно, как признало Министерство финансов, становилось «все более и более энергичным» государственное вмешательство в частную торгово-промышленную деятельность. В годы промышленного кризиса и депрессии 1900-х годов власть покровительствовала синдикатам. Тогда регулирование ими заказов на металлургическую продукцию и топливо помогало спасти от краха предприятия, созданные в 90-е годы. Но с началом предвоенного подъема синдикаты становились опасными. Они могли поднять цены, по которым казна расплачивалась за свои заказы. И отношение власти к синдикатам изменилось. В 1913 г. даже Министерство финансов — в глазах дворянской реакции покровитель ненавистного ей капитала — предлагало в случае необходимости воздействовать на синдикаты всеми доступными экономическими мерами — от контроля за ценами и прибылью до принудительного выкупа предприятий в казну.45 В том же году власть начала преследование крупнейших синдикатов «Продамета» и «Продуголь». Несмотря на протесты российской буржуазии, подкрепленные дипломатическим давлением из Парижа, Министерство торговли и промышленности в марте 1914 г. приняло программу постепенной ликвидации «Продугля». К началу 1916г. синдикат прекратил свое существование.46 Под предлогом борьбы против скупки земли евреями Совет министров 18 апреля 1914 г. установил ограничения в приобретении земли любыми акционерными обществами — не более 200 десятин и каждый раз с особого разрешения. Управление земледелия надеялось таким способом не пустить на земельный рынок богатого конкурента. Просить разрешения на каждый свой шаг (ведь земля нужна и для постройки заводов) значило идти к власти «на поклон, как в ханскую ставку», — так оценила эти правила буржуазия и пригрозила вообще забрать свои капиталы из России.47 И опять, объявив о приостановке действия Правил 18 апреля, власть без особой огласки применяла в годы войны и нормирование акционерного землевладения, и введенные Пра-
42 См.: Труды Четвертого очередного съезда представителей промышленности и торговли. СПб., 1910: Доклад А. К. фон Дезена о казенных подрядах и поставках. С. 14—16.
43 Кризис самодержавия в России : 1895—1917. Л., 1984. С. 432—434.
44 Шаиилло К. Ф. Государство и монополии... С. 32.
45 Кризис самодержавия в России. С. 435—440.
46 Поликарпов В. В. Антимонопольная политика самодержавия в 1914— 1917 годах // ВИ. 1992. № 11 — 12. С. 22.
47 Журналы заседаний Восьмого очередного съезда представителей промышленности и торговли, состоявшегося 2, 3 и 4 мая 1914 г. в Петрограде. Пг., 1915. С. 56, 113.
вилами ограничения для участия евреев в управлении акционепг ными предприятиями.48
Власть как бы демонстрировала даже далеким от либерализма лидерам буржуазии: в третьеиюньской монархии не гарантированы не только ее политические, но и экономические интересы. Ответом на эти демонстрации стала докладная записка «о мерах к развитию производительных сил России», которую Совет съездов промышленности и торговли представил правительству в июле 1914 г. Промышленники развернули действительно широкую программу, какой правительство так и не сумело выработать. Естественно, в этой записке содержалось требование убрать все препятствия на пути частной инициативы в финансах, промышленности и на транспорте. Много внимания уделялось и сельскому хозяйству. Буржуазия прекрасно понимала, что без зажиточного крестьянина у нее не будет прочного рынка сбыта в стране. Но самым характерным в записке было откровенное неверие ее авторов в способность власти проявить достаточную «осведомленность» и «сознательность» в делах экономики. Поэтому они предлагали создать для обсуждения этих дел особый орган при Совете министров с участием представителей законодательных палат и торгово-промышленных организаций.49 Это был вежливо сформулированный, но достаточно определенный вотум недоверия бюрократии.
Одновременно росло недовольство буржуазии своим политическим положением. Радикальное крыло промышленников во главе с П. П. Рябушинским хотело прежде всего оттеснить поместное дворянство с его позиций. Уже в 1907 г., на 2-м съезде промышленности и торговли, Рябушинский предложил ввести налог на «незаработанный доход» помещиков — на рост стоимости их земель.50 По сути дела это означало: помещики, не умеющие извлекать доход из своих имений, должны с ними расстаться. С 1909 г. Рябушинский и его союзники начали издавать газету. «Утро России». Газета подчеркивала роль, которую буржуазия должна сыграть в жизни страны, и предсказывала неминуемую гибель поместного дворянства. «Жизнь, — писала газета, — перешагнет труп тормозившего ее сословия с тем же равнодушием, с каким вешняя вода переливает через плотину».51 Призывы к буржуазии осознать «свою политическую роль в стране», потребовать «своего места в делах государства» стали все чаще звучать в речах и других участников торгово-промышленных съездов.52
«Левение» буржуазии стало особенно заметным с 1912г. В нашумевшей речи на 6-м съезде промышленности и торговли Рябушинский торжественно провозгласил, что «купец идет», а его газета тут же потребовала «дать ему место ... на государственной
48 Поликарпов В, В. Антимонопольная 'политика... С. 23.
49 РГИА. Ф. 32. Оп. 2. Д. 31. Л. 1 — 127.
50 Второй очередной съезд представителей промышленности и торговли: По поводу внесенного в законодательные учреждения проекта подоходного налога. Доклад Совета съездов. СПб., 1907. С. 15—16.
51 Утро России. 1910. 18 марта.
52 Дякин В. С. Буржуазия, дворянство и царизм. С. 187.
службе».53 На выборах в IV Думу первые курии Петербурга и Москвы, в принципе не любившие интеллигентов-кадетов, отдали им предпочтение перед своим братом-купцом, но октябристом. В Москве проигравшим оказался сам А. И. Гучков. Октябристы были разбиты и на выборах в Государственный совет от торговли и промышленности. Сторонники Рябушинского все больше захватывали позиции в цитадели октябристских буржуазных лидеров — Московском биржевом комитете.54
1913 год принес дальнейшие политические декларации промышленников. Выступая в присутствии премьера Коковцова, председатель Комитета Нижегородской ярмарки А. С. Салазкин напомнил, что власти пора, наконец, выполнить обещания Манифеста 17 октября 1905 г. Практически выражая неверие, что бюрократия захочет и сможет сделать это, Салазкин подчеркивал: «Торгово-промышленный класс... желает принимать ближайшее участие в делах общественного самоуправления и государственного строительства».55 Весной 1914 г. с трибуны 8-го съезда промышленности и торговли Рябушинский, не стесняясь в выражениях, выразил надежду, что страна «сумеет пережить свое маленькое правительство».56
Все эти заявления не означали, однако, что буржуазия выступает против монархии или даже рвется немедленно в министерские кресла. «Утро России», призывавшее буржуазию к «убежденному радикализму»,57 не скрывало, что просто ведет торг. Для того чтобы получить обещанное Манифестом 17 октября, писала газета, нужно «требовать дальше, гораздо дальше, не стесняясь „запросом", чем дальше, тем лучше».58 Но власть не хотела давать и того, что пришлось пообещать в 1905 г. Поэтому недовольство буржуазии становилось все глубже, а ее давление на опоры третье-июньского здания — все сильнее.
Но и поместное дворянство не было довольно. То, что делала власть всегда, а после 1907 г., может быть, в особенности, было направлено на защиту позиций дворянства в обществе. Бюрократия была связана с дворянством в большой мере своим происхождением, образом жизни, самодержавной идеологией. Чем большую силу набирала буржуазия, тем отчетливее выступали продворян-скиё настроения в правящих кругах. Кроме чувства «родства», эти настроения порождались и просто стремлением сохранить помещика как противовес буржуазии, чтобы не остаться с нею один на один. Но, с одной стороны, и по отношению к дворянству бюрократия была убеждена: она лучше знает, что ему нужно. При неоглядных российских просторах она при этом нередко слабо разбиралась в реальной жизни провинции, с которой сталкивалось ря-
53 Утро России. 1912. 10 мая.
54 Дякин В. С. Буржуазия, дворянство и царизм. С. 81—83.
55 Русское слово. 1913. 17 авг.
56 Журналы заседания Восьмого очередного съезда представителей промышленности и торговли... С. 101.
57 Утро России. 1913. 13 нояб.
58 Там же. 1912. 27 окт.
S63
довое дворянство. А с другой стороны, поместное дворянство хотело невозможного. Если очистить его декларации от словесной шелухи, оно хотело в XX в. жить, как в XIX-м. И когда это не получалось — винило во всем власть.
Власть оказывалась виноватой в том, что изменилась политическая действительность. «Дряблая, слабая духом, слабая энергией и волей, правительственная власть под напором событий преувеличила значение опасности ... и расширила понимание свобод 17 октября», — выговаривал правительству Пуришкевич 59 от имени собратьев по сословию, которому Николай II, между прочим, долго припоминал трусливую пассивность в дни революции. Власть оказывалась виновной и в том, что земля уплывала из помещичьих рук. Занявшись земельной реформой, правительство действительно не имело в 1907—1914 гг. денег на то, чтобы в прежних размерах кредитовать помещиков через Дворянский банк. И не умея жить не в долг, дворянство плакалось, что правительство отдает предпочтение крестьянам, а его разоряет. Даже самый серьезный экономист из деятелей объединенного дворянства, В. И. Гурко, ужасаясь тому, как много имений готовы были в 1906—1907 гг. продать Крестьянскому банку помещики, обвинял в этом не помещиков, а банк.60 Банк постоянно кляли за низкие якобы цены, которые он давал за помещичьи земли, требовали, чтобы полученные прибыли он вернул на нужды «благотворительных капиталов дворянства».61 Мечтая сохранить и возродить «дворянские гнезда», объединенное дворянство настаивало, чтобы, вопреки своему прямому назначению, этим занимался Крестьянский банк 62 или Дворянский — на средства, подаренные ему Николаем II по случаю 300-летия дома Романовых.63
С первого до последнего съезда объединенное дворянство добивалось, чтобы государство возместило помещикам убытки от аграрных беспорядков 1905—1906 гг. Налоги, которые буржуазия считала направленными против нее, дворянство объявляло покушением на его карман. Помещики требовали обильного кредита, основанного к тому же не на общих коммерческих принципах.64 Это подавалось как забота об общегосударственных интересах и подъеме сельского хозяйства вообще. Все громче выдвигалось требование «национализации» кредита — создания специальных кредитных учреждений, которые снабжали бы деньгами только русских.65 Речь опять-таки шла о казенном кредите, поскольку част-
59 Труды V съезда уполномоченных дворянских обществ 32 губерний. СПб. 1909. С. 129.
60 Труды IV съезда уполномоченных дворянских обществ 32 губерний. СПб.
1909. С. 137—138.
61 Труды VI съезда уполномоченных дворянских обществ 33 губерний. СПб.,
1910. С. 326.
62 Труды V съезда... С. 119.
63 Труды IX съезда уполномоченных дворянских обществ 39 губерний. СПб., 1913. С. 25.
64 Труды VI съезда... С. 99.
65 Труды VIII съезда уполномоченных дворянских обществ 37 губерний. СПб., 1912. С. 20.
ные банки объявлялись покровителями «инородцев» и врагами поместного землевладения.
Если в политических вопросах объединенное дворянство было агрессивно-наглым, то на его экономической позиции лежала печать не только иждивенчества, но и беспомощности. Поместное дворянство в своей массе не смогло приспособиться к капитализму. Самые богатые помещики одновременно становились и владельцами акций банков и промышленных предприятий. Но таких было немного. Среди хозяев промышленных и торговых заведений в городах в 1905 г. дворяне и чиновники составляли всего 2,2 %. Среди земских избирателей —владельцев неземельных имушеств на дворян приходилось 13,4 % в 1906—1907 гг. и 9,8 % в 1912—1913 гг. Ббльшую их часть составляли владельцы городских домов и дач. Даже предприятия по переработке продукции собственных имений встречались не слишком часто.66 Предложения Н. А. Павлова и В. Н. Снежкова попытаться сделать что-то самим для увеличения своих доходов не нашли поддержки объединенного дворянства. Проект Павлова — объединение дворян на экономической почве («самим работать и самим торговать»,67 т. е. вытеснить хлеботорговцев) — был похоронен за полной несбыточностью. В идее Снежкова создать союз уездных земств было рациональное зерно — земства уже имели опыт торговых операций, хотя и попроще, чем хлебные. Но объединенное дворянство боялось союза земств. Он, с одной стороны, напоминал о предреволюционных годах, а с другой — в случае удачи подчеркнул бы ненужность чисто дворянской организации.68 Вершиной экономической мысли объединенного дворянства стал доклад на съезде в марте 1914 г. о кризисе частного землевладения. Составленный почти одновременно с запиской Совета съездов промышленности и торговли, доклад демонстрировал редкое убожество мысли, особенно заметное рядом с программой буржуазных лидеров. Авторы доклада собрали вместе некоторые из давно уже обсуждавшихся предложений: развивать сельскохозяйственный кредит и элеваторную сеть, улучшить местные дороги, укрепить земские финансы, но не увеличивать при этом земское обложение и т. п. К этому были добавлены чисто помещичьи пожелания обеспечить их хозяйства дешевой рабочей силой, а для этого сократить отход крестьян на заработки за границу и установить льготные тарифы на перевозку батраков.69 На общую экономическую программу идей
не хватило.
Когда же более практичные дворянские деятели, собравшиеся в земствах, пытались что-то делать, они тут же вступали в кон-
66 Кризис самодержавия в России. С. 335; Дякин В. С. Земство в третьеиюнь-ской монархии (структура избирателей и гласных) // ИЗ. М., 1987. Т. 115. С. 96,
98, 103.
67 Труды VII съезда уполномоченных дворянских обществ 37 губерний. СПб.,
1911. С. 232.
68 Труды V съезда... С. 320; Труды VIII съезда... С. 41.
69 Труды X съезда уполномоченных дворянских обществ 39 губерний. СПб., 1914. С. 14.
фликт с властью. После 1906 г., устранив либеральных лидеп0в из большинства земств, правые и октябристы стали задавать них тон. Но очень быстро обнаружилось, что земское хозяйство требует продолжения политики их предшественников — создавать различные специализированные службы (статистические агрономические и т. п.) и приглашать в них интеллигенцию -1 ненавистный «третий элемент». Для координации работ в разных районах нужно было собирать межгубернские съезды и создавать общеземские организации. И то и другое не было предусмотрено Положением 1890 г. Работа земств, особенно по созданию начальных училищ и агрономической помощи крестьянам, была нужна самому правительству. Поэтому сначала, в расчете на благонадежность новых хозяев земских управ, власть, каждый раз со скрипом, разрешала некоторые съезды! Показательна, однако, резолюция Столыпина по поводу съезда о начальном образовании: «Если съезд зарвется, не церемониться закрытием». С приходом в Министерство внутренних дел Н. А. Маклакова всякие съезды и постоянно действующие межземские организации стали считаться «в принципе нежелательными». Обходя помехи, чинимые министерством, роль фактического общеземского центра в 1909—1912 гг. выполняла октябристская Московская губернская управа. С 1913 г. с нею стали соперничать националисты из Киева. В 1912—1913 гг. многие земства, в том числе и совсем правые, все громче требовали расширить их полномочия и сделать общеземские съезды регулярными с учреждением собственного центрального органа. Тенденция «к дальнейшему сплочению и организации объединяющихся земств» тревожила Департамент полиции. Его страхи были преувеличены в том отношении, что объединяющиеся земства оставались сугубо благонамеренными. Но по существу полицейское чутье не подводило департамент: «деловая» оппозиция правоок-тябристских земств отражала глубокий кризис системы. Власть оказывалась неспособной договориться с собственной ближайшей социальной опорой. А земское дворянство, пытаясь обеспечить элементарную жизнеспособность местного хозяйства, незаметно для себя скатывалась к таким способам давления на правительство, к которым перед 1905 г. прибегала либеральная оппозиция. Историческая спираль совершала еще один виток, и поле
для маневра власти становилось все уже
* * *
События 1905—1906 гг. показали, что национальный вопрос становится одним из важнейших в жизни страны. Рост национального самосознания нерусского населения России угрожал самому существованию единой и неделимой империи. Опыт прошлых лет уже доказал несбыточность и опасность планов полной русификации (ассимиляции) сколько-нибудь крупных и развитых народов,
70 См.подробнее: Дякин В. С. Земство и самодержавие в третьеиюньской монархии // Вопросы истории России XIX—начала XX в. Л., 1983.
поэтому подобные планы в чистом виде сохранялись только по отношению к малочисленным и отставшим в развитии народам. Об остальных теперь говорилось, что правительство-де никогда и не стремилось к их денационализации, а устанавливало для них лишь «некоторые стеснения» «в видах ограждения коренного русского населения и обеспечения целостности государства».71 Столыпинский официоз «Россия» провозглашал: не имея целью поглощать самобытность населяющих Россию племен, власть не может, однако, допустить развития таких местных особенностей, при которых «связь той или иной народности с государством являлась бы только внешней».72
При таком подходе первой под удар подпадала Финляндия. Обладая всегда автономией, Финляндия за 1905—1906 гг. сделала еще несколько шагов по пути укрепления своей государственности. Для того чтобы не дать финскому «соблазну» распространиться на другие районы империи, особенно на Польшу, власти нужно было раздавить «сепаратистское гнездо», «пристроившееся» рядом
со столицей.
Для этого, как и в 1899 г., был избран путь такого разграничения общеимперского и внутрифинляндского законодательства,73 при котором на долю последнего остались бы дела чисто местного значения. Работа была поручена Особому совещанию, созданному осенью 1907 г. под председательством Столыпина. Было два вопроса: кто будет решать, какие финляндские законы затрагивают интересы империи, и как будут утверждаться общероссийские законы, касающиеся и Финляндии. Первый вопрос был решен уже в 1908 г. Совет министров постановил, чтобы ему присылали все финские законы, а уж он сам решит, какие из них касаются империи и потому требуют утверждения петербургских властей. Только так, считал Совет министров, можно предотвратить «опасные осложнения», порожденные нежеланием Финляндии осознать свой «долг благодарности» империи, не проглотившей ее целиком в 1809 г.74 Решению второго вопроса был посвящен закон 17 июня 1910 г. Согласно этому закону, общероссийские законы, затрагивавшие Финляндию, принимались в Петербурге, а мнение финляндских Сената и Сейма можно было и не учитывать. При этом в число общероссийских вопросов вошло все, что касалось сколько-нибудь важных сторон жизни Финляндии, — основные начала ее государственного строя, охрана порядка и суд, школьное дело, законодательство о партиях и печати и т. п.75 Имея такой закон, Россия могла покончить с финляндской автономией.
71 П. А. Столыпин—А. Н. Меллер-Закомельскому. 16 марта 1908 г. (РГИА. Ф. 1276. Оп. 4. Д. 20. Л. 40).
72 Россия. 1911. 15 янв.
73 Ошеров Б. Б., Суни Л. В. Финляндская политика царизма на рубеже XIX— XX вв. Петрозаводск, 1986. С. 31—40.
7-1 Особый журнал Совета министров 22 января и 14 мая 1908 г. // Особые журналы Совета министров царской России: 1908 год. М., 1988. С. 449, 460.
75 Соломещ И. М. Финляндская политика царизма в годы первой мировой войны (1914—февраль 1917 гг.). Петрозаводск, 1992. С. 7—9.
Конкретное применение закона началось в 1912 г. Отказав финнам в праве иметь свои войска и не желая призывать их в русскую армию, где инородцы и так составляли 25 %, правительство установило для Финляндии особый взнос в общий бюджет на покрытие военных расходов. Этот закон, пожалуй, нельзя назвать антифинским по его содержанию, но в Финляндии, имевшей собственный бюджет, он был воспринят именно так. Другой закон давал право на государственную службу в Финляндии выпускникам всех учебных заведений империи, а не только расположенных на финляндской территории. Это открывало дорогу чиновникам-русификаторам из центра, дурную репутацию которых отмечали все представители самой же власти, имевшие с ними дело на любой другой окраине. В сентябре 1914 г. Николай II одобрил программу, еще больше усиливавшую власть русских чиновников в Финляндии и оттеснявшую финнов от высших постов управления в собственной стране, но война заставила отложить осуществление этой программы.76
На западных окраинах империи власти с тревогой наблюдали за последствиями уступок, на которые пришлось пойти в 1905— 1906 гг. Быстрый рост числа частных начальных и средних школ с родным языком обучения и активность просветительных организаций («Матицы» в Польше, «Просвиты» на Украине, немецкого «Школьного союза» в Прибалтике) были для сторонников единой и неделимой России сигналом беды. «Начальные училища, — в ужасе предсказывали правые в Думе, — это только первое, а затем потребуют свою инородческую администрацию и делопроизводство во всех административных и судебных учреждениях на родном языке».77 Эти прогнозы были не лишены оснований. Территориальная автономия была минимумом, на что готовы были бы согласиться самые умеренные круги в Польше. Этот лозунг набирал силу среди части украинской интеллигенции. С 1910 г. постоянной темой в донесениях губернаторов стала тяга эстонцев и латышей к «национальной обособленности».
Между тем власть не имела в своем арсенале никаких новых орудий борьбы. Когда Столыпин узнал, что остзейские немцы, потеряв после 1905 г. веру в способность российских властей охранять их поместья, стали огладываться на Германию, его первой реакцией было привычное «стремление к увеличению в Прибалтийском крае числа коренных русских людей как в составе местного служилого класса, так и среди земледельческого населения». 18 Вслед за ним «Россия» повторила, что Прибалтика, «как и все другие окраины», должна быть связана с центром чиновниками «из того народа, который... создал огромную империю»,79 а кур-ляндский губернатор С. Д. Набоков предложил поселить в Прибалтике побольше русских крестьян «как фактор, ослабляющий
76 Там же. С. 13—15.
77 Государственная Дума: Третий созыв. Сессия IV. Ч. 1. Стб. 1126.
78 П. А. Столыпин-В. Н. Коковцову. 10 февраля 1908 г. (РГИА. Ф. 1276. Оп. 4. Д. 20. Л. 14).
79 Россия. 1908. 21 марта.
опасность массового движения среди латышей».80 Единственным оплотом власти в Польше также открыто признавалось чиновничество. При этом правительство не скрывало от себя, что «опоры в местной среде русские чиновники не ищут и не найдут».81 Недоверие власти к полякам было так велико, что в 1908 г. было решено запретить им в Польше преподавать русский язык и историю даже в частных школах.82
Единственной уступкой полякам, которую согласно было сделать правительство, был проект нового Городового положения. Предполагалось разрешить городским властям вести внутреннее делопроизводство параллельно на русском и польском языках (официальная переписка шла бы по-прежнему только по-русски), а гласным городских Дум говорить по-польски. Правые в Государственном совете провалили этот закон, издевательски заявив, что готовы подождать с самоуправлением для польских городов, пока поляки не выучаться говорить по-русски.83 Не сдержав раздражения, варшавский генерал-губернатор Г. А. Скалой писал Николаю II, что решение Государственного совета «является вредным для русского дела, если под таковым понимать не хроническое натравливание одной народности против другой».84 Понимая, что будущая война развернется на польских землях и нельзя настраивать против себя всех подряд, царь поддержал правительственный проект, вторично внесенный в Думу. И снова Государственный совет сорвал его принятие.
В Западном крае правительство даже в 1905 г, сохранило ограничения польского и преимущества русского землевладения и запреты в приеме поляков на государственную службу. Сделанные мелкие послабления власти старались взять назад. Так, в 1905 г. поляки получили право просить о продаже им в крае небольших участков земли для промышленных целей. Но Столыпин специально предупредил губернаторов, что удовлетворение таких просьб «должно бы быть не правилом, а исключением».85